Overcoming barriers in teaching adult learners: prospects for using the theory of self-determination

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

Adults are a fast—growing group of students in the Russian higher education system. Socio-demographic status, morphological and personal characteristics, as well as the specifics of adult education create significant obstacles for many of them to successfully study in higher education. In the short term, universities will have to rethink their educational programs, evaluate resources and reorganize the educational process so as to help adult students overcome these obstacles and meet their educational needs. The successful participation of adults in additional and continuing education, the elimination of barriers to learning are the key tasks of a modern university. This study was conducted using a critical analysis of the literature on adult learning to answer three questions: 1) what factors and barriers affecting adult learning are highlighted by modern authors? 2) what motives are inherent in adult students? 3) how to overcome obstacles in adult learning? Based on the results of the study, a classification of barriers in adult learning has been developed. The main motives for obtaining higher education by adult students are highlighted. The conclusion is made about the need for flexible curricula and auxiliary resources that students can adapt to the requirements of their work and life. Based on the theory of self-determination, recommendations have been developed to increase the involvement of adult students in the educational process.

References

  1. Freire P. Pedagogy of the Oppressed / Translated by M.B. Ramos, New York:The Continuum International Publishing Group Ltd., 2000. 180 p.
  2. Benjamin W. The Life of Students. Selected Writings, eds. M. Bullock, M.W. Jennings. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1996. 39 р.
  3. Выготский Л.С. Педагогическая психология: краткий курс. М.: Издательство «Работник просвещения». 1926. 347 с.
  4. Колдаев В.Д. Моделирование индивидуального образовательного маршрута студента в учебном процессе вуза // Сибирский педагогический журнал. 2012. № (3). С. 68-72.
  5. Лабунская Н.А. Индивидуальный образовательный маршрут студента: подходы к раскрытию понятия // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2002. № 3. С. 79-91.
  6. Дарсигова М.И. Понятие о педагогике и психологии высшей школы как науке // Вестник науки. 2021. Т. 4. № 7 (40). С. 10-16.
  7. Гончарова И.И., Васильева М.И. Развитие эмпатии как профессионально значимого личностного качества будущего педагога // Сибирский учитель. 2021. № 1 (134). С. 36.
  8. Адлер А. О нервическом характере. СПб: Сенсор, 1997. 388 c.
  9. Rose D.H., Strangman N. Universal design for learning: Meeting the challenge of individual learning differences through a neurocognitive perspective // Universal Access in the Information Society. 2007. № 5 (4). Р. 381-391.
  10. Денисов А., Булай П., Питлик Т., Черенкевич С. Когнитивные процессы и биологические нейронные сети // Наука и инновации. 2015. № 12 (154). С. 29-30.
  11. Александров Ю.И. Психофизиологические основы научения и методы обучения // Психологический журнал. 2012. Т. 33. № 6. С. 5-19.
  12. Falasca M. Barriers to adult learning: Bridging the gap // Australian Journal of Adult Learning. 2011. Vol. 51. P. 583-590.
  13. Hase S., Kenyon Ch. Moving from andragogy to heutagogy: implications for VET // Graduate College of Management Papers. 2001. URL: https://www.researchgate.net/publication/37357847_Moving_from_andragogy_to_heutagogy_implications_for_VET (дата обращения: 20.06.2023).
  14. Солодников В.В., Солодникова И.В. Объект исследования «Средний возраст» человека // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2009. № 1 (89). С. 167-186.
  15. Бодалев А.А. Основные акмеологические закономерности человеческой жизни // Мир психологии. 1999. № 2. С. 11-23.
  16. Ротарь О.Ю. От успешной сдачи экзамена до самоактуализации: концептуализация успеха взрослыми студентами вузов, обучающимися онлайн // Вопросы образования. 2022. № 4. С. 233-259.
  17. Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2-е изд. СПб.: Питер, 2006. 1876 с.
  18. Деркач А .А ., Зазыкин В.Г., Маркова А.К. Психология развития профессионала. М .: РАГС, 2000. 124 с.
  19. Chao L., DeRocco E.S., Flynn M.K. Adult Learners in Higher Education. Barriers to Success and Strategies to Improve Results // A.H. Tomlin, P.N. Blakely (eds); Adult education: issues and developments. Nova Science Publishers, New York, 2007. 72 р.
  20. Brüning G., Kuwan H. Benachteiligte und Bildungsferne – Empfehlungen für die Weiterbildung [The disadvantaged and the educationally disadvantaged: Recommendations for further education]. Bielefeld: Bertelsmann Verlag GmbH & Co. KG, 2002. 245 p.
  21. Батышев С.Я. Энциклопедия профессионального образования. В 3-х томах. М.: Рос. акад. образования: Проф. Образование, 1998. 1784 с.
  22. Boeren E. Understanding adult lifelong learning participation as a layered problem // Studies in Continuing Education. 2017. Vol. 39 (2). P. 161-175.
  23. Kanfer R., Ackerman P.L. Aging, adult development, and work motivation // Academy of Management Review. 2004. Vol. 29. P. 440-458.
  24. Marcaletti F., Berrozpe T.I., Koutra K. Overcoming age barriers: motivation for mature adults’ engagement in education // International Journal of Lifelong Education. 2018. Vol. 37 (4). P. 451-467.
  25. Шукшина З.А. Человек взрослый: обучение в условиях непрерывных изменений социального контекста // ОНВ. 2009. № 4 (79). С. 78-81.
  26. Выготский Л.С. История развития высших высших функций / Л.С. Выготский. – М.: Издательство Юрайт, 2021. 336 с.
  27. Кошкин А.П., Новиков А.В. Роль социальных представлений в мотивации студентов к получению дополнительного образования // Современное образование. 2017. № 4. С. 48-75.
  28. Tessmer M., Richey R.C. The role of context in learning and instructional design // Educational Technology Research and Development. 1997. Vol. 45 (2). P. 85-115.
  29. Смирнова Ю.А. Прекариат и прекарная занятость как социальные феномены: сущность и источники формирования // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки. 2020. № 4 (841). С. 296-309.
  30. Осипов П.Н., Фильченкова Е.В. Свободное время современного студента // Образование и саморазвитие. 2010. № 4 (20). С. 139-140.
  31. Студент и работа: опыт прикладного социологического исследования / И.С. Болотин, В.Ф. Пугач, А.А. Михайлов [и др.]. Москва: Федеральный институт развития образования, 2016. 64 с.
  32. Анисимова И.А., Воронин Г.Л. Структура внеучебного времени студентов в процессе подготовки к рынку труда // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2017. № 4 (48). С. 81-89.
  33. Кушка С.А., Лагутина Е.Е. Инструменты мотивации и вовлечения персонала предприятия металлургического профиля // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2022. № 11 (4). С. 200.
  34. Беркович Л. С., Копылова Т. В. Мотивация: от теории к практике // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2003. № 2. С. 20.
  35. Поздеева С.И. Активность ученика или его вовлеченность: чему отдать предпочтение? // Педагогическое образование в России. 2021. № (4). С. 8-13.
  36. Красноставская Н.В. Уровень вовлеченности и рациональный и эмоциональный стимулы как факторы анализа иерархии коммуникационных эффектов для продвижения хендмейд товаров // Вестник евразийской науки. 2019. № 11 (2). С. 33.
  37. Лабзова И.Ю. Теория самоопределения и её применение в зарубежной образовательной практике // Человек и образование. 2017. № 3 (52). С. 156.
  38. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М., 1971. 40 c.
  39. Гордеева Т.О. Базовые типы мотивации деятельности: потребностная модель // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2014. № (3). С. 63-78.
  40. Стародубцев В.А., Иванова В.В. Структура и содержание дисциплинарного блога как учебной среды // Агроинженерия. 2012. № (4-1 (55)). С. 96.
  41. Собкин В.С., Фомиченко А.С. Влияние отношений между учителем и учеником на академические достижения учащихся // Управление образованием: теория и практика. 2015. № 3 (19). С. 54.
  42. Bernard R.M., Abrami P.C., Borokhovski E., Wade C.A., Tamim R.M., Surkes M.A., Bethel E.C. A Meta-Analysis of Three Types of Interaction Treatments in Distance Education // Review of Educational Research. 2009. № 79 (3). P. 1243-1289.
  43. Молчанская О.Я. Формирование учебной автономии студентов с использованием образовательных онлайн-платформ в процессе обучения иностранному языку // Преподаватель ХХI век. 2017. № (4-1). С. 108-114.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».