Образовательная миграция в смысловом пространстве политической науки: обзор теоретических подходов

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Среди современных исследований, посвященных миграционным явлением, особый интерес представляют работы, направленные на изучение и анализ образовательной миграции как одного из наиболее популярных и перспективных направлений миграционного процесса. Однако несмотря на многочисленные труды, посвященные вопросам образовательной миграции, она остается наименее изученной категорией миграции. С целью выявить современные тенденции и закономерности международной образовательной миграции и проследить развитие теоретических конструкций, объясняющих миграционный процесс, автором было проанализировано более 60 научных публикаций (как теоретических, так и эмпирических исследований) зарубежных авторов по изучаемой проблематике. Анализ публикаций проводился в контексте критического обзора научных теорий и концепций исследования образовательной миграции. В качестве основных теорий были рассмотрены неоклассические теории миграции макро (концепция Push-Pull факторов) и микро (теория человеческого капитала) уровня, транснациональная теория и теория глобального знания. В результате проделанной работы можно отметить, что исследования образовательной миграции направлены на изучение экономических аспектов миграции, детерминант и причин миграции, вопросов высококвалифицированной миграции, процессов интеграции и адаптации иностранных студентов, новых направлений миграции студентов, транснациональных пространств и социальных мигрантских сетей и пр. При этом работы, посвященные ценностным аспектам образовательной миграции, встречаются значительно реже. В целом по итогам работы было выявлено, что векторы исследований образовательной миграции обусловлены происходящими в мире и в глобальной образовательной среде трансформациями, непосредственно влияющими на характер студенческих миграционных потоков.

Об авторах

Василя Варисовна Таишева

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: taisheva-vv@rudn.ru

ассистент кафедры сравнительной политологии

Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6

Список литературы

  1. Shkoler O., Rabenu E. Defining International Student Mobility and Higher Education. In: International Student Mobility and Access to Higher Education. Marketing and Communication in Higher Education. Palgrave Macmillan, Cham, 2020: 1–27. doi: 10.1007/978-3-030-44139-5_1
  2. Lipura S.J., Collins F.L. Towards an integrative understanding of contemporary educational mobilities: a critical agenda for international student mobilities research. Globalisation, Societies and Education. 2020; 18 (3): 343–359. doi: 10.1080/14767724.2020.1711710
  3. Page A.G., Chahboun S. Emerging empowerment of international students: how international student literature has shifted to include the students’ voices. Higher Education. 2019; 78: 871–885. doi: 10.1007/s10734-019-00375-7
  4. Roy A., Newman A., Ellenberger T., Pyman A. Outcomes of international student mobility programs: a systematic review and agenda for future research. Studies in Higher Education. 2019; 44 (9): 1630–1644. doi: 10.1080/03075079.2018.1458222
  5. Gümüş S., Gök E., Esen M. A Review of Research on International Student Mobility: Science Mapping the Existing Knowledge Base. Journal of Studies in International Education. 2019. doi: 10.1177/1028315319893651
  6. Pisarevskaya A., Levy N., Scholten P., Jansen J. Mapping migration studies: An empirical analysis of the coming of age of a research field. Migration Studies. 2019. doi: 10.1093/migration/mnz031
  7. Bommes M., Morawska E. International Migration Research: Constructions, Omissions and the Promises of Interdisciplinarity. Routledge; 2005. 304 p.
  8. Kaushal N., Lanati M. International Student Mobility: Growth and Dispersion. NBER Working Paper No. 25921. National Bureau of Economic Research Working Paper Series. 2019. 28 p.
  9. Kondakci Y., Bedenlier S., Zawacki‐Richter O. Social network analysis of international student mobility: Uncovering the rise of regional hubs. Higher Education. 2018; 75 (3): 517–535. doi: 10.1007/s10734-017-0154-9
  10. Lee C.S. Global linguistic capital, global cultural capital: International student migrants in China’s two-track international education market. International Journal of Educational Development. 2019; 67: 94–102. doi: 10.1016/j.ijedudev.2019.03.001
  11. Raghuram P. Theorising the Spaces of Student Migration. Population, Space and Place. 2013; 19 (2): 138–154. doi: 10.1002/psp.1747
  12. Riaño Y., Piguet E. International Student Migration. Oxford University Press (Ed.), Oxford Bibliographies in Geography: NY, 2016. 24 p. doi: 10.1093/OBO/9780199874002-‐0141
  13. Raby R.L., Zhang Y.L. Changing Theoretical Perspectives on Transnational Mobility: A Review of the Literature. In: Rethinking Education Across Borders: Emerging Issues and Critical Insights on Globally Mobile Students. Springer Nature; 2020: 19–47.
  14. Sanchez Barrioluengo M., Flisi S. Student mobility in tertiary education: institutional factors and regional attractiveness. Publications Office of the European Union, Luxembourg, 2017. 92 p. doi: 10.2760/675338.JRC108895
  15. Ravenstein E. G. The Laws of Migration. Journal of Statistical Society. 1885; 48 (2): 167–235.
  16. Stouffer S. Interventing opportunities: a theory relating mobility and distance. American Sociological Review. 1940; 5 (6): 845–867. doi: 10.2307/2084520
  17. Zipf G. The Hypothesis: on the intercity movement of persons. American Sociological Review. 1946; 11 (6): 677–686. doi: 10.2307/2087063
  18. Todaro M. P. A Model of Labour Migration and Rural Unemployment in Less developed Countries. American Economic Review. 1969; 59 (1): 138–148.
  19. Harris J. R., Todaro M. P. Migration, Unemployment and Development: A Two-sector Analysis. American Economic Review. 1970; 60 (1): 126–142.
  20. Lee E.S. A Theory of Migration. Demography. 1966; 3 (1): 47–57. doi: 10.2307/2060063
  21. Rabenu E., Shkoler O. The Reasons for International Student Mobility. In: International Student Mobility and Access to Higher Education. Marketing and Communication in Higher Education. Palgrave Macmillan, Cham, 2020: 61-125. doi: 10.1007/978-3-030-44139-5_3
  22. Chellaraj G. The Economics of International Student and Scholar Mobility: Directions for Research. Policy Research Working Papers. World Bank Group, 2019. 40 p. DOI: 10.1596/ 1813-9450-8848
  23. Gonzalez C.R., Mesanza R.B., Mariel P. The Determinants of International Student Mobility Flows: An Empirical Study on the Erasmus Program. Higher Education. 2011; 62: 413–430.
  24. Abbott A., Silles M. Determinants of international student migration. World Economy. 2016; 39 (5): 621–635. doi: 10.1111/twec.12319
  25. Restaino M., Vitale M.P., Primerano I. Analysing International Student Mobility Flows in Higher Education: A Comparative Study on European Countries. Social Indicators Research. 2020. doi: 10.1007/s11205-020-02282-2
  26. Perez-Encinas A., Rodriguez-Pomeda J., Wit H.D. Factors influencing student mobility: a comparative European study. Studies in Higher Education. 2020. doi: 10.1080/03075079.2020.1725873
  27. Vögtle E.M., Windzio M. Looking for freedom? Networks of international student mobility and countries’ levels of democracy. The Geographical Journal. 2020; 186 (1): 103–115. doi: 10.1111/geoj.12329
  28. Lo W.Y.W. Beyond competition: a comparative review of conceptual approaches to international student mobility. Globalisation, Societies and Education. 2019; 17 (3): 261–273. doi: 10.1080/14767724.2018.1525283
  29. Li M., Bray M. Cross-border flow of students for higher education: Push-Pull factors and motivations of mainland Chinese students in Hong Kong and Macau. Higher Education. 2007; 53: 791–818. doi: 10.1007/s10734-005-5423-3
  30. Gesing P., Glass C. STEM student mobility intentions post-graduation and the role of reverse Push-Pull factors. International Journal of Educational Development. 2019; 65: 227–236. doi: 10.1016/j.ijedudev.2018.08.008
  31. Iqbal K., Peng H., Hafeez M., Khan, N.H., Ahmad K., Iqbal Z. Should I Stay or Should I Go? Foreign-student Intent in China. Human Systems Management. 2019; 38 (3): 197–208. doi: 10.3233/HSM-180472
  32. Li W., Zhao S., Lu Z., Yu W., Li X. Student Migration: Evidence from Chinese Students in the US and China. International Migration. 2019; 57 (3): 334–353. doi: 10.1111/imig.12466
  33. Kaneko S. How studying abroad in Malaysia leads to transnational migration: interview results from former international students. Osaka Human Sciences. 2020; 6: 107–129. doi: 10.18910/73803
  34. Wells A. International Student Mobility: Approaches, Challenges and Suggestions for Further Research. Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2017; 143: 19–24. doi: 10.1016/j.sbspro.2014.07.350
  35. Hadler M. Intentions to migrate within the European Union: a challenge for simple economic macro-level explanations. European Societies. 2006; 8 (1): 111–140. DOI: 10.1080/ 14616690500491324
  36. De Haas H. Mobility and Human Development. UNDP Human Development Reports. Research Paper 2009/1. 2009. 70 p.
  37. Lulle A., Janta H., Emilsson H. Introduction to the Special Issue: European youth migration: human capital outcomes, skills and competences. Journal of Ethnic and Migration Studies. 2019. doi: 10.1080/1369183X.2019.1679407
  38. The human capital of Russian political elites. Political and psychological analysis. Ed. E.B. Shestopal, A.V. Selezneva. M.: Russian Association of Political Science (RAPN); Russian Political Encyclopedia (ROSSPEN), 2012. 342 p. (In Russ.).
  39. Komarov A.V. The role of education in human capital development in contemporary Russia. Humanities and Social Sciences. Bulletin of the Financial University. 2017; 7 (3): 83–88. (In Russ.).
  40. Sjaastad L.A. The Costs and Returns of Human Migration. Journal of Political Economy. 1962; 70 (5): 80–93.
  41. Moiseenko V.M., Chudinovskikh O.S. Theory of human capital and the study of migration processes in Russia. Problems of forecasting. 2000; 4: 124–137. (In Russ.).
  42. Scott C., Safdar S., Trilokekar R.D., Masri A.E. International students as “ideal immigrants” in Canada: A disconnect between policy makers’ assumptions and the lived experiences of international students. Éducation Comparée Et Internationale. 2015; 43 (3): 1–16.
  43. Chang C.-W., Chan S.-J. Transit point of global talent: social/cultural dimensions of short-term student circulation. Globalisation, Societies and Education. 2020; 18 (1): 30–42. DOI: 10.1080/ 14767724.2019.1690731
  44. Ziguras C., Law S. Recruiting international students as skilled migrants: the global ‘skills race’ as viewed from Australia and Malaysia. Globalisation, Societies and Education. 2006; 4 (1): 59–76. doi: 10.1080/14767720600555087
  45. Khadria B. Adversary analysis and the quest for global development: optimizing the dynamic conflict of interest in transnational migration. Social Analysis. 2009; 53 (3): 106–122. doi: 10.3167/sa.2009.530306
  46. Hawthorne L. Demography, migration and demand for international students. Globalization and Tertiary Education in the Asia-Pacific. 2010: 93–119. doi: 10.1142/9789814299046_0005
  47. Perkins R., Neumayer E. Geographies of educational mobilities: Exploring the uneven flows of international students. The Geographical Journal. 2014; 180 (3): 246–259. DOI: 10.2139/ ssrn.1857523
  48. Riaño Y., Lombard A., Piguet E. How to explain migration policy openness in times of closure? The case of international students in Switzerland. Globalisation, Societies and Education. 2018; 16 (3): 295–307. doi: 10.1080/14767724.2017.1412823
  49. Riaño Y., Van Mol C., Raghuram P. New directions in studying policies of international student mobility and migration. Globalisation, Societies and Education. 2018; 16 (3): 283–294. doi: 10.1080/14767724.2018.1478721
  50. Mahroum S. Highly Skilled Globetrotters: Mapping the International Migration of Human Capital. R&D Management. 2000; 30 (1): 23–32. doi: 10.1111/1467-9310.00154
  51. Suter B., Jandl M. Comparative Study on Policies towards Foreign Graduates – Study on Admission and Retention Policies towards Foreign Students in Industrialised Countries. International Centre for Migration Policy Development (ICMPD), Vienna; 2006. 97 p.
  52. Yin M., Yeakey C.C. The policy implications of the global flow of tertiary students: a social network analysis. Oxford Review of Education. 2019; 45 (1): 50–69. DOI: 10.1080/ 03054985.2018.1489788
  53. Baláz V., Williams A.M., Kollár D. Temporary versus Permanent Youth Brain Drain: Economic Implications. International Migration. 2004; 42 (4): 3–34. doi: 10.1111/j.0020-7985.2004.00293.x
  54. Findlay A.M., King R., Stam A., Ruiz-Gelices E. Ever Reluctant Europeans: The Changing Geographies of UK Students Studying and Working Abroad. European Urban and Regional Studies. 2006; 13 (4): 291–318. doi: 10.1177/0969776406065429
  55. Khadria B. Shifting Paradigms of Globalization: The Twenty-First Century Transition Towards Generics in Skilled Migration from India. International Migration. 2008; 39 (5): 45–71. doi: 10.1111/1468-2435.00171
  56. Baas M. The Education‐Migration Industry: International Students, Migration Policy and the Question of Skills. International Migration. 2019; 57 (3): 222–234. doi: 10.1111/imig.12540
  57. Liu‐Farrer G., Tran A.H. Bridging the Institutional Gaps: International Education as a Migration Industry. International Migration. 2019; 57 (3): 235–249. doi: 10.1111/imig.12543
  58. Li W., Lo L., Lu Y., Tan Y. & Lu Y. Intellectual migration: considering China. Journal of Ethnic and Migration Studies. 2020. doi: 10.1080/1369183X.2020.1739393
  59. Li W., Yu W. Chinese Intellectual Migration to the US. In: Guo S., Guo Y. (eds) Spotlight on China. Spotlight on China. Sense Publishers, Rotterdam, 2016: 269–284. doi: 10.1007/978-94-6300-669-9_16
  60. Li J. Trends and Implications of International Student Mobility. In: Conceptualizing Soft Power of Higher Education. Perspectives on Rethinking and Reforming Education. 2018: 189–213. doi: 10.1007/978-981-13-0641-9
  61. Staniscia B., Deravignone L., González-Martin B., Pumares P. Youth Mobility and the Development of Human Capital: Is there a Southern European Model? Journal of Ethnic and Migration Studies. 2019. doi: 10.1080/1369183X.2019.1679417
  62. McGarry O., Krisjane Z., Sechi G., MacÉinrí P., Berzins M., Apsite-Berina E. Human Capital and Life Satisfaction Among Circular Migrants: An Analysis of Extended Mobility in Europe. Journal of Ethnic and Migration Studies. 2019. doi: 10.1080/1369183X.2019.1679421
  63. Baláž V., Williams A.M., Moravčíková K., Chrančoková M. What Competences, Which Migrants? Tacit and Explicit Knowledge Acquired via Migration. Journal of Ethnic and Migration Studies. 2019. doi: 10.1080/1369183X.2019.1679409
  64. Schiller N.G. Theorising Transnational Migration in Our Times: A multiscalar temporal perspective. Nordic Journal of Migration Research. 2018; 8 (4): 201–212. doi: 10.2478/njmr-2018-0032
  65. Martí G.-M.H. The Deterritorialization of Cultural Heritage in a Globalized Modernity Transfer. Journal of Contemporary Culture. 2006; 1: 92–107.
  66. Kahn P.E., Misiaszek L.I. Educational mobilities and internationalised higher education: critical perspectives. Teaching in Higher Education. 2019; 24 (5): 587–598. DOI: 10.1080/ 13562517.2019.1625120
  67. Schiller N.G., Basch L., Blanc‐Szanton C. Transnationalism: A New Analytic Framework for Understanding Migration. Annals of the New York Academy of Sciences. 1992; 645 (1): 1–24. doi: 10.1111/j.1749-6632.1992.tb33484.x
  68. Collins F.L. Bridges to learning: international student mobilities, education agencies and inter-personal networks. Global Networks. 2008; 8 (4): 398–417. doi: 10.1111/j.1471-0374.2008.00231.x
  69. King R., Raghuram P. International Student Migration: Mapping the Field and New Research Agendas. Population, Space and Place. 2013; 19 (2): 127–137. doi: 10.1002/psp.1746
  70. Madge C., Raghuram P., Noxolo P. Conceptualizing international education: From international student to international study. Progress in Human Geography. 2015; 39 (6): 681–701. doi: 10.1177/0309132514526442
  71. Murphy-Lejeune E. Student Mobility and Narrative in Europe: The New Strangers. London and New York: Routledge; 2002. 288 p.
  72. De Jong S., Dannecker P. Connecting and confronting transnationalism: bridging concepts and moving critique. Identities. 2018; 25 (5), 493–506, doi: 10.1080/1070289X.2018.1507962
  73. Waldinger R. A cross-border perspective on migration: beyond the assimilation/transnationalism debate. Journal of ethnic and migration studies. 2017; 43 (1): 3–17. doi: 10.1080/1369183X.2016.1238863
  74. Simmel G. The Stranger. In: Georg Simmel: On Individuality and Social Forms (ed. by Donald Levine), Chicago: University of Chicago Press; 1971. P. 143–150.
  75. Karakayali N. Social Distance and Affective Orientations. Sociological Forum. 2009; (3): 538–562. doi: 10.1111/j.1573-7861.2009.01119.x
  76. Best S. The Stranger. London: Routledge; 2019. 172 p.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».