«Голос студента» в отношении компонентов цифровой образовательной среды в процессе онлайн-обучения
- Авторы: Попова О.И.1,2, Тимохина Г.С.3, Изакова Н.Б.1, Капустина Л.М.1
-
Учреждения:
- Уральский государственный экономический университет
- Уральский государственный университет путей сообщения
- Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова
- Выпуск: Том 28, № 4 (2024)
- Страницы: 606-623
- Раздел: Социология образования
- Статья получена: 13.08.2024
- Статья одобрена: 02.09.2024
- Статья опубликована: 23.12.2024
- URL: https://medbiosci.ru/1991-9468/article/view/261576
- DOI: https://doi.org/10.15507/1991-9468.117.028.202404.606-623
- EDN: https://elibrary.ru/farhmc
- ID: 261576
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Введение. Необходимость университетов эффективно конкурировать за потребителей на рынке образовательных услуг в условиях цифровизации обусловливает важность изучения потребительского опыта при онлайн-обучении. Существующие исследования в этом проблемном поле посвящены оценке восприятия студентами некоторых аспектов такого обучения, не отражающих в полной мере комплексность цифровой образовательной среды. Цель исследования – выполнить анализ оценок студентами опыта взаимодействия с компонентами цифровой образовательной среды на основе авторского алгоритма исследования «Голос студента».
Материалы и методы. Вторичные и первичные данные получены методами традиционного и контент-анализа, систематизации. Сравнение результатов эмпирического количественного исследования «Голос студента», проведенного в 2020 и 2023 гг., выполнено на основе репрезентативных невероятностных, квотных выборок по 400 единиц методами описательной статистики.
Результаты исследования. Авторами предложена дефиниция категории «цифровая образовательная среда» и одноименная модель, состоящая из следующих компонентов: информационное, техническое, учебно-методическое обеспечение как составляющие инфраструктуры цифровой образовательной среды; элементы системы образовательного взаимодействия: информационно-образовательное, информационно-деятельностное, информационно-познавательное, информационно-коммуникационное. Разработан авторский алгоритм исследования «Голоса студента» для оценки потребительского опыта при взаимодействии обучающихся с компонентами цифровой образовательной среды в процессе онлайн-обучения, предложены критерии оценки по каждому из этих компонентов. Анализ полученных результатов показал улучшение потребительского опыта взаимодействия студентов со всеми компонентами цифровой образовательной среды в 2023 г. по сравнению с 2020 г. стихийного внедрения онлайн-форматов обучения в образовательный процесс, однако продемонстрировал негативную оценку студентами своего опыта в отношении четырех компонентов цифровой образовательной среды в 2023 г. Сделаны выводы о необходимости принятия решений по улучшению опыта студентов при взаимодействии с компонентами цифровой образовательной среды.
Обсуждение и заключение. Материалы статьи вносят вклад в развитие теоретико-методических и прикладных аспектов исследования «Голоса студента» для улучшения опыта взаимодействия студентов с компонентами цифровой образовательной среды. Принимаемые университетом меры в этом направлении будут способствовать привлечению и удержанию потребителей образовательных услуг, формированию их лояльности бренду университета и повышению его конкурентоспособности.
Полный текст
Введение
В условиях снижения численности молодежи в России, роста интенсивности конкурентной борьбы на данном рынке образовательных организаций, корпоративных университетов, онлайн-платформ, субъектов рынка EdTech, возрастает значимость способности маркетинга вуза привлекать потенциальных студентов, удерживать фактических и формировать лояльность потребителей бренду вуза.
Основой роста конкурентоспособности университета являются инвестиции в технологические ресурсы, а также в создание системы мониторинга и лонгитюдных исследований для анализа восприятия, отношения, удовлетворенности студентов и принятия корректирующих стратегических и тактических маркетинговых решений по привлечению студентов и формированию их лояльности бренду вуза.
Среди существующего пула методических подходов к изучению мнения, отношения потребителей, в том числе студентов при оценке своего выбора учебного заведения и образовательной программы, несомненный интерес представляет методика маркетинговых исследований Voice of Customer (VOC) или «Голос клиента». Данная методика позволяет изучить когнитивную, аффективную и поведенческую реакцию потребителя при взаимодействии с организацией в точках касания/точках контакта, что воплощается в его потребительском опыте. В условиях комплексной цифровизации ключевых процессов в образовании считается уместным «слышать Голос студента», на постоянной основе исследовать потребительский опыт в точках контакта с компонентами цифровой образовательной среды университета.
При интенсивном развитии информационных, цифровых и образовательных технологий особый интерес для вуза представляет мониторинг оценок студентами качества онлайн-обучения, которое окончательно внедрено в образование.
Анализ литературы показал разнообразие подходов исследователей к пониманию и определению понятия «цифровая образовательная среда» и смежных терминов «образовательная среда», «информационная образовательная среда». В таких определениях наиболее выраженным является либо технологический, либо педагогический и воспитательный аспект функционирования цифровой образовательной среды, что несколько упрощает понимание сложной категории «цифровая образовательная среда».
В различных определениях и интерпретациях терминов «образовательная среда», «цифровая образовательная среда», «информационная образовательная среда» прослеживается технологический, педагогический или воспитательный аспект. Цифровая образовательная среда (ЦОС) – более сложная категория, что определило объект исследования.
Предмет исследования – «Голос студента» как оценка их взаимодействия с компонентами цифровой образовательной среды в процессе онлайн-обучения.
Цель исследования – проанализировать оценку опыта студентов в онлайн-обучении при взаимодействии с компонентами цифровой образовательной среды университета.
Реализуя вышеуказанную цель, поставлены следующие задачи:
– уточнить дефиницию категории «цифровая образовательная среда», разработать одноименную модель, состоящую из семи компонентов, на основе теоретического анализа подходов к изучению понятий «цифровая образовательная среда», «образовательная среда» и «информационная среда»;
– разработать алгоритм маркетингового исследования «Голос студента» для анализа потребительского опыта студентов при взаимодействии с компонентами цифровой образовательной среды;
– изучить оценки опыта взаимодействия учащихся с компонентами цифровой образовательной среды путем маркетингового исследования «Голос студента» (2020 и 2023 гг.);
– сделать выводы относительно рекомендаций по улучшению состояния компонентов ЦОС, при контакте с которыми студенты получили негативный опыт.
Обзор литературы
Развитие информационных и цифровых технологий в сфере образования вызвало бурный рост исследований в период пандемии по вопросам организации обучения с использованием данных технологий [1–3], цифровых компетенций преподавателей [4; 5], социально-психологических аспектов дистанционного обучения [6–8].
Учеными обозначаются следующие проблемы при реализации образовательных программ: неэффективность технологий передачи образовательного контента студентам, недостаточная информационная грамотность преподавателей, низкий уровень информационной безопасности в сети Интернет, возросшая нагрузка на специалистов IT [1; 5].
Наблюдается рост исследований по оценке степени удовлетворенности обучающимися аспектами онлайн-обучения, обусловленный необходимостью мониторинга общих проблем, связанных с внедрением передовых технологий в онлайн-обучение [7–9], а также важностью понимания особенностей восприятия студентами нового формата обучения [9; 10].
С помощью методики «Шкала субъективного благополучия» и диагностики личностной и групповой удовлетворенности И. Э. Соколовской [6] выявлено влияние общего интереса к учебе, положительных сторон обучения в онлайн-формате, качества взаимоотношений с одногруппниками и преподавателями в цифровой среде на удовлетворенность студента обучением в таком формате.
Потребитель образовательных услуг является «арбитром» качества, поэтому мониторинг и анализ удовлетворенности всех стейкхолдеров образовательного процесса должен быть системным и использоваться при формировании маркетинговой политики и корректировке целей в области качества, повышения конкурентоспособности бренда вуза [7].
Отмечается неудовлетворенность обучающихся увеличением количества заданий для самостоятельной работы, требованиями включать камеру во время занятий, отсутствием консультаций по выполнению творческих заданий и др. [11].
Зарубежные ученые выделяют повышение требований студентов к технической инфраструктуре онлайн-обучения [12], выявляют особенности проведения лабораторных работ при онлайн-изучении естественных наук [13], исследуют психологическое состояние обучающихся в условиях пандемии и перехода на дистанционное обучение [14], рассматривают методы оценки качества разработки онлайн-курсов и технологий их проведения [15], определяют психологические барьеры межличностных коммуникаций, наличие и качество обратной связи от преподавателя [16].
Невысокое качество цифрового учебно-методического комплекса и электронной образовательной среды – главная проблема онлайн-обучения [17]. В зарубежных и отечественных исследованиях проводится анализ цифровой компетентности и цифрового имиджа преподавателей, влияющих на результаты онлайн-образования и мотивацию среди преподавателей и студентов [5; 18; 19].
Готовность педагогов к реализации учебного процесса в режиме онлайн является ключевым вопросом, который поднимают различные авторы, говоря о необходимости совершенствования цифровых навыков и формирования «цифровой толерантности» преподавателя [4].
Причинами невысокой цифровой компетентности преподавателей называют технологическое несовершенство инфраструктуры системы образования [20; 21], неумение и нежелание интегрироваться в цифровую среду [22; 23], что приводит к необходимости системного подхода при формировании цифровых компетенций среди преподавателей [23]. Ученые отмечают, что успех онлайн-обучения зависит от степени владения педагогами высшей школы цифровыми технологиями на всех этапах образовательного процесса: планирование курса (занятия), реализация, оценивание студентов [24; 25].
Исследователи приходят к выводу о недостаточной готовности в постпандемийный период системы высшего образования к эффективному онлайн-обучению, которое является в настоящее время данностью. Важным направлением повышения эффективности обучения в цифровой образовательной среде становится мониторинг потребительских оценок удовлетворенности взаимодействием студентов с таким форматом обучения.
Проведенный авторами обзор научных источников показал выраженность технологического или педагогического и воспитательного аспектов функционирования цифровой образовательной среды, что несколько упрощает понимание такой сложной категории как «цифровая образовательная среда». Этот научный пробел актуализирует проведение данного исследования, в котором представлен интегрированный методический подход к изучению потребительского опыта студентов при взаимодействии с технологическими и педагогическими компонентами ЦОС.
Материалы и методы
Данная статья базируется на проведении кабинетных и полевых маркетинговых исследований по разработанному авторами алгоритму изучения «Голоса студента».
Сбор вторичных данных осуществлялся в поисковых базах и системах Emerald, SpringerLink, ScienceDirect, Elibrary, RSCI, Google Scholar по ключевым словам: «образовательная среда», «информационно-образовательная среда», «цифровая образовательная среда», «информационно-образовательное взаимодействие», «информационно-деятельностное взаимодействие», «информационно-познавательное взаимодействие», «информационно-коммуникативное взаимодействие», «Голос клиента», «потребительский опыт», «удовлетворенность потребителя», «онлайн-обучение» и др. Для обработки вторичных данных применены методы традиционного и контент-анализа, в том числе, методы систематизации, обобщения, сравнения, структурного анализа информации.
Авторский алгоритм исследования «Голоса студента» включал 8 шагов: от актуализации экспертами компонентов ЦОС, которые могут изменяться в силу динамичности процессов внедрения новых технологий, до определения степени проявления негативного или позитивного опыта студентов при взаимодействии с компонентами ЦОС. Экспертный опрос проводился на основе выборки экспертов (n = 6): специалистов в области информационных, образовательных и цифровых технологий.
Сравнительное маркетинговое исследование «Голоса студента» проведено на невероятностных, квотных, репрезентативных по уровню обучения выборках студентов (n = 400) в Уральском государственном экономическом университете в апреле 2020 и 2023 гг. Данное количественное исследование организовано в онлайн-формате на платформе Google Forms посредством закрытых, шкальных и полуструктурированных вопросов. Все респонденты были проинформированы об участии в исследовании.
Анализ полученных результатов произведен с помощью методов описательных статистик и t-критерия для независимых выборок. В программе SPSS рассчитаны следующие показатели: среднее, значимость t-критерия Стьюдента, стандартное отклонение. Сделаны выводы о статистически значимых различиях в оценках студентами потребительского опыта при взаимодействии с компонентами цифровой образовательной среды за период 2020–2023 гг.
Результаты исследования
Теоретико-методический аспект исследования. На основе теоретического анализа сформировавшегося понятийного аппарата в отношении категории «цифровая образовательная среда» выявлено, что ключевыми понятиями в данной категории являются: «образовательная среда» и «информационная образовательная среда» [26]. В термин «образовательная среда» заложены следующие смыслы: окружение, взаимодействие обучающихся и обучающих1, возможности для развития личности и условия ее формирования2. В определениях понятия «информационная образовательная среда» исследователи делают акцент на ресурсном, технологическом обеспечении процессов сбора, хранения и передачи, а не на педагогических и воспитательных смыслах такой среды.
Интеграция педагогических, воспитательных и технологических подходов к определению данных понятий с фокусом на процессы цифровизации образования позволяет комплексно охарактеризовать феномен «цифровая образовательная среда»3 [26; 27]. Цифровая образовательная среда – системно организованная совокупность информационного, технического, учебно-методического обеспечения сложной системы образовательного взаимодействия на основе цифровых технологий, включающей в себя информационно-образовательное, информационно-познавательное, информационно-деятельностное и информационно-коммуникативное взаимодействие4 [26; 27].
Цифровая образовательная среда понимается как модель (совокупность) семи компонентов, функционирующих на основе определенных принципов и процессов (рис. 1).
Р и с. 1. Модель цифровой образовательной среды
Каждый из компонентов этой модели может быть оценен студентами по ряду релевантных характеристик, которые одновременно рассматриваются как критерии оценки. Аккумуляция теоретико-методических подходов к изучению, определению и пониманию этих компонентов, представленных в отечественной [23; 25] и зарубежной научной литературе [26; 27] позволяет понять необходимость анализа «Голоса студента» в отношении каждого из семи компонентов модели цифровой образовательной среды.
Инфраструктура цифровой образовательной среды включает информационное, техническое и учебно-методическое обеспечение процесса онлайн-обучения.
- Информационное обеспечение, с одной стороны, выступает в качестве цифровой информации, транслируемой участниками образовательного взаимодействия посредством мультимедийных, аудио-, видео- ресурсов, различных электронных учебно-методических комплексов и наглядных материалов по учебной дисциплине. С другой – предполагает наличие условий и системы для поиска, получения, хранения, передачи, обновления, обработки актуальной цифровой информации для целей обучения.
- Компонент «информационное обеспечение» связан с техническим оснащением онлайн-обучения: наличием компьютера или ноутбука с видеокамерой и колонками, мобильного телефона, графического планшета наряду с цифровыми платформами для проведения видеоконференций, а также серверами и интерактивными досками. Для организации качественного онлайн-обучения важны хорошо функционирующие цифровые устройства, а также быстрота и устойчивость сети Интернет посредством кабельной или выделенной линии с высокой скоростью передачи данных.
- Содержательной основой ресурсных, технологических компонентов цифровой образовательной среды является учебно-методическое обеспечение процесса онлайн-обучения в формате учебно-методического комплекса, представленного в универсальном цифровом виде. Электронный учебно-методический комплекс охватывает теорию, методические материалы для отработки и закрепления навыков и умений, контроля знаний студентов по конкретной предметной области.
Педагогические, образовательные и воспитательные смыслы цифровой образовательной среды воплощаются в информационно-образовательном, информационно-познавательном, информационно-деятельностном и информационно-коммуникативном взаимодействии обучающихся и обучающих на основе применения цифровых технологий.
- Информационно-образовательное взаимодействие – тип образовательного и психолого-педагогического взаимодействия, направленного на активизацию продуктивной деятельности студентов в процессе обучения, формирование умений и навыков познавательной деятельности в новом цифровом мире в целях развития личности обучающегося в соответствии с культурными и социальными ценностями общества [28].
- Информационно-познавательное взаимодействие предполагает формирование у студентов умений и навыков по получению, преобразованию, интерпретации цифровой информации, ее использованию для решения личных, учебных и профессиональных задач. Такой вид образовательного взаимодействия тесно связан с информационно-деятельностным взаимодействием.
- Информационно-деятельностное взаимодействие меняет акценты в обучении с формирования информационного репродуктивного знания на переход к знанию действия, предполагающее наличие у студентов умений, знаний и навыков по использованию научных методов исследования, целеполагания, анализа полученных данных, систематизации, сравнения, обобщения, самоконтроля, построения коммуникаций в цифровой среде.
- Информационно-коммуникационное образовательное взаимодействие обеспечивает эффективное сетевое взаимодействие и взаимосвязь участников процесса онлайн-обучения на основе цифровых сервисов и платформ.
Методика маркетинговых исследований «Голос студента» для анализа опыта обучающихся в процессе взаимодействия с компонентами ЦОС университета при онлайн-обучении представлена в виде авторского алгоритма, включающего 8 шагов:
- Актуализация экспертами компонентов цифровой образовательной среды. В условиях интенсивно меняющихся цифровых, информационных и, подлежащих корректировке, образовательных технологий, компоненты ЦОС будут меняться, дополняться или сокращаться. В рамках данного исследования за основу берется модель из семи компонентов ЦОС (рис. 1).
- Экспертный отбор характеристик – критериев оценки студентами компонентов цифровой образовательной среды. В настоящем исследовании для каждого из семи компонентов ЦОС экспертами отобрано неравное количество критериев (табл. 1, 2)
- Выбор экспертами оценочной шкалы. Каждый компонент оценен студентами по пятибалльной шкале. Интерес представляют низкие оценки состояния конкретного компонента ЦОС (1–2 балла) и высокие (4–5 баллов). Маркетингу университета важно транслировать студентам, что их «голос услышан»: по низким оценкам должны быть приняты решения, улучшающие состояние соответствующего компонента, по высоким оценкам – решения по сохранению текущего состояния компонента.
- Определение периода исследования, процедуры выборки. Ученые могут провести лонгитюдное исследование «Голоса студента» на основе одной выборки по структуре и объему с периодичностью полгода, 1 г., 2–3 гг. В нашем исследовании интерес представляла динамика студенческих оценок взаимодействия с компонентами ЦОС в течение двух периодов: в пандемийный период хаотичного освоения ЦОС (2020 г.) и период более планомерного освоения этой среды (2023 г.).
Характеристики выборочной совокупности определены в соответствии с задачами исследования: при объеме генеральной совокупности 10 тыс. единиц минимальный объем невероятностной квотной выборки составил 385 единиц с допущением ошибки в 5 %, при условии репрезентативности выборки по уровню образования. Исследование проведено на выборках 400 единиц – студентов бакалавриата (348 и 330 чел. по годам соответственно) и магистратуры (52 и 70 чел.) Уральского государственного экономического университета.
- Исследование «Голос студента» для проведения сравнительного количественного опроса обучающихся об оценках их опыта взаимодействия с компонентами ЦОС в выбранные периоды.
- Анализ полученных результатов и фокусировка на характеристиках компонентов ЦОС с существенными различиями между оценками обучающихся на выборках разных временных периодов: значимость t-критерия Стьюдента составляет менее 0,05.
- Расчет доли студентов, оценивших характеристики компонентов ЦОС на 4–5 баллов (лучшие и худшие оценки), на 1–2 балла (лучшие и худшие оценки) в текущем году [29].
- Анализ выявленных проблем и разработка решений об изменении состояния компонентов ЦОС, при взаимодействии с которыми потребители получили негативный результат.
Результаты полевого исследования «Голоса студента». Динамика оценок студентами опыта взаимодействия с компонентами ЦОС в 2020 и 2023 гг. На основе t-критерия Стьюдента проведен анализ статистически значимых различий для двух независимых выборок в оценках студентов опыта взаимодействия с тремя инфраструктурными компонентами ЦОС (табл. 1) и четырьмя компонентами ЦОС (табл. 2) в 2020 и 2023 гг.
Т а б л и ц а 1. Динамика оценки студентами инфраструктуры ЦОС в 2020 и 2023 гг.
T a b l e 1. Dynamics of student assessment of DEE infrastructure in 2020 and 2023
Компонент ЦОС / Component of the DEE | Характеристики компонентов ЦОС / Characteristics of the components of the DEE | Среднее*/ Average* | Значимость t-критерия*/ Significance of t-test* | |
2020 | 2023 | |||
Информационное обеспечение / Information support | Использование новых информационных технологий в обучении / Use of new information technologies in teaching | 3,446 | 4,019 | 0,001 |
Доступность учебных материалов, архивов, видео в любое время / Accessibility of educational materials, archives, videos at any time | 4,261 | 4,465 | 0,148 | |
Готовность информационных ресурсов университета к проведению занятий в формате онлайн / Availability of university’s information resources for the online educational format | 1,863 | 3,745 | 0,029 | |
Готовность преподавателей университета к работе с информационными ресурсами / University faculty capability to work with information resources | 1,803 | 3,758 | 0,014 | |
Техническое обеспечение / Technical support | Возможность доступа к офисному компьютеру c быстрым Интернетом / Accessibility of an office computer with a high-speed Internet connection | 4,147 | 4,231 | 0, 341 |
Возможность доступа к ноутбуку с быстрым подключением к Интернету / Accessibility of a laptop with a high-speed Internet connection | 1,219 | 1,327 | 0,528 | |
Возможность доступа к графическому планшету для интерактивного взаимодействия всех участников видеоконференции / Accessibility of graphic tablets for interactive collaboration between all video conference participants | 1,109 | 1,307 | 0,633 | |
Возможность доступа к мобильному телефону и его устойчивая работа / Accessibility of a mobile phone and its stable operation | 4,526 | 4,602 | 0,462 | |
Удобство работы на платформе для проведения видеоконференций и общения со студентами / Convenience of use of the platform for video conferencing and communication with students | 3,308 | 4,185 | 0,038 | |
Наличие технических средств, необходимых для проведения видеоконференции: видео камера с микрофоном, колонки, графический планшет / Availability of video conference technical equipment: video camera with microphone, speakers, graphic tablet | 3,194 | 3,419 | 0,277 | |
Учебно-методическое обеспечение / Educational and methodological support | Размещение всех необходимых учебных материалов на ресурсах, доступных студентам / Publication of all necessary educational materials on resources available to students | 4,261 | 4,565 | 0,512 |
Примечание: * – жирным шрифтом выделены оценки студентами тех характеристик компонентов ЦОС, по которым выявлены значимые различия (р < 0,05).
Note: * – Students’ assessments of those characteristics of the components of the digital environment for which significant differences were revealed (p < 0.05) are shown in bold.
Источник: здесь и далее в статье все таблицы составлены авторами.
Source: Hereinafter in this article all tables drawn up by the authors.
Анализ динамики «Голоса студента» при взаимодействии с тремя компонентами инфраструктуры ЦОС в 2020 и 2023 гг. по среднему значению оценок по пятибалльной шкале показал следующее:
– по компоненту «Информационное обеспечение» выявлены статистически значимые различия оценок по трем характеристикам компонента из четырех. В 2023 г. студенты оценили гораздо выше, чем в 2020 г. использование вузом новых технологий в обучении (∆0,573), готовность информационных ресурсов (∆1,882) и педагогов (∆1,955) к обучению в онлайн-формате. Характеристика доступности для студентов учебных материалов, архивов, видео оценена положительно.
– по характеристикам компонента «Техническое обеспечение» студентами положительно оценена возможность доступа к офисному компьютеру (4,147 – 2020 г.; 4,231 – 2023 г.) и мобильному телефону (4,526 и 4,602 соответственно по годам), а негативно – возможность доступа к ноутбуку с быстрым подключением к сети Интернет (1,219 и 1,326) и графическому планшету для интерактивного взаимодействия всех участников видеоконференции (1,219 и 1,327). По пяти характеристикам из шести по данному компоненту не выявлено статистически значимых различий: р > 0,05.
– учебно-методический комплекс, представленный в университете в универсальном цифровом виде, оценен высоко в каждом году исследования (4,261 и 4,565).
Анализ динамики «Голоса студента» при оценке опыта взаимодействия с четырьмя компонентами ЦОС в 2020 и 2023 гг. в рамках образовательного взаимодействия (табл. 2) выявил статистически значимые различия по 8 характеристикам компонентов ЦОС из 18, отражающие незначительное повышение степени удовлетворенности студентов взаимодействием с ними.
Т а б л и ц а 2. Динамика оценки студентами компонентов ЦОС в рамках образовательного взаимодействия в 2020 и 2023 гг.
T a b l e 2. Dynamics of students’ assessment of DEE components as part of educational interaction in 2020 and 2023
Компонент ЦОС / Component of the DEE | Характеристики компонентов ЦОС / Characteristics of the components of the DEE | Среднее* / Average* | Значимость t-критерия* / Significance of t-test* | |
2020 | 2023 | |||
Информационно-образовательное взаимодействие / Information and educational interaction | Возможность осуществления самоконтроля успеваемости и сроков сдачи выполненных работ / Possibility of self-monitoring of academic performance and deadlines for submission of completed work | 4,366 | 4,567 | 0,604 |
Возможность обучения в удобной и привычной обстановке / Availability of comfortable and familiar study environment | 3,717 | 4,026 | 0,293 | |
Затраты времени на подключение к конференции / Time spent on connecting to the conference | 1,662 | 3,666 | 0,018 | |
Полноценное консультирование студентов преподавателями / Comprehesive counseling of students by faculty | 1,166 | 2,083 | 0,041 | |
Возможность личного взаимодействия с преподавателем / Availability of personal interaction with the teacher | 1,108 | 2,076 | 0,009 | |
Наличие психологического барьера при онлайн-общении студентов с преподавателями / Presence of psychological barrier in online communication between students and teachers | 2,446 | 2,239 | 0,634 | |
Затраты времени на работу за компьютером / Time spent working on a computer | 0,627 | 3,771 | 0,026 | |
Информационно-деятельностное взаимодействие / Information and activity interaction | Возможность формирования навыков самостоятельного обучения / Opportunity to develop independent learning skills | 3,979 | 3,217 | 0,034 |
Количество заданий и объем самостоятельной работы / Number of assignments and amount of home work | 0,567 | 1,965 | 0,026 | |
Необходимость сдавать все работы в один и тот же срок / Necessity of subnission of all work within the same deadline | 4,153 | 3,899 | 0,301 | |
Своевременная выдача и проверка контрольных заданий для самостоятельной работы / Timely issuance and verification of review checks for home work | 4,169 | 4,739 | 0,563 | |
Информационно- коммуникационное взаимодействие / Information and communication interaction | Наличие обратной связи с преподавателем / Availability of feedback with teacher | 3,303 | 4,076 | 0,068 |
Наличие шумов в онлайн коммуникациях / Presence of noise in online communications | 2,331 | 2,160 | 0,102 | |
Наличие психологического барьера в процессе онлайн-обучения / Presence of a psychological barrier in the online learning process | 2,554 | 2,161 | 0,311 | |
Информационно-познавательное взаимодействие / Information and cognitive interaction | Качество знаний и навыков при онлайн-обучении / Quality of knowledge and skills in online learning | 2,930 | 3,869 | 0,026 |
Качество онлайн-обучения / Quality of online learning | 1,360 | 1,837 | 0,105 | |
Содержательность и полноценность объема лекционных и семинарских занятий / Content and completeness of the volume of lecture and seminar classes | 1,296 | 3,085 | 0,000 | |
Возможность контроля и самоконтроля полученных знаний / Possibility of control and self-monitoring of acquired knowledge | 4,366 | 4,567 | 0,618 |
Примечание: * – жирным шрифтом выделены оценки студентами тех характеристик компонентов ЦОС, по которым выявлены значимые различия (р < 0,05).
Note: * – Students’ assessments of those characteristics of the components of the digital environment for which significant differences were revealed (p < 0.05) are shown in bold.
Cтуденты получили в большей степени положительный опыт в 2023 г., чем в 2020 г. при «Информационно-образовательном взаимодействии»: сократились затраты времени на подключение к конференции (∆2,004) и работу за компьютером (∆3,144), улучшилась возможность полноценного консультирования (∆0,917) и личного взаимодействия студентов с преподавателями (0,968). Проблемы наличия психологического барьера при онлайн-общении студентов с педагогами сохраняются (2,446 – 2020 г.; 2,239 – 2023 г.).
Изменились оценки характеристик компонента «Информационно-деятельностное взаимодействие»: количество заданий и самостоятельной работы в процессе онлайн-обучения в 2023 г. уменьшилось (∆1,398), что говорит о положительной динамике; оценки формирования навыков самостоятельного обучения продемонстрировали отрицательную динамику в 2023 г. по сравнению с 2020 г. (∆0,762).
По характеристикам компонента «Информационно-коммуникационное взаимодействие» сохраняется негативный опыт студентов, связанный с шумами в онлайн-коммуникациях (2,331 и 2,160), наличием психологического барьера в процессе онлайн-обучения (2,554 и 2,161).
Отмечается удовлетворенность студентов качеством знаний и навыков в процессе онлайн-обучения (∆0,939), объемом, содержательностью лекционных и семинарских занятий (∆0,939) в 2023 г. по сравнению с прошлым периодом при оценке компонента «Информационно-познавательное взаимодействие». Анализ оценки данного компонента выявил сохранение положительного опыта обучающихся с точки зрения возможности контроля и самоконтроля полученных знаний (4,366 и 4,567). Однако во временных рамках данного исследования сохраняется негативный опыт студентов в отношении процесса онлайн-обучения в целом (1,360 и 1,837).
Позитивный и негативный опыт студентов при взаимодействии с компонентами ЦОС в 2023 г. Оценки опыта студентами при взаимодействии с компонентами ЦОС в 2023 г. неоднозначны в отличие от положительной динамики потребительского опыта в 2020 и 2023 гг. (табл. 1, 2). В таблице 3 приведены данные характеристик компонентов ЦОС, по которым в 2023 г. большим количеством студентов (более 50 %) получен положительный опыт.
Т а б л и ц а 3. Положительный опыт студентов при взаимодействии с компонентами ЦОС в 2023 г., %
T a b l e 3. Positive student experiences when interacting with DEE components in 2023, %
Компонент ЦОС / Component of the DEE | Характеристики компонентов ЦОС / Characteristics of the components of the DEE | Доля студентов / Share of students |
Информационное обеспечение / Information support | Использование новых информационных технологий в обучении / Use of new information technologies in teaching | 80,3 |
Доступность учебных материалов, архивов, видео в любое время / Accessibility of educational materials, archives, videos at any time | 89,3 | |
Техническое обеспечение / Technical support | Доступ к офисному компьютеру, наличие программного обеспечения и глобальной сети / Access to an office computer, availability of software and a global network | 66,8 |
Возможность доступа к мобильному телефону и его устойчивая работа / Accessibility of a mobile phone and its stable operation | 92,0 | |
Удобство работы на платформе для проведения видеоконференций и общения со студентами / Convenience of working on a platform for video conferencing and communication with students | 83,7 | |
Учебно-методическое обеспечение / Educational and methodological support | Доступ ко всем необходимым учебным материалам на удобных для студентов ресурсах / Access to all necessary educational materials on student-friendly resources | 91,3 |
Среднее значение доли студентов с положительным опытом в отношении компонентов инфраструктуры ЦОС в 2023 г. составляет 60,64 %, что является неплохим показателем; четырех компонентов ЦОС в рамках образовательного взаимодействия в 2023 г. – 40,79 %.
В таблице 4 представлены данные характеристик негативного опыта взаимодействия с компонентами ЦОС среди большинства студентов (более 50 %).
Т а б л и ц а 4. Негативный опыт студентов при взаимодействии с компонентами ЦОС в 2023 г., %
T a b l e 4. Negative experiences of students when interacting with DEE components in 2023, %
Компоненты ЦОС / Component of the DEE | Характеристики компонентов ЦОС / Characteristics of the components of the DEE | Доля студентов /Share of students |
Техническое обеспечение / Technical support | Наличие ноутбука с быстрым подключением к Интернету / Availability of a laptop with fast Internet connection | 56,4 |
Наличие графического планшета для интерактивного взаимодействия всех участников видеоконференции / Availability of a graphic tablet for interactive collaboration of all video conference participants | 52,5 | |
Информационно-деятельностное взаимодействие / Information and activity interaction | Количество заданий и объем самостоятельной работы / Amount of assignments and homework study | 51,2 |
Информационно-познавательное взаимодействие / Informational and cognitive interaction | Качество онлайн-обучения / Quality of online learning | 52,7 |
Доля студентов с отрицательным опытом в отношении трех компонентов инфраструктуры ЦОС незначительна – 14,92 %, однако среднее значение части обучающихся с негативным опытом по четырем компонентам ЦОС в рамках образовательного взаимодействия в 2023 г. составляет 49,2 %. Наиболее низко оценено «Информационно-познавательное взаимодействие» – 52,7 %. Сравнение средних значений долей студентов с позитивным и негативным опытом взаимодействия с компонентами ЦОС в 2023 г. представлено на рисунке 2.
Р и с. 2. «Голос студента» в отношении опыта взаимодействия с компонентами ЦОС в 2023 г., %
Результаты исследования «Голоса студента» демонстрируют преимущественно положительный, чем отрицательный опыт студентов (рис. 2). В отношении четырех компонентов ЦОС, характеризующих организацию университетом онлайн-обучения с использованием цифровых технологий, оценки студентов в большей степени негативные.
Обсуждение и заключение
Авторская модель цифровой образовательной среды из 7 компонентов, отражающих технологический, педагогический и воспитательный аспекты функционирования ЦОС, а также авторский алгоритм изучения опыта студентов при взаимодействии с компонентами ЦОС являются основой эмпирического исследования «Голоса студента», проведенного в Уральском государственном экономическом университете.
Сравнительный анализ динамики «Голоса студента» показал улучшение опыта обучающихся при взаимодействии со всеми семью компонентами ЦОС в 2023 г. по сравнению с пандеймийным 2020 г. – периодом стихийного внедрения онлайн-форматов обучения в образовательный процесс. Из 29 характеристик компонентов ЦОС по 12 выявлены статистически значимые различия в оценках студентами своего опыта, по 11 – положительная динамика.
Шесть характеристик компонентов ЦОС оценены студентами низко в 2020 г. и в 2023 г., несмотря на планомерное внедрение онлайн-обучения в образовательный процесс.
Полученные результаты требуют управленческого, маркетингового анализа и разработки соответствующих решений в целях совершенствования характеристик компонентов цифровой образовательной среды и улучшения потребительского опыта студентов.
Данные решения могут охватывать широкий спектр задач: от обеспечения доступа студентов к ЭОР в любое удобное время и с разных устройств до обучения студентов цифровому этикету, решению вопросов авторского права для правомерного размещения преподавателями своих наработок в открытый онлайн-доступ.
Необходимым считается систематическое проведение сравнительных, лонгитюдных исследований «Голоса студента» в отношении компонентов цифровой среды. Такие исследования дают много полезной информации для корректировки технических, образовательных, воспитательных подходов к организации цифровой образовательной среды университета.
Теоретическая значимость исследования выражается в научной новизне: уточнена дефиниция категории «цифровая образовательная среда», разработан авторский методический подход к изучению опыта студентов при взаимодействии с актуальными компонентами ЦОС. Практическая значимость исследования заключается в возможности применения университетами авторского алгоритма изучения «Голоса студента» в отношении разных аспектов потребительского поведения учащихся.
Направления будущих исследований авторы видят в разработке и применении методик лонгитюдных исследований «Голоса студента» при изучении разных аспектов потребительского поведения студентов: восприятия, ценностей, предпочтений, намерений, лояльности и др. Проведение подобных исследований на основе разных выборок студентов, отличающихся уровнем образования, принадлежностью к поколенческим группам и другими признаками, позволит создать целостную систему эффективного привлечения студентов и формирования лояльности бренду университета.
1 Рубцов В. В. Основы социально-генетической психологии: избранные психологические труды. М. : Институт практической психологии. НПО «МОДЭК», 1996. 381 с. URL: https://psychlib.ru/mgppu/ros-1996/ROs-0011.htm#$p1 (дата обращения: 26.04.2024).
2 Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М. : Смысл, 2001. 365 с. URL: https://тсу24.рф/images/2021/26.02_27.02/_yasvinv.a.obrazovatelnayasreda.pdf (дата обращения: 26.04.2024).
3 Роберт И. В. Теория и методика информатизации образования: психолого-педагогический и технологический аспекты. М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. 398 с. URL: https://glavkniga.su/filecont/50014.pdf (дата обращения: 26.04.2024); Рубцов В. В. Основы социально-генетической психологии: избранные психологические труды; Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию.
4 Рубцов В. В. Основы социально-генетической психологии: избранные психологические труды; Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию; Роберт И. В. Теория и методика информатизации образования: психолого-педагогический и технологический аспекты.
Об авторах
Ольга Ивановна Попова
Уральский государственный экономический университет; Уральский государственный университет путей сообщения
Автор, ответственный за переписку.
Email: o.popova63@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-9954-4259
SPIN-код: 4186-2180
ResearcherId: AAF-9753-2019
кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры маркетинга и международного менеджмента; доцент кафедры управления персоналом и социологии
Россия, 620144, Екатеринбург, 8 Марта/Народной воли, д. 62/45; 620034, Екатеринбург, Колмогорова, д. 66.Галина Сергеевна Тимохина
Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова
Email: Timohina.GS@rea.ru
ORCID iD: 0000-0001-7322-8063
SPIN-код: 2835-7295
Scopus Author ID: 57221204007
ResearcherId: M-4416-2016
кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры маркетинга
Россия, 115054, г. Москва, Стремянный переулок, д. 36Наталья Борисовна Изакова
Уральский государственный экономический университет
Email: izakovan@gmail.com
ORCID iD: 0000-0003-1316-2634
SPIN-код: 3839-0685
Scopus Author ID: 57218249624
ResearcherId: AAQ-6542-2021
кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры маркетинга и международного менеджмента
Россия, 620144, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной воли, д. 62/45Лариса Михайловна Капустина
Уральский государственный экономический университет
Email: lakapustina@bk.ru
ORCID iD: 0000-0001-8797-7831
SPIN-код: 2424-4826
Scopus Author ID: 56288301700
ResearcherId: R-8494-2016
доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой маркетинга и международного менеджмента
Россия, 620144, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной воли, д. 62/45Список литературы
- Шабанов Г. А. Пять уроков пандемии // Высшее образование сегодня. 2020. № 7. С. 11–17. https://doi.org/10.25586/RNU.HET.20.07.P.11
- Снегирева Л. В. Возможности электронного обучения в реализация практико-ориентированного подхода в высшем профессиональном образовании // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2021. Т. 10, № 3 (36). С. 260–263. https://doi.org/10.26140/anip-2021-1003-0065
- Канунникова А. М., Мога И. С. Повышение международной конкурентоспособности высшего образования России // Вестник евразийской науки. 2022. Т. 14, № 2. № статьи 20ECVN222. URL: https://esj.today/PDF/20ECVN222.pdf (дата обращения: 25.05.2024).
- Белякова Е. Г. Онлайн-обучение: In statu nascendi // Профессиональное образование и рынок труда. 2020. № 2. С. 45–47. EDN: XBSEPR
- Тимохина Г. С., Попова О. И., Изакова Н. Б. Моделирование цифрового имиджа преподавателя вуза // Интеграция образования. 2022. Т. 26, № 4. С. 613–636. https://doi.org/10.15507/1991-9468.109.026.202204.613-636
- Соколовская И. Э. Социально-психологические факторы удовлетворенности студентов в условиях цифровизации обучения в период пандемии COVID-19 и самоизоляции // Цифровая социология. 2020. Т. 3, № 2. С. 46–54. https://doi.org/10.26425/2658-347X-2020-2-46-54
- Кучерявенко С. А., Назарова А. Н. Анализ удовлетворенности потребителей образовательных услуг как инструмент управления качеством // Научный результат. Экономические исследования. 2022. Т. 8, № 2. С. 64–73. https://doi.org/10.18413/2409-1634-2022-8-2-0-7
- Родионова К. Е. Онлайн-уроки РКИ, которые нравятся студентам: количественное исследование факторов удовлетворенности синхронным онлайн-обучением // Русский язык за рубежом. 2022. № 5 (294). С. 81–89. https://doi.org/10.37632/PI.2022.294.5.010
- Удовлетворенность студентов процессом обучения в онлайн-формате в период пандемии COVID-19 / М. А. Сорокина [и др.] // Медицина и экология. 2023. № 3. С. 48–57. https://doi.org/10.59598/ME-2305-6045-2023-108-3-48-57
- Шепелева Л. А., Марюхина В. В. Анализ удовлетворенности студентов дистанционными образовательными ресурсами // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 3 (88). С. 134–136. https://doi.org/10.24412/1991-5497-2021-388-134-136
- Popova O. I., Gagarina N. M., Karkh D. A. Digitalization of Educational Processes in Universities: Achievements and Problems // Proceedings of the International Scientific Conference “Digitalization of Education: History, Trends and Prospects” (DETP 2020). 2020. Р. 738–742. https://doi.org/10.2991/assehr.k.200509.131
- Campus Traffic and E-Learning during COVID-19 Pandemic / T. Favale [et al.] // Computer Networks. 2020. Vol. 176. Article no. 107290. https://doi.org/10.1016/j.comnet.2020.107290
- Zhou C. Lessons from the Unexpected Adoption of Online Teaching for an Undergraduate Genetics Course with Lab Classes // Biochemistry and Molecular Biology Education. 2020. Vol. 48, issue 5. P. 460–463. https://doi.org/10.1002/bmb.21400
- The Psychological Impact of the COVID-19 Epidemic on College Students in China / W. Cao [et al.] // Psychiatry Research. 2020. Vol. 287. Article no. 112934. https://doi.org/10.1016/j.psychres.2020.112934
- Aguilar S. J. A Research-Based Approach for Evaluating Resources for Transitioning to Teaching Online // Information and Learning Sciences. 2020. Vol. 121, no. 5/6. P. 301–310. https://doi.org/10.1108/ILS-04-2020-0072
- Smoyer A. B., O’Brien K., Rodriguez-Keyes E. Lessons Learned from COVID-19: Being Known in Online Social Work Classrooms // International Social Work. 2020. Vol. 63, issue 5. P. 651–654. https://doi.org/10.1177/0020872820940021
- Murillo A. P., Jones K. M. L. A “Just-in-Time” Pragmatic Approach to Creating Quality Matters-Informed Online Courses // Information and Leaning Sciences. 2020. https://doi.org/10.2139/ssrn.3622567
- Bilbao-Aiastui E., Arruti A., Morillo R. C. A Systematic Literature Review about the Level of Digital Competences Defined by DigCompEdu in Higher Education // Aula Abierta. 2021. Vol. 50, issue 4. P. 841–850. URL: https://www.readkong.com/page/a-systematic-literature-review-about-the-level-of-digital-1998922 (дата обращения: 26.04.2024).
- Cantabrana J. L. L., Rodríguez M. U., Cervera M. G. Assessing Teacher Digital Competence: The Construction of an Instrument for Measuring the Knowledge of Pre-Service Teachers // Journal of New Approaches in Educational Research. 2019. Vol. 8. Р. 73–78. https://doi.org/10.7821/naer.2019.1.370
- Dervenis C., Fitsilis P., Iatrellis O. A Review of Research on Teacher Competencies in Higher Education // Quality Assurance in Education. 2022. Vol. 30, issue 2. Р. 199–220. https://doi.org/10.1108/QAE-08-2021-0126
- Verdugo K. O., Peñaloza S. H. Diagnosis of Digital Teaching Competence: Universidad Viña del Mar // Communication and Smart Technologies ; ed by Á. Rocha [et al.]. 2022. P. 479–486. https://doi.org/10.1007/978-981-16-5792-4_47
- Paz Saavedra L. E., Cervera M. G., Rodríguez M. U. Competencia digital docente, actitud y uso de tecnologías digitales por parte de profesores universitarios // Revista de Medios Educacion. 2022. No. 63. P. 93–130. https://doi.org/10.12795/pixelbit.91652
- Vogel T., Marci-Boehncke G. How Do Teachers Integrate Digital Media into Pedagogical Action and Professional Self-Image? // EDULEARN19 Proceedings. 2019. P. 6369–6376. https://doi.org/10.21125/edulearn.2019.1523
- Technology-Related Teaching Skills and Attitudes: Validation of a Scenario-Based Self-Assessment Instrument for Teachers / M. Sailer [et al.] // Computers in Human Behavior. 2021. Vol. 115. Article no. 106625. https://doi.org/10.1016/j.chb.2020.106625
- On Powerpointers, Clickerers, and Digital Pros: Investigating the Initiation of Digital Learning Activities by Teachers in Higher Education / A. Lohr [et al.] // Computers in Human Behavior. 2021. Vol. 119. Article no. 106715. https://doi.org/10.1016/j.chb.2021.106715
- Шилова О. Н. Цифровая образовательная среда: педагогический взгляд // Человек и образование. 2020. № 2 (63). С. 36–41. EDN: PMMJVN
- Свистунов А. Ю., Свистунов Ю. А. Информатизация образования в современных условиях: проблемы теории и практики // Ленинградский юридический журнал. 2021. № 4 (66). С. 126–137. https://doi.org/10.35231/18136230_2021_4_126
- Корнеева Е. Н. Образовательное взаимодействие как особый тип социального взаимодействия // Ярославский педагогический вестник. 2014. № 4. C. 264–268. URL: https://vestnik.yspu.org/?page=2014_4pp (дата обращения: 26.04.2024).
- Долженко Р. А., Долженко С. Б. Опыт измерения уровня удовлетворенности сервисами вуза // Университетское управление: практика и анализ. 2023. T. 27, № 3. С. 17–24. https://doi.org/10.15826/umpa.2023.03.020
