Мотивация учебно-познавательной деятельности в цифровой образовательной среде обучающихся различных возрастных групп

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Необходимость изоляции людей в период пандемии поставила систему образования в ситуацию трансформации способов осуществления учебно-познавательной деятельности в условиях опосредованного взаимодействия. Перенос образовательного процесса из реальной в цифровую среду, в том числе он-лайн, без учета специфики протекания в ней учебно-познавательной деятельности показал свою низкую эффективность. Сегодня цифровизация является приоритетным направлением в развитии образования. Обеспечение качества образования в цифровой среде требует принципиально нового подхода к содержанию, мотивации, методике преподавания на основе научно обоснованных данных о специфике педагогического процесса в цифровой образовательной среде. В данной статье приведены результаты диагностики мотивации учебно-познавательной деятельности обучающихся различных возрастных групп в цифровой образовательной среде по программам высшего и дополнительного профессионального образования.  В рамках исследования применялись различные методики диагностики мотивации: методика диагностики учебной мотивации Н.В. Елфимовой (адаптированная в соответствии с возрастными группами обучающихся и типом обучения), методика диагностики внутренней и внешней учебной мотивации Т.О. Гордеевой, методика диагностики мотивации достижения успеха и избегания неудач А.А. Реан. В результате исследования мотивации учебно-познавательной деятельности обучающихся в цифровой образовательной среде по программам высшего и дополнительного профессионального образования уточнено понятие цифровой образовательной среды, выделены ее основные характеристики (трансграничность, гипертекстность, индивидуализация, мультиинструментальность, опосредованность взаимодействия), уточнено понятие мотивации учебной деятельности, проанализирован и обобщен ряд подходов и конструктов учебной мотивации, представлены результаты диагностики мотивации учебной деятельности обучающихся различных возрастных групп, обобщен опыт реализации образовательного процесса в цифровой среде по программам высшего и дополнительного профессионального образования. Результаты, полученные в ходе исследования, позволили определить направления совершенствования педагогического процесса в цифровой образовательной среде для системы профессионального образования с учетом выявленной специфики мотивации учебно-познавательной деятельности обучающихся различных возрастных групп.

Об авторах

Наталья Владимировна Михайлова

Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

Email: sorokanv@yandex.ru
доцент; кафедра психологии и педагогики;

Ольга Игоревна Федосеева

Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

Email: olfedoseeva_2011@mail.ru
доцент; кафедра возрастной и клинической психологии;

Жанна Александровна Шуткина

Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

Email: zhannashutkina@mail.ru
доцент; кафедра возрастной и клинической психологии;

Список литературы

  1. Гриненко, А. Д. Особенности мотивации учебной деятельности и стрессоустойчивости студентов дистанционной формы обучения / А. Д. Гриненко // Вестник студенческого научного общества ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет». 2024. № 16-2. С. 33-38.
  2. Леонтьев, А. Л. Деятельность. Сознание. Личность. – 2-е изд. – М.: Политиздат, 1997.
  3. Sternberg R. J. Successful Intelligence. Simon & Schuster, 1996.
  4. Литвинова, Т. В. Особенности мотивации учебной деятельности студентов государственных и негосударственных вузов / Т. В. Литвинова, И. М. Басина // Вестник Екатерининского института. 2013. № 1(21). С. 55-58.
  5. Маркова А. К. Формирование мотивации учения / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. – М.: Просвещение, 1990.
  6. Гордеева Т. О. Психология мотивации достижения. – М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2006.
  7. Bandura А. Self-efficacy. The exercise of control. New York: Freeman and Co, 1997.
  8. Rotter, J.B. Generalized expectancies for internal versus external control of reinforcement. Psychological Monographs, 1996.
  9. Weiner В. Theories of motivation. From mechanism to cognition. Chicago: Markham, 1972.
  10. Seligman M.E.P. Helplessnes: On depression, development, and death. San Francisco: Freeman, 1975.
  11. Dweck C.S. Motivational Processes Affecting Learning // American Psychologist. 1986. № 41(10). Pp. 1040-1048.
  12. Skinner EA. Perceived control, motivation, and coping. International Educational and Professional Publisher. Sage Publications. Thousand Oaks, London, New Delhi, 1996.
  13. Nicholls J.G. Achievement motivation: Conceptions of ability, subjective experience, task choice, and performance // Psychological Review. 1984. № 91. Pp. 328-346.
  14. Гордеева Т. О. Мотивация: новые подходы, диагностика, практические рекомендации // Сибирский психологический журнал. 2016. № 62. С. 38-53.
  15. Тарасян, М. Г. Мотивация учебной деятельности студентов в условиях дистанционного обучения / М. Г. Тарасян, Г. В. Васильева // Исследование и развитие рельсового и автомобильного транспорта: Сборник трудов Международной научно-практической конференции, Екатеринбур, 2024. С. 289-294.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».