Дневники экспедиции как дискурсивная практика (параметры описательной модели): постановка проблемы
- Авторы: Катышева Е.Н.1, Волошина С.В.1
-
Учреждения:
- Национальный исследовательский Томский государственный университет
- Выпуск: № 6 (2025)
- Страницы: 85 - 95
- Раздел: РУССКИЙ ЯЗЫК
- URL: https://medbiosci.ru/1609-624X/article/view/359797
- DOI: https://doi.org/10.23951/1609-624X-2025-6-85-95
- ID: 359797
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Статья посвящена разработке описательной модели дневника фольклорной экспедиции как дискурсивной практики. Рассматриваются различные виды дневников, проблема их внутрижанровой типологии, аспекты изучения, номинации дискурсов, включающих тексты этого типа. Актуальность исследования определяется вниманием представителей разных гуманитарных наук к эго-текстам, созданным «простым» человеком, развитием междисциплинарных отраслей, таких как автоэтнография, автобиографические исследования, история повседневности, memory studies. Вместе с тем актуальность обусловлена необходимостью выявления и описания разных типов дискурса, в частности дневникового дискурса и его разновидностей. К исследованию привлекаются 56 дневников, созданных студентами филологического факультета Томского государственного университета во время летних фольклорных практик с 1960 по 1980 г., проходивших в селах Томской, Новосибирской, Кемеровской областей. В этих дневниках студенты фиксировали свои впечатления, описывали работу в селах, общение с носителями фольклора, а также собранный материал. Новизна исследования определяется аспектом их изучения – впервые дневник экспедиции рассматривается как дискурсивная практика и впервые изучаются данные дневниковые тексты. В работе рассматриваются ключевые маркеры дневника экспедиции как дискурсивной практики, а также обоснована необходимость их анализа с данной точки зрения. На основании существующих описательных моделей и особенностей исследуемого материала предлагается описательная модель дневника фольклорной экспедиции. Представляемая модель включает следующие параметры: социально-культурный контекст дискурсивной практики (сфера, институт, социальные группы, число коммуницирующих); коммуникативная цель, коммуникативные стратегии, описание интердискурсивных вкраплений; длительность дискурсивной практики; участники коммуникации (образы автора, адресата, информанта); композиция; хронотоп; речевые жанры; концептуальная насыщенность; задействованные средства (вербальные/невербальные). Данная модель апробирована на изучаемых дневниках: выявлено, что они отражают экстралингвистические условия их создания, в них автор и адресат не всегда совпадают, время и пространство выражены эксплицитно; в структуре дневника встречаются речевые жанры назидания, приветствия, прощания и др., одним из ключевых концептов выступает концепт «путь», языковое воплощение характеризуется богатым репертуаром лексических и грамматических средств.
Ключевые слова
Об авторах
Екатерина Николаевна Катышева
Национальный исследовательский Томский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: uu-kate@yandex.ru
аспирант Томск, Россия
Светлана Владимировна Волошина
Национальный исследовательский Томский государственный университет
Email: vsv1304@yandex.ru
доктор филологических наук, доцент Томск, Россия
Список литературы
- Кибрик А.А. Модус, жанр и другие параметры классификации дискурсов // Вопросы языкознания. 2009. Т. 2, №. 2. С. 3–21.
- Воронова Н.Г. Заметки о речевом жанре дневника // Культура и текст. 2005. № 10. С. 194–200.
- Рабенко Т.Г. Аксиологические доминанты дневникового жанра (на материале личных дневников) // Сибирский филологический журнал. 2020. № 2. С. 302–313.
- Новикова Е.Г. Языковые особенности организации текстов классического и сетевого дневников: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Ставрополь, 2005. 21 с.
- Смолина А.Н. Модель описания речевого жанра «духовный дневник»: основные параметры и воплощение (стилистический и теолингвистический аспекты) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2022. Т. 15, №. 3. С. 800-811.
- Рейнгольд А.С. Жанровые особенности литературного дневника и дневник как нелитературный текст // Вестник РГГУ. Серия: История. Филология. Культурология. Востоковедение. 2010. № 11 (54). С. 118–129.
- Громова Л.П. Блокадный дневник школьного учителя // Век информации. 2015. № 2. С. 239–272.
- Максимова А.С. Анализ полевых дневников в контексте производства этнографических текстов // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2012. №. 1 (107). С. 128–140.
- Зорина Л.Ю. Дневники студенческих диалектологических экспедиций: особенности жанра и типология текстов // Севернорусские говоры. 2015. №. 14. С. 287–311.
- Поплавская И.А. Печатные и рукописные травелоги в книжном собрании барона А.С. Строганова // Имагология и компаративистика. 2016. № 2 (6). С. 15–39.
- Комелина Н.Г. Дневник охотника: прагматика, содержание, фольклор // Русский фольклор: материалы и исследования. 2022. № 39. С. 203–213.
- Пигин А.В. Крестьянские дневники XIX–XX вв. как источники по изучению народной культуры (дневник Г.Я. Ситникова) // Кижский вестник / Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник Кижи. 2017. Вып. 17. С. 278–285.
- Вернадский В.И. «Главная цель ведения таких дневников» (вводные замечания к дневникам наблюдения за развитием сына) // Исследователь/Researcher. 2023. №. 1-2 (41-42). С. 152–154.
- Толвайшис Л.Л., Филипова А.Г. Метод дневников, географический дневник // География детства: междисциплинарный синтез исследовательских подходов и практик: тематический словарь-справочник. СПб.: Центр науч.-производ. технологий «Астерион»: Владивосток. ун-т экономики и сервиса. 2020. С. 58–63.
- Маджаева С.И., Епанчина Л.В. Композиционно-содержательная и речевая структура дневника практики студентамедика // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2: Языкознание. 2019. Т. 18, № 2. С. 57–66.
- Кедяров А.П. Спортивный дневник и его анализ как накопитель личного опыта // Мир спорта. 2021. № 1 (82). С. 102-105.
- Тавасиева А.З. Замечания в школьных дневниках: лингвостилистические особенности // Риторика. Лингвистика. 2015. № 11. С. 62–67.
- Новикова Е.Г. Особенности речевого жанра дневника // Язык. Текст. Дискурс. 2005. № 3. С. 80–89.
- Неклюдов С.Ю. «Наивная литература»: исследования и тексты. М.: Московский общественный науч. фонд, 2001. Т. 129. С. 4–21.
- Лашкевич А.В. Личный дневник и жанры «дискурса персональности» в контексте межкультурной коммуникации. Ижевск: Удмуртский университет, 2014. 173 с.
- Волошина С.В. Русские автобиографические практики XX–XXI вв.: когнитивно-дискурсивный аспект: автореф. дис. … д-ра филол. наук. Томск, 2024. 45 с.
- Дейна Л.В. Интерпретация писательских дневников на фоне классификации дискурсов // Молодой ученый. 2015. № 4. С. 759–764.
- Вознесенская И.М. Дневник: особенности семантической структуры и речевой организации // Мир русского слова. 2006. №. 3. С. 41–48.
- Леонова Е.В. Когнитивный механизм интериоризации в дневниковом дискурсе // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. 2014. Т. 14, № 1. С. 34–38.
- Федянина О.Н. «Интересная эта работа!» (дневник диалектологической экспедиции 1945 года) // Advanced science. 2017. № 2. С. 46–62.
- Светозарова Н.Д. Отчеты об экспедициях как уникальный источник информации (на материале фольклорнодиалектологических экспедиций В.М. Жирмунского) // Magister Dixit. 2013. № 3. С. 117–123.
- Фуко М.П. Археология знания / пер. с фр. М.Б. Раковой, А.Ю. Серебрянниковой. СПб.: Гуманитарная Академия: Университетская книга, 2004. 416 с.
- Ипатова Н.А. Дискурсивные практики в формировании профессиональных сообществ: автореф. дис. … канд. соц. наук. СПб., 2009. 23 с.
- Дискурсивные практики современной институциональной коммуникации / Л.В. Куликова [и др.]. Красноярск: Сиб. федеральный ун-т, 2015. 180 с.
- Ильина И.Е., Морозова О.Н. Профессиональный дискурс индустрии красоты: от терминологии к убеждению // Современные дискурсивные практики: подходы и решения / В.С. Григорьева, Н.Ю. Бородулина, М.Н. Макеева и др.; под общ. ред. Л.Г. Поповой. Тамбов: Изд. центр ТГТУ, 2023. С. 57–73. URL: https://tstu.ru/book/elib1/pdf/2023/popova.pdf (дата обращения: 21.01.2025).
- Иссерс О.С. Дискурсивная практика как наблюдаемая реальность // Вестник Омского университета. 2011. № 4. С. 227–232.
- Молодыченко Е.Н., Чернявская В.Е. Социальная репрезентация через язык: теория и практика социолингвистики и дискурсивного анализа // Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература. 2022. Т. 19, № 1. С. 103–124.
- Никонова Е.А. Дискурсивная практика и коммуникативная стратегия: эклектика vs полипарадигматизм? // Научный диалог. 2023. Т. 12, № 6. С. 123–139.
- Портреты речевых жанров: разные дискурсивные практики / Т.А. Демешкина, С.В. Волошина, Н.А. Карпова [и др.].; под ред. Т.А. Демешкиной. Томск: Изд-во Том. гос. ун-т, 2016. 278 с.
- Fairclough N. Discourse and social change. Cambridge: Polity Press, 1992. 259 p.
- Стеблецова А.О. Когнитивные структуры научного текста: этнолингвистический аспект // Вопросы психолингвистики. 2022. № 2 (52). С. 99–110.
- Баранов А.Г. Речевой жанр в системе дискурсивных структур // Медиалингвистика. 2015. № 2 (8). С. 47–57.
- Богданова Е.В. Языковые особенности жанра дневника // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2008. № 1–1. С. 28–33.
- Вознесенская И.М. Дневник: особенности семантической структуры и речевой организации // Мир русского слова. 2006. № 3. С. 41–48.
- Кальщикова Т.А. Дневник как вид коммуникативной деятельности (на материале «Дневника» А. Блока): автореф. дис. … канд. филол. наук. Нижний Тагил, 2012. 24 с.
- Кублицкая О.В. Путевая проза: жанр, стиль, дискурс, нарратив (итоги и перспективы изучения) // Вестник Марийского государственного университета. 2019. Т. 13, № 1 (33). С. 76–84.
- Зализняк А. Дневник: к определению жанра // Новое литературное обозрение. 2010. № 6 (106). С. 162–181.
- Панцерев К.А. Путевой очерк: эволюция и художественно-публицистические особенности жанра: автореф. дис. … канд. филол. наук. СПб., 2004. 24 с.
Дополнительные файлы


