On Compensation of the Impact of the Development of Information and Communication Technologies on Cognitive Functions

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

At present, serious technological changes are taking place in the world and especially rapidly in the field of information and communication technologies. These changes have a significant impact on all aspects of people's lives and activities. The subject of this article is the influence of the development of information and communication technologies on human cognitive functions. The effects of the Internet, smartphones, social networks, calculators, working with the keyboard, and reducing the volume of non-electronic reading are considered in detail. Particular attention is paid to the impairment of verbal and logical memory, the emergence of "digital dementia", the deterioration of analytical and logical thinking, the emergence of clip thinking, a decrease in communication abilities and the complication of current decision-making. A number of possible approaches are proposed as means to compensate for the decrease in the considered cognitive functions caused by the development of information and communication technologies It is shown that the necessary correction can be carried out by training weakening functions with the help of special cognitive gymnastics: suitable intellectual games, certain exercises. The system of compensating classes, including educational games and special exercises, can be combined into an academic discipline under the conditional name "intellectual culture" (by analogy with physical culture). The need to ensure a sufficiently high level of basic knowledge was also noted. In addition, it is proposed to adjust the education system to neutralize the observed negative trends.

References

  1. Гельман В. Я. Формирование системы профессиональных стереотипов у студентов вуза // Alma mater. 2022. № 2. С. 35-41. doi: 10.20339/AM.02-22.035
  2. Смолл Г., Ворган Г. Мозг онлайн. Человек в эпоху Интернета / пер. С англ. Б. Козловского. М. : Колибри: Азбука-Аттикус, 2011. 352 с.
  3. Боброва Л. А. Компьютер, интернет и мышление: изменение мышления под влиянием современных технологий // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 3, Философия: Реферативный журнал. 2019. С. 72-80
  4. Предварительный отчёт по результатам расследования катастрофы самолёта RRJ-95B RA-89098 / Межгосударственный авиационный комитет. 2019. 104 с.
  5. Аведисова А. С., Файзуллоев А. Ф. Когнитивные функции и методы их изучения // Российский психиатрический журнал. 2003. № 1. С. 16-20.
  6. Захаров В. В. Ведение пациентов с когнитивными нарушениями // Русский медицинский журнал. 2007. № 6. С. 510-515.
  7. Абдуллин А. Г., Лихолетов В. В., Караваев А. Ф. «Спасательный круг» профилактики ухудшения здоровья молодежи в эпоху цифровой трансформации образования // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2022. Т. 27, № 2(89). С. 173-188. https://doi.org/ 10. 24412/1999-6241-2022-289-173-188
  8. Greenfield S., Change M. How digital technologies are leaving their marks on our brains». Random House, 2014. 384 р.
  9. Морозова Т.В. Почему современная молодежь так мало читает. / В сб.: Актуальные проблемы гуманитарных наук в России и за рубежом. Новосибирск. 2016. С. 35-40.
  10. Вершловский С. Г., Матюшкина М. Д. Функциональная грамотность выпускников школ // Социологические исследования. 2007. № 5. С. 140-144.
  11. Loh K. K., Kanai R. How has the Internet reshaped human cognition? Neuroscientist. 2016 Oct;22(5):506-520. doi: 10.1177/ 1073858415595005.
  12. Шуляк А. С. Компьютер и здоровье // Смоленский медицинский альманах. 2015. Выпуск № 3. С. 120-122.
  13. Baek I. H., Park E. J. ‘Digital dementia’ is on the rise. Korea JoongAng Daily. June 24, 2013. http://koreajoongangdaily.joins.com/news/ article/article.aspx?aid¼2973527. Accessed October 12, 2022.
  14. Докука С. В. Клиповое мышление как феномен информационного общества //Общественные науки и современность. 2013. №. 2. С. 169-176.
  15. Дмитриева Е. С., Гельман В. Я., Зайцева К. А., Ланько С. В.. Возрастные особенности взаимосвязи успешности обучения и характеристик слуховой оперативной памяти. Журнал высшей нервной деятельности. 2007. Том 57. №3. C. 279-286.
  16. Смирнова О. М. Цифровая эпоха и виртуализация сознания // Проблемы и риски инженерного образования в ХХ1 в.: Монография / Под общ. ред. И.А. Герасимовой. М.: Университетская книга, 2017. С. 76-109.
  17. Гельман В. Я., Дмитриева Е. С. Взаимосвязь эмоционального интеллекта обучаемых с восприятием невербальной информации // Психология обучения. 2017. № 11. С. 28-38.
  18. Дмитриева Е. С., Гельман В. Я., Зайцева К. А., Орлов А. М. Зависимость восприятия эмоциональной информации речи от акустических параметров стимула у детей разного возраста // Физиология человека. 2008. Т. 34. № 4. С. 149-153.
  19. Веневцева Ю. Л., Путилин Л. В. Гендерные особенности почерка и их взаимосвязь с вегетативным и психофизиологическим статусом у студентов медицинского института // Вестник новых медицинских технологий. Электронное издание. 2018. Т. 12. №. 6. С. 165-168.
  20. Гельман В. Я. О тенденциях в формировании базовых знаний у студентов // Alma mater. 2020. № 8. С. 23-27. doi: 10.20339/AM.08-20.023
  21. Носкова И. С. Когнитивная гимнастика //Медицинская сестра. 2017. №. 5. С. 22-25.
  22. Гельман В. Я. Использование игрового подхода в преподавании общепрофессиональных дисциплин // Проблемы современного образования. 2020. № 3. С. 154-161. doi: 10.31862/2218-8711-2020-3-154-161
  23. Кобякова Н. В. Развитие памяти у младших школьников // Итоги научно-исследовательской деятельности 2017: изобретения, методики, инновации. 2017. С. 452-453.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».