Жанры учебного онлайн-дискурса: от учебного сайта до синхронного онлайн-урока

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена обоснованию, определению и жанровой характеристике одной из новых сфер интернет-коммуникации – учебному онлайн-дискурсу, который приобретает все большую значимость в современной образовательной практике вследствие различных общественных процессов и технологического развития общества, но предметом лингвистического и жанрового анализа до сих пор не становился. Применяя методы наблюдения и сравнения различных жанров, складывающихся в онлайн-обучении и иллюстрируемых онлайн-дискурсом по изучению иностранных языков, и беря за основу анализа модель жанра интернет-коммуникации, включающую медийные, прагматические, структурные и языковые параметры, мы предложили определение учебного онлайн-дискурса как коммуникативной деятельности по формированию предметных знаний и умений обучающихся, опосредованной цифровыми технологиями. Как представляется, в определение вида дискурса и отдельных жанров важно включать ведущие медийные и прагматические параметры соответствующей разновидности дискурса или его единицы. Среди жанров учебного онлайн-дискурса логично выделить асинхронные (ориентированные на письменный формат речи) и синхронные (устные). Примерами первых является учебный сайт и его виды (учебный сайт как отдельный курс уроков, учебный сайт как часть персональной страницы, учебный сайт как часть портала), вторая разновидность иллюстрируется синхронным онлайн-уроком, его видеозаписью и записанным видео-занятием. Разным жанрам учебного онлайн-дискурса свойственна эксплицированность шагов занятия, а в их структуре выделяются две составляющих: инструктивная, для которой характерна адресованность, директивность и использование компьютерной лексики, а также предметная (объяснительная) составляющая, в которой отметим использование лексики изучаемой предметной сферы и тематической лексики.

Об авторах

Лариса Юрьевна Щипицина

Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова

ORCID iD: 0000-0002-5308-8726
Scopus Author ID: 57283934300
ResearcherId: B-4921-2013
163002, г. Архангельск, набережная Северной Двины, д. 17

Список литературы

  1. Boyd D. M., Ellison N. B. Social network sites: Definition, history, and scholarship // Journal of Computer-Mediated Communication. 2007. Vol. 13, № 1. Article 11. URL: https://jcmc.indiana.edu/vol13/issue1/boyd.ellison.html (дата обращения: 03.03.2022).
  2. Khine M. S. Strategic Use of Digital Learning Resources in Designing E-Lessons // International Journal of Instructional Media. 2006. Vol. 33, № 2. P. 127–134.
  3. Kozar O. Discursive practices of private online tutoring websites in Russia // Discourse: Studies in the Cultural Politics of Education. 2015. Vol. 36, № 3. P. 354– 368. https://dx.doi.org/10.1080/01596306.2013.871238
  4. Smyshlyak K. V. ESL/EFL Online lesson development (based on SkyEng practices and techniques) // Professional Discourse & Communication. 2020. Vol. 2, iss. 4. P. 81–95. https://doi.org/10.24833/2687-0126-20202-4-81-95
  5. Sujata U. Face to Face vs. Online Instruction: An Analysis // Psychology, Society & Education. 2021. Vol. 2. P. 5128–5133. https://doi.org/10.17762/pae.v58i2.3069
  6. Sun S. Y. H. Using patterns-based learning design for CALL tasks // Computer Assisted Language Learning. 2020. https://doi.org/10.1080/09588221.2019.1657902
  7. Афанасьева А. А. Создание интерактивных онлайн-уроков на платформе CORE // Интернет-технологии в образовании: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Чебоксары : Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева, 2020. С. 98–105.
  8. Гончар Н. Н. Характеристика основ учебного дискурса в рамках взаимодействия его конституэнтов (обучающий-текст-обучаемый) // Вестник ТвГУ. Серия «Филология». 2011. Вып. 1. С. 195–199.
  9. Григорьева К. С., Яхина Р. Р. Конструкторы сайтов как средство повышения мотивации в рамках предметно-языкового интегрированного обучения (CLIL) // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. 2017. № 4 (42). С. 81– 88.
  10. Данилов О. Е. Учебные сайты для школьников и студентов // Молодой ученый. 2014. № 18 (77). С. 540–544. URL: https://moluch.ru/archive/77/13130/ (дата обращения: 02.03.2022).
  11. Дементьев В. В. «Анкета речевого жанра» Т. В. Шмелёвой: прошлое, настоящее, будущее (к 30-летию жанроведческой модели) // Жанры речи. 2020. № 4 (28). С. 252–262. https://doi.org/10.18500/2311-07402020-4-28-252-262
  12. Ежова Т. В. К проблеме изучения педагогического дискурса // Вестник Оренбургского государственного университета. 2006. Т. 1, № 2. С. 52– 56.
  13. Клименко Н. Е. Возможности системы CORE для создания интерактивных онлайн-уроков. Реализация метода смешанного обучения на уроках английского языка при изучении наиболее трудных грамматических тем на средней ступени обучения // Педагогический форум. 2021. № 1 (7). С. 30–34.
  14. Марчук С. В. Учебный сайт как эффективный инструмент повышения качества образования // Сибирский педагогический журнал. 2019. № 5. С. 42–52. https://doi.org/10.15293/1813-4718.1905.05
  15. Матяшевская А. И. Интернет-лекция как особый жанр // Жанры речи. 2020. № 3 (27). С. 238–245. https://doi.org/10.18500/2311-0740-2020-3-27-238-245
  16. Олешков М. Ю. Основные параметры модели профессиональной коммуникации (на примере дидактического дискурса) // Социокультурные проблемы в образовании: межвуз. сб. науч. трудов / под ред. А. А. Вербицкого, Н. В. Жуковой. М. : РИЦ МГОПУ им. М. А. Шолохова, 2006. С. 62–71.
  17. Попова Л. А. Интерактивный рабочий лист как средство дистанционной поддержки школьника в процессе обучения // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2018. № 5. С. 271– 277.
  18. Щипицина Л. Ю. Веб-лекция как устный жанр интернет-коммуникации // Жанры речи. 2019. № 3 (23). С. 215–226. https://doi.org/10.18500/2311-0740-2019-323215-226
  19. Щипицина Л. Ю. Жанровая модель компьютерно-опосредованной коммуникации // Вестник Тамбовского университета. Серия «Гуманитарные науки». 2008. Вып. 11 (67). С. 225–230.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Жанры речи, 2024

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».