Behavioral strategies in conflict among adolescents with different levels of anxiety

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The subject of the study is the examination of conflict behavior strategies in adolescents with different levels of anxiety. The object of the study is the conflict as a socio-psychological phenomenon. The authors note that the issue of anxiety's influence on adolescents' behavior in conflict situations occupies an important place in psychology; anxiety significantly affects adolescents' learning success, as well as their relationships with teachers, parents, and peers. The authors examine existing theoretical perspectives on the concept of anxiety in both foreign and domestic research, the features of anxiety manifestations in adolescence, the essence of behavior strategies in conflict situations, and the results of empirical research on conflict behavior strategies in adolescents with varying levels of anxiety. Special attention is given to describing differences in conflict behavior strategies among adolescents with different levels of anxiety. Empirical research methods include diagnostic techniques: the Spielberger-Hanin Scale of Trait and State Anxiety; the "Multidimensional Assessment of Children's Anxiety" by E.E. Romitsyn; the "Strategies for Behavior in Conflict Situations" by L.K. Kazantsev; and the Thomas-Kilmann Methodology. Statistical processing methods applied include the Shapiro-Wilk test, Spearman's correlation analysis, Fisher's ANOVA, and Tukey's exploratory method. The theoretical significance and novelty of the research lie in the analysis and systematization of theoretical perspectives regarding the features of strategy selection in conflicts among adolescents with different anxiety levels. The authors demonstrate that there are differences in conflict behavior strategies among adolescents with varying levels of anxiety. Adolescents with high anxiety levels are characterized by avoidance and accommodation strategies in conflict. Adolescents with moderate anxiety adopt a compromise strategy. Those with low anxiety levels more frequently use collaboration and competition strategies. The obtained data have important practical implications, enabling the development of psychological support programs for adolescents aimed at reducing high anxiety levels and forming constructive behavior models in conflict situations. The research results may be useful for educators, psychologists, and parents in constructing effective interaction strategies with adolescents prone to elevated anxiety. The findings could serve as a basis for developing practical recommendations for adolescents.

References

  1. Иванов А.Ю. Агрессивное поведение подростков с симптомами тревожности // Образование и общество. 2022. № 1. С. 120-126.
  2. Гришина Н.В. Психология конфликта. Санкт-Петербург: Питер, 2000. 464 с.
  3. Tomas K.W. Conflict and conflict management // Handbook of Industrial and Organizational Psychology. Chicago, 1976. p. 889-935.
  4. Rollo M. Historical roots of modern anxiety theories. Paper read before the American Psychopathological Association. In Paul Hoch and Joseph Zubin (eds.). Anxiety. New York: Grime and Stratton, 1964, pp. 3-6.
  5. Spielberger Ch. Stress and anxiety. Vols. I and IV. New York: John Wiley and Sons, 1977. P. 58-67.
  6. Adler A. To Understand Human Nature. AST, 2022. 352 p.
  7. Астапов В. М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги // Тревога и тревожность. Хрестоматия. М.: Когито-Центр, 2017. 240 с. С. 150-160.
  8. Прихожан А.М. Формы и "маски" тревожности. Влияние тревожности на деятельность и развитие личности // Тревога и тревожность. Хрестоматия. Санкт-Петербург: ПЕР СЭ, 2008. С. 138-150.
  9. Зайцева Е.В., Баженова Ю. А. Сравнительный анализ стратегий поведения в конфликте у подростков с разной установкой на конфликт // Теория и практика современной науки. 2025. № 4(118). С. 87-93.
  10. Корнеева А.А. Связь уровня эмпатии личности и стратегии поведения в конфликте у подростков // Студенческий вестник. 2023. № 11-2(250). С. 18-19.
  11. Емельянова И.В., Кочетова Ю.А. Связь эмоционального интеллекта и стратегии поведения в конфликте старших подростков // International Journal of Medicine and Psychology. 2022. Т. 5, № 2. С. 38-47.
  12. Кулага А.А. Взаимосвязь вектора индивидуально-типологических особенностей и стратегий поведения в конфликте у старших подростков // Социальные и психологические проблемы глазами молодых-2024: Сборник материалов XXVIII Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, Сыктывкар, 24-25 апреля 2024 года. Сыктывкар: Сыктывкарский государственный университет им. Питирима Сорокина, 2024. С. 60-61.
  13. Гулякина В.В. Стратегии поведения в конфликте подростков и учащихся старших классов с разными ценностными ориентациями // Образование и общество. 2024. № 6(149). С. 117-133.
  14. Zinbarg R., Barlow D., Hertz R. Cognitive-behavioral approaches to the nature and treatment of anxiety disorders. Annual Review of Psychology. 2022. Vol. 43. P. 235-267.
  15. Дмитриева С.Н., Евдокарова Т.В., Попова И.И. Влияние тревожности на успеваемость подростков // Современное педагогическое образование. 2019. № 12. С. 104-106.
  16. Габдреева Г.Ш. Основные аспекты проблемы тревожности в психологии. М.: Тонус, 2000. 180 с.
  17. Сидоров К. Р. Тревожность как психологический феномен // Вестник Удмуртского университета. Серия "Философия. Психология. Педагогика". 2013. № 2. С. 42-51.
  18. Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы детского и подросткового возраста. Москва: КноРус, 2023. 278 с.
  19. Piaget J., Inhelder B. The Psychology of the Child. American Printing House: Basic Books, 2023. 192 p.
  20. Афонина С.А. Высокая тревожность у молодежи: причины и способы преодоления // Молодой ученый. 2021. № 15 (357). С. 291-293.
  21. Федоров А.М. Психологические особенности тревожности современных подростков // Generation Ψ: Материалы V Всероссийской научно-практической студенческой конференции, Новосибирск, 16 мая 2024 года. Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2024. С. 110-112.
  22. Сукристик А.В. Факторы, влияющие на развитие школьной тревожности у современных подростков // Психологическая студия: Сборник статей лицеистов, студентов, магистрантов, аспирантов, молодых исследователей кафедры психологии ВГУ имени П.М. Машерова. Витебск: Витебский государственный университет им. П.М. Машерова, 2024. С. 204-206.
  23. Власова Г.И., Пашкин С.Б. Детерминация тревожности современных учащихся-подростков // Человеческий фактор: Социальный психолог. 2023. № 3(47). С. 67-75.
  24. Березин Ф.Б. Тревога и адаптационные механизмы // Тревога и тревожность. Хрестоматия. Москва: Когито-Центр, 2017. С. 129-137.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».