Развитие психологической системы педагогических способностей студентов – будущих учителей начальной школы

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Введение. Психолого-педагогическое сопровождение профессионализации педагога должно опираться на современные данные о развитии педагогических способностей. Наиболее популярной стратегией изучения способностей является аналитический подход, не позволяющий рассматривать способности как целостное непрерывно развивающееся психологическое образование. Это говорит об актуальности изучения проблемы развития педагогических способностей на основе новой теории способностей человека. Цель статьи – представить результаты изучения развития психологической системы педагогических способностей студентов – будущих учителей начальных классов в условиях непрерывного педагогического образования в школе, педагогическом колледже и педагогическом вузе.

Материалы и методы. В исследовании приняли участие 201 испытуемый: учащиеся педагогического класса (n = 15), студенты педагогического колледжа (n = 82) и педагогического университета (n = 104). Для изучения психологической системы педагогических способностей использовались методы тестов, опросники, самооценочные шкалы, а также анализ показателей академической успеваемости. Анализ психологической системы способностей осуществлялся с применением системных индексов (когерентности, дивергентности, организованности), оценки гомогенности/гетерогенности структур, выделения базовых и ведущих компонентов системы.

Результаты исследования. Показана неравномерность развития психологической системы педагогических способностей на разных уровнях педагогического образования. Развитие системы педагогических способностей в период обучения в школе, колледже и вузе не может быть охарактеризовано как непрерывное. Для учащихся педагогического класса характерна более высокая организованность системы способностей; студентам колледжа свойственна ее непрерывная перестройка и снижение организованности к концу обучения; у студентов вуза более устойчивая и прогрессивно развивающаяся система способностей. Качественные различия в структурной организации системы определяются разным вкладом видов способностей (индивидных, субъектных, личностных) в ее функционирование и достижение академических результатов. Организация системы способностей школьников в значительной мере определяется способностями личности, учащихся колледжа – способностями субъекта деятельности и личности, студентов вуза – способностями личности.

Обсуждение и заключение. Сформулированные в работе выводы являются основой для организации специальной работы по целенаправленному формированию системы педагогических способностей в условиях непрерывного педагогического образования.

Об авторах

Владимир Александрович Мазилов

ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского»

Email: v.mazilov@yspu.org
ORCID iD: 0000-0003-0646-6461
Scopus Author ID: 13004734300
ResearcherId: F-9746-2013

заведующий кафедрой общей и социальной психологии, доктор психологических наук, профессор

Россия, Ярославль

Юрий Николаевич Слепко

ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского»

Автор, ответственный за переписку.
Email: slepko@inbox.ru
ORCID iD: 0000-0001-6768-4652
Scopus Author ID: 56111886000
ResearcherId: AAF-8745-2019

декан педагогического факультета , кандидат психологических наук, доцент

Россия, Ярославль

Список литературы

  1. Нуриева, Л. М. Трудоустройство выпускников педвузов: статистика против мифологии / Л. М. Нуриева, С. Г. Киселев. – doi: 10.17853/1994-5639-2020-9-37-66 // Образование и наука. – 2020. – Т. 22, № 9. – С. 37–66. – Рез. англ.
  2. Шадриков, В. Д. К новой психологической теории способностей и одаренности / В. Д. Шадриков. – doi: 10.31857/S020595920002981-5 // Психологический журнал. – 2019. – Т. 40, № 2. – С. 15–26. – Рез. англ.
  3. Teaching Foreign Languages Inclusively: Standards for Teacher Competence / T. S. Makarova, E. E. Matveeva, M. A. Molchanova [и др.]. – doi: 10.15507/1991-9468.102.025.202101.144-158 // Интеграция образования. – 2021. – Т. 25, № 1. – С. 144–158.
  4. Потанина, Л. Т. Готовность учителя к развитию нравственных представлений учащихся в инновационной образовательной среде / Л. Т. Потанина, Ю. В. Койнова-Цёльнер, Т. В. Склярова. – doi: 10.15507/1991-9468.101.024.202004.608-621 // Интеграция образования. – 2020. – Т. 24, № 4. – С. 608–621. – Рез. англ.
  5. Crosswaite, M. Teacher Beliefs about the Aetiology of Individual Differences in Cognitive Ability, and the Relevance of Behavioural Genetics to Education / M. Crosswaite, K. Asbury. – doi: 10.1111/bjep.12224 // British Journal of Educational Psychology. – 2019. – Vol. 89, issue 1. – Pp. 95–110.
  6. Physiological Responses to a School Task: The Role of Student–Teacher Relationships and Students’ Emotional Appraisal / L. Y. Mastromatteo, S. Zaccoletti, L. Mason, S. Scrimin. – doi: 10.1111/bjep.12410. – Текст : электронный // British Journal of Educational Psychology. – 2021.
  7. Ghasemi, F. A Motivational Response to the Inefficiency of Teachers’ Practices towards Students with Learned Helplessness / F. Ghasemi. – doi: 10.1016/j.lmot.2020.101705. – Текст : электронный // Learning and Motivation. – 2021. – Vol. 73.
  8. A Meta-analysis of the Impact of Social and Emotional Learning Interventions on Teachers’ Burnout Symptoms / S. Oliveira, M. S. Roberto, A. M. Veiga-Simão, A. Marques-Pinto. – doi: 10.1007/s10648-021-09612-x. – Текст : электронный // Educational Psychology Review. – 2021.
  9. Гордеева, Т. О. Диагностика мотивирующего и демотивирующего стилей учителей: методика «Ситуации в школе» / Т. О. Гордеева, О. А. Сычев. – doi: 10.17759/pse.2021260103 // Психологическая наука и образование. – 2021. – Т. 26, № 1. – С. 51–65. – Рез. англ.
  10. Pedagogical Leadership within the Framework of Human Talent Management: A Comprehensive Approach from the Perspective of Higher Education in Ecuador / M. F. Cejas Martínez, D. J. Mendoza Velazco, M. Navarro Cejas, Ju. P. Morales Corozo. – doi: 10.15507/1991-9468.102.025.202101.008-021 // Интеграция образования. – 2021. – Т. 25, № 1. – С. 8–21.
  11. Горбушина, А. В. Закономерности изменения мотивации профессиональной деятельности педагогов / А. В. Горбушина, Г. И. Корчагина. – doi: 10.17323/1813-8918-2020-4-696-718 // Психология. Журнал высшей школы экономики. – 2020. – Т. 17, № 4. – С. 696–718. – Рез. англ.
  12. What Makes a Physical Education Teacher? Personal Characteristics for Physical Education Development / M. Schnitzius, A. Kirch, S. Spengler [и др.]. – doi: 10.1111/bjep.12415. – Текст : электронный // British Journal of Educational Psychology. 2021.
  13. Improving Chinese Teachers’ Stress Coping Ability through Group Sandplay / P. Sun, Y. Qu, J. Wu [и др.]. – doi: 10.1017/sjp.2018.69. – Текст : электронный // The Spanish Journal of Psychology. – 2018. – Vol. 21.
  14. Соловьева, В. А. Анализ окуломоторной активности, наблюдаемой при изучении образовательного материала с экрана / В. А. Соловьева, С. Б. Вениг, Т. В. Белых. – doi: 10.15507/1991-9468.102.025.202101.091-109 // Интеграция образования. – 2021. – Т. 25, № 1. – С. 91–109. – Рез. англ.
  15. Steele, A. R. Investigating the Educational Experiences of Transnational Students: Differences in Academic Integration, Social Integration, and Institutional and Goal Commitment / A. R. Steele, H. E. Douglas. – doi: 10.1111/bjep.12424. – Текст : электронный // British Journal of Educational Psychology. – 2021.
  16. Васильева, Е. Ю. Оценка коммуникативной компетентности у ординаторов / Е. Ю. Васильева, М. И. Томилова. – doi: 10.26907/esd14.4.08 // Образование и саморазвитие. – 2019. – Т. 14, № 4. – С. 81–90. – Рез. англ.
  17. Перикова, Е. И. Инновативность личности: исследование параметров психологической системы деятельности вузовской молодежи / Е. И. Перикова, И. В. Атаманова, С. А. Богомаз. – doi: 10.17323/1813-8918- 2020-4-719-736 // Психология. Журнал высшей школы экономики. – 2020. – Т. 17, № 4. – С. 719–736. – Рез. англ.
  18. Kaplan, A. An Identity Systems Perspective on High Ability in Self-Regulated Learning / A. Kaplan, A. Neuber, J. K. Garner. – doi: 10.1080/13598139.2019.1568830 // High Ability Studies. – 2019. – Vol. 30, issue 1-2. – Pp. 53–78.
  19. The Ability to Evaluate Arguments in Scientifi Texts: Measurement, Cognitive Processes, Nomological Network, and Relevance for Academic Success at the University / H. Münchow, T. Richter, S. Mühlen,
  20. S. Schmid. – doi: 10.1111/bjep.12298 // British Journal of Educational Psychology. – 2019. – Vol. 89, issue 3. – Pp. 501–523.
  21. Improving University Students’ Web Savvy: An Intervention Study / S. McGrew, M. Smith, J. Breakstone [и др.]. – doi: 10.1111/bjep.12279 // British Journal of Educational Psychology. – 2019. – Vol. 89, issue 3. – Pp. 485–500.
  22. Efklides, A. Gifted Students and Self-Regulated Learning: The MASRL Model and Its Implications for SRL / A. Efklides. – doi: 10.1080/13598139.2018.1556069 // High Ability Studies. – 2019. – Vol. 30, issue 1-2. – Pp. 79–102.
  23. Wang, Y. The Benefits of Teaching on Comprehension, Motivation, and Perceived Difficulty: Empirical Evidence of Teaching Expectancy and the Interactivity of Teaching / Y. Wang, L. Lin, O. Chen. – doi: 10.1111/bjep.12416. – Текст : электронный // British Journal of Educational Psychology. – 2021.
  24. Achievement Goals and Emotions: The Mediational Roles of Perceived Progress, Control, and Value / N. C. Hall, L. Sampasivam, K. R. Muis, J. Ranellucci. – doi: 10.1111/bjep.12108 // British Journal of Educational Psychology. – 2016. – Vol. 86, issue 2. – Pp. 313–330.
  25. Ожиганова, Г. В. Духовные способности личности и продуктивная жизнедеятельность / Г. В. Ожиганова. – doi: 10.17323/1813-8918-2021-1-182-202 // Психология. Журнал высшей школы экономики. – 2021. – Т. 18, № 1. – С. 182–202. – Рез. англ.
  26. Очник, Д. Профессиональные интересы польских и словенских студентов, изучающих менеджмент / Д. Очник, А. Арзеншек. – doi: 10.17323/1813-8918-2020-2-328-344 // Психология. Журнал высшей школы экономики. – 2021. – Т. 17, № 2. – С. 328–344. – Рез. англ.
  27. Chukwuedoa, S. O. Motivating Academic Engagement and Lifelong Learning among Vocational and Adult Education Students Via Self-Direction in Learning / S. O. Chukwuedo, F. O. Mbagwu, T. C. Ogbuanya. – doi: 10.1016/j.lmot.2021.101729. – Текст : электронный // Learning and Motivation. – 2021. – Vol. 71.
  28. Motivation-Achievement Cycles in Learning: a Literature Review and Research Agenda / T. V. Vu, L. Magis-Weinberg, B. Jansen [и др.]. – doi: 10.1007/s10648-021-09616-7. – Текст : электронный // Educational Psychology Review. – 2021.
  29. A Meta-Analysis of the Longitudinal Relationship between Academic Self-Concept and Academic Achievement / H. Wu, Y. Guo, Y. Yang [и др.]. – doi: 10.1007/s10648-021-09600-1. – Текст : электронный // Educational Psychology Review. – 2021.
  30. Coll-Martín, T. Attentional Networks, Vigilance, and Distraction as a Function of Attention-Deficit/ Hyperactivity Disorder Symptoms in an Adult Community Sample / T. Coll-Martín, H. Carretero-Dios, J. Lupiáñez. – doi: 10.1111/bjop.12513 // British Journal of Psychology. ‒ 2021.
  31. The Factorial Structure of Spatial Abilities in Russian and Chinese Students / M. V. Likhanov, V. I. Ismatullina, A. Y. Fenin [и др.]. – doi: 10.11621/pir.2018.0407 // Psychology in Russia: State of the Art. – 2018. – Vol. 11, issue 4. – Pp. 96–114.
  32. Соболева, Т. Н. Формирование профессиональной одаренности и ее детерминация мотивацией успеха и различной степенью свободы в деятельности / Т. Н. Соболева. – doi: 10.17323/1813-8918-2020-3-537-557 // Психология. Журнал высшей школы экономики. – 2020. – Т. 17, № 3. – С. 537–557. – Рез. англ.
  33. Черемошкина, Л. В. Мнемические способности в период перехода от подросткового к юношескому возрасту (по материалам лонгитюдного исследования) / Л. В. Черемошкина, Т. Н. Осинина. – doi: 10.31857/S020595920011082-6 // Психологический журнал. – 2020. – Т. 41, № 6. – С. 35–47. – Рез. англ.
  34. Толочек, В. А. Континуум «задатки – способности – профессионально важные качества – компетенции»: открытые вопросы / В. А. Толочек. – doi: 10.31857/S020595920010427-5 // Психологический журнал. – 2020. – Т. 41, № 4. – С. 32–45. – Рез. англ.
  35. Кашапов, М. М. Надситуативное мышление как когнитивный ресурс субъекта в условиях профессионализации / М. М. Кашапов, И. В. Серафимович. – doi: 10.31857/S020595920009326-4 // Психологический журнал. – 2020. – Т. 41, № 3. – С. 43–52. – Рез. англ.
  36. Nikolaou, I. Exploring the Relationship of a Gamified Assessment with Performance / I. Nikolaou, J. Georgiou, V. Kotsasarlidou. – doi: 10.1017/sjp.2019.5 // The Spanish Journal of Psychology. – 2019. – Vol. 22.
  37. Мазилов, В. А. Исследование педагогических способностей и стратегии формирования педагогической одаренности / В. А. Мазилов // Ярославский педагогический вестник. – 2020. – № 4 (115). – С. 96–106. – URL: http://vestnik.yspu.org/releases/2020_4/14.pdf (дата обращения: 17.04.2021). – Рез. англ.
  38. Жолудева, С. В. Особенности развития профессионального самоопределения и мотивации к профессиональной деятельности на этапе профессионального развития адепта / С. В. Жолудева. – Текст : непосредственный // Профессиональные представления. – 2020. – № 1. – С. 63–77. – Рез. англ.
  39. Ковалев, В. П. Непрерывное педагогическое образование как условие совершенствования подготовки педагогов к профессиональной деятельности / В. П. Ковалев, Т. В. Горбунова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2010. – № 8. – С. 100–108. – URL: http://vestnik-cspu.ru/upload/pdf/issues/2010/2010_8.pdf (дата обращения: 06.05.2021). – Рез. англ.
  40. Мазилов, В. А. Развитие социальных способностей студентов педагогического университета / В. А. Мазилов, Ю. Н. Слепко. – doi: 10.15507/1991-9468.100.024.202003.412-432 // Интеграция образования. – 2020. – Т. 24, № 3. – С. 412–432. – Рез. англ.
  41. Мазилов, В. А. Сравнительный анализ психологического содержания и развития рефлексивных способностей студентов педагогического колледжа и педагогического вуза / В. А. Мазилов, Ю. Н. Слепко. – doi: 10.15293/2658-6762.2004.06 // Science for Education Today. – 2020. – Vol. 10, no. 4. – Pp. 91–108. – Рез. англ.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Мазилов В.А., Слепко Ю.Н., 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Журнал "Интеграция образования" основан в 1996 году.
Реестровая запись ПИ № ФС 77-70142 от 16 июня 2017 г.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».