Качество высшего образования в медицинских вузах России: представления и оценки студентов

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Введение. Неудовлетворенность населения профессиональной компетенцией врачей в условиях удорожания медицинских услуг требует новых принципов регулирования системы подготовки медицинских работников. Актуальность статьи обусловлена необходимостью учета при модернизации медицинского образования не только мнения преподавателей, но и оценок студентов. Цель статьи – определить представления студентов медицинских вузов России о качественном медицинском образовании, выявить их отношение к существующим формам и методам обучения, ожидания от администрации и преподавателей.

Материалы и методы. Исследование основано на сочетании количественных (массовый опрос) и качественных (интервью) методов. Для изучения представлений студентов о качестве образования было проведено анкетирование, в котором приняли участие 3 249 студентов медицинских вузов России. С целью повышения надежности результатов, интерпретации количественных данных на втором этапе были проведены интервью со студентами, ординаторами и аспирантами медицинских вузов. Все респонденты являлись активистами советов по качеству образования.

Результаты исследования. В статье впервые определена зависимость оценки качества образования от отношения к академической мобильности: чем больше у студентов опыт участия в академической мобильности, тем выше они оценивают качество российского медицинского образования. Российское медицинское образование, обладая институциональной автономией, позволяющей модернизировать содержание и способы реализации образовательных программ, сталкивается с ограничениями в виде увеличения приема в вузы при дефиците материально-технического оснащения и нормативной неурегулированностью участия студентов-медиков в клинической деятельности.

Обсуждение и заключение. Сделанные авторами выводы вносят вклад в понимание сильных и слабых сторон современного российского высшего медицинского образования. Материалы исследования могут быть использованы руководителями вузов при определении направлений развития образовательной деятельности с ориентацией на студентоцентрированное обучение с целью повышения мотивации и приверженности студентов к качественному образованию.

Об авторах

Л. М. Мухарямова

ФГБОУ ВО «Казанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации

Автор, ответственный за переписку.
Email: l.mukharyamova@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-5016-6928
Scopus Author ID: 57200130711
ResearcherId: AAL-4184-2020

заведующий кафедрой истории, философии, социологии, проректор по образовательной деятельности, доктор политических наук, профессор

Россия, Казань

А. Г. Жидяевский

ФГБОУ ВО «Казанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации

Email: zhidyaevskij@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-4245-5201

аспирант кафедры госпитальной терапии

Россия, Казань

К. П. Токранова

ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Министерства здравоохранения Российской Федерации

Email: kamilla-tok@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-7459-6842

ординатор кафедры физической терапии, спортивной медицины и медицинской реабилитации

Россия, Москва

Список литературы

  1. Reis S. Curriculum Reform: Why? What? How? and How Will We Know it Works? Israel Journal of Health Policy Research. 2018; 7:30. (In Eng.) DOI: http://doi.org/10.1186/s13584-018-0221-4
  2. Holmboe E.S., Sherbino J., Englander R., Snell L., Frank J.R. &ICBME Collaborators. A Call to Action: The Controversy of and Rationale for Competency-Based Medical Education. Medical Teacher. 2017; 39(6):574-581. (In Eng.) DOI: http://doi.org/10.1080/0142159X.2017.1315067
  3. Holmboe E.S. Competency-Based Medical Education and the Ghost of Kuhn: Reflections on the Messy and Meaningful Work of Transformation. Academic Medicine. 2018; 93(3):350-353. (In Eng.) DOI: http://doi.org/10.1097/ACM.0000000000001866
  4. Grant R., Vapiwala N. Popping the Medical Education Bubble before It Forms: It’s about Dollars and Sense. Medical Teacher. 2018; 40(10):1069-1071. (In Eng.) DOI: http://doi.org/10.1080/0142159X.2018.1428292
  5. Stratton T.D. Legitimizing Continuous Quality Improvement (CQI): Navigating Rationality in Undergraduate Medical Education. Journal of General Internal Medicine. 2019; 34:758-761. (In Eng.) DOI: http://doi.org/10.1007/s11606-019-04875-1
  6. La Rochelle J.S., Aagaard E. Transformation and Innovation at the Nexus of Health Systems and Medical Education. Journal of General Internal Medicine. 2019; 34:645-646. (In Eng.) DOI: http://doi.org/10.1007/ s11606-019-04926-7
  7. Shah M. The Effectiveness of External Quality Audits: A Study of Australian Universities. Quality in Higher Education. 2013; 19(3):358-375. (In Eng.) DOI: http://doi.org/10.1080/13538322.2013.852300
  8. Blouin D., Tekian A. Accreditation of Medical Education Programs: Moving From Student Outcomes to Continuous Quality Improvement Measures. Academic Medicine: Journal of the Association of American Medical Colleges. 2018; 93(3):377-383. (In Eng.) DOI: http://doi.org/10.1097/ACM.0000000000001835
  9. Shrivastava S.R.B.L., Shrivastava P.S. Justifying the Need and Formulation of a Plan to Evaluate Feedback Component in Medical Education. International Journal of Health & Allied Sciences. 2020; 9(1):88-89. (In Eng.) DOI: http://doi.org/10.4103/ijhas.IJHAS_93_19
  10. Matthews K.E., Lorelei A.D., Turner H.J. Conceptions of Students as Partners. Higher Education. 2018; 76:957-971. (In Eng.) DOI: http://doi.org/10.1007/s10734-018-0257-y
  11. Wright G.B. Student-Centered Learning in Higher Education. International Journal of Teaching and Learning in Higher Education. 2011; 23(1):92-97. Available at: https://eric.ed.gov/?id=EJ938583 (accessed 20.04.2020). (In Eng.)
  12. Jordens J.Z., Zepke N. Quality Teaching in Science: an Emergent Conceptual Framework. Research in Science Education. 2019; 49:1415-1432. (In Eng.) DOI: http://doi.org/10.1007/s11165-017-9661-z
  13. Roth C.G., Eldin K.W., Padmanabhan V., Friedman E.M. Twelve Tips for the Introduction of Emotional Intelligence in Medical Education. Medical Teacher. 2019; 41(7):746-749. (In Eng.) DOI: http://doi. org/10.1080/0142159X.2018.1481499
  14. Cruess R.L., Cruess S.R., Steinert Y. Medicine as a Community of Practice: Implications for Medical Education. Academic Medicine. 2018; 93(2):185-191. (In Eng.) DOI: http://doi.org/10.1097/ ACM.0000000000001826
  15. Silveira G.L., Campos L.K.S., Schweller M., Turato E.R., Helmich E., Carvalho-Filho M.A. “Speed up”! The Influences of the Hidden Curriculum on the Professional Identity Development of Medical Students. Health Professions Education. 2019; 5(3):198-209. (In Eng.) DOI: http://doi.org/10.1016/j.hpe.2018.07.003
  16. O’Brien B.C., Battista A. Situated Learning Theory in Health Professions Education Research: A Scoping Review. Advances in Health Sciences Education. 2019. p. 1-27. (In Eng.) DOI: http://doi.org/10.1007/ s10459-019-09900-w
  17. McGaghie W.C. Evaluation Apprehension and Impression Management in Clinical Medical Education. Academic Medicine. 2018; 93(5):685-686. (In Eng.) DOI: http://doi.org/10.1097/ACM.0000000000002143
  18. Moran J., Briscoe G., Peglow S. Current Technology in Advancing Medical Education: Perspectives for Learning and Providing Care. Academic Psychiatry. 2018; 42:796-799. (In Eng.) DOI: http://doi.org/10.1007/ s40596-018-0946-y
  19. Dong C., Goh P. Twelve Tips for the Effective Use of Videos in Medical Education. Medical Teacher. 2015; 37(2):140-145. (In Eng.) DOI: http://doi.org/10.3109/0142159X.2014.943709
  20. Pavlov V.N., Cyglin A.A., Rahmatullina I.R., Viktorov V.V., Pupykina K.A. A Medical University of the 21th Century: Unity of Tradition and Innovation. Vyssheye obrazovaniye segodnya = Higher Education Today. 2018; (4):40-50. (In Russ., abstract in Eng.) DOI: http://doi.org/10.25586/RNU.HET.18.04.P.40
  21. Siluyanova I.V. Education: Traditional Moral Values, or a New Range of Rights? (on the Example of Higher Medical School). Kulturnoye naslediye Rossii = Cultural Heritage of Russia. 2019; (2):31-36. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovanie-traditsionnye-moralnye-tsennosti-ili-novyi-diapazonprav-na-primere-vysshei-meditsinskoi-shkoly/viewer (accessed 05.11.2019). (In Russ., abstract in Eng.)
  22. Petrov S.V., Balakhonov A.V., Molitvin M.N., Fionin D.V. Contemporary Problems in the Higher Medical Education. Part 3. Role of the Fundamentalisation in the Higher Medical Education. Vestnik SanktPeterburgskogo universiteta. Seriya 11. Medicina = Vestnik of Saint Petersburg University. Series 11. Medicine. 2006; (4):129-136. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-problemy-vysshegomeditsinskogo-obrazovaniya-chast-3-rol-fundamentalizatsii-vysshego-meditsinskogo-obrazovaniya/viewer (accessed 07.10.2019). (In Russ., abstract in Eng.)
  23. Peshev L.P., Lyalichkina N.A. Real Ways to Improve the Quality of Higher Medical Education in Russia. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya = Modern Problems of Science and Education. 2017; (5). Available at: http://science-education.ru/ru/article/view?id=26826 (accessed 05.11.2019). (In Russ., abstract in Eng.)
  24. Ulumbekova G.E. Healthcare of Russia: 2018–2024. What to do? ORGZDRAV: novosti, mneniya, obucheniye. Vestnik VSHOUZ = HEALTHCARE MANAGEMENT: News, Views, Education. Bulletin of VSHOUZ. 2018; (1):9-16. Available at: https://www.vshouz.ru/journal/2018-god/zdravookhranenie-rossii-2018-2024gg (accessed 07.10.2019). (In Russ., abstract in Eng.)
  25. Smith S.M. Methodological Issues Relating to Internet-Based Surveys. In: The Customer is NOT Always Right? Marketing Orientationsin a Dynamic Business World. Developments in Marketing Science: Proceedings of the Academy of Marketing Science. Springer, Cham; 2017. p. 320-320. (In Eng.) DOI: https:// doi.org/10.1007/978-3-319-50008-9_85
  26. Faran Y., Zanbar L. Do Required Fields in Online Surveys in the Social Sciences Impair Reliability? International Journal of Social Research Methodology. 2019; 22(6):637-649. (In Eng.) DOI: https://doi.org/ 10.1080/13645579.2019.1630899

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Мухарямова Л.М., Жидяевский А.Г., Токранова К.П., 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Журнал "Интеграция образования" основан в 1996 году.
Реестровая запись ПИ № ФС 77-70142 от 16 июня 2017 г.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».