Динамика паттерна «угроза национальной безопасности» в риторике Президента РФ В.В. Путина в контексте общественных настроений россиян

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Паттерн раскрывает образ мышления национального лидера и транслирует аудитории определенный смысловой код. Одним из повторяющихся на протяжении многих лет в риторике Президента России Владимира Путина является паттерн существования «угрозы национальной безопасности». Цель работы - проанализировать содержание паттерна «угрозы национальной безопасности» в риторике Президента В.В. Путина, его взаимосвязь с общественными настроениями россиян и роль паттерна в российской политической системе. Применены следующие методы: риторический анализ (выявление риторических приемов и стратегий как средств эффективной коммуникации и убеждения); концептологический анализ (анализ языковых средств, объективизирующих концепт, основой которого выступает паттерн); корреляционный анализ (установление характера связи между переменными, используется при анализе опросов общественного мнения, соотнесения их со склонностью поддерживать В. Путина). Эмпирическую базу исследования составили восемь текстов выступлений Владимира Путина в период 2000-2022 гг., результаты опросов общественного мнения ВЦИОМ и результаты исследований кафедры социологии и психологии политики факультета политологии МГУ им. М.В. Ломоносова. Выборка текстов проведена по основанию наличия в выступлении (только президентские периоды) наиболее полного представленного паттерна «угрозы национальной безопасности», а также по основанию соблюдения хронологического шага между текстами в среднем в 3 года, чтобы получить возможность провести исследование в динамике. В результате установлено: 1. Существование угрозы национальной безопасности - повторяющийся сюжет в дискурсе В. Путина на протяжении всех сроков президентства. 2. Паттерн «угрозы национальной безопасности» претерпел изменения от угрозы внутреннего характера к преимущественно внешней. 3. Значимость угрозы в дискурсе с каждым годом повышается. 4. Устойчивой чертой общественных настроений россиян является потребность в безопасности. Анализ места В. Путина в политико-коммуникационном пространстве России позволяет обозначить его как акторно-сетевую персону, чей политический дискурс является наиболее доступным источником вычленения ценностных кодов, способных консолидировать российское общество, находящееся до 2022 г. в состоянии аномии, ценностного рассогласования между разными уровнями существующих политических ценностей. Научная новизна этой работы состоит в том, что прежде риторика В. Путина не подвергалась анализу с позиции выделения в ней паттерна «угрозы национальной безопасности» и его политико-семиотического значения, взаимосвязи с трендами изменений общественных настроений россиян, несмотря на ряд работ, посвященных формированию образа врага, аффективной риторике, дихотомии «свои/чужие» и проблемному уровню языкового кода, которые по сути своей являются частными проявлениями этого паттерна.

Об авторах

Роман Васильевич Савенков

Воронежский государственный университет инженерных технологий; Воронежский государственный университет

Email: rvsav@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-1643-2444

доктор политических наук, доцент, профессор кафедры философии и истории, Воронежский государственный университет инженерных технологий, доцент кафедры социологии и политологии, Воронежский государственный университет

Воронеж, Российская Федерация

Анна Константиновна Травянкина

Воронежский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: travyankina_anna@mail.ru
ORCID iD: 0009-0002-8757-8659

магистрант политологии

Воронеж, Российская Федерация

Список литературы

  1. Borisov, O.S. (2012). Cognitive processes in sociocultural dimension. Scientific notes of Petrozavodsk State University, 3(124), 83–89. (In Russian).
  2. Castells, M. (2016). Communication Power. Moscow: Publishing house of the Higher School of Economics. (In Russian). [Castells, M. (2009). Communication Power. Oxford, New York: Oxford University Press].
  3. Dijk, T.A. van. (1999). Discourse Analysis of News. In Jensen K.B. (Ed.), A Handbook of Qualitative Methodologies for Mass Media Research, 5, 353–371.
  4. Feezell, J.T. (2018). Agenda setting through social media: The importance of incidental news exposure and social filtering in the digital era. Political Research Quaterly, 71(2), 482–494.
  5. Freelon, D.G. (2010). Analyzing online political discussion using three models of democratic communication. New Media & Society, 20(10), 1–19. http://doi.org/10.1177/1461444809357927
  6. From, Yeltsin to Putin: Three eras in the historical consciousness of Russians. (2007). Moscow: WCIOM. (In Russian).
  7. Gaman-Golutvina, O.V., & Smorgunov, L.V. (2023). The political in a turbulent world space. Polis. Political Studies, 1, 7–10. (In Russian). http://doi.org/10.17976/jpps/2023.01.02
  8. Grigoryeva, E.B. (2013). The influence of the authoritarian syndrome on the process of legitimation of government institutions in today’s Russia. RUDN Journal of Political Science, 3, 13–26. (In Russian).
  9. Hammond, M. (2017). What is an online community? A new definition based around commitment, connection, reciprocity, interaction, agency, and consequences. International Journal of Web Based Communities, 13(1), 118–136. http://doi.org/10.1504/IJWBC.2017.082717
  10. Kerr, M. (2015). Scream: Chilling Adventures in the Science of Fear. PublicAffairs.
  11. Latour, B. (2017). On actor-network theory. A few clarifications, plus more than a few complications. Logos, 173–200. (In Russian). [Latour, B. (1996). On actor-network theory. A few clarifications. Soziale Welt, 47(4), 369–381].
  12. Leonov, I.V. (2011). Evolution of the term “pattern” in cultural knowledge: From concept to scientific category. Current Issues of Modern Science, 20, 41–48. (In Russian).
  13. Lisova, S.Y. (2009). Political Rhetoric: linguistic patterns. Law and Politics, 6, 1318–1323. (In Russian).
  14. Mochalova, K.P. (2012). Myth-making in the political process of modern Russia. Acmeology, 2, 126–129. (In Russian).
  15. Selezneva, A.V. (2016). Russian society in the post-Soviet period: Dynamics of value changes of the elite and citizens. Political science (RU), Special issue, 149–169. (In Russian).
  16. Shestopal, E.B. (2015). Putin 3.0: Society and power in the modern history of Russia. Monograph. Moscow: Argamak-media (In Russian).
  17. Shestopal, E.B. (2023). Paradoxes of political leadership. Polis. Political Studies, 3, 181–191. (In Russian). http://doi.org/10.17976/jpps/2023.03.13
  18. Shevchenko, Y.A. (2002). Discourse analysis of political media texts. Polis. Political Studies, 6, 18–23. (In Russian).
  19. Shomova, S.A. (2016). From mystery to street art. Essays on cultural archetypes in political communication. Moscow: Publishing house of the Higher School of Economics. (In Russian).
  20. Tsuladze, A.M. (2003). Political mythology. Moscow: Eksmo. (In Russian). Williams, K.C. (2012). Fear Appeal Theory. California State University, Stanislaus.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».