Individual psychological characteristics of patriotism among Latvian and Russian students

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The relevance of this study is determined by the need to obtain additional data on the problem of patriotism as a personality trait, in particular the need to understand the specificity of the structure of patriotism and its manifestation among representatives of different ethnic groups. Against the background of active geopolitical processes, the issue of the patriotic orientation of personality is highly relevant. In this regard, the aim of this work is to identify and describe the characteristics of patriotism among Russian and Latvian students. The study of patriotism is carried out within the framework of A.I. Krupnov’s system-functional approach, which makes it possible to conceptualize this phenomenon as one of the personality traits. The article presents the results of a theoretical and empirical investigation of this trait, as a result of which individual-psychological features of patriotism were identified among Russian and Latvian students. The following instruments were used: the original blank test “Patriogram” (S.I. Kudinov, A.V. Potemkin), as well as its Latvian adaptation by M.V. Tsveks and M.A. Rushina; the “Five-Factor Questionnaire” (P.T. Costa, R.R. McCrae, in the Russian adaptation by M.V. Bodunov and S.D. Biryukov), as well as in the Latvian adaptation by A. Rošane. Firstly, two types of patriotism were distinguished (conditionally constructive and conditionally non-constructive). Secondly, conditionally constructive patriotism is similar in structure in both groups and is characterized by the influence of harmonious variables on its structure, i.e., a high readiness (vigor) to independently engage in patriotic activity (internality), accompanied by positive emotions (stenicity), orientation toward socially significant values, the dominance of socio-centric motives (socio-centrism), and the presence of general judgments about this phenomenon (awareness) along with a deeper understanding of it (consciousness). Thirdly, conditionally non-constructive patriotism differs in its structure between Russian and Latvian students. Among Russian students, this type is characterized by the influence of disharmonious variables of the dynamic, affective, regulatory, and motivational components of patriotism, as well as difficulties in manifesting this trait. Among Latvian students, conditionally non-constructive patriotism is still influenced by harmonious variables of the dynamic, affective, and regulatory components of patriotism, while ambivalence is observed in the motivational, value, and productive components, as well as the influence of personal difficulties on its structure.

References

  1. Бирюков, С. Д., Васильев, О. П. Психогенетическое исследование свойств темперамента и личностных характеристик: анализ структуры 216 изучаемых переменных // Труды Института психологии РАН. Т. 2 / отв. ред. А. В. Брушлинский, В. А. Бодров. – Москва: ИП РАН, 1997. – С. 23-51. EDN: TFJBKF
  2. Борисов, Р. В. Теоретико-концептуальное осмысление феномена гражданской идентичности // Психология образования в поликультурном пространстве. – 2013. – Т. 4, № 24. – С. 5-12. – doi: 10.15382/sturIV201952.113-127 EDN: RXRPOD
  3. Воскрекасенко, О. А., Константинов, В. В., Пашин, А. А., Тренгулов, К. Р. Диагностика патриотизма студенческой молодежи в системе профессионального воспитания в высшей школе // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 5. – doi: 10.17513/spno.32096. EDN: WFQRDC
  4. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Результаты мониторингового опроса о патриотизме. – 2024. – URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/o-sovremennom-rossiiskom-patriotizme (дата обращения: 05.02.2025).
  5. Григорьева, Д. В. Гражданское образование – путь к демократическому обществу // Материалы международной конференции. – 1999. – № 1. – 79 с.
  6. Егоров, И. В., Наумова, Д. В. Гражданское мировосприятие личности и аттитюды патриотизма: теория и методы диагностики: учебное пособие. – Москва: ИИУ МГОУ, 2018. – 110 с. – ISBN 978-5-7017-2961-0. EDN: XWHOGL
  7. Звездина, Г. П., Звездина, Е. Ю. Особенности осмысления патриотизма современной молодежью // Творческий научный обозреватель. – 2015. – № 1. – С. 91-95. doi: 10.55959/MSU2070-1381-108-2025-148-159
  8. Костригин, А. А., Виганд, А. М. Представление и отношение к патриотизму у молодежи // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. – 2019. – № 1. – С. 63-80. – EDN: CUFIHE.
  9. Крупнов, А. И. Системно-диспозиционный подход к изучению личности и её свойств // Вестник РУДН. Серия "Психология и педагогика". – 2006. – № 1 (3). – С. 63-73. [Электронный ресурс]. URL: https://repository.rudn.ru/ru/records/article/record/117875/-utm_source=chatgpt.com (дата обращения: 10.01.2025) EDN: IJFTET
  10. Крупнов, А. И., Новикова, И. А., Воробьева, А. А. Соотношение системно-функциональной и пятифакторной моделей черт личности: к постановке проблемы // Вестник РУДН. Серия "Педагогика и психология". – 2016. – № 2. – С. 45-56. [Электронный ресурс]. URL: https://journals.rudn.ru/psychology-pedagogics/article/view/13423/12853-utm_source=chatgpt.com (дата обращения: 05.01.2025) EDN: WAWONX
  11. Крупнов, А. И., Новикова, И. А., Шляхта, Д. А. Комплексные исследования личности: теория и практика: учебное пособие. – Москва: РУДН, 2017. – 220 с.
  12. Кудинов С.И., Кудинов С.С., Кудинова С.С. Особенности проявления патриотичности у студентов с разным отношением к специальной военной операции // Психолог. 2023. № 2. С. 1-13. doi: 10.25136/2409-8701.2023.2.39910 EDN: JKKLHE URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=39910
  13. Кудинов, С. И., Кудинова, И. Б., Кудинов, С. С. Актуальные проблемы психологии личности и индивидуальности // Вестник РУДН. Серия "Психология и педагогика". – 2013. – № 2. – С. 5-13. doi: 10.22363/2313-1683-2013-2 EDN: QBTZVH
  14. Маслова, Т. М. Патриотическое воспитание младших школьников в контексте национально-регионального компонента начального общего образования. – Москва: Академия, 2007. – 147 с. doi: 10.25726/x0193-9152-5446-o
  15. Михайлова, О. Б. Гражданский патриотизм как основа ценностно-мотивационной активности личности и инновационной деятельности // Вестник РУДН. Серия "Психология и педагогика". – 2013. – № 2. – С. 14-21. doi: 10.22363/2313-1683-2013-2 EDN: RCAFSR
  16. Новикова, И. А., Воробьева, А. А. Соотношение любознательности и настойчивости с суперчертами пятифакторной модели личности // Акмеология. – 2015. – № 4. – С. 188-194. [Электронный ресурс]. URL: https://narodnoe.org/journals/akmeologiya/2014-4/sootnoshenie-lyuboznatelnosti-i-nastoiychivosti-s-superchertami-pyatifaktornoiy-modeli-lichnosti (дата обращения: 22.11.2024)
  17. Нурекеева, А. Б., Кудинова, И. Б., Гаврилушкин, С. А. Кластерная модель патриотичности студентов // Вестник РУДН. Серия "Педагогика и психология". – 2015. – № 4. – С. 27-33. [Электронный ресурс]. URL: https://journals.rudn.ru/psychology-pedagogics/issue/view/832 (дата обращения: 22.12.2024) EDN: VBICED
  18. Пантелеева, Т. В., Фомина, Н. А. Индивидуально-типологические особенности патриотизма будущих сотрудников правоохранительных органов с эргично-продуктивным типом его организации // Актуальные проблемы социальной и дифференциальной психологии и психологии личности: материалы международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. – Москва: РУДН, 2013. – С. 109-113. EDN: TDKUDT
  19. Пенькова, М. С., Панфилова, Ю. С. Психологические особенности современного студенчества // Материалы XI Международной студенческой научной конференции "Студенческий научный форум". – 2019. [Электронный ресурс]. URL: https://scienceforum.ru/2019/article/2018016645 (дата обращения: 08.02.2025).
  20. Потёмкин, А. В. Национально-психологические особенности проявления патриотизма личности: дис. … канд. психол. наук. – Тольятти, 2009. – 256 с. [Электронный ресурс]. URL: https://www.dissercat.com/content/natsionalno-psikhologicheskie-osobennosti-proyavleniya-patriotizma-lichnosti (дата обращения: 22.12.2024) EDN: NQPFMN
  21. Тарасов, М. В. Образ Родины: обоснование и апробация диагностического инструментария // Экспериментальная психология. – 2020. – Т. 13, № 4. – С. 205-219. – doi: 10.17759/exppsy.2020130415. EDN: FDQYRF
  22. Тимофеева, В. А. Исследование уровня развития компонентов патриотизма во 2 классе // Международный педагогический портал "Солнечный свет". – 2023. – № 313663. [Электронный ресурс]. URL: https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/issledovanie-urovnya-razvitiya-komponent.15781171756/ (дата обращения: 10.02.2025).
  23. Тихомиров, Г. А. Социально-философское исследование феномена патриотизма: дис. … канд. филос. наук. – Чебоксары, 2008. – 153 с. [Электронный ресурс]. URL: https://www.dissercat.com/content/sotsialno-filosofskoe-issledovanie-fenomena-patriotizma (дата обращения: 25.12.2024). EDN: NQDSNV
  24. Фомина, Н. А., Лесин, А. М. К 80-летию А. И. Крупнова – основателя системно-функционального подхода к изучению свойств личности // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. – 2019. – Т. 7, № 3 (26). – С. 446-458. doi: 10.23888/humJ20193446-458 EDN: BIQPUH
  25. Цвекс М.В., Рушина М.А. Индивидуально-психологические особенности патриотичности и ценностные ориентации российских студентов // Психология и Психотехника. 2024. № 1. С. 105-118. doi: 10.7256/2454-0722.2024.1.40986 EDN: MQMYYB URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=40986
  26. Шнейдер, Л. Б., Хрусталева, В. В. Ассоциативный тест как основа конструирования методики изучения социальной идентичности // Вестник РМАТ. – 2014. – № 3. – С. 83-96. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rmat.ru/wyswyg/file/about/vestnik/2014/3_2014.pdf (дата обращения: 20.04.2025). EDN: TPHCGZ
  27. Шурухина, Г. А., Жданова, Л. А. Психологический анализ проявления патриотичности у старших школьников // Вестник РУДН. Серия "Педагогика и психология". – 2015. – № 3. – С. 45-50. [Электронный ресурс]. URL: https://journals.rudn.ru/psychology-pedagogics/article/view/13465/12895 (дата обращения: 10.04.2025). EDN: ULXZCN
  28. Юревич, А. В., Журавлев, А. Л. Патриотизм как объект изучения психологической науки // Психология и общество. – 2016. – Т. 37, № 3. – С. 88-98. [Электронный ресурс]. URL: https://lib.ipran.ru/paper/26153425 (дата обращения: 05.04.2025).
  29. A Dictionary of Sociology / ed. John Scott, Gordon Marshall. – Oxford: Oxford University Press, 2009. – 816 p. doi: 10.1093/acref/9780199533008.001.0001
  30. Baumeister, A. Patriotism // Encyclopedia Britannica. – 2017. – 10 July. [Электронный ресурс]. URL: https://www.britannica.com/topic/Nationalism-vs-Patriotism-Whats-the-Difference (дата обращения: 24.03.2025).
  31. Berzina, I. Patriotisms Latvijas jauniešu vidū un sabiedrībā // Latvijas Nacionālā aizsardzības akademija. Drošības un stratēģiskās pētniecības centrs. – 2018. – P. 1-26. [Электронный ресурс]. URL: https://www.naa.mil.lv/sites/naa/files/document/PETIJUMS_PATRIOTISMS.pdf (дата обращения: 05.04.2025).
  32. Bērziņa, I. Latvijas sabiedrības un valsts attiecības Krievijas-Ukrainas kara kontekstā: DSPC stratēģiskais apskats 02/23. – Rīga: Latvijas Nacionālās aizsardzības akadēmijas Drošības un stratēģiskās pētniecības centrs, 2023. – 43 lpp. [Электронный ресурс]. URL: https://www.naa.mil.lv/sites/naa/files/document/I.Berzina_Latvijas_sabiedriba_%20un_valsts_attiecibas_Krievijas_Ukrainas_kara_konteksta.pdf (дата обращения: 10.04.2025).
  33. Dražanova, L., Roberts, A. National attachments and good citizenship: a double-edged sword // Political Studies. – 2023. – P. 1-24. doi: 10.1177/00323217221145
  34. Hamada, T., Shimizu, M., Ebihara, T. Good patriotism, social consideration, environmental problem cognition, and pro-environmental attitudes and behaviors: a cross-sectional study of Chinese attitudes // SN Applied Sciences. – 2021. – Vol. 3. – P. 361. doi: 10.1007/s42452-021-04358-1 EDN: KCCQSR
  35. Kosterman, R., Feshbach, S. Toward a measure of patriotic and nationalistic attitudes // Political Psychology. – 1989. – Vol. 10. – P. 257-274. doi: 10.2307/3791647
  36. Marchenoka, M. The Empirical Research of the Attitude to the Concept Patriotism and of the Degree of its Comprehension Among Latvian Teenagers Under Conditions of Globalization // Society. Integration. Education: Proceedings of the International Scientific Conference. – 2021. – Vol. II. – P. 360-375. doi: 10.17770/sie2021vol2.6165 EDN: SJGXHH
  37. Rushina, M., Kameneva, G. Ethnic and Psychological Particularities of Patriotism in Students of the CIS Countries // Man in India. – 2016. – Vol. 97. – P. 213-223. [Электронный ресурс]. URL: https://serialsjournals.com/abstract/66184_ch_17_f_-_17._rushina.pdf (дата обращения: 13.03.2025)
  38. Rupar, M., Jamróz-Dolińska, K., Kołeczek, M., Sekerdej, M. Is patriotism helpful to fight the crisis? The role of constructive patriotism, conventional patriotism, and glorification amid the COVID-19 pandemic // European Journal of Social Psychology. – 2021. – Vol. 51. – P. 862-877. – doi: 10.1002/ejsp.2777. EDN: HPGLVA
  39. Schatz, R. T. A Review and Integration of Research on Blind and Constructive Patriotism // Handbook of Patriotism. – 2018. – P. 1-19. doi: 10.1007/978-3-319-54484-7_30
  40. Schatz, R. T., Staub, E., Lavine, H. On the Varieties of National Attachment: Blind versus Constructive Patriotism // Political Psychology. – 1999. – Vol. 20, № 1. – P. 151-174. doi: 10.1111/0162-895X.00140
  41. Staub, E. Blind versus constructive patriotism: Moving from embeddedness in the group to critical loyalty and action // Patriotism in the lives of individuals and nations / ed. D. Bar-Tal, E. Staub. – Chicago: Nelson-Hall, 1997. – P. 213-228. doi: 10.1016/j.paid.2022.111670
  42. Walzer, M. Patriotism // Stanford Encyclopedia of Philosophy. – 2018. – 12 Oct. [Электронный ресурс]. URL: https://plato.stanford.edu/entries/patriotism/ (дата обращения: 14.02.2025)
  43. Williams, R. L., Foster, L. N., Krohn, K. R. Relationship of patriotism measures to critical thinking and emphasis on civil liberties versus national security // Analyses of Social Issues and Public Policy. – 2008. – Vol. 8. – P. 139-156. doi: 10.1111/j.1530-2415.2008.00165.x

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».