Технология многоуровневых межвузовских индикаторов как фактор повышения академической мобильности. Внутрироссийский опыт на основе федеральных государственных образовательных стандартов
- Авторы: Снегуренко А.П.1, Зайдуллин С.С.1, Новикова С.В.1,2, Валитова Н.Л.1, Кремлева Э.Ш.1
-
Учреждения:
- Казанский национальный исследовательский технический университет им. А. Н. Туполева-КАИ
- МГУ им. Н. П. Огарёва
- Выпуск: Том 26, № 1 (2022)
- Страницы: 55-71
- Раздел: Академическая интеграция
- Статья получена: 20.05.2025
- Статья одобрена: 20.05.2025
- Статья опубликована: 15.02.2022
- URL: https://medbiosci.ru/1991-9468/article/view/292758
- DOI: https://doi.org/10.15507/1991-9468.106.026.202201.055-071
- ID: 292758
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Введение. В настоящее время в процессе обучения все больше студентов меняют направление подготовки либо вуз. В связи с этим возникает проблема, как определить, соответствует ли уровень знаний студента критериям принимающего вуза. Простого сравнения компетенций бывает явно недостаточно. Поэтому авторы статьи предлагают новую систему сравнения имеющихся и требуемых на новом месте учебы знаний (компетенций). Цель статьи – представить результаты исследования по разработке и применению на практике специфических «деревьев компетенций», позволяющих производить сравнение и перезачет дисциплин автоматически.
Материалы и методы. В основе исследования лежат методы системного анализа для слабоформализуемых проблем: метод экспертных оценок и метод дерева целей. Для непосредственной разработки использован метод построения бинарных деревьев принятия решений. Для оценки эффективности разработанного метода использовались методы наблюдения и сравнения.
Результаты исследования. В статье описаны конкретные шаги по созданию специфических проверочных таблиц на основе многоуровневых деревьев индикаторов компетенций, в которых представлены четыре уровня приобретения компетенций. На основании проведенных экспериментов по использованию таких таблиц для пересдачи дисциплин при переводе студента с одной специальности на другую даются рекомендации. Методика прошла успешную апробацию при переводе студента в рамках Казанского национального исследовательского технического университета им. А. Н. Туполева-КАИ между образовательными программами «Самолетостроение» и «Прикладная математика и информатика».
Обсуждение и заключение. Сделанные авторами выводы будут способствовать развитию академической мобильности студентов, повышению их конкурентоспособности на рынке труда и укреплению академических межвузовских отношений как в Российской Федерации, так и во всем мире.
Об авторах
Александр Павлович Снегуренко
Казанский национальный исследовательский технический университет им. А. Н. Туполева-КАИ
Email: APSnegurenko@kai.ru
ORCID iD: 0000-0002-5515-3544
Scopus Author ID: 57208723750
ResearcherId: I-1028-2017
доцент кафедры экономики и управления на предприятии, кандидат технических наук
Россия, КазаньСергей Сагитович Зайдуллин
Казанский национальный исследовательский технический университет им. А. Н. Туполева-КАИ
Email: SSZaydullin@kai.ru
ORCID iD: 0000-0002-8285-9817
заведующий кафедрой прикладной математики и информатики, кандидат технических наук, доцент
Россия, КазаньСветлана Владимировна Новикова
Казанский национальный исследовательский технический университет им. А. Н. Туполева-КАИ; МГУ им. Н. П. Огарёва
Автор, ответственный за переписку.
Email: SVNovikova@kai.ru
ORCID iD: 0000-0001-8207-1010
Scopus Author ID: 57203542635
ResearcherId: В-6505-2017
профессор кафедры прикладной математики и информатики; профессор кафедры прикладной математики, дифференциальных уравнений и теоретической механики, доктор технических наук
Россия, Казань; СаранскНаталья Львовна Валитова
Казанский национальный исследовательский технический университет им. А. Н. Туполева-КАИ
Email: NLValitova@kai.ru
ORCID iD: 0000-0002-8408-1885
Scopus Author ID: 23013218200
доцент кафедры прикладной математики и информатики, кандидат технических наук
Россия, КазаньЭльмира Шамильевна Кремлева
Казанский национальный исследовательский технический университет им. А. Н. Туполева-КАИ
Email: EShKremleva@kai.ru
ORCID iD: 0000-0003-0858-0575
Scopus Author ID: 57194618280
старший преподаватель кафедры прикладной математики и информатики
Россия, КазаньСписок литературы
- Lauder H., Mayhew K. Higher Education and the Labour Market: An Introduction // Oxford Review of Education. 2020. Vol. 46, issue 1. P. 1–9. doi: https://doi.org/10.1080/03054985.2019.1699714
- Bologna Process as a Factor of Integration of Educational Systems of Russia and the West / R. A. Romashov [et al.] // Laplage em Revista (International). 2021. Vol.7, n. 3D. P. 35-42. doi: https://doi.org/10.24115/ S2446-6220202173D1688p.35-42
- Kwiek M. The Emergent European Educational Policies under Scrutiny: The Bologna Process from a Central European Perspective // European Educational Research Journal. 2004. Vol. 3, issue 4. P. 759–776. doi: http:// dx.doi.org/10.2304/eerj.2004.3.4.3
- Krücken G., Mishra S., Seidenschnur T. Theories and Methods in Higher Education Research – a Space of Opportunities // European Journal of Higher Education. 2021. Vol. 11, issue 2. P. 461–467. doi: https://doi.org/10.1080/21568235.2021.2004905
- Grebnev L. The Quality of Teaching in Different Higher Educations // Higher Education in Russia and Beyond. 2021. Issue 4. P. 8–10. URL: https://herb.hse.ru/data/2021/11/30/1451210582/1HERB_29_print%20(1).pdf#page=8 (дата обращения: 01.08.2021).
- López-Duarte C., Maley J., Vidal-Suárez M. Main Challenges to International Student Mobility in the European Arena // Scientometrics. 2021. Vol. 126. P. 8957–8980. doi: https://doi.org/10.1007/s11192-021-04155-y
- Плюсы и минусы увеличения численности иностранного контингента российских вузов / О. В. Дехнич, О. В. Лютова, М. А. Трубицын, Е. С. Данилова // Интеграция образования. 2021. Т. 25, № 2. С. 244–256. doi: https://doi.org/10.15507/1991-9468.103.025.202102.244-256
- Концепция балльно-рейтинговой системы оценивания результатов обучения студентов / М. Ю. Прахова [и др.] // Высшее образование в России. 2016. № 3. C. 17–25. URL: https://vovr.elpub.ru/jour/article/view/486/436 (дата обращения: 01.08.2021).
- Двуличанская Н. Н., Ермолаева В. И. Роль балльно-рейтинговой системы оценивания результатов обучения в реализации ФГОС ВПО // Стандарты и мониторинг в образовании. 2015. Т. 3, № 4. С. 3–7. doi: https://doi.org/10.12737/12923
- Сыромясов А. О. Применение балльно-рейтинговой системы в вузе (на примере дисциплин математического цикла) // Интеграция образования. 2013. № 2. С. 15–21. URL: http://edumag.mrsu.ru/content/pdf/13-2.pdf (дата обращения: 01.08.2021).
- Гугина Е. В., Кузенков О. А. Образовательные стандарты нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2014. № 3. С. 39–44. URL: http://www.unn.ru/pages/e-library/vestnik/19931778_2014_-_3-4_unicode/7.pdf (дата обращения: 01.08.2021).
- Velichová D., Gustafsson T. Special issue: Contributions from the SEFI Working Group on Mathematics Conference 2016 // Teaching Mathematics and its Applications: An International Journal of the IMA. 2017. Vol. 36, issue 2. P. 65–66. doi: https://doi.org/10.1093/teamat/hrx010
- Кузенков О. А., Захарова И. В. Модернизация математических программ на основе российских и международных стандартов // Международный научный журнал «Современные информационные технологии и ИТ-образование». 2018. Т. 14, № 1. С. 233–244. doi: https://doi.org/10.25559/SITITO.14.201801.233-244
- Guerrero D., De los Ríos I. Professional Competences: A Classification of International Models // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2012. Vol. 46. P. 1290–1296. doi: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2012.05.290
- Dall’alba G., Sandberg J. Educating for Competence in Professional Practice // Instructional Science. 1996. Vol. 24. P. 411–437. doi: https://doi.org/10.1007/BF00125578
- Лебедева Т. Е., Охотникова Н. В., Потапова Е. А. Электронная образовательная среда вуза: требования, возможности, опыт и перспективы использования [Электронный ресурс] // Мир науки. Педагогика и психология. 2016. Т. 4, № 2. URL: https://mir-nauki.com/PDF/57PDMN216.pdf (дата обращения: 01.08.2021).
- Об электронной образовательной среде и системе оценки качества образовательной деятельности в Тверском государственном университете / О. Н. Медведева [и др.] [Электронный ресурс] // Образовательные технологии и общество. 2014. Т. 17, № 4. C. 610–624. URL: https://readera.org/objelektronnoj-obrazovatelnoj-srede-i-sisteme-ocenki-kachestva-obrazovatelnoj-14062576 (дата обращения: 01.08.2021).
- Design and Analysis of a Relational Database for Behavioral Experiments Data Processing / R. S. Kraleva [et al.] // International Journal of Online and Biomedical Engineering (iJOE). 2018. Vol. 14, no. 02. P. 117–132. doi: https://doi.org/10.3991/ijoe.v14i02.7988
- Dangerfield B. J., Morris J. S. Relational Database Management Systems: A New Tool for Coding and Classification // International Journal of Operations & Production Management. 1991. Vol. 11, no. 5. P. 47–56. doi: https://doi.org/10.1108/01443579110143449
- Machine Extraction of Polymer Data from Tables Using XML Versions of Scientific Articles / H. Oka [et al.] // Science and Technology of Advanced Materials: Methods. 2021. Vol. 1, issue 1. P. 12–23. doi: https://doi.org/10.1080/27660400.2021.1899456
- Murray-Rust P., Rzepa H. S. Scientific Publications in XML – Towards a Global Knowledge Base // Data Science Journal. 2006. Vol. 1, issue 1. P. 84–98. URL: https://datascience.codata.org/articles/abstract/182 (дата обращения: 01.08.2021).
- Grune D., Jacobs C. J. H. Parsing as Intersection // Monographs in Computer Science ; D. Grune, C. J. H. Jacobs (eds.). New York : Springer, 2008. P. 425–442. doi: https://doi.org/10.1007/978-0-387-68954-8_13
- Sun Z., Wang R., Luo Z. Polynomial Approximation based Spectral Dual Graph Convolution for Scene Parsing and Segmentation // Neurocomputing. 2021. Vol. 438. P. 133–144. doi: https://doi.org/10.1016/j.neucom.2021.01.002
- Leroy G., Chen H., Martinez J. D. A Shallow Parser Based on Closed-Class Words to Capture Relations in Biomedical Text // Journal of Biomedical Informatics. 2003. Vol. 36, issue 3. P. 145–158. doi: https://doi.org/10.1016/S1532-0464(03)00039-X
- Bedny A., Erushkina L., Kuzenkov O. Modernising Educational Programmes in ICT based on the Tuning Methodology // Tuning Journal for Higher Education. 2014. Vol. 1, no. 2. P. 387–404. doi: https://doi.org/10.18543/tjhe-1(2)-2014pp387-404
- Haas C., Hadjar A. Students’ Trajectories Through Higher Education: A Review of Quantitative Research // Higher Education. 2020. Vol. 79. P. 1099–1118. doi: https://doi.org/10.1007/s10734-019-00458-5
- Shulruf B., Tumen S., Hattie J. Student Pathways in a New Zealand Polytechnic: Key Factors for Completion // International Journal of Vocational and Technical Education. 2010. Vol. 1, issue 4. P. 67–74. URL: https://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download?doi=10.1.1.1008.4433&rep=rep1&type=pdf (дата обращения: 01.08.2021).
Дополнительные файлы
