Концепт сибирская зима в восприятии иностранных студентов, изучающих русский язык в вузах Сибирского региона
- Авторы: Волкова Т.Ф.1, Орлова О.В.2,3
-
Учреждения:
- Национальный Исследовательский Томский политехнический университет
- Томский государственный архитектурно-строительный университет
- Томский государственный педагогический университет
- Выпуск: № 4 (2025)
- Страницы: 16 - 24
- Раздел: ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ПРИКЛАДНАЯ ЛИНГВИСТИКА
- URL: https://medbiosci.ru/1609-624X/article/view/359755
- DOI: https://doi.org/10.23951/1609-624X-2025-4-16-24
- ID: 359755
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Анализируется концепт сибирская зима в лингвокультурной рецепции иностранных студентов, изучающих русский язык в Сибири. Цель исследования – выявить возможности познаваемой лингвокультуры и аутентичной языковой среды, наряду с эмпирическим опытом непосредственного приобщения к инокультурной реальности способствовать трансформации этнокультурных стереотипов в сознании вторичной языковой личности. Одним из таких стереотипов является традиционный стереотип о сибирской зиме как о достаточно дискомфортной, т. е. суровой, длинной, холодной и снежной. Основным методом исследования выступил ассоциативный эксперимент, в результате которого была зафиксирована 121 реакция. При обработке результатов использовался метод моделирования и научного описания. Для сбора эмпирического материала применялись метод наблюдения, ассоциативный эксперимент и метод опроса. Всего было получено 523 ответа на поставленные вопросы. В эксперименте приняли участие 27 иностранных студентов из Китая, Монголии, Вьетнама, Индонезии, Конго, Египта, Боливии, Колумбии в возрасте от 18 до 25 лет, 13 из них видели снег у себя на родине, 14 – не видели. По результатам ассоциативного эксперимента все реципиенты назвали зиму холодной или морозной. В ядерной части присутствуют ассоциации красивая, длинная, снежная, белая, суровая, ветреная, скользкая. Обращают на себя внимание вербальные ассоциаты таинственная, странная, удивительная, прекрасный опыт силы природы, сильная, которые детализируют семантику и расширяют диапазон оценочных маркеров зимы. Вторичная лингвокультура и среда влияют на трансформацию данного стереотипа в сознании иностранцев в зависимости от времени, проведенного в чужой стране, а также типа личности. Деление участников эксперимента на две группы в зависимости от того, были они знакомы с зимним климатом или нет, значимых результатов не дало. Примерно половина относится к зиме отрицательно, другая половина – положительно или нейтрально. Холодная долгая зима не нравится никому из иностранцев. Но у тех, кто не видел ранее снега, это явление природы вызывает интерес и восхищение. В итоге становится наглядным семантическое углубление стереотипа, а также возрастающее сходство представлений иностранцев о достоинствах и недостатках зимы с восприятием жителей Сибири, в частности авторов данной статьи. Таким образом, гипотеза данного исследования о стабильности и стойкости в общественном сознании иностранцев этнокультурного стереотипа об исключительно дискомфортной сибирской зиме не подтвердилась. В результате воздействия вторичной лингвокультуры и языковой среды, наряду с непосредственным приобщением к инокультурной реальности, плоский одномерный стереотип обогащается новыми лингвосмысловыми и аксиологическими маркерами и трансформируется в полноценный концепт воспринимаемой культуры. Присутствующие в языковом сознании иностранных студентов вербальные ассоциаты, связанные с сибирской зимой, практически не отличаются от представлений самих сибиряков, напротив, приближаются к ним, происходит постепенное насыщение, расширение и детализация семантики и аксиологии концепта.
Об авторах
Татьяна Фёдоровна Волкова
Национальный Исследовательский Томский политехнический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: tatyana-volkova@bk.ru
кандидат филологических наук, доцент Томск, Россия
Ольга Вячеславовна Орлова
Томский государственный архитектурно-строительный университет; Томский государственный педагогический университет
Email: o.orlova13@yandex.ru
доктор филологических наук, профессор Томск, Россия
Список литературы
- Волкова Т.Ф. Иностранный студент как языковая личность: прикладные аспекты лингвоперсонологии в практике преподавания русского языка как иностранного // Прикладная филология: идеи, концепции, проекты: сб. ст. VI Междунар. науч.-практ. конф. Ч. I. Томск: Томский политехнический университет, 2008. С. 239–244.
- Лычагина А.А. Формирование вторичной языковой личности при изучении иностранного языка: магистерская диссертация. Тюмень, 2022. 70 с.
- Богин Г.И. Модель языковой личности в ее отношении к разновидностям текстов: автореф. дис. … д-ра филол. наук. Л., 1984. 31 с.
- Карасик В.И. Языковая личность: аспекты изучения // II Междунар. науч. конф. «Язык и культура», Москва, 17–21 сентября: тез. докл. М., 2003. С. 362–363.
- Иванцова Е.В. Феномен диалектной языковой личности. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2002. 312 с.
- Абсалямова Р.А. Условия формирования вторичной языковой личности студентов // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2013. № 7 (25). С. 13–15.
- Гурулева Т.Л. Теоретико-методологические основы формирования поликультурной полилингвальной личности в системе высшего языкового образования // Вестник ЧитГУ. 2009. № 4. (55). С. 37–45.
- Лю Шуаншуан. Вторичная языковая личность китайского студента, изучающего русский язык в СФУ: магистерская диссертация. Красноярск, 2019. 99 с.
- Потёмкина Е.В. Вторичная языковая личность как объект лингводидактики // Вестник ЦМО МГУ. 2012. № 4. С. 59–64.
- Халеева И.И. Вторичная языковая личность как реципиент инофонного текста // Язык – система. Язык – текст. Язык – способность. М.: РАН ИРЯ, 1995. С. 7–286.
- Потёмкина Е.В. К вопросу о методах формирования вторичной языковой личности // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. Серия: Филология. 2013. № 2. С. 215–224.
- Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград: Перемена, 2002. 477 с.
- Воробьев В.В. Лингвокультурология. М.: Изд-во РУДН. 2008. 340 с.
- Серебренникова Е. А. Дискурсивное моделирование концептосферы учебника русского языка как иностранного: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Томск, 2023. 27 с.
- Волошина С.В., Толстова М.А. Языковая репрезентация концепта «Зима» (на материале устной речи жителей сибирских сёл) // Вестник Томского государственного университета. 2022. № 484. С. 13–26.
- Русский ассоциативный словарь. Кн. 3: Прямой словарь: от стимула к реакции. Ассоциативный тезаурус современного русского языка, ч. II / Ю.Н. Караулов, Ю.А. Сорокин, Е.Ф. Тарасов, Н.В. Уфимцева, Г.А. Черкасова. М.: ИРЯ РАН, 1996. 212 с.
- Салашник Т.В. Концепты «зима» и «весна» в национальном сознании носителей русского и английского языков // Вопросы когнитивной лингвистики. 2007. № 2 (11). С. 35–40.
- Терских М.В., Малёнова Е.Д. Специфика метафорической объективации концепта «SIBERIA» в современном американском медиадискурсе // Политическая лингвистика. 2012. № 4 (42). С. 211–220.
- Чоудхури О.Л. Номинативное поле концепта «зима» как предмет обучения русскому языку финских студентов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2011. 25 с.
- Ван Юаньин. Ксенонимы-китаизмы в сетевом дискурсе современной русскоязычной диаспоры Китая: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Томск, 2024. 26 с.
- Орлова О.В., Ли Ч. Китай, китайцы и китайское в современной русскоязычной диаспоральной лингвокультуре // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2023. № 86. С. 66–83.
- Орлова О.В. Лаовайский сетевой жаргон: китайский язык и культура в рецепции русскоязычных экспатов (введение в тему) // Вестник Томского государственного педагогического университета (TSPU Bulletin). 2018. Вып. 2 (191). С. 103–108.
Дополнительные файлы


