The relationship between self-concept components and anxiety in older adolescents

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The theoretical focus of this study is late adolescence. Its study is relevant because this period is associated with a high academic workload for schoolchildren and the simultaneous development of self-awareness. The current sociocultural situation also exacerbates this effect and influences the development of adolescent self-concept. Amidst information overload, unstable social norms, and the high importance of external evaluation, adolescents face difficulties in understanding and accepting their own self. Adolescents become vulnerable and sensitive and may exhibit anxiety, which negatively impacts their effectiveness in all areas of activity. This article presents the results of an empirical study examining the relationship between the components of adolescent self-concept and anxiety, as well as an assessment of gender differences in these parameters. Ninety-two older adolescents from cities in Primorsky Krai participated in the study. The study utilized a testing method. The Spearman and Mann-Whitney U tests were used for statistical analysis of the results. The most prominent components of the self-concept structure were identified as those related to self-reflection, activity, physical characteristics, and social identity. While situational and personal anxiety predominate at a moderate level, phobic and asthenic components are also prominent. A negative correlation was established between the stability of the self-concept and anxiety. Girls significantly more often exhibit higher levels of self-esteem and general anxiety, as well as a pronounced sensitivity to interpersonal evaluation. Despite the existence of numerous empirical studies on anxiety and self-esteem in adolescents, this study offers scientific novelty as it provides a deeper understanding of the relationship between self-concept and anxiety. This study opens the possibility of developing preventive and corrective programs that can reduce anxiety and strengthen psychological resilience and self-esteem in adolescents.

References

  1. Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. Санкт-Петербург: Питер, 2009. 119 с.
  2. Солнцева П.В. Особенности формирования самооценки подростков // Психолого-педагогические исследования-Тульскому региону: Сборник материалов III Региональной научно-практической конференции магистрантов, аспирантов, стажеров, Тула, 18 мая 2023 года / Редколлегия: С.В. Пазухина [и др.]. Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью "Издательский дом "Среда", 2023. С. 172-176. EDN: LXOSMC
  3. Губанова Г.Ф., Денисова Е.А., Кильнесов В.М. Особенности развития самооценки подростков в процессе межличностного общения // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 80-2. С. 347-350. EDN: BOXSAO
  4. Цоцарова Л.А., Арскиева З.А. Специфика я-концепции в подростковом возрасте // Наука в современном мире: взгляд молодых ученых: Материалы VIII Международной научно-практической конференции, Грозный, 27-28 мая 2022 года. Грозный: Чеченский государственный педагогический университет, 2022. С. 604-610. EDN: VWNKRX
  5. Карабанова О.А. Риски информационной социализации как проявление кризиса современного детства // Вестник Московского университета. Сер. 14: Психология. 2020. № 3. С. 4-22. doi: 10.11621/vsp.2020.03.01 EDN: JVZXBI
  6. Астапенко Д.В. Особенности самосознания подростков и информационного поведения в условиях цифровизации образования // Инновационная наука: психология, педагогика, дефектология. 2021. Т. 4, № 5. С. 23-36. doi: 10.23947/2658-7165-2021-4-5-23-36 EDN: DBCXWI
  7. Грязнова Е.В., Хрыкина Е.С. Источники формирования тревожности старшеклассников как проблема современного общества // Глобальный научный потенциал. 2022. № 9 (138). С. 30-32. EDN: PJXNJR
  8. Cueli M., Rodríguez C., Cañamero L.M., Núñez J.C., González-Castro P. Self-Concept and Inattention or Hyperactivity-Impulsivity Symptomatology: The Role of Anxiety // Brain Sciences. 2020. Vol. 10, no. 4. P. 1-13. doi: 10.3390/brainsci10040250 EDN: PNZSZX
  9. Савельева Е.А. Проблема экзаменационной тревожности старших школьников в современной психологии // Актуальные научные исследования в современном мире. 2021. № 2-1(70). С. 136-141. EDN: UEYKOH
  10. Мищенко В.И. Изучение тревожности старшеклассников в период подготовки к итоговым экзаменам // Педагогика и психология образования. 2020. №1. С. 208-218. doi: 10.31862/2500-297X-2020-1-208-218 EDN: LTNHNS
  11. Ворожейкина В.В., Оганесова Н.Л. Самооценка подростков с разным уровнем личностной тревожности // Вестник науки. 2024. №7 (76). С. 218-226. EDN: BYGBPI
  12. Прислопская Н.В. Тревожность и ее влияние на самооценку в подростковом возрасте // Science Time. 2019. №12 (72). С. 33-38. EDN: BPLKFD
  13. Мазур Е.В. Взаимосвязь тревожности и самооценки в старшем подростковом возрасте // Теория и практика современной науки. 2019. №2 (44). С. 237-239. EDN: ANRQNT
  14. Трубина В.В., Адамова Л.Е. Самооценка и тревожность у старших школьников // Вестник науки. 2025. № 1 (82). Т. 2. С. 914-921. EDN: WCNVFV
  15. Kheirkhah M. et al. Relationship between anxiety and self-concept in female adolescents // Iran journal of nursing. 2013. Т. 26. №. 83. С. 19-29.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».