Исследование блога как дневниковой практики развития субъектности личности

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Актуальность исследования обусловлена значимостью блогосферы в жизни современной молодежи, что позволяет рассматривать блог в качестве средства проявления и выявления субъектности. Данный аспект исследования блогосферы недостаточно разработан в современной научной литературе. Автор статьи рассматривает введение блога в качестве одной из дневниковых практик, наряду с традиционным личным дневником. Цель исследования заключается в выявлении потенциала использования блога как дневниковой практики развития субъектности. Объектом исследования выступает блог как разновидность дневниковой практики, предметом – потенциал использования блога для развития субъектности. Теоретической основой исследования выступают представления Р. Блуда, С. Херринга, Т.В. Чариковой, Р.Н. Абрамовой, О.А. Чиковани, С.С. Распоповой, Л.В. Мурейко, Н.Г. Асмус о характерных особенностях блога. В качестве эмпирического метода исследования применяется опрос 100 российских студентов Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета и Уральского государственного университета физической культуры. Теоретическая значимость и новизна исследования заключается в выявлении маркеров развития субъектности в цифровой среде, знания о которых позволяет эффективно использовать потенциал блогов. Эмпирическим путем выявлено, что личные дневники в традиционном формате ведет одна треть студентов, большинство молодых людей отдает предпочтение блогам. Блоги могут свидетельствовать о развитии субъектности, если им присущи следующие маркеры: освещаются и анализируются события жизни, преобладает уникальный текстовый контент над визуальным способом подачи информации, присутствует целеполагание и долгосрочное планирование в соответствии с выбранной системой ценностей и смыслами, ассертивная самопрезентация личности согласуется с личностным и профессиональным становлением, присутствует диалогичное общение с другими пользователями социальной сети, создается общее интерсубъективное пространство мысли.

Об авторах

Вероника Олеговна Богданова

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет

Email: verovictory@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-6342-8050
доцент; кафедра философии и культурологии;

Список литературы

  1. Слободчиков В.И., Леонтович А.В. Антропологический подход к диагностике образовательных результатов в системе научно-практического образования // Педагогическое образование и наука. 2020. № 5. С. 107-117.
  2. Мостовщикова Д.А. Психологические условия развития профессиональной субъектности руководителей // Modern Science. 2022. № 5-4. С. 199-203.
  3. Агаджанян А.Г. Специфика формирования субъект-субъектных отношений во взаимодействии классного руководителя и класса на основе партисипативного подхода // Педагогическое образование и наука. 2024. № 2. С. 32-36.
  4. Абдалина Л.В. Потенциал субъектного подхода в реализации персонализированного образовательного подхода в вузе // Современные проблемы науки и образования. 2023. № 3. С. 49-57.
  5. Чиковани О.А. Проблема авторской идентичности в блогосфере // Общество. 2023. № 3-2 (30). С. 74-76.
  6. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. СПб.: Питер, 2023. 288 с.
  7. Леонтьев А.Н. Личность. Сознание. Деятельность. М.: Политиздат, 2008. 130 с.
  8. Брушлинский А.В. Избранные психологические труды. М.: Когито-центр, 2022. 623 с.
  9. Пилюгина С.А. Генезис проблемы субъектности. Вопросы формирования субъектности педагога // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2022. Т. 11. № 2 (39). С. 31-36.
  10. Осницкий А.К. Проблемы исследования субъектной активности // Вопросы психологии. 2016. № 1. С. 5-19.
  11. Чудновский В.Э. Смысл жизни: «коэффициент» полезного действия: проблема действенности феномена смысла жизни // Психология смысла жизни: школа В.Э. Чудновского. М.: Смысл, 2021. С. 41-49.
  12. Белых Т.В., Майрамян А.М. Структурно-функциональные характеристики субъекта межличностного ситуативного взаимодействия // Гуманизация образования. 2016. № 2. С. 73-82.
  13. Волкова Е.Н. Структура субъектности современного педагога // Мир психологии. 2023. № 2 (113). С. 52-60.
  14. Щукина М.А. Эвристичность субъектного подхода в психологических исследованиях саморазвития личности // Психологический журнал. 2018. Т. 39. № 2. С. 48-57.
  15. Suler J. Psychology of the Digital Age: Humans Become Electric. New York: Cambridge University Press, 2016. 464 p.
  16. Богданова В.О. Ценности и смысложизненные ориентиры современной молодежи в цифровую эпоху. Челябинск: Южно-Уральский государственный гуманитарно.-пед. ун-та, 2022. 172 с.
  17. Петровский А. В. Субъектность // Общая психология: словарь. М.: Per Se; СПб.: Речь, 2005. 251 с.
  18. Arslanbek A. Exploring the adolescent-self through written and visual diaries // The Arts in Psychotherapy. 2021. Vol. 75. – URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0197455621000708 (дата обращения: 22.06.2024).
  19. Линь И., Исакова И.Н. Жанр Дневника как форма изображения женского самосознания в повестях «Отрывки из Дневника молодой женщины» Ю. В. Жадовской и «Дневник Софьи» Дин Лин // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2024. № 1-2. С. 149-154.
  20. Салханова Ж.Х., Утебекова А.С. Дневник как литературный жанр // Неофилология. 2020. Т. 6. № 22. С. 368-376.
  21. Foucault M. Speaking the Truth about Oneself Lectures at Victoria University, Toronto, 1982. Chicago: The Chicago Foucault Project, 2021. 304 с.
  22. Пигров К.С. Творчество и личный дневник // Вопросы философии. 2011. № 2. С. 34-43.
  23. Lawlor C.E., Goodson Ja.T., Haeffel G.J. Cognitive Behavioral Therapy (CBT) for depression: A Primer // Clinical Psychology and Special Education. 2022. Т. 11. № 2. С. 97-107.
  24. Progoff I. The death and rebirth of psychology: An integrative evaluation of Freud, Adler, Jung, and Rank and the impact of their culminating insights on modern man. New York: McGraw-Hill, 1956. 275 p.
  25. Bogdanova V., Milyaeva E., Penner R. Philosophical diary and online marathon as contemporary formats of philosophical practice: care of the self in the modern world // Haser. 2021. № 12. С. 47-74.
  26. Carroll R. The Bullet Journal Method: Track the Past, Order the Present, Design the Future. New York: HarperCollins UK, 2022. 240 с.
  27. Галой Н.Ю. Практика ведения рефлексивного дневника как способ работы со стрессом у студентов // Проблемы современного образования. 2023. № 4. С. 37-47.
  28. Blood R. The Weblog Handbook: Practical Advice on Creating and Maintaining Your Blog. Cambridge MA: Perseus Publishing, 2002. 208 p.
  29. Herring S., Scheidt L.A., Bonus S. Wright E. Bridging the gap: A genre analysis of weblogs // Proceedings of the 37th Hawaii International Conference on System Sciences (HICSS-37). 2004. Vol. 5. Pp. 1-11.
  30. Абрамов Р.Н. Методологические и содержательные аспекты социальных исследований блогов: аналитический обзор // Cоциология: методология, методы, математическое моделирование. 2012. № 35. С. 90-119.
  31. Чарикова Т.В. Дневник-блог: от рефлексии к самопрезентации // Вестник Омского университета. 2018. Т. 23. № 2. С. 132-135.
  32. Мурейко Л.В. «Новая искренность» и «Новая чувствительность» в эпистемологической стратегии метамодернизма // Научное мнение. 2023. № 11. С. 37-43.
  33. Распопова С.С. От нарративной идентичности к нарративной социальности: что человек рассказывает о себе в блогах // Челябинский гуманитарий. 2020. № 2 (51). С. 76-80.
  34. Миляева Е.Г. Блогерство как способ построения цифровой идентичности в условиях web 2.0. // Цифровой ученый: лаборатория философа. 2023. Т. 6. № 1. С. 40-47.
  35. Асмус Н.Г. Особенности реализации стратегий и тактик речевого воздействия в виртуальном дискурсе // Традиционные национально-культурные и духовные ценности как фундамент инновационного развития России. 2021. № 2 (20). С. 64-67.
  36. Ibrahim F., Herzberg Ph.Y., Stoven L.M. Feeling phony online – The impostor phenomenon’s link to online self-presentation, self-esteem, and social network site use //Acta Psychologica. 2024. Vol. 248. – URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0001691824002191?via%3Dihub (дата обращения: 22.01.2023).
  37. Лешкевич Т.Г. Метафоры цифровой эры и Black Box Problem // Философия науки и техники 2022. Т. 27. № 1. С. 34-48.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».