Иван Семёнович Клюжев – педагог, реформатор и государственный деятель России начала ХХ в.
- Авторы: Войтеховская М.П.1, Кочурина С.А.1
-
Учреждения:
- Томский государственный педагогический университет
- Выпуск: № 6 (2025)
- Страницы: 166 - 179
- Раздел: ОБЗОРЫ
- URL: https://medbiosci.ru/2307-6127/article/view/359825
- DOI: https://doi.org/10.23951/2307-6127-2025-6-166-179
- ID: 359825
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Исторический опыт разработки реформ в процессе становления российской системы образования начала ХХ в. имеет большой потенциал для понимания особенностей развития и специфики современной российской школы. Авторы актуальных для того времени законопроектов организации всеобщего начального образования являлись ведущими практиками и представителями научно-педагогической общественности, которые наравне с Министерством народного просвещения активно участвовали в дискуссиях и выработке окончательных положений реформ. Одним из ярких представителей этой плеяды общественно-педагогических деятелей являлся Иван Семёнович Клюжев, внесший существенный вклад в разработку целой серии законопроектов устройства школы, представленных на обсуждение в Государственной Думе России. И.С. Клюжев сделал блестящую карьеру учителя и, будучи опытным практиком, хорошо понимавшим проблемы школьного образования, добился общественного положения и права представлять интересы Самарской губернии в российском парламенте. Он стал активным участником секций и комитетов Думы, занимавшихся вопросами российского просвещения, где стремился реализовать идеи, способствовавшие, по его мнению, решению ключевых вопросов образовательной политики государства. Клюжев стал соавтором важнейших законопроектов о всеобщем обучении в России, реформе учительских институтов и ряда других законов, способствовавших развитию школьного дела в стране. После Февральской революции 1917 г. вошел в состав Специального комитета при Министерстве народного просвещения для работы над аналогичными законами при Российском Временном правительстве. Являлся управляющим департамента Министерства народного просвещения Колчаковского правительства, где также участвовал в решении важнейших вопросов образования подведомственных территорий и занимался организацией широкого обсуждения нового школьного законодательства. Статья написана на широкой, ранее не использованной источниковой базе, раскрывая ключевые аспекты и дополняя малоизвестные факты биографии И.С. Клюжева.
Об авторах
Марина Петровна Войтеховская
Томский государственный педагогический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: vojtehovskaja@mail.ru
доктор исторических наук, профессор Томск, Россия
Светлана Анатольевна Кочурина
Томский государственный педагогический университет
Email: svpart@gmail.com
кандидат исторических наук, доцент Томск, Россия
Список литературы
- Алешкин А.М. Думы Таврического дворца: [Гос. Дума России, 1906–2006]. М.: Парламентская газета, 2006. 519 с.
- Войтеховская М.П., Кочурина С.А. Вопросы развития педагогического образования в работе государственных дум 1906–1917 гг. // Вестник Томского государственного педагогического университета (TSPU Bulletin). 2021. Вып. 5 (217). С. 90–97.
- Выйкин С.И. Депутат Государственной Думы России трех созывов Иван Семенович Клюжев // Государственный исторический архив Чувашской Республики. URL: https://giachr.archives21.ru/srvsite1/object/636716?params=id:1;aid:29561737;scid:10;lid:1;did:32213552;v:2011;dsotid:null;dsid:null (дата обращения: 25.10.2020).
- Кирьянов И.К. Российские парламентарии начала ХХ века: новые политики в новом политическом пространстве. Пермь: Перм. кн. изд-во, 2006. 368 с.
- Кочурина С.А. Реформа учительских институтов Временного правительства (1917) // Вестник Томского государственного педагогического университета (TSPU Bulletin). 2010. Серия: История. Выпуск 9 (99). C. 168–172.
- Соловьев К.А. Законодательная и исполнительная власть в России: механизмы взаимодействия (1906-1914). М.: РОССПЭН, 2011. 511 с.
- Усманова Д.М. Депутаты от Казанской губернии в Государственной Думе России 1906–1917. Казань: Татарское кн. изд-во, 2006. 495 с.
- Государственная Дума Российской империи: портреты полит. лидеров (1906–1917): науч.-попул. библиогр. очерки / авт. очерков Е.В. Ярошенко, сост. библиогр. Н.С. Антонов, А.А. Ермак. М.: Пашков дом, 2006. 317 с.
- Государственная Дума Российской империи: 1906–1917 / Б.Ю. Иванов, А.А. Комзолова, И.С. Ряховская. М.: РОССПЭН. 2008. 735 с.
- 3-й созыв Государственной Думы. Портреты. Биографии. Автографы. СПб.: Изд. Н.Н. Ольшанского, 1910. 66 с.
- Члены Государственной Думы (портреты и биографии). Второй созыв 1907–1912 / сост. М.М. Боиович. 2-е изд. М.: Тип. Т-ва И.Д. Сытина, 1907. 519 с.
- Клюжев И.С. К вопросу об обязательности начального обучения. Доклад члена Государственной Думы Ив.С. Клюжева. М.: Тип. изд-ва И.Д. Сытина, 1911. 48 с.
- РГИА. Ф. 1276. Оп. 2. Д. 495.
- Государственная дума: стенографические отчеты / Гос. дума, третий созыв, сессия III. 1910. Ч. II. Стлб. 2926.; Сессия 4. Ч. I. C. 11–16.
- Народное образование и церковное достояние в третьей Государственной Думе: Речи, доклады, статьи / Е.П. Ковалевский. СПб.: Тип. Р.В. Коротаевой. Ч. I. 354 с.
- РГИА. Ф. 733. Оп. 196. Д. 1185.
- Государственная Дума. Обзор деятельности комиссий и отделов. Третий созыв. Сессия V. 1911–1912 гг. СПб.: Государственная типография, 1912. 498 с.
- Проект реформы средней школы. Доклад Совещания, образованного Государственной Думой для разработки проекта реформы средней школы. СПб.: Издание журнала «Русская Школа», 1912. 77 с.
- Малиновский Н.П. Итоги деятельности III Государственной Думы // Русская школа. 1912. № 7–8. С. 169-196.
- Проект реформы средней школы // Русская школа. 1911. № 4. С. 55–77.
- Государственная Дума: Стенографические отчеты / Гос. Дума, третий созыв, сессия III. СПб.: Государственная типография, 1910. 376 с.
- Ропп А.Н. Что сделала Третья Государственная Дума для народного образования / барон А.Н. Ропп. СПб.: типография А.С. Суворина, 1912. 254 с.
- Обзор деятельности Государственной Думы третьего созыва. СПб.: Ч. 2.: Гос. тип., 1912. 708 с.
- Клюжев И.С. О подготовке учителей и учительниц начальных школ: доклад члена Государственной Думы. М.: Тип. Т-ва И. Д. Сытина, 1911. 49 с.
- Предстоящие перемены в правовом положении народного учителя // Вопросы и нужды учительства: сб. ст. и справок / ред. Е.А. Звягинцев. Вып. IV. СПб., 1909.
- РГИА. Ф. 565. Оп. 8. Д. 29876.
- Клюжев И. О реформе учительских институтов // Русская школа. 1912. № 5-6. С. 51–88.
- Клюжев И. О реформе учительских институтов // Русская школа. 1912. № 4. С. 63–69.
- Утро Сибири. 1913. № 54. 8 марта.
- РГИА. Ф. 733. Оп. 201. Д. 449.
- РГИА. Ф. 733. Оп. 227. Д. 183.
- Игнатьев П.Н. Очерк о русской школе // Педагогика. 2000. № 3. С. 52–59.
- Хотеенков В.Ф., Иванова Л.Ф. Заложник «государевой службы». Граф Павел Николаевич Игнатьев // Очерки истории российского образования: К 200-летию Министерства образования Российской Федерации: в 3 т. Т. 2. М.: МГУП, 2002. 316 с.
- РГИА. Ф. 733. Оп. 184. Д. 280.
- РГИА. Ф. 733. Оп. 184. Д. 281.
- РГИА. Ф. 733. Оп. 196. Д. 1185.
- ГА РФ. Ф. 1803. Оп. 1. Д. 18.
- ГА РФ. Ф. 1803. Оп. 1. Д. 61.
- ГА РФ. Ф. 1803. Оп. 1. Д. 62.
- ГА РФ. Ф. 1803. Оп. 1. Д. 42.
- ГА РФ. Ф. 1803. Оп. 1. Д. 37.
- ГА РФ. Ф. Р-320. Оп. 2. Д. 92.
- Сибирский вестник. 5 сентября.1918. № 15.
- ГА РФ. Ф. Р-320. Оп. 2. Д. 190.
- ГА РФ. Ф. Р-320. Оп. 2. Д. 155.
- ГА РФ. Ф. Р-320. Оп. 1. Д. 1.
- ГА РФ. Ф. 1803. Оп. 1. Д. 53.
- ГАИО. Ф. Р-2305. Оп. 1. Д. 11.
- ГАНО. Ф. Р-1328. Оп. 1. Д. 263.
- Романов Н.С. Летопись города Иркутска. Иркутск: Восточно-Сибирское кн. изд-во, 1993. 544 с.
Дополнительные файлы



