Эмоциональное выгорание как элемент профессиональной деформации у специалистов, работающих в коррекционных учреждениях

Обложка
  • Авторы: Капустина Т.В.1,2, Гайдай А.С.3, Горшкова О.В.3, Кадыров Р.В.4
  • Учреждения:
    1. Тихоокеанский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации
    2. Коррекционная школа / детский сад II вида
    3. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Тихоокеанский государственный медицинский университет" Министерс
    4. Тихоокеанский государственный медицинский университет
  • Выпуск: № 3 (2023)
  • Страницы: 1-16
  • Раздел: Статьи
  • URL: https://medbiosci.ru/2409-8701/article/view/361676
  • EDN: https://elibrary.ru/JUHHSJ
  • ID: 361676

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Предметом исследования является эмоциональное выгорание как элемент профессиональной деформации у специалистов, работающих в коррекционных учреждениях. Эмпирическим объектом исследования выступили специалисты коррекционных учреждений, имеющих стаж работы от 14 лет, поскольку они более подвержены эмоциональному выгоранию. Группу сравнения представили педагоги, не работающие в коррекционных учреждениях. Общая выборка исследования 104 человека. Авторы исследования, проведя теоретический анализ, делают общий вывод о том, что синдром эмоционального выгорания следует рассматривать как элемент профессиональной деформации. Подтверждением является то, что структура профессиональной деформации представлена описанием широкого спектра изменений, происходящих в психике в профессиональной среде, вызываемые также большим количеством всевозможных факторов. Синдром эмоционального выгорания является его элементом, так как искажения личности и психики в целом, вызываемые в процессе рабочей деятельности, могут быть вызваны длительным воздействием стрессогенных факторов, связанных как с общим повышенным эмоциональным фоном, так и вредоносными воздействиями, провоцирующими эмоциональные реакции. Все это истощает психику и способствует развитию профессиональной деформации. Тема эмоционального выгорания не нова, однако настоящая работа рассматривает эмоциональное выгорание как элемент профессиональной деформации личности и описывает его проявления, опираясь на компонентную модель. Полученные статистические результаты, выявленные путем сопоставления выраженности эмоционального выгорания между специалистами коррекционных учреждений и педагогами, не работающими в коррекционных учреждениях, а также с помощью корреляционного анализа между проявлениями эмоционального выгорания и личностными характеристиками, позволили описать особенности проявления эмоционального выгорания как элемента профессиональной деформации на аффективно-когнитивном, физиологическом и поведенческом уровнях. Подробное описание позволяет более детально и точечно формировать программы профилактики и психологического сопровождения специалистов коррекционных учреждений.

Об авторах

Татьяна Викторовна Капустина

Тихоокеанский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации; Коррекционная школа / детский сад II вида

Email: 12_archetypesplus@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-9833-8963
доцент; кафедра общепсихологических дисциплин;психолог;

Антон Сергеевич Гайдай

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Тихоокеанский государственный медицинский университет" Министерс

Email: netparoley@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-0648-1170
старший преподаватель; кафедра общепсихологических дисциплин;

Оксана Владимировна Горшкова

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Тихоокеанский государственный медицинский университет" Министерс

Email: oksgor@mail.ru
доцент; кафедра общепсихологических дисциплин;

Руслан Васитович Кадыров

Тихоокеанский государственный медицинский университет

Email: rusl-kad@yandex.ru
доцент; кафедра общепсихологических дисциплин;

Список литературы

  1. Белозерова Л.А., Сафукова Н.Н. Эмоциональное выгорание как форма профессиональной деформации личности специалистов социономических профессий // Вектор науки Тольятинского Государственного университета. Серия: педагогика, психология. 2014. № 2. С. 25-27.
  2. Боянов В.С., Капустина Т.В. Эмоциональное выгорание как элемент профессиональной деформации личности в контексте профессионального кризиса // Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности. 2020. № 10. С. 14-21.
  3. Вакуленко М.В. Психологические факторы профессиональных деформаций педагогов // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. Серия: педагогика. Психология. 2017. №1. С. 37-41.
  4. Давыдова Н.И. Особенности самореализации педагогов на разных стадиях эмоционального выгорания: дис. … канд. психол. наук: 19.00.01. М., 2019. 216 с.
  5. Иванова А.В., Иванова О.А. Проблема эмоционального выгорания педагогов в условиях инклюзивного образования // Человек. Социум. Общество. 2020. № 5. С. 4-8.
  6. Кадыров Р.В., Капустина Т.В., Максимович А.Б. Профессиональный стресс в деятельности специалистов Роспотребнадзора // Тихоокеанский медицинский журнал. 2017. № 2. С. 8-11. https://doi.org/10.17238/PmJ1609-1175.2017.2.8-11
  7. Курленя В.А. Синдром эмоционального выгорания и деструктивные изменения личности педагога // Образование. Карьера. Общество. 2021. № 1 (68). С. 55-56.
  8. Пачколина Е.Н. Факторы, детерминирующие эмоциональное выгорание педагогов // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: психолого-педагогические науки. 2015. № 3. С. 180-186.
  9. Самойлова И.В. Синдром эмоционального выгорания как форма профессиональной деформации педагогов // Ямальский вестник. 2020. № 1 (19). С. 46-48.
  10. Хузиахметов А.Н., Насибуллов Р.Р., Яруллин И.Ф. Эмоциональное выгорание педагогов работающих в инклюзивных классах // Успехи гуманитарных наук. 2021. № 5. С. 35-45.
  11. Шамиева Н.С., Фархутдинова Л.В. Проблема эмоционального выгорания педагогов, работающих с детьми с расстройствами аутистического спектра // Наукосфера. 2021. № 12-2. С. 112-116.
  12. Bianchi R., Manzano-Garcí, G., Rolland J.-P. Is burnout primarily linked to work-situated factors? A relative weight analytic study // Front. Psychol. 2021. Vol. 11. P. 3975. doi: 10.3389/fpsyg.2020.623912
  13. Garwood J. D. Special Educator Burnout and Fidelity in Implementing Behavior Support Plans: A Call to Action // Journal of Emotional and Behavioral Disorders. 2023. Vol. 31(2), P. 84–96. https://doi.org/10.1177/10634266221099242
  14. Granger K. L., Sutherland K. S., Conroy M. A., Dear E., Morse A. Teacher Burnout and Supporting Teachers of Students with Emotional and Behavioral Disorders. // Journal of Emotional and Behavioral Disorders. 2023. Vol. 31(2), P. 144-153. https://doi.org/10.1177/10634266221149970
  15. Kariou A., Koutsimani P., Montgomery A., Lainidi O. Emotional Labor and Burnout among Teachers: A Systematic Review // Int. J. Environ. Res. Public Health. 2021, 18(23), 12760; https://doi.org/10.3390/ijerph182312760
  16. Marques-Pinto A., Moreira S., Costa-Lopes R., Zózimo N., Vala J. Predictors of Burnout Among Physicians: Evidence From a National Study in Portugal // Frontiers in Psychology. 2021. Vol.12. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2021.69997

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».