Влияние неформального образования на человеческий капитал: поколенческий подход
- Авторы: Кичерова М.Н.1, Ефимова Г.З.1
-
Учреждения:
- ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет»
- Выпуск: Том 24, № 2 (2020)
- Страницы: 316-338
- Раздел: Образование и культура
- Статья получена: 31.05.2025
- Статья одобрена: 31.05.2025
- Статья опубликована: 15.03.2020
- URL: https://medbiosci.ru/1991-9468/article/view/294590
- DOI: https://doi.org/10.15507/1991-9468.099.024.202002.316-338
- ID: 294590
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Введение. Тренд современной жизни – скорость обновления информации и интенсивность социальных преобразований. Чтобы оставаться конкурентоспособной личностью, человеку необходимо обновлять компетенции и навыки. Неформальное образование становится наиболее мобильным способом решить поставленные задачи, позволяя быстро приобретать актуальные знания и опыт. Исследовательский интерес сконцентрирован на влиянии неформального образования на формирование и развитие человеческого капитала населения. Цель статьи – изучение вовлеченности в неформальное образование представителей различных поколений.
Материалы и методы. Исследование основано на методике интерпретационного анализа глубинного интервью. Данные получены с использованием метода фокус-групп: серия из 27 групповых интервью, по 9 для каждой возрастной категории (молодежь, зрелый и старший возраст). Участниками фокус-групп выступили 253 чел. – жители городов Тюмень, Тобольск, Ишим и населенных пунктов юга Тюменской области.
Результаты исследования. По итогам анализа интенсивности образовательных практик выделены три типа акторов в зависимости от вовлеченности в неформальное образование: активный «вечный студент», умеренный «ситуативный» и пассивный «безразличный», которые проявлялись у представителей разных поколений. Определены мотиваторы и демотиваторы к получению неформального образования: социально-психологические поколенческие установки, институциональные барьеры, общественные стереотипы. Раскрыты возможности неформального образования в процессе накопления и реализации человеческого капитала: оперативное обновление компетенций, освоение личностных и профессиональных навыков для конкретной профессиональной позиции, сокращение квалификационного отставания. В результате анализа практик неформального образования молодежи, людей зрелого возраста и старшего поколения авторы установили, что неформальное образование существенно влияет на динамику профессионализации, характер социально-трудовых перемещений.
Обсуждение и заключение. Результаты исследования помогут детализировать влияние неформального образования на человеческий капитал с точки зрения поколенческого подхода. Материалы статьи полезны для построения образовательной экосистемы на региональном и национальном уровне, практического применения в ходе разработки и корректировки стратегий работы с населением различных возрастных групп.
Об авторах
М. Н. Кичерова
ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет»
Автор, ответственный за переписку.
Email: m.n.kicherova@utmn.ru
ORCID iD: 0000-0001-5829-7570
ResearcherId: Q-3629-2019
доцент кафедры общей и экономической социологии, кандидат социологических наук
Россия, ТюменьГ. З. Ефимова
ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет»
Email: g.z.efimova@utmn.ru
ORCID iD: 0000-0002-4826-2259
Scopus Author ID: 57195971011
ResearcherId: N-8362-2016
доцент кафедры общей и экономической социологии, кандидат социологических наук, доцент
Россия, ТюменьСписок литературы
- Saar, E. Participation in Job-Related Training in European Countries: The Impact of Skill Supply and Demand Characteristics / E. Saar, M. L. Räis. – doi: 10.1080/13639080.2016.1243229 // Journal of Education and Work. – 2017. – Vol. 30, issue 5. – Pp. 531–551. – URL: https://www.tandfonline.com/doi/ abs/10.1080/13639080.2016.1243229?journalCode=cjew20 (дата обращения: 15.01.2020).
- Логинова, Л. Г. Интеграция форм образовательной деятельности в дополнительном профессиональном образовании: комментарии к проблеме непрерывности / Л. Г. Логинова. – Текст : непосредственный // Методист. – 2018. – № 1. – С. 19–21.
- Krasiejko, I. The Role of Metacognition in Education / I. Krasiejko // The New Educational Review. – 2010. – Vol. 20, no. 1. – Pp. 120–128. – URL: http://www.educationalrev.us.edu.pl/dok/volumes/tner_1_2010.pdf (дата обращения: 15.01.2020).
- Asiyai, R. Exploring the Contributions of Non-Formal Education to the Development of Human Capital in Southern Nigeria / R. Asiyai. – doi: 10.35386/ser.v18i1.49 // Sokoto Educational Review. – 2018. – Vol. 18, no. 1. – Pp. 63–73. – URL: http://www.sokedureview.org/index.php/SER/article/view/49/80 (дата обращения: 15.01.2020).
- Ivanova, I. V. Non-formal Education: Investing in Human Capital / I. V. Ivanova. – doi: 10.1080/10609393.2017.1342195 // Russian Education & Society. – 2016. – Vol. 58, issue 11. – Pp. 718–731. – URL: https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/10609393.2017.1342195?journalCode=mres20 (дата обращения: 15.01.2020).
- Silva, M. C. V. The Role of Education in the World of Work: Fostering Learning Organizations / M.C.V. Silva, A.C.M. Garcia. – doi: 10.17516/1997-1370-0391 // Journal of Siberian Federal University – Humanities and Social Sciences. – 2019. – Vol. 12, issue 2. – Pp. 231–246. – URL: http://journal.sfu-kras.ru/ en/article/109546 (дата обращения: 15.01.2020).
- Teaching Methods of Educating Support and Options for Non-Formal Lifelong Learner / C. Casmudi, Z. Nuryana, D. Miharja, I. G. D. Gunawan. – doi: 10.5430/ijhe.v8n8p30 // International Journal of Higher Education. – 2019. – Vol. 8, no. 8. – Pp. 30–33. – URL: http://www.sciedu.ca/journal/index.php/ijhe/article/ view/16920/10513 (дата обращения: 15.01.2020).
- Нефедова, Г. М. Специфика интеграции формального, неформального и информального образования / Г. М. Нефедова. – doi: 10.23951/2307-6127-2017-3-127-133 // Научно-педагогическое обозрение. – 2017. – Вып. 3. – С. 127–133. – URL: https://npo.tspu.edu.ru/fi /npo/PDF/articles/nefedova_g._m._127_133_3_17_2017.pdf (дата обращения: 15.01.2020). – Рез. англ.
- Харченко, Л. Н. Актуальные направления инновационного развития профессионального образования / Л. Н. Харченко, Е. Я. Сердюкова // Вестник Луганского национального университета имени Тараса Шевченко. – 2018. – № 1 (9). – С. 73–77. – URL: http://knita.ltsu.org/Nawu_izdaniya/arxiv_2018/ pedagogika/Вестник%20пед.pdf (дата обращения: 15.01.2020). – Рез. англ.
- Радаев, В. В. Миллениалы: Как меняется российское общество / В. В. Радаев. – doi: 10.17323/9785-7598-1985-1. – Изд-во ВШЭ, 2019. – 224 с. – URL: https://id.hse.ru/data/2019/05/21/1507186516/миллениалы_сайт.pdf (дата обращения: 15.01.2020).
- Dimand, R. W. Comments on William D. Nordhaus’s, “Irving Fisher and the Contribution of Improved Longevity to Living Standards” / R. W. Dimand. – doi: 10.1111/j.1536-7150.2005.00368.x // The American Journal of Economics and Sociology. – 2005. – Vol. 64, issue 1. – Pp. 393–397. – URL: https:// onlinelibrary.wiley.com/doi/abs/10.1111/j.1536-7150.2005.00368.x (дата обращения: 15.01.2020).
- Blaug, M. Where are We Now in the Economics of Education? / M. Blaug. – doi: 10.1016/02727757(85)90034-2 // Economics of Education Review. – 1985. – Vol. 4, issue 1. – Pp. 17–28.
- Kiker, B. F. The Historical Roots of the Concept of Human Capital / B. F. Kiker // Journal of Political Economy. – 1966. – Vol. 74, no. 5. – Pp. 481–499. – URL: https://www.jstor.org/stable/1829595?seq=1 (дата обращения: 15.01.2020).
- Косимова, Ш. А. Компетентностный подход к оценке характеристик человеческого капитала / Ш. А. Косимова // Вестник Таджикского национального университета. Серия coциально-экономических и общественных наук. – 2018. – № 1. – С. 81–86. – URL: http://ec.vestnik-tnu.com/vestnik/2018/ Vestnik-2018-1.pdf (дата обращения: 15.01.2020). – Рез. англ.
- Goleman D. Emotional Intelligence: Why it Can Matter More than IQ. Bantam Books, 1996. – URL: https://www.academia.edu/37329006/Emotional_Intelligence_Why_it_Can_Matter_More_Than_IQ_by_ Daniel_Goleman (дата обращения: 15.01.2020).
- Selwyn, N. Adult Learning in the Digital Age: Information Technology and the Learning Society / N. Selwyn, S. Gorard, J. Furlong. – doi: 10.4324/9780203003039. – Abingdon Oxon United Kingdom: Routledge, 2006. – 186 p. – URL: https://research.monash.edu/en/publications/adult-learning-in-the-digitalage-information-technology-and-the(дата обращения: 15.01.2020).
- Фёдоров, А. А. «Конвенция поколений» в новом мире образования / А. А. Фёдоров, Е. Ю. Илалтдинова, С. В. Фролова. – doi: 10.31992/0869-3617-2018-27-7-28-38 // Высшее образование в России. – 2018. – Т. 27, № 7. – С. 28–38. – URL: https://vovr.elpub.ru/jour/article/view/1418 (дата обращения: 15.01.2020). – Рез. англ.
- Павлов, А. П. Этосы образования и модернизация российского общества / А. П. Павлов, П. А. Павлов. – doi: 10.21684/2587-8484-2018-2-4-70-80 // Siberian Socium. – 2018. – Т. 2, № 4. – С. 70–80. – URL: https://siberian-socium.utmn.ru/eng/issues/2018-vol-2/2018-4/686419 (дата обращения: 15.01.2020). – Рез. англ.
- Howe, N. Generations: The History of America’s Future, 1584 to 2069 / N. Howe, W. Strauss. – New York: William Morrow & Company, 1991. 538 p.
- Шамис, Е. Теория поколений / Е. Шамис, А. Антипов // Маркетинг. Менеджмент. – 2007. – № 6. – С. 42–46.
- Prensky, M. Marc Prensky Interview / M. Prensky, V. Gonzalez Calatayud. – doi: 10.6018/riite/2018/354791 // Revista Interuniversitaria de Investigación en Tecnología Educativa. – 2018. – No. 5. – Pp. 12–21. – URL: https://revistas.um.es/riite/article/view/354791 (дата обращения: 15.01.2020).
- Prensky, M. Digital Natives, Digital Immigrants. Part 1 / M. Prensky. – doi: 10.1108/10748120110424816 // On the Horizon. – 2001. – Vol. 9, no. 5. – Pp. 1–6. – URL: https://www.emerald.com/insight/content/ doi/10.1108/10748120110424816/full/html (дата обращения: 15.01.2020).
- Радаев, В. В. Миллениалы на фоне предшествующих поколений: эмпирический анализ / В. В. Радаев. – doi: 10.7868/S0132162518030029 // Социологические исследования. – 2018. – № 3. – С. 15–33. – URL: http://socis.isras.ru/files/File/2018/2018_3/Radaev.pdf (дата обращения: 15.01.2020). – Рез. англ.
- Чванова, М. С. Новые формы социализации студенческой молодежи в интернет-пространстве / М. С. Чванова, М. С. Анурьева, И. А. Киселева. – doi: 10.20310/1810-0201-2017-22-6(170)-32-40 // Вестник Тамбовского университета. Серия : Гуманитарные науки. – 2017. – Т. 22, № 6. – С. 32–40. – URL: http://journals.tsutmb.ru/go/1810-0201/2017/6/32-40 (дата обращения: 15.01.2020). – Рез. англ.
- Кулакова, А. Б. Поколение Z: теоретический аспект / А. Б. Кулакова. – DOI 10.15838/ tdi.2018.2.42.6 // Вопросы территориального развития. – 2018. – № 2 (42). – С. 1–10. – URL: http://vtr. isert-ran.ru/article/2604?_lang=en (дата обращения: 15.01.2020). – Рез. англ.
- Merton, R. The Focussed Interview: A Manual of Problems and Procedures / R. Merton, M. Fiske. – London: Free Press. – 1990. – 236 p.
- Зборовский, Г. Е. Самообразование – парадигма XXI века / Г. Е. Зборовский, Е. А. Шуклина // Высшее образование России. – 2003. – № 5. – С. 25–32. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ samoobrazovanie-paradigma-xxi-veka/viewer (дата обращения: 15.01.2020).
- Джуринский, А. Н. Образование в «третьем возрасте» в России / А. Н. Джуринский. – doi: 10.17853/1994-5639-2018-10-156-175 // Образование и наука. – 2018. – Т. 20, № 10. – С. 156–175. – URL: https://www.edscience.ru/jour/article/view/1070 (дата обращения: 15.01.2020). – Рез. англ.
- Даринский, А. В. Кого и как включать в систему образования взрослых / А. В. Даринский // Педагогика. – 1995. – № 2. – С. 61–64.
- Ключарев, Г. Образование в третьем возрасте как ресурс развития общества / Г. Ключарев // Новые знания. – 1998. – № 4. – С. 17–18.
- Сизова, И. Л. Ломкость труда и занятости в современном мире / И. Л. Сизова, И. А. Григорьева. – doi: 10.19181/socjour.2018.25.1.6279 // Социологический журнал. – 2019. – Т. 25, № 1. – C. 48–71. – URL: https://www.jour.isras.ru/index.php/socjour/article/view/6279 (дата обращения: 15.01.2020). – Рез. англ.
Дополнительные файлы
