Взаимосвязь лидерских способностей с агрессивностью подростков

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Предметом настоящего исследования являлось выявление особенностей взаимосвязи лидерских способностей с агрессивностью подростков. Объектом исследования выступили лидерские способности и агрессивность подростков. В статье представлены результаты эмпирического исследования по выявлению взаимосвязи лидерских способностей с агрессивностью подростков. Теоретико-методологической основой исследования выступили: –взгляды на агрессивность как врожденную инстинктивную тенденцию (З. Фрейд, К. Лоренц); свойство личности (А. Левитов, Э. Фромм и др.). –теоретические положения о причинах агрессии в подростковой среде (Б.С. Братусь, А.Я. Варга, В.И. Гарбузов, И.С. Кон, Е.А. Личко, А.А. Реан, К. Хорни и др.). –теоретические положения изучения лидерских качеств подростков (И.П. Волков, Э.А. Ганцева, И.С. Кон, Б.Д. Парыгин, А.И. Пригожий, A.B. Петровский, P. Кричевский). Теоретическая значимость и новизна исследования заключается в систематизации теоретических представлений об особенностях взаимосвязи лидерских способностей с агрессивностью подростков.  Практическая значимость определяется возможностью использования полученных результатов в школах для педагогов-психологов, для консультирующих психологов, которые работают с подростками. Эмпирическим путем выявлены психологические особенности взаимосвязи лидерских способностей с агрессивностью подростков. При высоких показателях лидерских способностей у подростков преобладают высокие показатели вербальной, предметной агрессии и самоагрессии; при средних показателях лидерских способностей у подростков проявляются высокие показатели вербальной, эмоциональной агрессии и самоагрессии; низким лидерским способностям подростков соответствуют показатели низкой эмоциональной агрессии. Результаты данного исследования свидетельствуют о статистически значимой взаимосвязи между лидерскими способностями и агрессивностью подростков. Полученные в исследовании результаты могут быть использованы в целях разработки психопрофилактических и психокоррекционных программ, направленных на коррекцию агрессивного поведения и развитие лидерских способностей у подростков.

Об авторах

Ксения Владимировна Новикова

Тихоокеанский государственный университет

Email: kv_novikova@mail.ru
доцент; кафедра психологии;

Ксения Олеговна Вещикова

Тихоокеанский государственный университет

Email: vs_ksusha@mail.ru
бакалавр; кафедра психологии;

Список литературы

  1. Артимович Р.И. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и лидерских способностей подростков // Психологический Vademecum: Метатеория: социокультурно-контекстуальная интердетерминация диалогизма: Сборник научных статей / Под редакцией С.Л. Богомаза, В.А. Каратерзи, С.Ф. Пашковича. Витебск: Витебский государственный университет им. П.М. Машерова, 2022. С. 95-100.
  2. Кулагина А.В. Проблема лидерства в подростковом возрасте // Научный электронный журнал Меридиан. 2019. № 15(33). С. 477-479.
  3. Божинова А.В. Особенности проявления лидерства в подростковом возрасте // Наука молодых - будущее России: сборник научных статей 7-й Международной научной конференции перспективных разработок молодых ученых, Курск, 12–13 декабря 2022 года. Том 2. Курск: Юго-Западный государственный университет, 2022. С. 63-66.
  4. Горбачева Е.С. Определение лидерских способностей у подростков // Ценностные ориентации молодежи в условиях модернизации современного общества: Материалы Межрегиональной научной конференции, Горно-Алтайск, 14 декабря 2017 года / Под ред. Г.Ю. Лизуновой. Горно-Алтайск: Горно-Алтайский государственный университет, 2018. С. 112-115.
  5. Мухамадиярова Г.Ф. Лидерские способности подростков // Образование в пространстве школы и вуза: опыт, проблемы, перспективы: Сборник материалов V Международной заочной научно-практической конференции, Стерлитамак, 21 апреля 2016 года. Стерлитамак: Башкирский государственный университет, Стерлитамакский филиал, 2016. С. 182-185.
  6. Дубровина Л.А. Формирование лидерских способностей подростков в коллективной общественно полезной деятельности // Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии. 2016. № 6(51). С. 19-23.
  7. Арутюнян М.В. Формирование лидерства как фактор саморазвития подростков // VI Андреевские чтения: современные концепции и технологии творческого саморазвития личности: сборник статей участников Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Казань, 25–26 марта 2021 года. Казань: Издательство Казанского университета, 2021. С. 46-50.
  8. Феноменология детской агрессии / Е.Р. Чернобродов, Е.Н. Ткач, М. В. Рагулина [и др.]. Хабаровск: Дальневосточный государственный гуманитарный университет, 2014. 156 с.
  9. Annenkova A.V. Leadership Skills As A Key Constituent Of Efl Teachers' Intercultural Communicative Competence // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS: International Scientific and Practical Conference Education in a Changing World: Global Challenges and National Priorities, Veliky Novgorod, 08–09 октября 2020 года. Vol. 114. Veliky Novgorod: European Publisher, 2021. P. 161-172.
  10. Tazhina G., Figus A., Bouzas-Lorenzo R., Spulber D. Leadership Skills Training for Teachers as Leaders: Research Report on the Erasmus+ CBHE Project Development of Skills and Teachers Training for Leadership/DeSTT // Eurasian Journal of Economic and Business Studies. 2021. No. 3(61). P. 5-29.
  11. Белоусова А.В. Психолого-педагогические проблемы агрессивности современных подростков // Перспективы развития науки и образования: сборник научных трудов по материалам XVIII международной научно-практической конференции, Москва, 30 июня 2017 года. Москва, 2017. С. 163-169.
  12. Исаева М.А. Гендерные и этнические различия в проявлениях агрессивности подростков: специальность 19.00.01 «Общая психология, психология личности, история психологии»: диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Москва, 2008. 170 с.
  13. Кузьмина Е.А. Особенности агрессивности подростков // Актуальные проблемы теории и практики психологии и социологии: Тезисы II Всероссийской студенческой научно-практической конференции, Москва, 05–06 декабря 2016 года. Москва: Издательство «Перо», 2017. С. 71-73.
  14. Можгинский Ю.Б. Агрессивность детей и подростков. Распознавание, лечение, профилактика. Москва: Когито-Центр, 2008. 184 с.
  15. Кузьмина М.В. Проблемы проявления тревожности и агрессивности у подростков // Шуйская сессия студентов, аспирантов, педагогов, молодых ученых: итоги 10-летия международной деятельности ШГПУ Шуйского филиала ИвГУ: материалы ХII Международной научной конференции, Москва Шуя, 04–05 июля 2019 года. Москва-Шуя: Ивановский государственный университет, Шуйский филиал, 2019. С. 136-137.
  16. Резникова И.Б. Проблема агрессивности и конфликтного поведения современных подростков и психологическая работа с подростками данном направлении // Психолого-педагогическое и коррекционно-развивающее сопровождение детей в современном образовательном пространстве: Сборник научных трудов Муниципальной научно-практической конференции, Владикавказ, 11 ноября 2022 года. Владикавказ: Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова, 2023. С. 63-66.
  17. Окашев А.В. Особенности проявления тревожности и агрессивности у подростков // Тенденции развития науки и образования. 2020. № 62-20. С. 32-35.
  18. Цыганкова Е.С. Особенности проявления агрессивности у подростков с девиантным поведением // Инновации. Наука. Образование. 2020. № 24. С. 872-876.
  19. Коновалова Н.Е. Психологические подходы к изучению подростковой агрессивности // Постулат. 2022. № S11-2(85).
  20. Бибишева Л. В. Исследование факторов, влияющих на проявление агрессивности подростков // Социальная безопасность и социальная защита населения в современных условиях: Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 30-летию социальной работы в России, Улан-Удэ, 04 июня 2021 года / отв. ред. Н. С. Антонова. Улан-Удэ: Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова, 2021. С. 45-51.
  21. Aderkas A. M. The impact of parents attitude features on of adolescent // Вестник Науки и Творчества. 2018. No. 12(36). P. 31-35.
  22. Shanskov M. A. Personal aggression and behavioral deviations in seniour pupils in context of physical education lessons // Theory and Practice of Physical Culture. 2016. No. 1. P. 6.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».