The use of ChatGPT in the development of critical thinking

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

Technological progress creates new opportunities for the development of users' cognitive skills. At the same time, the number of questions and problems for most researchers in the field of cognitive psychology is increasing. Innovations, including achievements in neural networks, and their impact on psychological aspects of personality annually attract many scientists and become one of the main subjects of studies. The subject of this paper are texts generated by ChatGPT. Given the rapidly increasing pace of technological innovations, it is important to understand how they affect cognitive processes. Thus, this article aims to reveal the relationship between the use of ChatGPT and critical thinking development. The experiment and content-analysis research methods were chosen, in which questions were asked to the artificial intelligence and the received responses were examined to find correlations between messages and their potential impact on the critical thinking development. The scientific novelty of the study lies in the consideration of a new approach to artificial intelligence as a tool that facilitates the development of the ability to think critically. The study revealed that improving the skill of thinking critically is possible through a group discussion or self-studies, however, in both cases there are disadvantages that make it difficult to achieve this goal and slow down the process: lack of motivation, time, sufficient quantity and quality of examples and arguments, information overload, incompetence or stereotypical thinking. In this regard, being built on large corpuses of text and capable of generating a wide variety of responses, ChatGPT is a tool that stimulates the improvement of analytical and thinking abilities. The virtual assistant's capabilities include composing responses in such a way as to encourage users to evaluate the received data, pose clarifying questions, and analyze different points of view, thereby developing the ability to think critically.

References

  1. Жураковская В.М. и другие. Развитие критического мышления обучающихся в образовательном процессе / В.М. Жураковская, А.Л. Морозова, Т.П. Симакова, С.Л. Рыков, Т.В. Авгусманова, Е.В. Антонова / Под ред. С.В. Ивановой. – М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2019. – С. 992-1012.
  2. The Importance of Critical Thinking Development in Higher Education: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://blog.uol.ac.cy/post/the-importance-of-critical-thinking-development-in-higher-education (дата обращения: 09.04.2024).
  3. Dunn D.S. and others. Teaching critical thinking in psychology: a handbook of best practices. – UK: Blackwell Publishing Ltd, 2008. – 298 p.
  4. Picciano A.G. Theories and frameworks for online education: seeking an integrated model // Online Learning. – 2017. – No. 21(3). – P. 166-190.
  5. Целикова В.В. Психологические механизмы влияния на личность в культе // Журнал практического психолога. – 1996. – № 5. – С. 71-75.
  6. Гохберг Л.М. и другие. Образование в цифрах: 2022 : краткий статистический сборник / Под общ. ред. Л.М. Гохберг, Л.Б Кузьмичева, О.К. Озерова и др. – М.: НИУ ВШЭ, 2022. – 132 с.
  7. Понкратова Ю.Г. Развитие критического мышления как социально и личностно значимой способности современного школьника // Северо-Кавказский психологический вестник. – 2008. – № 3. – С. 52-56.
  8. Богданова С.Ю., Каверина О.А. Самостоятельное обучение в контексте развития критического мышления // Преподаватель ХХI век. – 2019. – №1. – С. 112-120.
  9. Pawlak M. and others. Autonomy in Second Language Learning: Managing the Resources. – Springer International Publishing Switzerland, 2017. – 213 p.
  10. Мусина-Мазнова Г.Х., Сколота З.Н. Технология развития критического мышления в формировании профессиональных компетенций студентов // Интернет-журнал «Мир науки». – 2018. – № 6. – C. 1-8.
  11. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с.
  12. Ткачева Л.Л. Технологии развития критического мышления // Вестник ЮУрГУ. Серия: Лингвистика. – 2008. – № 16(116). – С. 95-98.
  13. Paul R.W. Critical thinking: what every person needs to survive in a rapidly changing world. Rohnert Park, CA: Center for Critical Thinking and Moral Critique, Sonoma State Univ., 1990. – 575 p.
  14. Непряхин Н., Пащенко Т. Критическое мышление: железная логика на все случаи жизни. М.: Альпина.Дети, 2023. – 192 с.
  15. Agoos S. 5 tips to improve your critical thinking: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ed.ted.com/lessons/5-tips-to-improve-your-critical-thinking-samantha-agoos/watch (дата обращения: 11.04.2024).
  16. Непряхин Н. Что такое критическое мышление?: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://trends.rbc.ru/trends/education/5e0608ea9a7947fa3c1bcf34 (дата обращения: 11.04.2024).
  17. Van den Berg D., du Plessis E. ChatGPT and generative AI: possibilities for its contribution to lesson planning, critical thinking and openness in teacher education // Education Sciences. – 2023. – No. 13(10). – P. 1-12.
  18. OpenAI. ChatGPT (версия от 1 мая 2024) [большая языковая модель]. URL: https://chat.openai.com/share/ca700358-4adf-4487-a132-921a4c13b85e.
  19. Ray P.P. ChatGPT: a comprehensive review on background, applications, key challenges, bias, ethics, limitations and future scope // Internet of Things and Cyber-Physical Systems. – 2023. – No. 3. – P. 121-154.
  20. Walter Y. Embracing the future of artificial intelligence in the classroom: the relevance of AI literacy, prompt engineering, and critical thinking in modern education // International Journal of Educational Technology in Higher Education. – 2024. – No. 21(15). – P. 1-29.
  21. Foot P. The problem of abortion and the doctrine of the double Effect // Oxford Review. – 1967. – No 5. – P. 1-5.
  22. Thomson J.J. Killing, letting die, and the trolley problem // Philosophical Problems of Death. – 1976. – Vol. 59, No. 2. – P. 204-217.
  23. OpenAI. ChatGPT (версия от 1 мая 2024) [большая языковая модель]. URL: https://chat.openai.com/share/45881d68-b7db-489a-9edc-ebedc387859e.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».