Том 27, № 2 (2023)
- Год: 2023
- Выпуск опубликован: 05.10.2023
- Статей: 9
- URL: https://medbiosci.ru/1991-9468/issue/view/19362
Весь выпуск
Мониторинг образования
Сравнительный анализ профессионально-ценностных установок молодежи России и Казахстана в образовательном пространстве
Аннотация
Введение. В современном мире происходит глобальный переход к новой ценностной парадигме обуче ния, воспитания и профессионального самоопределения, что актуализирует значимость изучения обра зовательных и профессиональных установок молодежи. Цель статьи – проанализировать факторы, влия ющие на формирование системы ценностных траекторий и установок молодежи России и Казахстана, а также спрогнозировать социальные сценарии их развития.
Материалы и методы. Для изучения образовательных и профессиональных ценностных траекторий и установок молодежи России и Казахстана в 2021 г. было проведено международное эмпирическое со циологическое исследование. Сбор данных осуществлялся с помощью анкетирования, в котором приняли участие 2 005 чел. в возрасте 14–35 лет. Все респонденты проживали на территории России и Казахстана.
Результаты исследования. В результате проведенного анализа выявлен высокий уровень социально-куль турного, ценностного потенциала молодых людей России и Казахстана в образовательном пространстве. Молодежь обеих стран отмечает значимость высшего образования в личностном и профессионально-ка рьерном росте и самореализации. Их профессиональные установки и желаемые профессиональные ори ентиры разнородны. К основным факторам выбора профессии они относят интерес к профессии, высокую оплату труда, рейтинг учебного заведения; к факторам риска – низкую востребованность профессии на рынке труда, отсутствие личного интереса к профессии, низкий уровень дохода. В качестве возможно го сценария выявлены востребованность IT-компетенций на российских и казахстанских рынках труда, трансформации ценностно-профессиональных установок в сторону большей свободы и творчества, соци ально-профессиональной мобильности и гибкости молодежи.
Обсуждение и заключение. Материалы статьи могут быть использованы образовательными организа циями, органами власти, реализующими государственную политику в сфере образования для совершен ствования работы по формированию и развитию ценностных траекторий и установок молодежи России и Казахстана в образовательном пространстве и сфере профессионального самоопределения.



Экспериментальное исследование роли онлайн-кружков в повышении мотивации и самоэффективности учащихся в естествознании
Аннотация
Введение. Естественно-научная грамотность российских школьников находится на довольно низком уровне, по сравнению с другими странами, что обусловлено в том числе отсутствием интереса у учащихся к этой предметной области и уверенности в своих силах. Цифровые технологии, позволяющие внедрять новые форматы в основное и дополнительное образование, отчасти призваны решить эту проблему и повысить вовлеченность учащихся в обучение естественным наукам. Однако не все их формы пока изучены с точки зрения влияния на вовлеченность в процесс обучения и образовательные результаты детей. Цель статьи ‒ оценить влияние участия школьников в дополнительных онлайн-кружках по естествознанию на мотивацию и самоэффективность в этой предметной области.
Материалы и методы. Для изучения проблемы был проведен эксперимент, в котором приняли участие 1 023 учащихся 7–9 классов Хангаласского улуса Республики Саха. Школьники, случайным образом отобранные в экспериментальную группу, стали участниками онлайн-кружков по естествознанию на платформе «ГлобалЛаб», в то время как участники контрольной группы продолжали учиться в обычном режиме. Данные об изменении уровня мотивация и самоэффективности обеих групп были проанализированы с помощью методов структурного моделирования и инструментальной переменной при контроле социально-демографических характеристик школьников и уровня их общей любознательности.
Результаты исследования. Доказано, что онлайн-кружки повышают мотивацию и самоэффективность учащихся к естественным наукам, но массовое использование таких форматов является неоднозначным. Сравнение результатов учащихся в контрольной и экспериментальной группах показало, что попадание в экспериментальную группу привело к небольшому увеличению общей и предметной мотивации, а также предметной самоэффективности учащихся. Применение метода инструментальной переменной для оценки эффекта от участия в занятиях онлайн-кружка продемонстрировало большее влияние на мотивацию и самоэффективность, но только в том предмете, которым ребенок занимался. Одновременно с этим в исследовании был зафиксирован довольно низкий интерес школьников к участию в онлайн-кружках в качестве дополнительного образования.
Обсуждение и заключение. Сделанные авторами выводы подтверждают эффективность онлайн-кружков в повышении мотивации и самоэффективности учащихся в естествознании. Однако исследование выявляет несколько ограничений в использовании дополнительного обучения вне школы, включая отсутствие четкого понимания целей участия в подобных активностях у школьников и интереса к ним. Результаты работы позволяют критически оценить возможности онлайн-форматов в дополнительном образовании и сформулировать рекомендации для их наиболее успешного использования.



Психология образования
Гендерные особенности ресентимента у студентов вуза
Аннотация
Введение. До настоящего времени в рамках российского психологического дискурса проблема гендерных особенностей ресентимента студентов вуза не обладала автономным статусом. Она является слабо проработанной как на теоретическом, так и на эмпирическом уровнях. Исследователи обычно ограничиваются анализом отдельных его составляющих (агрессии, мести, обиды, ревности и зависти) и без уточнения гендерной спецификации их степени выраженности. Цель статьи – представить результаты исследования по теоретико-эмпирическому изучению конструктов ресентимента, характерных для студентов вуза (обиды, мести, зависти, ревности и агрессии), а также зафиксировать степени их проявления и взаимосвязи в гендерной проекции.
Материалы и методики. Для измерения заявленных конструктов ресентимента у студентов вуза (агрессии, мести, обиды, ревности и зависти) использовались следующие стандартизированные методики: «Шкала враждебности» (А. Басс, А. Дарки), «Шкалы обидчивости и мстительности» (Е. П. Ильин, П. А. Ковалев), «Многомерная шкала ревности» (С. Пфайффер, П. Вонг) и «Методика исследования завистливости личности» (Т. В. Бескова). Диагностическими процедурами было охвачено 93 чел.
Результаты исследования. По результатам эмпирического исследования выявлено наличие гендерных особенностей ресентимента у студентов вуза путем фиксации различий в проявлении заявленных конструктов: агрессии, мести, обиды, ревности и зависти. Установлено, что доминантными конструктами ресентимента у юношей выступают месть и агрессия, в то время как для девушек – обида, ревность и зависть. Ресентимент в студенческой среде имеет неоднозначный характер. С одной стороны, он оказывает пагубное влияние на духовное измерение личности и ее творческое развитие, с другой – играет роль механизма психологической защиты индивида.
Обсуждение и заключение. Полученные данные вносят вклад в развитие научных представлений о детерминации ресентимента в студенческой среде и гендерных особенностях его проявления, обогащают психолого-педагогическое знание методологией выявления функциональных конструктов ресентимента как деструктивной формы защиты индивида в условиях отчужденной реальности. Материалы статьи могут быть полезны специалистам в области социальной психологии, превентивной педагогики, девиантологии, гендерологии, обогащая их пониманием механизмов формирования ресентимента и гендерной специфики его проявления в студенческой среде.



Особенности эмоциональной сферы личности студентов-медиков в условиях образовательного процесса мегаполиса
Аннотация
Введение. Эмоциональная сфера личности формируются под влиянием системы общественных отношений, которая имеет свою специфику в вузах мегаполиса. Современные условия располагают ограниченным объемом данных о развитии эмоционально-личностной сферы и возможных рисках социально-психологических дезадаптаций студентов-медиков, обучающихся в вузах крупных городов. Цель статьи – изучение эмоциональной сферы личности студентов-медиков в условиях образовательного процесса мегаполиса на примере их конфликтности, тревожности, невротизации.
Материалы и методы. В исследовании принимали участие 105 студентов-медиков различных курсов медицинских факультетов, проживающих и обучающихся в мегаполисе. Использовался комплекс диагностических методик. Для сбора данных применялся метод поперечных срезов. Обработка полученных результатов проходила с помощью программы SPSS.
Результаты исследования. Обнаружены значимые различия в оценках невротизации у студентов разных курсов, а также в оценках стресса между студентами первого и последних курсов. На основании кластерного анализа оценок стресса, тревожности и невротизации авторы предлагают рассматривать возможную психологическую типологию студентов-медиков, что позволит эффективнее организовать учебный процесс: 1 тип – адаптированные, 2 тип – имеющие риски развития дезадаптаций, 3 тип – склонные к дезадаптации. Отсутствие прямой связи конфликтности студентов младших и средних курсов с показателями тревожности, стресса и невротизации можно объяснить тем, что студенты, переживающие сильный стресс, используют стратегию избегания взаимодействия, возможно, из-за страха возникновения конфликтов. Уровень конфликтности девушек выше, чем у юношей.
Обсуждение и заключение. Сделанные авторами выводы вносят вклад в развитие психолого-педагогических знаний, способствующих улучшению системы подготовки в медицинском вузе. Преподавателям и администрации важно учитывать полученные результаты при взаимодействии со студентами всех курсов. Опровергается предположение о сочетании всех социальных дезадаптаций по определенному пути, что указывает на необходимость продолжить исследование.



Оценка удовлетворенности студентов дистанционным и смешанным обучением
Аннотация
Введение. Удовлетворенность студентов является важным вопросом для ученых в образовательной сфере в контексте внедрения смешанного обучения. Цель статьи – на основе проведенного исследования определить эффективность смешанного и дистанционного обучения с точки зрения удовлетворенности ими студентов.
Материалы и методы. Выборка количественная. Было опрошено 200 чел.: студенты бакалавриата, а также обладатели дипломов университета. Для изучения проблемы проведен онлайн-опрос. Полученные данные анализировались при помощи SPSS версии 23.0. Применялся описательный статистический анализ с использованием частот и процентов. Для определения связи между удовлетворенностью студентов смешанным и дистанционным обучением проведен тест ANOVA.
Результаты исследования. Полученные данные показали, что удовлетворенность студентов признана важным фактором в эффективности курсов, особенно курсов смешанного обучения. Настоящее исследование дало положительные отзывы о гибридных методах обучения и дистанционном обучении и их влиянии на удовлетворенность студентов. Использование данных видов привело к лучшему обучению и академической успеваемости.
Обсуждение и вывод. Сделанные автором выводы позволяют преподавателям координировать свои действия со студентами и способствуют решению вопросов по организации учебного процесса.



Профессиональное образование
Университеты как источник формирования прекарной занятости
Аннотация
Введение. Высокие темпы социальных изменений, новые вызовы и угрозы привели к трансформации практически всех сфер общественной жизни, в том числе оказав значительное влияние на рынок труда, характер и содержание профессионально-трудовой деятельности, подготовку специалистов в высшей школе. В этих условиях перед современными университетами ставятся задачи формирования нового типа выпускника, способного оперативно включаться в разные по содержанию и характеру виды и формы трудовой деятельности. Вместе с этим вузы становятся «фабриками» по производству и воспроизводству выпускников, ориентированных на прекарную занятость, поскольку неопределенность содержания и характера труда, вызванная глобальными трансформациями на рынке труда, переориентирует систему высшего образования, меняя вектор образовательной деятельности. Цель статьи – анализ ориентаций молодежи на прекарную занятость и выявление роли университетов в их становлении.
Материалы и методы. Эмпирико-социологическое исследование было проведено в 2021 г. Методом анкетирования опрошено 716 студентов вузов г. Екатеринбург. Для глубинного понимания становления ориентаций на прекарную занятость и определение роли университетов применялись полуформализованные интервью с молодежью, деятельность на рынке труда которой можно охарактеризовать как нетипичную занятость, а также с руководителями образовательных программ и кураторами проектной деятельности Уральского федерального университета. В работе также используются результаты исследования, проведенного в 2020–2021 гг., объектом которого стали выпускники вузов Уральского региона.
Результаты исследования. Неопределенность на рынке труда, вторичная занятость и вовлечение в проектную деятельность в процессе обучения в вузе становятся факторами выбора предпочтений студентов в профессионально-трудовой деятельности: готовность к частой смене содержания труда, нетипичным формам занятости, ненормированному рабочему дню, свободному графику работы.
Обсуждение и заключение. Сделанные авторами выводы расширяют представления о потребностях молодежи на рынке труда и трансформации университетского образования в условиях неопределенности. Материалы статьи вносят вклад в развитие социологического знания и могут быть полезны управленческо-административным структурам российских вузов.



Разработка модели инновационной компетенции и ее апробация в курсе «Техно-стартап»
Аннотация
Введение. Инновационное развитие страны требует подготовки студентов к инновационной деятельности и развития у них инновационной компетенции. Однако пока отсутствует четкое понимание, как эффективно ее формировать и измерять. В статье предлагается модель инновационной компетенции в сфере техноинноваторства, созданная на основе анализа существующих обобщенных моделей инновационной компетенции и состоящей из когнитивных и некогнитивных компонентов, каждый из которых уже имеет средства диагностики. Цель статьи ‒ описание результатов апробации предложенной модели инновационной компетенции в процессе специально организованного обучения, а также выявление эффективных методик обучения и инструментов оценивания инновационной компетенции в высшем инженерно-техническом образовании.
Материалы и методы. В статье описан комплексный инструментарий, позволяющий оценивать изменение каждого компонента инновационной компетенции в сфере техноинноваторства. С его помощью выявлялись методы обучения, наиболее эффективные для развития инновационной компетенции в процессе обучения в вузе будущих техноинноваторов. Использовался квазиэкспериментальный план исследования с участием 521 студента Высшей школы экономики, которые в течение семестра осваивали специально созданный учебный курс «Техно-стартап». В сборе данных приняли участие 58 трекеров. Результаты были подвергнуты статистическому анализу: рассчитаны средние значения, значения стандартного отклонения, применена модель линейной регрессии.
Результаты исследования. Предложенный инструментарий обладает надежностью и валидностью. Зафиксировано в среднем статистически значимое улучшение инновационной компетенции студентов при целенаправленном обучении в курсе «Техно-стартап» относительно контрольной группы, однако у некоторых обучающихся мотивация и личностные установки снизились. Отдельные методы обучения существенно не влияют на развитие инновационной компетентности студентов и требуется комплексное применение разных методов, каждый из которых воздействует на определенный компонент компетенции. В процессе обучения компоненты компетенции развиваются по-разному: наиболее заметен рост знаний и навыков, тогда как личностные установки и качества практически не меняются.
Обсуждение и заключение. Полученные результаты вносят вклад в развитие представлений об инновационной компетенции, что может быть полезным при разработке программ обучения для инженеров и предпринимателей в сфере технологий. Практическую ценность имеют рекомендации по построению и наполнению курса, в рамках которого целенаправленно формируются инновационные компетенции, на примере дисциплины «Техно-стартап».



Депрессивное настроение и якоря карьеры у российских студентов-медиков
Аннотация
Введение. Люди помогающих профессий более подвержены эмоциональному выгоранию и депрессивным состояниям. У будущих медиков еще на этапе обучения в университете отмечается усиление депрессивного настроения. Несмотря на то, что эта проблема изучена довольно широко, роль социально-когнитивных факторов пока недостаточно исследована. Цель статьи – проанализировать связь между якорями карьеры и уровнем депрессивного настроения у российских студентов медицинского вуза.
Материалы и методы. Для изучения проблемы был проведен опрос, в котором приняли участие 864 студента Саратовского ГМУ им. В. И. Разумовского. Использовались следующие методики: шкала депрессии В. Зунга (SDS) в адаптации Т. Балашовой и диагностика якорей карьеры Э. Шейна в адаптации В. А. Чикер. Методы анализа данных: тесты Шапиро – Уилка и Флигнера – Киллина, критерии Вилкоксона – Манна – Уитни и Неменьи, двухвесовой корреляционный анализ. Поиск предикторов депрессивного настроения осуществлен при помощи метода обобщенных аддитивных моделей.
Результаты исследования. По итогам исследования было определено, что якоря карьеры являются предикторами депрессивного настроения. Ориентации на служение и профессиональную компетентность снижают выраженность депрессивного настроения, при этом связь носит нелинейный характер. Согласно полученным данным, стремление студентов к интеграции разных сфер своей жизни и организации деятельности других людей отрицательно связано с депрессивным настроением, но связь носит линейный характер. Якорь карьеры на автономию усиливает выраженность депрессивного настроения.
Обсуждение и заключение. Результаты исследования вносят вклад в понимание сложности связи между депрессивностью и социально-когнитивными факторами. На практике результаты могут быть использованы при разработке комплекса мер, предупреждающих риск развития депрессии у медицинских работников на этапе обучения в университете.



Цветовая дифференциация цифровых рисков в педагогическом образовании
Аннотация
Введение. На современном этапе цифровой трансформации образования решается актуальная задача подготовки педагогов, готовых ответить на вызовы и риски изменяющегося и нестабильного цифрового мира. В статье рассматриваются вопросы цифровых преобразований в образовательной системе, осуществляемых в условиях неопределенности, а также пути и возможности корректировки хода цифрового обучения, обеспечивающие готовность будущих педагогов к предстоящим переменам. Цель статьи – представить результаты исследования относительно дифференциации цифровых рисков и предложить пути совершенствования процесса цифрового обучения будущих педагогов.
Материалы и методы. Для изучения проблемы ситуаций рисков и раскрытия возможностей их преодоления был проведен системный анализ цифровых рисков в педагогическом образовании, осуществлены сценарное моделирование сетевых взаимодействий и цифрового обучения в базовых ситуациях риска, педагогический эксперимент. Экспериментальные материалы составляет динамическая совокупность аналитических и прогнозных суждений будущих педагогов о возможностях преодоления ситуаций рис ка. В исследовании дифференцированы цифровые риски по трем параметрами: субъективное ощущение опасности, относительный риск, вероятность угрозы.
Результаты исследования. В алгоритмической модели приведены классификационные признаки и цветовые коды, описано их влияние на выбор стратегии безопасного поведения в базовых ситуациях рисков, связанных с сетевым взаимодействием и цифровым обучением. Предлагаемое исследование раскрывает авторскую идею цветовой дифференциации рисков, которая в данной статье проиллюстрирована на примерах профессиональной деятельности педагогов в ситуациях сетевого взаимодействия и цифрового обучения. Сделан вывод, что действия в ситуациях опасности могут эффективно регулироваться световыми сигналами, подобными модифицированному светофору. Каждому сигналу может быть сопоставлен индивидуальный сценарий, включающий совокупность алгоритмов стереотипного поведения, предлагаемых в зависимости от реально существующей опасности и ее субъективного ощущения, базового сценария и соответствующего ему прогноза. В исследовании сделаны заключительные замеры, обнаружившие, что у прошедших экспериментальное обучение будущих педагогов существенно снизилось субъективное ощущение опасности. В педагогическом эксперименте показано, что изучение ситуаций риска, сценарное моделирование педагогической деятельности и ориентация на цветовые сигналы в типовых ситуациях рисков снижают ощущение неопределенности и дают позитивные сдвиги в практике подготовки педагогов.
Обсуждение и заключение. Практическая значимость статьи заключается в апробации алгоритмической модели педагогических воздействий в ситуациях проявления рисков различного уровня опасности: особо опасных, умеренных и недооцененных рисков в динамичном цифровом пространстве.


