Features of the relationship between self-expression and the image of physical attractiveness among participants of online communities idealizing the cult of appearance.

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

In modern society, social networks play a key role in the formation and dissemination of the ideal of physical attractiveness. This leads to the creation of online communities that idealize the cult of appearance. The influence of social media makes people perceive beauty as an internal standard, increasing attention and concern about their appearance. Participants compare themselves to the ideal, which lowers self-esteem and causes dissatisfaction with the body, can lead to depression, anxiety and eating disorders. Purpose of the study : identify the features of the relationship between self–expression and the image of physical attractiveness among participants of online communities idealizing the cult of appearance. Methods of the study: "Strategies of self-expression" (I.P. Shkuratova), "Three-factor scale of physical perfectionism" (A.B. Kholmogorova, A.A. Rachmanina), "Questionnaire of self-image" (O.A. Skugarevsky, S.V. Sivukha), "Test of attitude to eating" (D. Garner and others in the adaptation of O. A. Skugarevsky), "The Dutch questionnaire of eating behavior" (T. Strien in the adaptation: T.G. Voznesenskaya. Members of different online communities demonstrate similar self-promotion strategies. The interrelationships between the characteristics of self-expression and physical perfectionism in both studied samples have been established. It was revealed that there are general and specific features of the relationship between self-expression strategies and indicators of physical perfectionism and the image of one's own body among representatives of different online communities. The novelty of the study lies in the fact that for the first time the features of the relationship between self-presentation and the image of physical attractiveness in participants of online communities idealizing the cult of appearance are considered. The study expands the understanding of the psychological characteristics of respondents involved in different online communities of the cult of appearance.

References

  1. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни / Пер. с англ. и вступ. статья А. Д. Ковалева. – М.: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2000. 304 с.
  2. Шкуратова И. П. Самопредъявление личности в общении: монография / И. П. Шкуратова. – Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2009. 192 с.
  3. Gangestad S.W, Snyder M. Self-monitoring: appraisal and reappraisal. Psychol Bull. 2000 Jul; 26(4), 530-55. doi: 10.1037/0033-2909.126.4.530.
  4. Пикулёва О.А. Психологическая многозначность понятия «самопрезентация личности» и современные научные подходы к пониманию его содержания // Социальная психология и общество. 2013. Том 4. № 2. С. 21-37.
  5. Белинская Е.П., Гавриченко О.В. Самопрезентация в виртуальном пространстве: феноменология и закономерности // Психологические исследования [Электронный ресурс]. 2018. Т. 11. № 60. URL: http://psystudy.ru
  6. Щукина М.А., Яковлева И.В., Крайнюков С.В., Тютюнник Е.И., Бондарева М.О., Аверьянова О.Ю. Особенности визуальной самопрезентации участников деловой коммуникации в виртуальной образовательной среде // Психологические исследования. 2018. Т. 11, № 59. С. 10. URL: http://psystudy.ru
  7. Сунгурова, Н. Л. Взаимосвязь самоотношения и вариативности самопрезентации студентов в условиях Интернет-коммуникации / Н. Л. Сунгурова, Ю. Е. Акимкина // Актуальные проблемы психологии и педагогики в современном мире Сборник научных трудов участников V межвузовской научно-практической конференции, Москва, 09 апреля 2020 года / Под общей редакцией Н.Б. Карабущенко, Н.Л. Сунгуровой. – Москва: Российский университет дружбы народов (РУДН), 2020. С. 84-90.
  8. Сунгурова, Н. Л. Виртуальная самопрезентация личности: гендерный аспект / Н. Л. Сунгурова // Психология и педагогика XXI века: теория, практика и перспективы: монография / под общ. ред. Н.Б. Карабущенко, Н.Л. Сунгуровой. – Москва: Российский университет дружбы народов, 2015. С. 316-329.
  9. Сунцова Я. С., Бурдыко Е. В. Склонность к интернет-зависимости студентов в связи с их психологическим благополучием // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». 2018. № 4. С. 412-423.
  10. Маслов, В. П. Сетевое сообщество: риски и угрозы Интернет-среды для киберсоциализации молодежи / В. П. Маслов, М. А. Гнатюк, С. И. Самыгин // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2018. № 8. С. 39-42.
  11. Корниенко Д.С., Руднова Н.А., Гордеева Т.О., Сычев О.А., Егоров В.А., Веракса А.Н. Одиночество и социальная поддержка как характеристики социального здоровья и факторы зависимости от социальных сетей у подростков // Социальная психология и общество. 2023. Том № 2. С. 28-48. doi: 10.17759/sps.2023140203
  12. Ситдиков, Р. Ф. Способы репрезентации и контроля над телом в современной массовой культуре / Р. Ф. Ситдиков // Теоретические и практические аспекты развития современной науки: теория, методология, практика: Сборник статей по материалам II-Международной научно-практической конференции, Уфа, 06 марта 2020 года. – Уфа: Общество с ограниченной ответственностью "Научно-издательский центр "Вестник науки", 2020. С. 131-138.
  13. Цыганкова П. В., Прончихина Е. Ю. Особенности эмоционального реагирования на посты группы "Типичная анорексичка" социальной сети "ВКонтакте" у девушек с различными типами телесности // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2019. №2. С. 77-96.
  14. Холмогорова, А. Б. Трехфакторная шкала физического перфекционизма-новый инструмент диагностики патогенных стандартов внешности в современной культуре / А. Б. Холмогорова, А. А. Рахманина // Консультативная психология и психотерапия. 2020. Т. 28, № 4(110). С. 98-117. doi: 10.17759/cpp.2020280406.
  15. Лабунская В.А. Внешний облик в структуре представлений о Враге и Друге на различных этапах жизненного пути // Психология человека в современном мире. Т. 1. (Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна, 15-16 октября 2009 г.) / Отв. ред.: А.Л. Журавлев, В.А. Барабанщиков, М.И. Воловикова. – М., 2009.
  16. Болохова М.В. Роль эталона физической привлекательности в оценке собственной внешности // Гендерная психология. Практикум. 2-е изд. / Под ред. И.С. Клёциной. – СПб., 2009. 496 с.: ил. – (Серия «Практикум»).
  17. Карабина Ю. С. Эталон физической привлекательности как социокультурный фактор образа телесного я у женщин // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2010. № 4. С. 144-148.
  18. Батурина Н.В., Зацепина О.А. Влияние социальной сети Instagram на восприятие образа тела у молод8 женщин // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 7. С. 57-61. URL: https://doi.org/10.24158/spp.2021.7.9.
  19. Ильина, В. А. Идеализация расстройства пищевого поведения в виртуальном пространстве / В. А. Ильина // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2020. № 4(44). С. 95-99.
  20. Лепешева С.О., Холмогорова А.Б. Участие в фитнес-блогах как новая социальная практика и ее последствия для психического здоровья молодых женщин // Культурно-историческая психология. 2021. Том 17. № 2. C. 144-154. DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2021170214
  21. Abdollahi A, Prasad KDV, Abdelrasheed NSG, Alshahrani SH, Shoja SJ, Al-Awsi GRL, Estrada-Araoz EG, Singer N, Ramírez-Coronel AA, Mustafa YF, Iswanto AH. An investigation of relationships between body compassion, social physique anxiety and physical appearance perfectionism in young people from Iran. J Eat Disord. 2023 Jun 5; 11(1), 90. doi: 10.1186/s40337-023-00807-x.
  22. Lima-Silva, Luiz & Faro, André. (2023). Physical appearance perfectionism mediating the relationship between body dysmorphic and depressive symptoms. doi: 10.13140/RG.2.2.15209.67682.
  23. Gupta M, Jassi A, Krebs G. The association between social media use and body dysmorphic symptoms in young people. Front Psychol. 2023 Aug 17;14:1231801. doi: 10.3389/fpsyg.2023.1231801.
  24. Бутко, К. Д. Физический перфекционизм как наиболее распространенная форма общего перфекционизма среди молодежи / К. Д. Бутко // Столица науки. 2019. № 5(10). С. 137-141.
  25. Свиткевич, Ю. В. Информационное воздействие на личность в сети Интернет как один из предикторов частоты рецидивов расстройств пищевого поведения / Ю. В. Свиткевич // Инновационная наука: психология, педагогика, дефектология. 2021. Т. 4. № 2. С. 32-47. doi: 10.23947/2658-7165-2021-4-2-32-47.
  26. Mincey K.A., Michelle Hunnicutt Hollenbaugh K. Exploring the Experiences of People who Engage with Pro-eating Disorder Online Media: A Qualitative Inquiry. Int J Adv Couns. 2022;44(4).:660-679. doi: 10.1007/s10447-022-09483-z. Epub 2022 Aug 11.
  27. Шлойдо, Д. Е. Индивидуально-психологические особенности студентов с нарушениями пищевого поведения / Д. Е. Шлойдо, И. В. Грандилевская // Петербургский психологический журнал. 2020. № 30. С. 138-166.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».