Становление методологических основ в изучении эмоциональной сферы слепых людей в трудах российских ученных в довоенный период

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Первые научные рассуждения в России о необходимости специализированного анализа психических аспектов слепоты были выражены в редакционной статье журнала «Русский слепец» в 80-х годах XIX века. В то время, как развитие зарубежной тифлопсихологии как самостоятельной науки, связанное с организацией обучения детей с нарушением зрения в специальных школах, берет начало в Париже в конце 18 века. На этапе становления этой области знаний российские исследователи сталкиваются с не разработанностью методологических основ для систематического исследования эмоциональной сферы слепых. Одни ученые для изучения эмоциональных процессов у слепых пытаются использовать подход, основанный на метафизике, в то время как другие предлагают изучение этой области в рамках материалистического подхода. В результате такого противоречия возникли два направления к изучению эмоциональной сферы - механистический подход, основанный преимущественно на биологических факторах и теория сверх компенсации, объясняющая изменения в эмоциональной сфере слепых на основе их социального опыта. Авторы провели Теоретический анализ становления концептуальных основ исследования эмоциональной сферы у людей с дефектом зрения в контексте трудов российских ученых. Новизна исследования заключается в системно-историческом подходе к исследованию развития становления концептуальных основ исследования эмоциональной сферы у людей с дефектом зрения в контексте трудов российских ученых. Основным выводом статьи является, что для понимания сущности и проявления компенсации дефектов зрения, ученными довоенного периода принялся диалектико-материалистический подход, который объединяет биологические и социологические факторы. Именно такой подход может послужить теоретической основой для исследования психических и эмоциональных особенностей людей с дефектом зрения и позволит тифлопсихологам осознанно управлять восстановлением и развитием нарушенных психических функций. Рассмотрения полной картины социокультурных факторов и их взаимодействия с биологическими аспектами представляет собой необходимый фундамент для дальнейшего развития практических методов исследования эмоциональной сферы с дефектом зрительного анализатора. Перед советскими психологами в довоенный период вопрос степени схожести психика людей с дефектом зрения схожа с психикой нормально видящих людей или уникальности характеристик психики требующие уточнения стандарта эмоционального развития людей с дефектом зрения остался открытым.

Об авторах

Татьяна Владимировна Маркелова

Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

Email: markelova16@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-2489-7129
заведующий кафедрой общей и социальной психологии;

Алёна Сергеевна Шахина

Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

Email: alenasergeevna9458@gmail.com
ORCID iD: 0009-0004-8912-169X
аспирант; кафедра Социальных наук;

Список литературы

  1. Аслаева Р.Г. Основы тифло- и сурдопсихологии / Р.Г. Аслаева В.З. Денискина, Е.Я. Диденко, Учебно-методическое пособие. Уфа, 2012.
  2. Басова А. Г. История сурдопедагогики: учебное пособие для студентов дефектологических факультетов педагогических институтов / А. Г. Басова, С. Ф. Егоров. Москва: Просвещение, 1984. С. 179.
  3. Бехтерев В. М. Объективная психология / Акад. В.М. Бехтерева, проф. Имп. Воен.-мед. акад., дир. Клиники душев. и нерв. болезней. Вып. 1-3. Санкт-Петербург: тип. П.П. Сойкина, 1907-1910 (обл. 1912). 3 т. С. 25.
  4. Выготский Л.С. Вопросы воспитания слепых, глухонемых и умственно-отсталых детей / Сборник статей и материалов под редакцией Л. С. Выготского. – Москва: Отдел социально-правовой охраны несовершеннолетних Главсоцвоса Наркомпроса Р.С.Ф.С.Р., 1924. С. 79.
  5. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. / Гл. ред. А. В. Запорожец.-М.: Педагогика, 1982-1984. Т. 5 : Основы дефектологии / Под. ред. Т. А. Власовой. – 1983. С. 26.
  6. Запорожец А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника / А.В. Запорожец // Эмоциональное развитие дошкольника. – М.: Просвещение, 2012.
  7. Коваленко Б. И. Краткое руководство по обучению слепых детей вместе со зрячими / Б. И. Коваленко. Москва; Нар. ком. прос.; Ленинград: Гос. изд-во, 1930.
  8. Крогиус А.А. Психология слепых и ее значение для общей психологии и педагогике / Проф. А. А. Крогиус. Саратов, 1926.
  9. Лазурский А.Ф. Психология общая и экспериментальная / Проф. А. Ф. Лазурский ; с предисл. Л. С. Выготского. Изд. испр.-Ленинград: Гос. изд-во, 1925.
  10. Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии / Леонтьев А. Н. Учебное пособие. М.: Смысл, 2019. С. 511.
  11. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих : учебное пособие для студентов высших пед. учебных заведений / А. Г. Литвак. Санкт-Петербург: Изд-во КАРО, 2006.
  12. Медынский Е. Н. Народное образование в СССР / Проф. Е. Н. Медынский. Москва: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1952.
  13. Павлов И. П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных / Ред., послесл. и примеч. чл.-кор. АН СССР Э. А. Асратяна. Москва: Наука, 1973.
  14. Павлов И. П. Физиология и патология высшей нервной деятельности (Лекция, прочитанная врачам Ин-та для усовершенствования врачей 12 января 1930 г.): С прил. статьи Пробная экскурсия физиолога в область психиатрии / Акад. И. П. Павлов.-Москва; Ленинград : Гос. мед. изд-во, 1930. С. 8.
  15. Руднев В. И. Психология слепого / В. И. Руднев. Казань: Типо-литография Императорского Университета, 1910. С. 25.
  16. Семчевский В.Н. Русский Слепец. Журнал для обсуждения вопросов, касающихся улучшения положения слепых. / Под редакцией: В. Н. Семчевский и О. К. Адеркас. Спб. №12. 1888 г. С. 12.
  17. Сеченов И.М. Физиология нервной системы / И. М. Сеченов. Санкт-Петербург : тип. А. Головачева, 1866. 3 т.
  18. Скребицкий А.И. Воспитание и образование слепых и их призрение на Западе / д-р А. И. Скребицкий. Санкт-Петербург: Тип. М. М. Стасюлевича, 1903.
  19. Соколянский И.А. Обучение и воспитание слепоглухонемых / под ред. И.А. Соколянского, А.И. Мещерякова. Москва: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1962.
  20. Соколянский И.А. Организация педагогического процесса по комплексной системе: Методика и методическая техника // Игра, сказка и романтика в работе с детьми. Харьков, 1927. – С. 48-53.
  21. Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства / Л.И. Солнцева. Москва, «Полиграф сервис», 2000. С. 116.
  22. Суров Г. И. Краткий очерк физиологических особенностей слепых / реф. д-ра Г.И. Сурова. Симбирск: Типо-литог. Губ. Прав., 1912.
  23. Труды Второго Всероссийского съезда по педагогической психологии в С.-Петербурге в 1909 г. (1-5 июня) / Отчет, сост. секретарем Съезда М.И. Коноровым, при содействии секретарей Съезда А.И. Неклюдовой и Н.Е. Румянцева.-Санкт-Петербург, 1910.
  24. Челпанов Г. И. Очерки психологии / Г. И Челпанов. Моск. акционер. изд. о-во, 1926.
  25. Челпанов, Г.И. Учебник психологии / Проф. Г. Челпанов. – 3-е изд. Киев; Одесса: И.А. Розов, 1906.
  26. Щербина А.М. Слепой музыкант Короленка, как попытка зрячих проникнуть в психологию слепых (в свете моих собственных наблюдений) / прив.-доц. Моск. ун-та А. М. Щербина. Москва : т-во тип. А. И. Мамонтова, 1916.
  27. Maidansky А. Л.С. Выготский, И.А. Соколянский и Загорский Эксперимент. // Л.С. Виготський та сучасна наука, 2020.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».