Качество высшего образования в медицинских вузах России: представления и оценки студентов
- Авторы: Мухарямова Л.М.1, Жидяевский А.Г.1, Токранова К.П.2
-
Учреждения:
- ФГБОУ ВО «Казанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
- ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Министерства здравоохранения Российской Федерации
- Выпуск: Том 24, № 2 (2020)
- Страницы: 235-251
- Раздел: Академическая интеграция
- Статья получена: 31.05.2025
- Статья одобрена: 31.05.2025
- Статья опубликована: 15.03.2020
- URL: https://medbiosci.ru/1991-9468/article/view/294577
- DOI: https://doi.org/10.15507/1991-9468.099.024.202002.235-251
- ID: 294577
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Введение. Неудовлетворенность населения профессиональной компетенцией врачей в условиях удорожания медицинских услуг требует новых принципов регулирования системы подготовки медицинских работников. Актуальность статьи обусловлена необходимостью учета при модернизации медицинского образования не только мнения преподавателей, но и оценок студентов. Цель статьи – определить представления студентов медицинских вузов России о качественном медицинском образовании, выявить их отношение к существующим формам и методам обучения, ожидания от администрации и преподавателей.
Материалы и методы. Исследование основано на сочетании количественных (массовый опрос) и качественных (интервью) методов. Для изучения представлений студентов о качестве образования было проведено анкетирование, в котором приняли участие 3 249 студентов медицинских вузов России. С целью повышения надежности результатов, интерпретации количественных данных на втором этапе были проведены интервью со студентами, ординаторами и аспирантами медицинских вузов. Все респонденты являлись активистами советов по качеству образования.
Результаты исследования. В статье впервые определена зависимость оценки качества образования от отношения к академической мобильности: чем больше у студентов опыт участия в академической мобильности, тем выше они оценивают качество российского медицинского образования. Российское медицинское образование, обладая институциональной автономией, позволяющей модернизировать содержание и способы реализации образовательных программ, сталкивается с ограничениями в виде увеличения приема в вузы при дефиците материально-технического оснащения и нормативной неурегулированностью участия студентов-медиков в клинической деятельности.
Обсуждение и заключение. Сделанные авторами выводы вносят вклад в понимание сильных и слабых сторон современного российского высшего медицинского образования. Материалы исследования могут быть использованы руководителями вузов при определении направлений развития образовательной деятельности с ориентацией на студентоцентрированное обучение с целью повышения мотивации и приверженности студентов к качественному образованию.
Об авторах
Л. М. Мухарямова
ФГБОУ ВО «Казанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Автор, ответственный за переписку.
Email: l.mukharyamova@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-5016-6928
Scopus Author ID: 57200130711
ResearcherId: AAL-4184-2020
заведующий кафедрой истории, философии, социологии, проректор по образовательной деятельности, доктор политических наук, профессор
Россия, КазаньА. Г. Жидяевский
ФГБОУ ВО «Казанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Email: zhidyaevskij@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-4245-5201
аспирант кафедры госпитальной терапии
Россия, КазаньК. П. Токранова
ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Email: kamilla-tok@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-7459-6842
ординатор кафедры физической терапии, спортивной медицины и медицинской реабилитации
Россия, МоскваСписок литературы
- Reis S. Curriculum Reform: Why? What? How? and How Will We Know it Works? Israel Journal of Health Policy Research. 2018; 7:30. (In Eng.) DOI: http://doi.org/10.1186/s13584-018-0221-4
- Holmboe E.S., Sherbino J., Englander R., Snell L., Frank J.R. &ICBME Collaborators. A Call to Action: The Controversy of and Rationale for Competency-Based Medical Education. Medical Teacher. 2017; 39(6):574-581. (In Eng.) DOI: http://doi.org/10.1080/0142159X.2017.1315067
- Holmboe E.S. Competency-Based Medical Education and the Ghost of Kuhn: Reflections on the Messy and Meaningful Work of Transformation. Academic Medicine. 2018; 93(3):350-353. (In Eng.) DOI: http://doi.org/10.1097/ACM.0000000000001866
- Grant R., Vapiwala N. Popping the Medical Education Bubble before It Forms: It’s about Dollars and Sense. Medical Teacher. 2018; 40(10):1069-1071. (In Eng.) DOI: http://doi.org/10.1080/0142159X.2018.1428292
- Stratton T.D. Legitimizing Continuous Quality Improvement (CQI): Navigating Rationality in Undergraduate Medical Education. Journal of General Internal Medicine. 2019; 34:758-761. (In Eng.) DOI: http://doi.org/10.1007/s11606-019-04875-1
- La Rochelle J.S., Aagaard E. Transformation and Innovation at the Nexus of Health Systems and Medical Education. Journal of General Internal Medicine. 2019; 34:645-646. (In Eng.) DOI: http://doi.org/10.1007/ s11606-019-04926-7
- Shah M. The Effectiveness of External Quality Audits: A Study of Australian Universities. Quality in Higher Education. 2013; 19(3):358-375. (In Eng.) DOI: http://doi.org/10.1080/13538322.2013.852300
- Blouin D., Tekian A. Accreditation of Medical Education Programs: Moving From Student Outcomes to Continuous Quality Improvement Measures. Academic Medicine: Journal of the Association of American Medical Colleges. 2018; 93(3):377-383. (In Eng.) DOI: http://doi.org/10.1097/ACM.0000000000001835
- Shrivastava S.R.B.L., Shrivastava P.S. Justifying the Need and Formulation of a Plan to Evaluate Feedback Component in Medical Education. International Journal of Health & Allied Sciences. 2020; 9(1):88-89. (In Eng.) DOI: http://doi.org/10.4103/ijhas.IJHAS_93_19
- Matthews K.E., Lorelei A.D., Turner H.J. Conceptions of Students as Partners. Higher Education. 2018; 76:957-971. (In Eng.) DOI: http://doi.org/10.1007/s10734-018-0257-y
- Wright G.B. Student-Centered Learning in Higher Education. International Journal of Teaching and Learning in Higher Education. 2011; 23(1):92-97. Available at: https://eric.ed.gov/?id=EJ938583 (accessed 20.04.2020). (In Eng.)
- Jordens J.Z., Zepke N. Quality Teaching in Science: an Emergent Conceptual Framework. Research in Science Education. 2019; 49:1415-1432. (In Eng.) DOI: http://doi.org/10.1007/s11165-017-9661-z
- Roth C.G., Eldin K.W., Padmanabhan V., Friedman E.M. Twelve Tips for the Introduction of Emotional Intelligence in Medical Education. Medical Teacher. 2019; 41(7):746-749. (In Eng.) DOI: http://doi. org/10.1080/0142159X.2018.1481499
- Cruess R.L., Cruess S.R., Steinert Y. Medicine as a Community of Practice: Implications for Medical Education. Academic Medicine. 2018; 93(2):185-191. (In Eng.) DOI: http://doi.org/10.1097/ ACM.0000000000001826
- Silveira G.L., Campos L.K.S., Schweller M., Turato E.R., Helmich E., Carvalho-Filho M.A. “Speed up”! The Influences of the Hidden Curriculum on the Professional Identity Development of Medical Students. Health Professions Education. 2019; 5(3):198-209. (In Eng.) DOI: http://doi.org/10.1016/j.hpe.2018.07.003
- O’Brien B.C., Battista A. Situated Learning Theory in Health Professions Education Research: A Scoping Review. Advances in Health Sciences Education. 2019. p. 1-27. (In Eng.) DOI: http://doi.org/10.1007/ s10459-019-09900-w
- McGaghie W.C. Evaluation Apprehension and Impression Management in Clinical Medical Education. Academic Medicine. 2018; 93(5):685-686. (In Eng.) DOI: http://doi.org/10.1097/ACM.0000000000002143
- Moran J., Briscoe G., Peglow S. Current Technology in Advancing Medical Education: Perspectives for Learning and Providing Care. Academic Psychiatry. 2018; 42:796-799. (In Eng.) DOI: http://doi.org/10.1007/ s40596-018-0946-y
- Dong C., Goh P. Twelve Tips for the Effective Use of Videos in Medical Education. Medical Teacher. 2015; 37(2):140-145. (In Eng.) DOI: http://doi.org/10.3109/0142159X.2014.943709
- Pavlov V.N., Cyglin A.A., Rahmatullina I.R., Viktorov V.V., Pupykina K.A. A Medical University of the 21th Century: Unity of Tradition and Innovation. Vyssheye obrazovaniye segodnya = Higher Education Today. 2018; (4):40-50. (In Russ., abstract in Eng.) DOI: http://doi.org/10.25586/RNU.HET.18.04.P.40
- Siluyanova I.V. Education: Traditional Moral Values, or a New Range of Rights? (on the Example of Higher Medical School). Kulturnoye naslediye Rossii = Cultural Heritage of Russia. 2019; (2):31-36. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovanie-traditsionnye-moralnye-tsennosti-ili-novyi-diapazonprav-na-primere-vysshei-meditsinskoi-shkoly/viewer (accessed 05.11.2019). (In Russ., abstract in Eng.)
- Petrov S.V., Balakhonov A.V., Molitvin M.N., Fionin D.V. Contemporary Problems in the Higher Medical Education. Part 3. Role of the Fundamentalisation in the Higher Medical Education. Vestnik SanktPeterburgskogo universiteta. Seriya 11. Medicina = Vestnik of Saint Petersburg University. Series 11. Medicine. 2006; (4):129-136. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-problemy-vysshegomeditsinskogo-obrazovaniya-chast-3-rol-fundamentalizatsii-vysshego-meditsinskogo-obrazovaniya/viewer (accessed 07.10.2019). (In Russ., abstract in Eng.)
- Peshev L.P., Lyalichkina N.A. Real Ways to Improve the Quality of Higher Medical Education in Russia. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya = Modern Problems of Science and Education. 2017; (5). Available at: http://science-education.ru/ru/article/view?id=26826 (accessed 05.11.2019). (In Russ., abstract in Eng.)
- Ulumbekova G.E. Healthcare of Russia: 2018–2024. What to do? ORGZDRAV: novosti, mneniya, obucheniye. Vestnik VSHOUZ = HEALTHCARE MANAGEMENT: News, Views, Education. Bulletin of VSHOUZ. 2018; (1):9-16. Available at: https://www.vshouz.ru/journal/2018-god/zdravookhranenie-rossii-2018-2024gg (accessed 07.10.2019). (In Russ., abstract in Eng.)
- Smith S.M. Methodological Issues Relating to Internet-Based Surveys. In: The Customer is NOT Always Right? Marketing Orientationsin a Dynamic Business World. Developments in Marketing Science: Proceedings of the Academy of Marketing Science. Springer, Cham; 2017. p. 320-320. (In Eng.) DOI: https:// doi.org/10.1007/978-3-319-50008-9_85
- Faran Y., Zanbar L. Do Required Fields in Online Surveys in the Social Sciences Impair Reliability? International Journal of Social Research Methodology. 2019; 22(6):637-649. (In Eng.) DOI: https://doi.org/ 10.1080/13645579.2019.1630899
Дополнительные файлы
