The development of methodological foundations in studying the emotional sphere of blind people in the works of Russian scholars in the pre-war period

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

Researching the emotional sphere of a person is one of the fundamental tasks in modern science, involving a wide range of methods and approaches. Analyzing the emotional sphere of blind and visually impaired individuals presents a particular complexity due to the limitations and peculiarities of their sensory perception of the surrounding reality. This article covers the development of the conceptual foundations for researching the emotional sphere of people with visual impairments in the context of the work of Russian scientists. The first scientific discussions in Russia about the need for specialized analysis of the psychological aspects of blindness were expressed in the editorial article of the journal "Russian Blind" in the 1880s. While the development of foreign tiflopsychology as an independent science, related to the organization of education for children with visual impairments in special schools, began in Paris at the end of the 18th century. In the process of forming this area of knowledge, Russian researchers face the lack of methodological foundations for systematic research of the emotional sphere of visually impaired individuals. As a result, scientists propose various approaches to analyzing the emotional sphere of the blind. Some scientists try to use a metaphysical-based approach to study the emotional processes of the blind, while others suggest studying this area within the framework of a materialistic approach. As a result of such contradictions, two directions for studying the emotional sphere emerged - a mechanistic approach based predominantly on biological factors and the theory of supercompensation, explaining changes in the emotional sphere of the blind based on their social experience.

References

  1. Аслаева Р.Г. Основы тифло- и сурдопсихологии / Р.Г. Аслаева В.З. Денискина, Е.Я. Диденко, Учебно-методическое пособие. Уфа, 2012.
  2. Басова А. Г. История сурдопедагогики: учебное пособие для студентов дефектологических факультетов педагогических институтов / А. Г. Басова, С. Ф. Егоров. Москва: Просвещение, 1984. С. 179.
  3. Бехтерев В. М. Объективная психология / Акад. В.М. Бехтерева, проф. Имп. Воен.-мед. акад., дир. Клиники душев. и нерв. болезней. Вып. 1-3. Санкт-Петербург: тип. П.П. Сойкина, 1907-1910 (обл. 1912). 3 т. С. 25.
  4. Выготский Л.С. Вопросы воспитания слепых, глухонемых и умственно-отсталых детей / Сборник статей и материалов под редакцией Л. С. Выготского. – Москва: Отдел социально-правовой охраны несовершеннолетних Главсоцвоса Наркомпроса Р.С.Ф.С.Р., 1924. С. 79.
  5. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. / Гл. ред. А. В. Запорожец.-М.: Педагогика, 1982-1984. Т. 5 : Основы дефектологии / Под. ред. Т. А. Власовой. – 1983. С. 26.
  6. Запорожец А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника / А.В. Запорожец // Эмоциональное развитие дошкольника. – М.: Просвещение, 2012.
  7. Коваленко Б. И. Краткое руководство по обучению слепых детей вместе со зрячими / Б. И. Коваленко. Москва; Нар. ком. прос.; Ленинград: Гос. изд-во, 1930.
  8. Крогиус А.А. Психология слепых и ее значение для общей психологии и педагогике / Проф. А. А. Крогиус. Саратов, 1926.
  9. Лазурский А.Ф. Психология общая и экспериментальная / Проф. А. Ф. Лазурский ; с предисл. Л. С. Выготского. Изд. испр.-Ленинград: Гос. изд-во, 1925.
  10. Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии / Леонтьев А. Н. Учебное пособие. М.: Смысл, 2019. С. 511.
  11. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих : учебное пособие для студентов высших пед. учебных заведений / А. Г. Литвак. Санкт-Петербург: Изд-во КАРО, 2006.
  12. Медынский Е. Н. Народное образование в СССР / Проф. Е. Н. Медынский. Москва: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1952.
  13. Павлов И. П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных / Ред., послесл. и примеч. чл.-кор. АН СССР Э. А. Асратяна. Москва: Наука, 1973.
  14. Павлов И. П. Физиология и патология высшей нервной деятельности (Лекция, прочитанная врачам Ин-та для усовершенствования врачей 12 января 1930 г.): С прил. статьи Пробная экскурсия физиолога в область психиатрии / Акад. И. П. Павлов.-Москва; Ленинград : Гос. мед. изд-во, 1930. С. 8.
  15. Руднев В. И. Психология слепого / В. И. Руднев. Казань: Типо-литография Императорского Университета, 1910. С. 25.
  16. Семчевский В.Н. Русский Слепец. Журнал для обсуждения вопросов, касающихся улучшения положения слепых. / Под редакцией: В. Н. Семчевский и О. К. Адеркас. Спб. №12. 1888 г. С. 12.
  17. Сеченов И.М. Физиология нервной системы / И. М. Сеченов. Санкт-Петербург : тип. А. Головачева, 1866. 3 т.
  18. Скребицкий А.И. Воспитание и образование слепых и их призрение на Западе / д-р А. И. Скребицкий. Санкт-Петербург: Тип. М. М. Стасюлевича, 1903.
  19. Соколянский И.А. Обучение и воспитание слепоглухонемых / под ред. И.А. Соколянского, А.И. Мещерякова. Москва: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1962.
  20. Соколянский И.А. Организация педагогического процесса по комплексной системе: Методика и методическая техника // Игра, сказка и романтика в работе с детьми. Харьков, 1927. – С. 48-53.
  21. Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства / Л.И. Солнцева. Москва, «Полиграф сервис», 2000. С. 116.
  22. Суров Г. И. Краткий очерк физиологических особенностей слепых / реф. д-ра Г.И. Сурова. Симбирск: Типо-литог. Губ. Прав., 1912.
  23. Труды Второго Всероссийского съезда по педагогической психологии в С.-Петербурге в 1909 г. (1-5 июня) / Отчет, сост. секретарем Съезда М.И. Коноровым, при содействии секретарей Съезда А.И. Неклюдовой и Н.Е. Румянцева.-Санкт-Петербург, 1910.
  24. Челпанов Г. И. Очерки психологии / Г. И Челпанов. Моск. акционер. изд. о-во, 1926.
  25. Челпанов, Г.И. Учебник психологии / Проф. Г. Челпанов. – 3-е изд. Киев; Одесса: И.А. Розов, 1906.
  26. Щербина А.М. Слепой музыкант Короленка, как попытка зрячих проникнуть в психологию слепых (в свете моих собственных наблюдений) / прив.-доц. Моск. ун-та А. М. Щербина. Москва : т-во тип. А. И. Мамонтова, 1916.
  27. Maidansky А. Л.С. Выготский, И.А. Соколянский и Загорский Эксперимент. // Л.С. Виготський та сучасна наука, 2020.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».