О признаковой репрезентации концепта «рот / губы» в текстах М. Цветаевой

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Введение. В современной когнитивной лингвопоэтике особое внимание уделяется изучению тропов и фигур речи в контексте формирования авторской картины мира. Исследователи стремятся выявить глубинные механизмы смыслообразования, выраженные когнитивно-семантическими и когнитивно-образными средствами. Центральное место занимает анализ эпитетов, рассматриваемых в качестве индикатора авторской категоризации действительности и его субъективного мировосприятия.

Материалы и методы. С помощью когнитивно-семантического, лексикографического, компонентного, контекстуального и статистического методов были рассмотрены признаковые языковые единицы, вербализующие качественные характеристики концепта «рот / губы» в текстах М. Цветаевой.

Результаты исследования и их обсуждение. Результатом исследования признаковой презентации одного из самых частотных концептов творчества М. Цветаевой («рот / губы») стало доказательством того, что его эпитетная составляющая сосредоточена на детальном изображении психологического, эмоционального и характерологического состояния лирического субъекта, что соответствует представлению о губах и рте как символах чувственности. В работе выявлены авторские окказиональные эпитетные комплексы, включающие субстантивные, составные фразовые и генитивные эпитеты. Особое внимание уделено сравнению авторских эпитетных моделей с общеязыковым и общепоэтическим контекстом.

Заключение. Исследование позволило выявить когнитивные основы эпитетации и ее роль в идиостиле М. Цветаевой, для которой эпитет является не тропом, а поиском смысла. Дальнейшие работы, посвященные различным аспектам изучения признаковой лексики на материале иных идиостилей, помогут более целостно представить роль эпитета в структурировании картины мира.

Полный текст

Введение

Возросший интерес современной лингвистической науки к изучению способов «присутствия и проявления» человека в языковых структурах обусловил формирование антропологического направления языкознания [2; 3; 4; 7]. Субъект активно познает мир с помощью языка, структурирует действительность, объясняет причины тех или иных закономерностей. Конструируемая таким образом языковая картина, непосредственно связанная с концептуальной, является матрицей смыслов. Актуализация ее участков происходит в тех случаях, когда человеку необходимо выделить тот или иной фрагмент реальности, обратить на него особое внимание.

Категоризация объектов, их классификация, дефиниция, отграничение от других объектов происходит в соответствии с логикой описания их свойств. Признак — это тот элемент знания, по которому становится возможным идентифицировать объект. По этой причине он осознается как узнаваемый, эталонный, инвариантный для всех. В то же время у предметов множество свойств, часто не актуализируемых, поэтому выделение окказиональных признаков и качеств становится приметой индивидуальной работы категоризации знания о мире.

Концептуализация реальности сознанием изучается когнитивной лингвистикой; субъективная картина мира и специфика данного процесса в рамках нее исследуется когнитивной поэтикой. Художественный и шире любой креативный текст нетривиально картирует мир, вследствие чего возрастает потребность изучения особенностей процесса концептуализации реальности конкретной языковой личностью.

Актуальность проводимого исследования обусловлена необходимостью изучения когнитивно-семантических процессов конструирования значения слова на основе его признаковой номинации. Особую значимость эта проблема приобретает с позиций сравнения общеязыковой логики типичного носителя языка и креативной личности, способной по-новому взглянуть на известный всем объект.

Целью работы является установление идиоспецифических способов осмысления одного из центральных для языкового сознания и творчества М. Цветаевой концептов «рот / губы» на основе его признакового моделирования в русском языке и в текстах поэта.

Материалы и методы

Материалом исследования послужили «Словарь эпитетов русского литературного языка» К. С. Горбачевича и Е. П. Хабло1 и собрание сочинений М. Цветаевой в семи томах2. С помощью когнитивно-семантического, лексикографического, компонентного, контекстуального и статистического методов были рассмотрены признаковые языковые единицы, вербализующие качественные характеристики концепта «рот / губы» в текстах М. Цветаевой. Методом сплошной выборки было выявлено 205 эпитетных единиц, характеризующих рот / губы в текстах М. Цветаевой.

Обзор литературы

Когнитивная лингвопоэтика изучает проблемы категоризации и концептуализации креативных типов текстов, в первую очередь художественных [7]. Описание, сравнение идиостилей находит свое выражение во многих исследованиях, в том числе в цветаеведении [10].

Утверждение об антропоцентричности творчества писателей, обусловленной логикой языка, является общепризнанным. «Внутренний человек», его мир (душа, ум, эмоции и т. д.) непосредственно связаны с внешним их проявлением (в пределах органов чувств, органов тела человека, частей этих органов, лица). «Внешний человек» «овнешняет» «внутреннего человека» средствами образного описания, отчего роль тропов и фигур речи возрастает. Подобно тому, как метафоре традиционно отводится роль когнитивного механизма соположения различных ментальных сфер на основе общего признака, а метонимии как средства замещения, компрессии свойств, эпитет реже попадает в область внимания когнитологов [1].

Эпитет долгое время изучался стилистикой в качестве украшающего средства, тропа3 [1], как средство изобразительности и выразительности речи4. Эпитет, или признаковое (эпитетное) слово, понимается как когнитивно-семантическая и когнитивно-метафорическая (образная) единица, актуализирующая необходимый признак. Будучи в составе эпитетного комплекса, ментально-вербального единства эпитета и объекта эпитетации, он является средством познания объектов реальности и выражения отношения к ним, принимая участие в иерархическом структурировании признаков. Ментально-вербальным он выступает за счет наложения, сравнения или противопоставления ментальных сфер определяемого слова и признака, как правило, относящегося к иной, далекой сфере, отчего рождается образность [3; 4].

Прилагательное представляет собой универсальную часть речи в русском языке, специализирующуюся на выражении признака в самом широком смысле [2]. Однако эпитет морфологически репрезентирован широким кругом признаковых слов, а структурно может расширяться до составного или фразового [1]. Эпитетной парадигмой признается совокупность формальных показателей и семантических типов эпитетов в составе эпитетных комплексов, функционирующих в рамках определенной концептуальной сферы.

Отметим работу В. И. Убийко, в которой детально проанализирована концептосфера внутреннего мира человека. Характеристика человека по его внутренним признакам через постоянные классификаторы (характер, натура, нрав, темперамент, личность) и переменные (чувства, настроение, состояние, отношение, качества) во многом основывается на признаковой лексике: качества человека репрезентируются посредством объективации концепта «Выражение»5.

Исследование текстов М. Цветаевой основывается на выделении идиолектных черт, мотивов творчества [5; 6; 8; 9]. Отмечаемая всеми цветаеведами субъективность стиля поэта приводит к пониманию окказиональности ее языка, а также необычайному языковому чутью [5]. Вопрос о наделении качеством, характерным отличительным признаком, по мнению поэта, является частью творческой программы, предметом рефлексии. Именно поэтому О. Г. Ревзина отмечает, что потребность в обновлении языка и окказионализации не является случайностью для М. Цветаевой, а есть единственно возможный путь достижения истинного знания о мире и способ выражения своего отношения ко всему, что окружает [10]. В «Словаре поэтического языка Марины Цветаевой» фиксируется весь материал, однако особо выделяемое окказиональное словотворчество дает возможность оценить степень новизны языка поэта6.

Понятие качественности выступает одним из центральных для творчества М. Цветаевой: Le Grand Principe в книге Волконского налицо. Имя ему — справедливость. Не справедливость бесстрастия, страсть справедливости. (Не справедливость бесстрастна, а мы к ней!) Свое отношение к предмету мы делаем его качеством (Т. 5, с. 248).

Результаты исследования и их обсуждение

Рассмотрим атрибутивную представленность данного концепта в текстах поэта. Основные вербализаторы концепта «рот / губы»: лексемы рот, губы (уста).

В языковом сознании рот как составляющая макроконцепта «Лицо», в свою очередь также являющегося частью суперконцепта «Человек», осмысляется в качестве органа, с помощью которого человек может общаться, выражать свои эмоции (крик, смех), петь и т. д. Словарь эпитетов отмечает такие востребованные в языковом сознании его характеристики, как:

  • величина, разрез, очертания и положение губ (заметим, что губы включаются в данный концепт): беззубый, голый, длинный, зубастый, кривой, круглый, плоский, прямой, пухлый, сжатый, тонкий, узкий, широкий и др.; отметим, что эпитеты детский и мальчишеский выбиваются из ряда, поскольку содержат сему сравнения и не имеют четкого семантического наполнения;
  • цвет рта, зубов, губ, состояние тканей рта: алый, белозубый, желтый, красный, морщинистый, мягкий, нежный, розовый, румяный, сухой, яркий и др.; эпитет нежный не без оговорки включен в этот перечень (это, скорее, восприятие рта, а не его состояние);
  • впечатление, психологическое восприятие рта (как метонимический заместитель человека: по рту судят о типе человека или его поведении): властный, добрый, жадный, злой, капризный, лукавый, насмешливый, сладострастный, улыбчивый, упрямый, хитрый, язвительный и др. (24 эпитета);
  • рот осмысляется переносно, в сравнении с животными и рыбами: кошачий, лягушачий, рыбий, сомовий, щучий[7].

Общеупотребительными в идиолексиконе М. Цветаевой являются эпитеты детский, нежный; алый, розовый, румяный, сухой; улыбчивый[8]; всего насчитывается 68 различных эпитетов к лексеме рот.

Преобладающими семантическими типами эпитетов в текстах поэта следует признать эмоционально-психологические и характерологические, причем чаще наблюдается парное употребление эпитетов в рамках составного эпитетного комплекса с целью передать противоречивость признака: Ваш рот, надменен и влекущ, // Был сжат — и было все понятно (Т. 1, с. 208); Но рот напряжен и суров. // Умру, — а восторга не выдам! (Там же, с. 393).

Сложность семантического наполнения рассматриваемых признаков состоит в том, что эпитет: 1) выражает сущность эмоции или состояния человека; 2) выражает впечатление о психологическом состоянии человека, об этой эмоции лирической героини. Безусловно, второе значение, будучи субъективным, выходит на первый план: рот надменен (человек надменный — его постоянное качество, но и временное, он надменный сейчас; это восприятие лирической героини, сам человек может таковым не являться даже ситуативно) и влекущ (характеристика с позиции воспринимающего субъекта).

Чаще всего рот приобретает черты эмоций (грустный, печальный; веселый), физиологического состояния сна (сонный, спящий).

Несмотря на преобладание метонимической логики в образной эпитетации рта (рот надменный — рот надменного человека), заметны:

  • фитоморфные сравнения: Рот невинен и распущен, // Как чудовищный цветок (Там же, с. 220);
  • зооморфные метафоры: Рта раковинная щель // Бледна. Не усмешка — опись (Т. 3, с. 35);
  • натурфактные метафоры: Опаленные и палящие // Роковые рты… (Т. 1, с. 235); И рот от усилья сведенный, // — Сожженный! (Там же, с. 106).

В приведенном примере проявляется тенденция поэта к употреблению субстантивных эпитетов, в том числе в составе фразовых эпитетных комплексов: Где рот-его-рана, // Очей синеватый свинец? (Там же, с. 297).

Состав образных эпитетов к слову «рот» свидетельствует о категоризации данного имени концепта в качестве заместителя человека, субъекта, чаще любимого человека, переживающего сильную эмоцию.

В словаре В. И. Убийко отсутствует отдельная статья, посвященная эпитетации рта, акцент делается на действиях, смехе, речи, пении, свисте, шепоте и т. д.9

В языке и различных типах текстов более частотным именем концепта предстает лексема губы (уста). В. И. Убийко отмечает это в рамках макроконцеп- та «Выражение»: губы выражают, «овнешняют» эмоции, чувства, характер человека; лингвист дает их признаки синонимично и антонимично: добрые (добродушные), недобрые, насмешливые, простодушные, веселые, грустные, сердитые, строгие, суровые, гордые, надменные, виноватые, жалкие, покорные, послушные, капризные[10].

Словарь эпитетов фиксирует признаки губ по линии (в порядке, представленном в словаре):

  • цвета: алые, белые, бледные, вишневые, красные, малиновые, розовые, румяные, черные, яркие и др.;
  • размера, формы, очертаний: бантиком, выпуклые, изогнутые, круглые, надутые, открытые, плоские, полные, сжатые, толстые, тонкие, широкие и др.;
  • физического состояния, степени влажности, твердости: влажные, гибкие, горячие, дряблые, каменные, мягкие, пересохшие, сочные, сухие, твердые, теплые, тугие, увядшие, упругие, холодные и др.: отметим переносные значения эпитетов (горячиестрастные, в отличие от холодных; увядшиебесчувственные);
  • впечатления, психологического восприятия; о губах выражающих состояние, настроение, черты характера человека (в словаре впервые отмечается факт внешнего выражения внутреннего состояния): алчущие, безжизненные, блудливые, виноватые, гордые, добрые, жадные, капризные, ленивые, надменные, порочные, сердитые, строгие, упрямые и др. (52 эпитета)11. В сравнении с именем «рот» данное значение в два раза разнообразнее, так как губы более употребительны в качестве выразителя свойств характера человека в языке.

В текстах М. Цветаевой зафиксировано 96 определений концепта «губы»; по большей части они общепоэтические; исключение составляют фразовые повторяющиеся эпитеты в фольклорных поэмах, сконструированные с целью усиления выражения интенсивности: губы-губы-уста.

Поэтический синоним губ, лексема уста, в словаре эпитетов представлен в двух употреблениях с эпитетами: 1) о цвете, запахе, влажности (алые, бледные, влажные, розовые, румяные, сухие и др.) и 2) о впечатлении, психологическом восприятии; об устах выражающих состояние, настроение, черты характера человека (гордые, грешные, жадные, ласковые, милые, приветливые, строгие, стыдливые, хитрые, чистые и др.; 40 эпитетов)12.

Общеупотребительными в идиолексиконе М. Цветаевой являются эпитеты бледный, розовый, чистый и некоторые другие13; однако слово уста представлено 27 различными окказиональными признаковыми обозначениями в поэзии; тогда как лексема губы имеет 14 таковых.

Уста приобретают большую частотность употребления по сравнению с лексемой губы: слово осмысляется как более уместное в рамках поэтического контекста. Кроме того, обращает на себя внимание реализация второго указанного выше значения уст как выразителя чувств, эмоций и характера человека: жалобные уста, уста виновные и т. д.

Следует подчеркнуть активную окказиональную признаковую метафоризацию в рамках составного эпитетного комплекса, включающего в себя генитив (модель «эпитет + метафорический объект + объект эпитетации (генитив: уст)»): Чувств обезумевшая жимолость, // Уст обеспамятевший зов (Т. 2, с. 235); Брезгливая грусть // Уст (Там же, с. 37); Как под упорством уст // Сон — слушала — траву (Там же, с. 127).

Адвербиальные эпитетные комплексы также содержат метафорическое понимание «проявления» уст (слова, просьбы): Белки — пялью, // Уста — пеной; …Ус- та — жжением, // В уши — гикоты (Т. 3, с. 35).

Заключение

Полученные в ходе исследования выводы позволили обратить внимание на когнитивные основы эпитетации, а также на ее роль в идиостиле М. Цветаевой, для которой эпитет является не тропом, а поиском смысла. Реализуя традиционные общепоэтические смыслы, связанные с процессуальностью концепта «рот / губы» (пение, крик, шепот) с выражением чувственности, поэт выделяет специфичные признаки концепта, которые детализируют, углубляют смысловую структуру качественности данного объекта. Концепт становится носителем метафорических и метонимических характерологических и психологических качеств, морфологически и структурно расширяя понятие эпитета как любого ситуативно актуализируемого признакового слова.

 

1 Горбачевич К. С., Хабло Е. П. Словарь эпитетов русского литературного языка. Л., 1979. 567 с.

2 Цветаева М. И. Собрание сочинений: в 7 т. М., 1994 — 1995 (далее ссылки на этот источник даны в тексте в круглых скобках с указанием тома и страницы).

3 Арнольд И. В. Стилистика. Современный английский язык: учеб. для вузов. М., 2002. 384 с.

4 Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. М., 2013. 576 с.

5 Убийко В. И. Концептосфера внутреннего мира человека в русском языке: Комплекс функцион.-когнитив. сл. Уфа, 1998. 232 с.

6 Словарь поэтического языка Марины Цветаевой: в 4 т. М., 1996 — 2004.

7 Горбачевич К. С., Хабло Е. П. Указ. соч. С. 379 — 380.

8 Словарь поэтического языка Марины Цветаевой. 2004. Т. 4. Кн. 1. С. 191 — 196.

9 Убийко В. И. Указ. соч.

10 Там же. С. 210.

11 Горбачевич К. С., Хабло Е. П. Указ. соч. С. 104 — 107.

12 Там же. С. 486 — 487.

13 Словарь поэтического языка Марины Цветаевой. 2004. Т. 4. Кн. 2. С. 340 — 344.

×

Об авторах

Сергей Анатольевич Губанов

Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики

Автор, ответственный за переписку.
Email: gubanov5@rambler.ru
ORCID iD: 0000-0003-3011-4589

профессор кафедры философии, доктор филологических наук, доцент

Россия, 443010, г. Самара, ул. Л. Толстого, 23

Список литературы

  1. Булахова Н. П., Сковородников А. П. К определению понятия эпитет (предуготовление к функциональной характеристике) // Экология языка и коммуникативная практика. 2017. № 2 (9). С. 122 — 143. EDN YUSMRD
  2. Гращенков П. В., Лютикова Е. А. Прилагательные в типологии и теории языка: семантика, дистрибуция, деривация // Rhema. Рема. 2018. № 4. С. 9 — 33. DOI: https://doi.org/10.31862/2500-2953-2018-4-9-33, EDN YTRECL
  3. Губанов С. А. Особенности образования эпитетов (на материале текстов М. Цветаевой) // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2022. № 6. С. 195 — 201. DOI: https://doi.org/10.52452/19931778_2022_6_195, EDN: WEEUTG
  4. Губанов С. А. Эпитетный комплекс в текстах Марины Цветаевой // Теоретическая и прикладная лингвистика. 2022. Т. 8, № 4. С. 32 — 40. DOI: https://doi.org/10.22250/24107190_2022_8_4_32, EDN MWPDYC
  5. Зубова Л. В. Поэзия Марины Цветаевой: Лингвистический аспект. Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. 264 с.
  6. Кабанина О. Л. Эволюция тематической зоны «Возраст» в поэтической картине мира М. И. Цветаевой // Вестник Томского государственного университета. 2022. № 475. С. 29 — 34. DOI: https://doi.org/10.17223/15617793/475/4, EDN RWQYFN
  7. Киров Е. Ф. Дискурсема и мегаэпитет в дискурсологии // Казанская наука. 2019. № 3. С. 93 — 95. EDN ZCFDVB
  8. Крылов В. Н., Кучумова М. О. Метонимия в структуре прозы М.И. Цветаевой // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2020. № 68. С. 267 — 279. DOI: https://doi.org/10.17223/19986645/68/13, EDN VOJJQV
  9. Пушкарева И. А., Ломакова А. В. Слово-образ «память» в лирике М. И. Цветаевой 1920 го- да // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2020. Вып. 3 (209). С. 124 — 131. DOI: https://doi.org/10.23951/1609-624X-2020-3-124-131, EDN ONWZMN
  10. Ревзина О. Г. Безмерная Цветаева: опыт системного описания поэтического идиолекта. М.: Дом-музей Марины Цветаевой, 2009. 594 с. EDN QUWZLF

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Вестник НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия, 2025

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».