Исследование проблем развития субъектности в цифровой среде

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье представлены результаты фокусированного интервью по выявлению проблемных маркеров развития структурных компонентов субъектности у молодого поколения. Объектом исследования является проявление субъектности молодого поколения в интернет-пространстве. Предметом исследования выступают проблемные маркеры развития субъектности молодежи в цифровой среде.Теоретико-методологической основой исследования выступают взгляды на сущность и структуру субъектности А.В. Брушлинского, К.А. Абульханова-Славской, А.К. Осницкого, Е.Н. Волковой, И.А. Серегиной, В.А. Петровского. Исследование опирается на теоретические положения о влиянии цифровой среды на проявление субъектности молодого поколения Т.Г. Лешкевич, Г.Л. Тульчинского, А.Н. Красильникова, А.Х. Абзаловой, Ю.А. Чернавина, Н.М. Сараевой, Р.Р. Ишмухаметова. В качестве эмпирического метода исследования применяется групповое фокусированное интервью 70 российских студентов Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. Теоретическая значимость и новизна исследования заключается в систематизации теоретических представлений о влиянии цифровой среды на развитие субъектности. Практическая значимость заключается в выявлении проблемных маркеров развития субъектности в цифровой среде, знание о которых может использоваться для создания личностно-центрированной образовательной среды. Эмпирическим путем выявлены основные проблемные маркеры развития некоторых структурных компонентов субъектности: индивидуальности, рефлексии и эмпатии. Определено соотношение свободы и ответственности в цифровой среде с точки зрения представителей молодого поколения. Результаты данного исследования могут быть использованы в целях разработки психолого-педагогических программ, направленных на развитие навыков рефлексии, самоопределения, самореализации, эмоционального регулирования, позитивного самоотношения и эмпатии.

Об авторах

Вероника Олеговна Богданова

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет

Email: verovictory@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-6342-8050
доцент; кафедра философии и культурологии;

Список литературы

  1. Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей появиться как наука. Сочинения: в 8 т. М.: ЧОРО, 1994. Т. 4. 603 с.
  2. Богданова В.О. Ценностные ориентиры и жизненные смыслы представителей цифрового поколения на примере студентов педагогического вуза: социально-аксиологический аспект исследования // Социум и власть. 2023. № 1 (95). C. 39-50. doi: 10.22394/1996-0522-2023-1-39-50
  3. Волкова Е.Н. Структура субъектности современного педагога // Мир психологии. 2023. № 2 (113). С. 52-60. doi: 10.51944/20738528-2023-2-52
  4. Брушлинский А.В. Психология субъекта / Отв. ред. В.В. Знаков. СПб.: Алетейя, 2003. 268 с.
  5. Абульханова-Славская К.А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды. М.: Моск. психол.-соц. ин-т, 1999. 216 с.
  6. Осницкий А.К. Регуляторный опыт, субъектная активность и самостоятельность человека // Психологические исследования. 2009. № 6 (8). URL: https://psystudy.ru/index.php/num/article/view/960#e3 (дата обращения: 22.01.2023).
  7. Zhao G. Subjectivity and Infinity: Time and Existence: A Response to the Critics // Studies in Philosophy and Education. 2022. Vol. 41. № 5. Pp. 591-593. doi: 10.1007/s11217-022-09837-5
  8. Borisov S. The birth of Deep Philosophy from the spirit of onto-designing // Synthesis Philosophica. 2020. Vol. 35. № 2. Pp. 305-319. doi: 10.21464/SP35202
  9. Коломиец О.В. Теоретическое обоснование психологического конструкта «Субъектная жизненная позиция» // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. Т. 7. № 6. URL: https://mir-nauki.com/issue-6-2019.htm. (дата обращения: 22.01.2023).
  10. Лешкевич Т.Г., Зубова Д.А. Переоткрытие субъектности: точки роста новых ценностей // Научная мысль Кавказа. 2010. № 2 (62). С. 5-11.
  11. Lee R.L.M. Affectivity, subjectivity, and vulnerability: on the new forces of mass hysteria // Subjectivity. 2022. Vol. 15. № 1. Pp. 18-35. doi: 10.1057/s41286-022-00127-6
  12. Богданова В.О. Ценности и смысложизненные ориентиры современной молодежи в цифровую эпоху. Челябинск: Изд-во Южно-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2022. 172 с.
  13. Человек как открытая целостность: Монография / Отв. ред. Л. П. Киященко, Т. А. Сидорова. Новосибирск: Академиздат, 2022. 420 с.
  14. Reid E. Relationship between social and personal identities: segregation or integration // Journal of Personality and Social Psychology. 1996. Vol. 71. Pp. 1084-1091. doi: 10.1037/0022-3514.71.6.1084
  15. Красильников А.Н., Абзалова А.Х. Трансформации личности в условиях информационно-цифровой среды профессионального образования // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Т. 24. № 83, 2022. С. 36-41. doi: 10.37313/2413-9645-2022-24-83-36-41
  16. Чернавин Ю.А. Цифровая идентичность: сущность, особенности возникновения и проявления // Человеческий капитал. 2022. Т. 2. № 12 (168). С. 74-78.
  17. Friedenberg J. The Future of the Self: An Interdisciplinary Approach to Personhood and Identity in the Digital Age. California: University of California Press, 2020. 344 p.
  18. Rössler B. Der Wert des Privaten. Frankfurt am Main: Suhrkamp, 2001. 379 p.
  19. Rogers C. R. A theory of therapy, personality and interpersonal relationships as developed in the clientcentered framework // Psychology: A study of a science. Volume III: Formulations of the Person and the Social Contects. New York: McGraw-Hill Book Company, 1959. 70 p.
  20. Кашапов М.М., Смирнов А.А., Соловьева Е.В. Эмпатия как интерсубъектный ресурс вузовской адаптации студентов в условии цифровизации образовательной среды // Перспективы науки и образования. 2022. № 2 (56). С. 153-167. doi: 10.32744/pse.2022.2.9
  21. Холмогорова А.Б., Клименкова Е.Н. Способность к эмпатии в контексте проблемы субъектности // Консультативная психология и психотерапия. 2017. Т. 25. № 2. С. 75-93. doi: 10.17759/cpp.2017250205
  22. Wells A. Metacognitive therapy for anxiety and depression. New York: Guilford Press, 2009. 316 p.
  23. Солдатова Г.У., Рассказова Е.И., Чигарькова С.В. Троллинг как деструктивная онлайн-практика: подростки и молодежь в роли жертв, агрессоров и наблюдателей // Психологический журнал. 2022. Т. 43. № 5. С. 27-35. doi: 10.31857/S020595920022780-4
  24. Иванова А.Ю., Малышкина М.В. Психологические проблемы общения и деятельности поколения цифровых технологий // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2017. № 7 (149). С. 221-228.
  25. Игнатьев В. И. Информационная перегрузка социальной системы и её социальные последствия // Социологические исследования. 2017. № 7. С. 3-11.
  26. Мануйлов Г.В., Горелова Г.Г., Ященко Е.Ф. Особенности эмпатии и рефлексии личности на разных этапах учебной деятельности // Психология. Психофизиология. 2020. Т. 13. № 1. С. 5-13. doi: 10.14529/jpps200101

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».