Identity and value orientations of student youth in various ethnocultural groups

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The article presents a brief theoretical analysis of the concepts of “identity” and “value orientations”, and provides the results of an empirical study on the problem of identity and value orientations of student youth. The purpose of the article is to present the results of a study of the relationship between the components of identity and value orientations of student youth in the context of cross-cultural analysis. The components of identity and value orientations in samples of Russian and Buryat respondents were studied. Correlations between identity and value orientations have been identified. Participants. 100 Russian and 100 Buryat university students. 200 persons in total. Methods (tools): S. Schwartz’s value questionnaire, identity questionnaire in 16 categories (M.S. Yanitsky et al., 2018), mathematical and statistical processing using Spearman’s rank correlation coefficient rs. The results of the study showed that there are similarities and differences in the correlations of the structure of value orientations of the subjects of the represented ethnocultural groups at two levels (normative ideals and individual priorities). The results obtained showed that the identity and value orientations of students in each group have their own characteristics. But no unique national characteristics were found among representatives of Russian and Buryat youth. Correlation analysis revealed that the hierarchy of values of students from both cultures contains values such as conformity, kindness, stimulation, independence, hedonism, and achievement. Negative correlations were identified between the identity components “Citizen of one’s country”, “Follower of one’s religion”, “Resident of a given city” with the value orientations “Kindness”, “Stimulation”, “Traditions”, “Independence”, “Safety”, “Power”, "Achievements".

References

  1. Антонов В. И., Очирова О. А., Петрова А. А. Особенности национальной идентичности российских этносов: уровни и факторы (на примере современных бурят) // Вестник Калмыцкого университета. 2017. № 2 (34). С. 116–121.
  2. Баева Л. В. Ценности как экзистенциальный выбор [Электронный ресурс] // Ценности и смыслы. 2011. № 6 (15).
  3. Белянская Т. Э. Социально-психологические характеристики студенческого возраста. Ученые записки. // Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2020. № 3 (55). С. 220–227.
  4. Березутский Ю. В., Стасюк Е. В. Особенности формирования и содержания самоидентификации молодежи: теоретический анализ // Власть и управление на Востоке России. 2012. № 4. С. 106–113.
  5. Бреславский А.С. Итоги советской урбанизации Читинской области: структура, численность и функциональное значение городских поселений // Исторический журнал: научные исследования. 2020. № 5. С. 157–167. doi: 10.7256/2454-0609.2020.5.34014 URL: https://e-notabene.ru/hsmag/article_34014.html
  6. Бубнова С. С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система // Психологический журнал. 1999. № 5. Т. 20. C. 38–44.
  7. Величко Г. А. Система ценностей современной молодёжи и особенности её патриотического сознания. Интерпретационное насилие над исторической памятью и формирование культуры политического мышления. // Материалы международной научно-практической конференции. Витебск: 2021. С. 166–169.
  8. Гарбузова Г. В. Процесс формирования профессиональной идентичности студентов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2017. № 185. С. 340.
  9. Гизатова Г. К., Иванова О. Г. Трансформация идентичности российского общества в условиях глобализации [Электронный ресурс] // ВЭПС. 2009. № 2.
  10. Гончар И. Е., Стебляк В. В. Исследование ценностной картины мира современной российской молодежи / Молодёжь третьего тысячелетия // Сборник научных статей XLVII региональной студенческой научно-практической конференции. В 2-х частях. Омск. 2023. С. 608–611.
  11. Гражданская, этническая и региональная идентичность: вчера, сегодня, завтра: монография / Л. М. Дробижева [и др.]. М.: 2013. 485 с.
  12. Дьяков Д. Г. Опыт разработки модели самоидентификации в русле культурно-исторического подхода // Молодежь в науке. Приложение к журналу «Весці Нацыянальнай акадэміі навук Беларусі». 2012. Ч. 2. С. 71–75.
  13. Егорычев А. М., Мардахаев Л. В. Духовные ценности в русском мире: условия выживания и развития в XXI веке // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2018. № 6 (814). С. 61–71.
  14. Елисеев А. Л., Костина Н. Б. Влияние русской православной церкви на общественное сознание через систему государственного образования в XX-XXI веках / Наука и образование: сохраняя прошлое, создаём будущее // Сборник статей XI Международной научно-практической конференции. 2017. С. 231–233.
  15. Ерина И. А., Абдуллаева Н. И. Ценностные ориентации в аспекте гендерной идентичности студенческой молодёжи // Вестник Российского нового университета. Серия: Человек в современном мире. 2021. № 4. С. 22–31. doi: 10.25586/RNU.V925X.21.04.P.022
  16. Журавлева Н. А. Динамика ценностных ориентаций личности в российском обществе: монография. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006. 335 с.
  17. Злоказов К. В. Вопросы развития идентичности в работах последователей Эриксона [Электронный ресурс] // Педагогическое образование в России. 2015. № 9.
  18. Иванова Н. Л., Булгаков И. А. Социальная и профессиональная идентичность личности в психологических исследованиях: проблема соотношения // Мир психологии. 2023. № 3 (114). С. 216–230.
  19. Иванова Н. Л., Мортон Т. Проблема социальной идентичности в исследовании организаций: основные подходы // Вопросы государственного и муниципального управления. 2010. № 3. С. 89–102.
  20. Карандашев В. Н. Концепция ценностей культуры Ш. Шварца // Вопросы психологии. 2009. № 1. С. 81–96.
  21. Кон И. С. Открытие «Я». М. : Политиздат, 1978. 367 с.
  22. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 2009. 367 с.
  23. Мазур Е. Ю. Проблема соотношения понятий «Идентичность», «Идентификация» и их психологическое содержание [Электронный ресурс] // МНКО. 2012. № 2.
  24. Мухина В. П., Дугарова Т. Ц. Ментальные особенности современных бурят России [Электронный ресурс] // Развитие личности. 2010. № 2.
  25. Мухлынкина Ю. В. Социально-философский анализ структуры этнической идентичности // Позиция. Философские проблемы науки и техники. 2014. № 8. С. 87-92.
  26. На пути к профессиональному совершенству: становление профессиональной идентичности психолога / А. П. Сухоносов [и др.] // Hominum. 2022. № 4. С. 125-144.
  27. Нугаева О. Г., Криводонова Ю. Е. Психологическая сущность и соотнесение понятий «Ценности» и «Ценностные ориентации» [Электронный ресурс] // Специальное образование. 2012. № 2.
  28. Оломский А. А. Зарубежные подходы к изучению идентичности личности в психологии / Актуальные вопросы психологии и педагогики в современных условиях // Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. 2017. С. 156-161.
  29. Петрова Е. И. Понятие и основные характеристики этнической и национальной идентичности в условиях интенсивных межкультурных коммуникаций / Межкультурный диалог и вызовы современности: другость и инаковость в своём и родном // Сборник научных статей по материалам Международной научной конференции. под общ. ред. В. П. Степанова, С. М. Губаненковой. 2019. С. 105-111.
  30. Разорина Д. Н. Проблема структуры и динамики идентичности в современной зарубежной социальной психологии [Электронный ресурс] // СибСкрипт. 2015. № 3-3 (63).
  31. Самойличенко Е. Е., Бунина А. В., Левчук Е. Ю. Материальные и духовные ценности российской молодежи в условиях общественной нестабильности / Управление территориями и хозяйствующими субъектами в условиях экономической нестабильности: глобальные вызовы и механизмы развития // Материалы научно-практической конференции. Департамент государственной службы и кадровой политики Вологодской области; Российская академия народного хозяйства и государства и государственной службы дарственной службы при Президенте Российской Федерации, Вологодский филиал; Ассоциация выпускников Президентской программы подготовки управленческих кадров «Аванград». 2016. С. 12-19.
  32. Сапожникова Р. Б. Анализ понятия "идентичность": теоретические и методологические основания // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2005. № 1 (46). С. 13-17.
  33. Семенова К. Г. Теоретические аспекты ценностных ориентаций в концепциях зарубежных и отечественных исследователей [Электронный ресурс] // Вестник МГПУ. Серия: Педагогика и психология. 2023. № 3.
  34. Слободчиков В. И. Проблемы развития и воспитания личности в студенческом возрасте // Социальное воспитание. 2017. № 2 (10). С. 4-9.
  35. Смолина Т. Л. Этническая идентичность как социально-психологический феномен: обзор методов исследования // Психология образования в поликультурном пространстве. 2022. № 2 (58). С. 35-43.
  36. Стефаненко Т. Г. Компоненты этнической идентичности: когнитивный, аффективный, поведенческий // Мир психологии. 2004. № 3 (39). С. 38-43.
  37. Сурина И. А. Ценностные ориентации как предмет социологического исследования. М.: Голос, 1996. 130 с.
  38. Теняева О. В. Формирование гражданского общества в контексте развития гражданской идентичности молодежи // Инициатива в науке как новая стратегия развития системы знаний. Сборник научных трудов. Казань, 2019. С. 88-92.
  39. Торабаева М. Х. Роль ценностных ориентаций в формировании опосредованной взаимосвязи между социальной и экзистенциальной идентичностью [Электронный ресурс] // Мир науки. Педагогика и психология. 2022. № 2.
  40. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности: Пер. С англ. М.: АСТ, 2017. 736 с.
  41. Хачатрян Л. В. Основные подходы к осмыслению феномена идентичности: манускрипт. 2019. Т. 12. № 7. С. 123-12.
  42. Хинтикка Я. Рене мыслит, следовательно, Картезий существует [Электронный ресурс] URL: "em"http://vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=988&Itemid=1"/em" (дата обращения: 17.12.2023 г.).
  43. Ценностные ориентации как основа становления аксиологического профиля гражданской идентичности педагога / А. К. Крупченко [и др.] // Вестник Мининского университета. 2023. Т. 11. № 3 (44).
  44. Шпунтова В. В. Двойственность ценностей [Электронный ресурс] // Вестник СамГУ. 2006. № 10-2.
  45. Шубина О. А. Особенности общения в юношеском возрасте (на примере изучения студенческой молодежи) // Педагогика и психология. Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2008. № 1. С. 85-89.
  46. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: пер. с англ. общ. ред. и предисл. А. В. Толстых. 2-е изд. М.: Флинта, МПСИ, Прогресс, 2006. 352 с.
  47. Яницкий М. С. Система ценностных ориентаций личности и социальных общностей: структурно-динамическая модель и ее применение в психологических исследованиях и психологической практике // Вестник Кемеровского государственного университета. 2020. Т. 22. № 1 (81). С. 194-206. doi: 10.21603/2078-8975-2020-22-1-194-206

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».