В статье осуществляется речежанровый сопоставительный анализ научно-популярных статей о животных в советской печати XX в. и в Рунете XXI в. Исследование осуществляется по модели, включающей пункты: животное; адресант и адресат; общество (сообщество читателей СЖ) и состояние словесности; язык. Показано, что образ животного в СЖ представляют ряд нарративных сюжетов: внешний вид; питание; внутривидовые отношения; рождение детенышей; отношение к человеку, – которые, будучи универсальными, обнаруживают определенную динамику в деталях. Значим образ читателя СЖ: в XX в. он подавался как «простой советский человек» (тяга к самообразованию, оптимизм), в XXI в. – обыватель, во многом напоминающий туриста: его отношению к описываемым животным свойственно поверхностное любопытство, доля равнодушия, невовлеченности, неэмпатии, впрочем, не исключающие сентиментальности. С точки зрения динамики жанра СЖ, наиболее значимыми являются изменения состояния общества / словесности: «советское общество ∼ капиталистическое общество», «доинтернет-словесность ∼ интернет-словесность». В частности, советская экспрессия, которой были свойственны сдержанность, оптимизм и гуманизм, меняется на вседозволенность до разнузданности, педалирование «низа» и агональных сюжетов. Среди языковых средств экспрессии в СЖ больше всего внимания уделяется приему олицетворения (сходство животного с человеком), который на всех этапах развития СЖ является одновременно постоянным фактором дополнительного интереса к животному и источником ряда продуктивных моделей метафоризации. Основным источником и «очеловечиваний», и конкретных образов и прецедентных текстов в СЖ являются искусство, художественная литература, кино, эстрада и т. п., в новое время – новая мифология, творимая «Голливудом-Диснеем».