The level of adaptation to learning among first-graders brought up in families with different types of child-parent relationships

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The subject of the study is the relationship between child–parent relations and the effectiveness of adaptation of first-graders.The purpose of the study is to determine the level of adaptation to learning among first-graders brought up in families with different types of child-parent relationships. The importance for a child of child-parent relations in a difficult period for him at the beginning of school education is emphasized by many authors. Often, the reason for difficulties in adapting to school lies in the lack of formation of personal forms of communication between a younger student and his parents, in the inability of parents to build communication with a child according to the type of "child – adult as equal", in the habit of a parent to communicate with an already grown-up child according to the stereotype formed in preschool childhood. The study was conducted on the basis of the municipal autonomous educational institution "Secondary School No. 19 named after A.V. Sedelnikov" of the city of Krasnoyarsk. 30 parents (mothers of first-graders) and 30 children aged 7 years were diagnosed. There is a direct relationship between child-parent relations and the adaptation of first-graders to school. Students who are brought up in families with a democratic type of upbringing are characterized by successful, full adaptation. Schoolchildren from families in which permissive and authoritarian parenting styles are the predominant types of child-parent relationships, incomplete adaptation and maladaptation prevail. The conducted research makes it possible to develop psychological programs to increase the level of adaptation of first-graders to education for parents with an authoritarian parenting style and for parents with a permissive parenting style.

References

  1. Аборина, М.В. Анализ детско-родительских отношений в системе социальной адаптации школьников / М.В. Аборина, Е.Г. Фильштинская // Современные научные исследования и разработки. 2018. № 10. С. 45-47.
  2. Адилова, Х.Л. Пути адаптации учащихся начальной школы к школьному образованию / Х.Л. Адилова // Достижения науки и образования. 2019. № 7. С. 71-73.
  3. Антипина, Е.А. Взаимосвязь стилей детско-родительских отношений и готовности к школьному обучению старших дошкольников // Школа ответственного родительства: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Владимир, 03-06 октября 2019 года. – Владимир: Издательско-полиграфическая компания «Транзит-ИКС», 2019. С. 72-76.
  4. Варавина, Е.А. Стили детско-родительских отношений: теоретико-исторический аспект / Е.А. Варавина // Вестник магистратуры. 2021. № 2. С. 97-99.
  5. Варга, А.Я. Структура и типы родительского отношения: дис. ... канд. психол. наук. М.: Просвещение, 1986. 206 с.
  6. Васюк, С.Н. Адаптация первоклассников к школе // Вопросы науки и образования. 2018. № 23. С. 137-139.
  7. Гайдукова, Д.В. Детско-родительские отношения как фактор адаптации детей 6-7 лет к школе / Д.В. Гайдукова, Е.Г. Гуцу // Проблемы и перспективы развития начального образования: Сборник статей по материалам 2-ой Всероссийской научно-практической конференции , Нижний Новгород, 19 апреля 2022 года. Нижний Новгород: ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина», 2022. С. 56-61.
  8. Гоглева, А.В. Влияние особенностей детско-родительских отношений на процесс социально-психологической адаптации первоклассников к школьному обучению / А.В. Гоглева // Наука молодых: Сборник научных статей участников XI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Арзамас, 29–30 ноября 2018 года. – Арзамас: Арзамасский филиал ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского», 2018. С. 338-341.
  9. Григорьева, Е.Л. Методы адаптации первоклассников к новым видам деятельности и коллективу в инновационном образовательном пространстве / Е.Л. Григорьева, А.Б. Смирнов, М.А. Беляева, В.В. Антонова // Известия Тульского государственного университета. 2020. № 7. С. 32-39.
  10. Жураева, Н.Б. Адаптация первоклассников к школе // Достижения науки и образования. 2019. № 10. С. 12-13.
  11. Зеленая, Л.В. Проблема адаптации в педагогической психологии // Современная психология: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). Казань: Бук, 2016. С. 43-45.
  12. Калашникова, С.В. Проблема социально-психологической адаптации в психологии / С.В. Калашникова // Материалы Всероссийской студенческой научно-практической конференции «Актуальные проблемы образования: позиция молодых» (г. Челябинск, 05-24 апреля 2020 г.). – Челябинск: Изд-во ЗАО «Библиотека А. Миллера», 2020. С. 173-175.
  13. Матюшкина, Е.Г. Взаимосвязь детско-родительских отношений с уровнем адаптации младших школьников в школе / Е.Г. Матюшкина, О.Ю. Степанова // Психология в меняющемся мире: проблемы, гипотезы, исследования : сборник материалов международной студенческой научно-практической конференции, Челябинск, 19–20 мая 2020 года. Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2020. С. 228-232.
  14. Мовсисян, К.А. Благоприятные условия детско-родительских отношений в становлении личности школьника / К.А. Мовсисян // Будущее науки - 2019 : сборник научных статей 7-й Международной молодежной научной конференции, Курск, 25–26 апреля 2019 года. Том 2. Курск: Юго-Западный государственный университет, 2019. С. 223-226.
  15. Назаревич, О.С. Теоретические подходы к определению социально-психологических аспектов адаптации личности // Вестник угроведения. 2012. № 4. С. 34-36.
  16. Овчарова, Р.В. Родительство как психологический феномен / Р.В. Овчарова. – Москва: Московский психолого-социальный институт, 2006. – 496 с.
  17. Петровских, О.Н. Методическое совершенствование адаптации будущих первоклассников к школе // Социальная педагогика. 2019. № 2. С. 64-67.
  18. Ростовцева М.В. Методологические подходы к исследованию социальной адаптации личности: монография. Красноярск, 2021. 198 с.
  19. Сарапульцева, П.П. Влияние детско-родительских отношений на социальную адаптацию ребенка младшего школьного возраста / П.П. Сарапульцева, О.В. Лозгачева // Актуальные проблемы психологии личности: Сборник научных трудов. Екатеринбург, 2021. С. 175-182.
  20. Серебрякова, Т.А. Роль семьи в эффективной адаптации ребенка к образовательной организации / Т.А. Серебрякова, Е.А. Глазова // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. № 6. С. 427-431.
  21. Сидорина, Е.В. К проблеме адаптации первоклассников к обучению в школе / Е.В. Сидорина, И.А. Иванова, А.М. Емельянова // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 62. С. 302-305.
  22. Яворская, С.Ю. Влияние детско-родительских отношений на процесс социально-психологической адаптации в младшем школьном возрасте / С.Ю. Яворская // Форум молодых ученых. 2019. № 3. С. 886-894.
  23. Hoste G. Rope skipping. Game, amusement, helth // CESS Bulletin V. 6. 1997. P. 2.
  24. Ken M. Solis. Ropics. The jimp rope primer // Human Kinetics Books. Champaing, Illinois. 1991. 89 p.
  25. Lollge H. Recomendations and standard guidelines forse conf. Jnergometry, Jilisce 1987. London: Acad. Press, 2022. 37 p.
  26. Masironi R. Denolin H. Physical activity in disease provention and treatmtent. Padua: Piccin; Boston etc: Butter worth, 1985. 206 p.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».