Компьютерные игры как инструмент реализации политики памяти (на примере отображения событий Великой Отечественной войны в видеоиграх)
- Авторы: Белов С.И.1
-
Учреждения:
- Центральный музей Великой Отечественной войны 1941-1945 годов
- Выпуск: Том 20, № 1 (2018)
- Страницы: 96-104
- Раздел: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ
- URL: https://medbiosci.ru/2313-1438/article/view/339981
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-1438-2018-20-1-96-104
- ID: 339981
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Представленная работа посвящена изучению практики использования компьютерных игр как инструмента политики памяти. Актуальность данного исследования обуславливает как сам рост значимости видеоигр как средства формирования представлений о событиях прошлого, так и низкая степень изученности данной темы. В качестве цели изысканий автора выступает выявление перспектив использования компьютерных игр как инструмента реализации политики памяти в рамках кейса представлений о событиях Великой Отечественной войны. Эмпирическая база работы была сформирована за счет обобщения контента таких видеоигр, как «Call of Duty 1», «Call of Duty 14: WWII», «Company of Heroes 2» и «Commandos 3: Destination Berlin». Методологическая база исследования сформирована за счет привлечения элементов дескриптивного политического анализа, теории оперантного обусловливания Б.Ф. Скиннера и концепции социальной идентичности Г. Тэшфела и Дж. Тернера. Автор приходит к заключению, что ознакомление пользователей с обозначенными играми способствует закреплению в их сознании негативных стереотипов относительно участия Красной Армии в Великой Отечественной войне. Процесс интеграции отрицательных образов осуществляется посредством использования методов оперантного обусловливания. Интеграцию системы негативных образов в массовое сознание жителей постсоветского пространства затрудняет сохранение остатков советской политической символики и элементов конструируемой ранее на их основе идентичности. Автор выдвигает гипотезу, что в случае полной десоветизации пространства публичной политики в государствах, возникших в результате распада СССР, задача ревизии истории Великой Отечественной войны будет существенно облегчена, а с последующим уход из жизни последних очевидцев соответствующих событий достижение этой цели станет лишь вопросом времени. Предположительно, нивелировать эти риски можно путем гармоничного встраивания наследия советского политического и исторического мифа в модели политики памяти, выработанные в России и прочих постсоветских государствах.
Ключевые слова
Об авторах
Сергей Игоревич Белов
Центральный музей Великой Отечественной войны 1941-1945 годов
Автор, ответственный за переписку.
Email: belov2006s@yandex.ru
кандидат исторических наук, заместитель заведующего научно-методическим отделом
ул. Братьев Фонченко, 10, Москва, Россия, 121170Список литературы
- Beglaryan G.A. Transformatsiya traditsionnykh tsennostei v sovremennykh videoigrakh. Filosofskie voprosy estestvoznaniya i tekhnicheskikh nauk Materialy mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii. 2014. (In Russ).
- Belov S.I. Vzaimootnosheniya Krasnoi Armii i katolicheskoi tserkvi na territorii Pol'shi v 1944 g. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki. 2015; 10-2. (In Russ).
- Belov S.I., Nikiforov Yu.A. Pravovoe regulirovanie vzaimootnoshenii voennosluzhashchikh Krasnoi Armii i grazhdanskogo naseleniya Pol'shi v period 1944—1945 gg. Lokus: lyudi, obshchestvo, kul'tury, smysly. 2016; 4. (In Russ).
- Belyantsev A.E., Gershtein I.Z. Obraz strany cherez komp'yuternuyu igru: istoriko-politicheskii aspect. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. 2010; 6. (In Russ).
- Vdovichenko S.S. Freimovyi analiz rechevykh aktov v angloyazychnom diskurse videoigr (na materiale videoigry Dota 2). Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki. 2015; 8-2. (In Russ).
- Zaretskaya O.V. Zavisimost' ot komp'yuternykh onlain-igr kak raznovidnost' addiktivnogo povedeniya. Sotsial'naya psikhologiya i obshchestvo. 2016; Vol. 7(3). (In Russ). doi: 10.17759/sps.2016070308.
- Iglin D.A. Videoigry kak tekhnologiya politicheskoi kommunikatsii. Sborniki konferentsii NITs Sotsiosfera. 2015; 10. (In Russ).
- Kalmykov V.A. Videoigry i patriotizm: virtual'nye ekstrasotsial'nye praktiki v formirovanii obraza Rossii. Vestnik RGGU. Seriya: Politologiya. Istoriya. Mezhdunarodnye otnosheniya. Zarubezhnoe regionovedenie. Vostokovedenie. 2014; 1. (In Russ).
- Kalmykov V.A. Obraz Rossii i industriya komp'yuternykh igr. Kommunikativnye platformy dlya sotsial'nykh i mediinykh innovatsii Materialy 1-i Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. 2014. (In Russ).
- Marenich N.A. Khudozhestvennye priemy postroeniya otkrytogo proizvedeniya v videoigrakh. APRIORI. Ceriya: Gumanitarnye nauki. 2014; 1. (In Russ).
- Nikiforov Yu.A. Istoriya kak tekhnologiya sotsial'nogo proektirovaniya. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta im. M.A. Sholokhova. Istoriya i politologiya. 2011; 2. (In Russ).
- Novikova O.N. Virtual'naya igra kak sredstvo formirovaniya lichnostnoi identichnosti detei i podrostkov. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2014; 2 (In Russ).
- Prodazhi igr serii Call of Duty preodoleli otmetku v 250 millionov kopii. Available from: http://gamebomb.ru/gbnews/14940. (In Russ).
- Reprintseva E.A. Evolyutsiya sovremennoi igrovoi kul'tury molodezhi. Obshchestvo. Sreda. Razvitie. 2007; 1. (In Russ).
- Sarna A.Ya. Ubit' Ben Ladena. Komp'yuternye simulyatsii i virtual'naya real'nost' novostei v sovremennykh SMI. Mezhdunarodnyi zhurnal issledovanii kul'tury. 2012; 3. (In Russ).
- Skurlatova E.D. Filosofiya voiny i ee voploshchenie v komp'yuternykh igrakh. Homo holistic: chelovek tselostnyi sbornik nauchnykh statei prepodavatelei kafedry filosofii YuUrGU, studentov, magistrantov i aspirantov vuzov. Ministerstvo obrazovaniya i nauki Rossiiskoi Federatsii, Yuzhno-Ural'skii gosudarstvennyi universitet Kafedra filosofii. Chelyabinsk; 2015. (In Russ).
- Tret'yakov V. Videoigra kak novyi tip povestvovaniya (obzor angloyazychnykh knig o videoigrakh). Novoe literaturnoe obozrenie. 2016; 1. (In Russ).
- Sharov K.S. Onlain-videoigry kak faktor sotsial'nykh deviatsii. Tsennosti i smysly; 2015; 3. (In Russ).
- Galkin D.V. Techno-art hybrids or art, politics and digital technology in the cultural dynamics of late XX-th century. Gumanitarnaya informatika. 2008; 4. (In Russ).
- Tajfel H., Turner J. The social identity theory of intergroup behavior. The psychology of intergroup relations. Chicago; 1986.
Дополнительные файлы

