Четвертая волна феминизма: политический дискурс и лидеры мнений в социальной сети Твиттер

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В XXI веке феминистское движение остается одним из крупнейших общественно-политических движений и обретает новую платформу консолидации - Интернет и новые способы мобилизации - социальные медиа. Освещение деятельности участников(ниц) и сторонников(ниц) движений Women’s Mаrch и #MeToo, актуализация женского вопроса и проблем гендерного равенства в цифровой социально-политической повестке, а также дискурс о ситуации с правами и свободами женщин в Афганистане делает актуальным поиск объяснительных моделей новых феноменов в развитии феминизма. Социальные медиа демократизировали феминизм и создали прецеденты конвертации политического капитала феминисток из онлайн-пространства в офлайн-деятельность (примеры рассматриваются в статье). Для оценки масштаба, содержания и потенциала четвертой волны феминизма в статье приводятся результаты эмпирического анализа Big Data: выгрузки сетевых данных (общее количество составило более 1 000 000 твитов и ретвитов) из социальной сети Twitter по ключевому слову «women». С помощью сетевого, реляционного и лингводискурсивного анализа были проанализированы полученные дата-сеты (в 5 контрольных точках), визуализированы социальные графы, выявлены и описаны лидеры мнений (и цифровой контент, который ими был сформирован) в сформированном политическом дискурсе четвертой волны феминизма в социальной сети Твиттер, определена и охарактеризована динамика ключевых дискурсивных тематик. В результате исследования сделан вывод о том, как проблематика прав афганских женщин вошла в политической дискурс четвертой волны феминизма и как и почему она была замещена проблематикой закона о запрете абортов в штате Техас США. В заключении делается вывод о дальнейших перспективах развития дискурсивного поля четвертой волны феминизма.

Об авторах

Анна Александровна Гнедаш

Кубанский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: anna_gnedash@inbox.ru
ORCID iD: 0000-0002-3516-107X

кандидат политических наук, доцент

Краснодар, Российская Федерация

Список литературы

  1. De Beauvoir, S. (1949). Le Deuxième Sexe. Paris: Gallimard [Beauvoir, de S. (2015). Second sex. Moscow. (In Russian)].
  2. Bonfiglioli, C. (2020). Women’s activism, the Cold War, and the UN Decade for Women (1975–1985). Aspasia, 14(1), 144–147. https://doi.org/10.3167/asp.2020.140110
  3. Bryson, V. (1992). Feminist political theory: An introduction. UK: MacMillan [Bryson, V. (2001). The political theory of feminism. Moscow. (In Russian)].
  4. Burgess, S.K. (2018). Between the desire for law and the law of desire: #MeToo and the cost of telling the truth today. Philosophy & Rhetoric, 51(4), 342–367. https://doi.org/10.5325/philrhet.51.4.0342
  5. Käppeli, A.-M. (2015). Feminist Scenes. In G. Fraisse & M. Perrot (Eds.), A history of women in the West, Vol. 4. Emerging feminism from revolution to World War. Belknap Press: An Imprint of Harvard University Press [Käppeli, A.-M. (2015). Images of feminism. In History of women in the West. Volume IV: The Rise of Feminism: From the French Revolution to the World War. St. Petersburg. (In Russian)].
  6. Crawford, E. (2002). The Women’s Suffrage Movement: A Reference Guide 1866–1928. London.
  7. Diamond, D. (2009). The fourth wave of feminism: psychoanalytic perspectives. Studies in Gender and Sexuality, 10(4), 213–223. https://doi.org/10.1080/15240650903228187
  8. Felmlee, D.H., Blanford, J.I., Matthews, S.A., & MacEachren, A.M. (2020). The geography of sentiment towards the Women’s March of 2017. PLOS ONE, 15(6), e0233994. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0233994
  9. French Feminist Thought: A Reader. (1987). New York.
  10. Gnedash, A.A. (2016). Conceptualization of the phenomenon of the fourth wave of feminism in the new political reality. In O.V. Gaman-Golutvina, L.V. Smorgunova & L.N. Timofeeva (Eds.), Russia in the New Political Reality: Strategies and Methods of Development (pp. 75–76). Proceedings of the All-Russian Scientific Conference of the RAPS. Moscow: RANEPA. (In Russian).
  11. Hall, S. (2010). American Patriotism, American Protest: Social Movements Since the Sixties. Philadelphia.
  12. Thébaud, F., Duby, G., & Perrot, M. (Eds.) (2000). Toward a cultural identity in the twentieth century (Volume V) (History of women in the West). Belknap Press: An Imprint of Harvard University Press [History of Women in the West. Volume V: The Formation of Cultural Identity in the 20th Century (2015). St. Petersburg. (In Russian)].
  13. Just, S.N., & Muhr, S.L. (2019). “Together We Rise”: Collaboration and contestation as narrative drivers of the Women’s March. Leadership, 15(2), 245–267. https://doi.org/10.1177/1742715018809497
  14. LeGates, M. (2001). In Their Time: A History of Feminism in Western Society. NY.
  15. Looft, R. (2017). #girlgaze: photography, fourth wave feminism, and social media advocacy. Continuum, 31(6), 892–902. https://doi.org/10.1080/10304312.2017.1370539
  16. Maclaran, P. (2015). Feminism’s fourth wave: a research agenda for marketing and consumer research. Journal of Marketing Management, 31, 1732–1738. https://doi.org/10.1080/0267257X.2015.1076497
  17. Mendes, K., Ringrose, J., & Keller, J. (2018). #MeToo and the promise and pitfalls of challenging rape culture through digital feminist activism. European Journal of Women’s Studies, 25(2), 236–246. https://doi.org/10.1177/1350506818765318
  18. Moni, S. (2020). Intersectionality in the contemporary women’s marches: Possibilities for social change. Journal of Feminist Scholarship, 16, 1–16. https://doi.org/10.23860/jfs.2019.16.01
  19. Orloff, A.S. (2009). Gendering the comparative analysis of welfare states: An unfinished agenda. Sociological Theory, 27(3), 317–343. https://doi.org/10.1111/j.1467-9558.2009.01350.x
  20. Phillips, R., & Cree, V.E. (2014). What does the ‘fourth wave’ mean for teaching feminism in twenty-first century social work? Social Work Education, 33(7), 930–943. https://doi.org/10.1080/02615479.2014.885007
  21. Prochaska, F.K. (1980). Women and Philanthropy in 19th Century England. London.
  22. Ryabchenko, N.A., Katermina, V.V., Gnedash, A.A., & Malysheva, O.P. (2018). Political content of social movements in the online space of modern states: methodology of the analysis and research practices. South-Russian Journal of Social Sciences, 19(3), 139–162. (In Russian).
  23. Smith-Rosenberg, C. (1971). Religion and the Rise of American City. Ithaca.
  24. Vickery, A.E. (2018). After the march, what? Rethinking how we teach the feminist movement. Social Studies Research and Practice, 13(3), 402–411. https://doi.org/10.1108/SSRP-05-2018-0020
  25. Wahyudiputra, A., Amrullah, A.T., & Adrian, D. (2021). The Weinstein Effects: forecasting the genesis of cancel culture in Hollywood industry. Journal of Language Literary and Cultural Studies, 4(1), 39–47. https://doi.org/10.30996/anaphora.v4i1.4710
  26. Women in German History: From Bourgeois Emansipation to Sexual Liberation. (1989). Oxford.
  27. Zarkov, D., & Davis, K. (2018). Ambiguities and dilemmas around #MeToo: #ForHow Long and #WhereTo? European Journal of Women’s Studies, 25(1), 3–9. https://doi.org/10.1177/1350506817749436

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».