Влияние неформального образования на человеческий капитал: поколенческий подход

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Введение. Тренд современной жизни – скорость обновления информации и интенсивность социальных преобразований. Чтобы оставаться конкурентоспособной личностью, человеку необходимо обновлять компетенции и навыки. Неформальное образование становится наиболее мобильным способом решить поставленные задачи, позволяя быстро приобретать актуальные знания и опыт. Исследовательский интерес сконцентрирован на влиянии неформального образования на формирование и развитие человеческого капитала населения. Цель статьи – изучение вовлеченности в неформальное образование представителей различных поколений.

Материалы и методы. Исследование основано на методике интерпретационного анализа глубинного интервью. Данные получены с использованием метода фокус-групп: серия из 27 групповых интервью, по 9 для каждой возрастной категории (молодежь, зрелый и старший возраст). Участниками фокус-групп выступили 253 чел. – жители городов Тюмень, Тобольск, Ишим и населенных пунктов юга Тюменской области.

Результаты исследования. По итогам анализа интенсивности образовательных практик выделены три типа акторов в зависимости от вовлеченности в неформальное образование: активный «вечный студент», умеренный «ситуативный» и пассивный «безразличный», которые проявлялись у представителей разных поколений. Определены мотиваторы и демотиваторы к получению неформального образования: социально-психологические поколенческие установки, институциональные барьеры, общественные стереотипы. Раскрыты возможности неформального образования в процессе накопления и реализации человеческого капитала: оперативное обновление компетенций, освоение личностных и профессиональных навыков для конкретной профессиональной позиции, сокращение квалификационного отставания. В результате анализа практик неформального образования молодежи, людей зрелого возраста и старшего поколения авторы установили, что неформальное образование существенно влияет на динамику профессионализации, характер социально-трудовых перемещений.

Обсуждение и заключение. Результаты исследования помогут детализировать влияние неформального образования на человеческий капитал с точки зрения поколенческого подхода. Материалы статьи полезны для построения образовательной экосистемы на региональном и национальном уровне, практического применения в ходе разработки и корректировки стратегий работы с населением различных возрастных групп.

Об авторах

М. Н. Кичерова

ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет»

Автор, ответственный за переписку.
Email: m.n.kicherova@utmn.ru
ORCID iD: 0000-0001-5829-7570
ResearcherId: Q-3629-2019

доцент кафедры общей и экономической социологии, кандидат социологических наук

Россия, Тюмень

Г. З. Ефимова

ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет»

Email: g.z.efimova@utmn.ru
ORCID iD: 0000-0002-4826-2259
Scopus Author ID: 57195971011
ResearcherId: N-8362-2016

доцент кафедры общей и экономической социологии, кандидат социологических наук, доцент

Россия, Тюмень

Список литературы

  1. Saar, E. Participation in Job-Related Training in European Countries: The Impact of Skill Supply and Demand Characteristics / E. Saar, M. L. Räis. – doi: 10.1080/13639080.2016.1243229 // Journal of Education and Work. – 2017. – Vol. 30, issue 5. – Pp. 531–551. – URL: https://www.tandfonline.com/doi/ abs/10.1080/13639080.2016.1243229?journalCode=cjew20 (дата обращения: 15.01.2020).
  2. Логинова, Л. Г. Интеграция форм образовательной деятельности в дополнительном профессиональном образовании: комментарии к проблеме непрерывности / Л. Г. Логинова. – Текст : непосредственный // Методист. – 2018. – № 1. – С. 19–21.
  3. Krasiejko, I. The Role of Metacognition in Education / I. Krasiejko // The New Educational Review. – 2010. – Vol. 20, no. 1. – Pp. 120–128. – URL: http://www.educationalrev.us.edu.pl/dok/volumes/tner_1_2010.pdf (дата обращения: 15.01.2020).
  4. Asiyai, R. Exploring the Contributions of Non-Formal Education to the Development of Human Capital in Southern Nigeria / R. Asiyai. – doi: 10.35386/ser.v18i1.49 // Sokoto Educational Review. – 2018. – Vol. 18, no. 1. – Pp. 63–73. – URL: http://www.sokedureview.org/index.php/SER/article/view/49/80 (дата обращения: 15.01.2020).
  5. Ivanova, I. V. Non-formal Education: Investing in Human Capital / I. V. Ivanova. – doi: 10.1080/10609393.2017.1342195 // Russian Education & Society. – 2016. – Vol. 58, issue 11. – Pp. 718–731. – URL: https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/10609393.2017.1342195?journalCode=mres20 (дата обращения: 15.01.2020).
  6. Silva, M. C. V. The Role of Education in the World of Work: Fostering Learning Organizations / M.C.V. Silva, A.C.M. Garcia. – doi: 10.17516/1997-1370-0391 // Journal of Siberian Federal University – Humanities and Social Sciences. – 2019. – Vol. 12, issue 2. – Pp. 231–246. – URL: http://journal.sfu-kras.ru/ en/article/109546 (дата обращения: 15.01.2020).
  7. Teaching Methods of Educating Support and Options for Non-Formal Lifelong Learner / C. Casmudi, Z. Nuryana, D. Miharja, I. G. D. Gunawan. – doi: 10.5430/ijhe.v8n8p30 // International Journal of Higher Education. – 2019. – Vol. 8, no. 8. – Pp. 30–33. – URL: http://www.sciedu.ca/journal/index.php/ijhe/article/ view/16920/10513 (дата обращения: 15.01.2020).
  8. Нефедова, Г. М. Специфика интеграции формального, неформального и информального образования / Г. М. Нефедова. – doi: 10.23951/2307-6127-2017-3-127-133 // Научно-педагогическое обозрение. – 2017. – Вып. 3. – С. 127–133. – URL: https://npo.tspu.edu.ru/fi /npo/PDF/articles/nefedova_g._m._127_133_3_17_2017.pdf (дата обращения: 15.01.2020). – Рез. англ.
  9. Харченко, Л. Н. Актуальные направления инновационного развития профессионального образования / Л. Н. Харченко, Е. Я. Сердюкова // Вестник Луганского национального университета имени Тараса Шевченко. – 2018. – № 1 (9). – С. 73–77. – URL: http://knita.ltsu.org/Nawu_izdaniya/arxiv_2018/ pedagogika/Вестник%20пед.pdf (дата обращения: 15.01.2020). – Рез. англ.
  10. Радаев, В. В. Миллениалы: Как меняется российское общество / В. В. Радаев. – doi: 10.17323/9785-7598-1985-1. – Изд-во ВШЭ, 2019. – 224 с. – URL: https://id.hse.ru/data/2019/05/21/1507186516/миллениалы_сайт.pdf (дата обращения: 15.01.2020).
  11. Dimand, R. W. Comments on William D. Nordhaus’s, “Irving Fisher and the Contribution of Improved Longevity to Living Standards” / R. W. Dimand. – doi: 10.1111/j.1536-7150.2005.00368.x // The American Journal of Economics and Sociology. – 2005. – Vol. 64, issue 1. – Pp. 393–397. – URL: https:// onlinelibrary.wiley.com/doi/abs/10.1111/j.1536-7150.2005.00368.x (дата обращения: 15.01.2020).
  12. Blaug, M. Where are We Now in the Economics of Education? / M. Blaug. – doi: 10.1016/02727757(85)90034-2 // Economics of Education Review. – 1985. – Vol. 4, issue 1. – Pp. 17–28.
  13. Kiker, B. F. The Historical Roots of the Concept of Human Capital / B. F. Kiker // Journal of Political Economy. – 1966. – Vol. 74, no. 5. – Pp. 481–499. – URL: https://www.jstor.org/stable/1829595?seq=1 (дата обращения: 15.01.2020).
  14. Косимова, Ш. А. Компетентностный подход к оценке характеристик человеческого капитала / Ш. А. Косимова // Вестник Таджикского национального университета. Серия coциально-экономических и общественных наук. – 2018. – № 1. – С. 81–86. – URL: http://ec.vestnik-tnu.com/vestnik/2018/ Vestnik-2018-1.pdf (дата обращения: 15.01.2020). – Рез. англ.
  15. Goleman D. Emotional Intelligence: Why it Can Matter More than IQ. Bantam Books, 1996. – URL: https://www.academia.edu/37329006/Emotional_Intelligence_Why_it_Can_Matter_More_Than_IQ_by_ Daniel_Goleman (дата обращения: 15.01.2020).
  16. Selwyn, N. Adult Learning in the Digital Age: Information Technology and the Learning Society / N. Selwyn, S. Gorard, J. Furlong. – doi: 10.4324/9780203003039. – Abingdon Oxon United Kingdom: Routledge, 2006. – 186 p. – URL: https://research.monash.edu/en/publications/adult-learning-in-the-digitalage-information-technology-and-the(дата обращения: 15.01.2020).
  17. Фёдоров, А. А. «Конвенция поколений» в новом мире образования / А. А. Фёдоров, Е. Ю. Илалтдинова, С. В. Фролова. – doi: 10.31992/0869-3617-2018-27-7-28-38 // Высшее образование в России. – 2018. – Т. 27, № 7. – С. 28–38. – URL: https://vovr.elpub.ru/jour/article/view/1418 (дата обращения: 15.01.2020). – Рез. англ.
  18. Павлов, А. П. Этосы образования и модернизация российского общества / А. П. Павлов, П. А. Павлов. – doi: 10.21684/2587-8484-2018-2-4-70-80 // Siberian Socium. – 2018. – Т. 2, № 4. – С. 70–80. – URL: https://siberian-socium.utmn.ru/eng/issues/2018-vol-2/2018-4/686419 (дата обращения: 15.01.2020). – Рез. англ.
  19. Howe, N. Generations: The History of America’s Future, 1584 to 2069 / N. Howe, W. Strauss. – New York: William Morrow & Company, 1991. 538 p.
  20. Шамис, Е. Теория поколений / Е. Шамис, А. Антипов // Маркетинг. Менеджмент. – 2007. – № 6. – С. 42–46.
  21. Prensky, M. Marc Prensky Interview / M. Prensky, V. Gonzalez Calatayud. – doi: 10.6018/riite/2018/354791 // Revista Interuniversitaria de Investigación en Tecnología Educativa. – 2018. – No. 5. – Pp. 12–21. – URL: https://revistas.um.es/riite/article/view/354791 (дата обращения: 15.01.2020).
  22. Prensky, M. Digital Natives, Digital Immigrants. Part 1 / M. Prensky. – doi: 10.1108/10748120110424816 // On the Horizon. – 2001. – Vol. 9, no. 5. – Pp. 1–6. – URL: https://www.emerald.com/insight/content/ doi/10.1108/10748120110424816/full/html (дата обращения: 15.01.2020).
  23. Радаев, В. В. Миллениалы на фоне предшествующих поколений: эмпирический анализ / В. В. Радаев. – doi: 10.7868/S0132162518030029 // Социологические исследования. – 2018. – № 3. – С. 15–33. – URL: http://socis.isras.ru/files/File/2018/2018_3/Radaev.pdf (дата обращения: 15.01.2020). – Рез. англ.
  24. Чванова, М. С. Новые формы социализации студенческой молодежи в интернет-пространстве / М. С. Чванова, М. С. Анурьева, И. А. Киселева. – doi: 10.20310/1810-0201-2017-22-6(170)-32-40 // Вестник Тамбовского университета. Серия : Гуманитарные науки. – 2017. – Т. 22, № 6. – С. 32–40. – URL: http://journals.tsutmb.ru/go/1810-0201/2017/6/32-40 (дата обращения: 15.01.2020). – Рез. англ.
  25. Кулакова, А. Б. Поколение Z: теоретический аспект / А. Б. Кулакова. – DOI 10.15838/ tdi.2018.2.42.6 // Вопросы территориального развития. – 2018. – № 2 (42). – С. 1–10. – URL: http://vtr. isert-ran.ru/article/2604?_lang=en (дата обращения: 15.01.2020). – Рез. англ.
  26. Merton, R. The Focussed Interview: A Manual of Problems and Procedures / R. Merton, M. Fiske. – London: Free Press. – 1990. – 236 p.
  27. Зборовский, Г. Е. Самообразование – парадигма XXI века / Г. Е. Зборовский, Е. А. Шуклина // Высшее образование России. – 2003. – № 5. – С. 25–32. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ samoobrazovanie-paradigma-xxi-veka/viewer (дата обращения: 15.01.2020).
  28. Джуринский, А. Н. Образование в «третьем возрасте» в России / А. Н. Джуринский. – doi: 10.17853/1994-5639-2018-10-156-175 // Образование и наука. – 2018. – Т. 20, № 10. – С. 156–175. – URL: https://www.edscience.ru/jour/article/view/1070 (дата обращения: 15.01.2020). – Рез. англ.
  29. Даринский, А. В. Кого и как включать в систему образования взрослых / А. В. Даринский // Педагогика. – 1995. – № 2. – С. 61–64.
  30. Ключарев, Г. Образование в третьем возрасте как ресурс развития общества / Г. Ключарев // Новые знания. – 1998. – № 4. – С. 17–18.
  31. Сизова, И. Л. Ломкость труда и занятости в современном мире / И. Л. Сизова, И. А. Григорьева. – doi: 10.19181/socjour.2018.25.1.6279 // Социологический журнал. – 2019. – Т. 25, № 1. – C. 48–71. – URL: https://www.jour.isras.ru/index.php/socjour/article/view/6279 (дата обращения: 15.01.2020). – Рез. англ.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Кичерова М.Н., Ефимова Г.З., 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Журнал "Интеграция образования" основан в 1996 году.
Реестровая запись ПИ № ФС 77-70142 от 16 июня 2017 г.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».