Философские основания исследования проблемы вовлеченности в дополнительное образование: поощрение и развитие субъектности взрослых обучающихся

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Проблема развития субъектности взрослых людей, обучающихся по программам дополнительного образования, занимает важное место в психолого-педагогических исследованиях. Фундаментальной целью дополнительного образования является психологическое обеспечение профессиональной самореализации и социальной успешности выпускников дополнительных программ обучения. Интегральным фактором, побуждающим к получению дополнительного образования и осмысленной вовлеченности в учебную деятельность, является личность обучающегося. Успешность выстраивания личности в образовательном процессе зависит от ее активной субъектности и автономности. Актуальность исследований проблемы субъектности обусловлена трудностями, которые связаны с неоднозначностью понимания данного понятия в психологии образования и педагогике высшей школы. Перспективным направлением исследований является уточнение понятия субъектности личности, возможности ее развития в дополнительном образовании в синтезе междисциплинарной матрицы психолого-педагогического знания. Множество перспектив для анализа и понимания субъектной позиции взрослых обучающихся предоставляет философия. Статья посвящена осмыслению феномена субъектности личности в западной философии. Теоретическое исследование направлено на обогащение междисциплинарного дискурса по проблеме субъектности, ее содержания и развития в условиях дополнительного образования взрослых путем анализа трех тенденций в эволюции субъектности: от Протагора и софистов до метафизики Декарта и антиметафизической формы философствования на примере постмодернизма. Автором выдвигается тезис о том, что философия может быть успешно интегрирована в современную педагогику и дидактику высшей школы. Расширение научного дискурса по проблеме субъектности в психолого-психологических исследованиях актуализирует обсуждения таких тем как новая онтология и гносеология дополнительного образования, логика, этика, эпистемология, которые имеют приоритетное значение для самоопределения взрослого человека, его ценностей и смыслов, интеграции процессов и “миров”, что, по сути своей, является именно философским проектом. Трансформация системы дополнительного образования взрослых должна быть направлена на обеспечение ее целостности для холистической социализации взрослых людей. Достижение этой цели предполагает интеграцию формального, неформального и информального образования, а также формирование философского мировоззрения выпускников дополнительных программ обучения. Необходимо использовать потенциал как теоретической, так и практической философии.

Об авторах

Елена Владимировна Брагина

Санкт-Петербургский государственный университет

Email: nedoeduru@yandex.ru
ORCID iD: 0009-0006-4198-3965
аспирант; факультет психологии;

Список литературы

  1. Черниговская Т.В., Аллахвердов В.М., Коротков А.Д., Гершкович В.А., Киреев М.В., Прокопеня В.К. Мозг человека и многозначность когнитивной информации: конвергентный подход // Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология. – 2020. – № 36 (4). – С. 675-686.
  2. Завьялова Е. К., Посохова С. Т., Лисовская А. Ю., Соколов Д. Н. Кто в России учится управлению: особенности личности слушателей образовательных программ «Мастер делового администрирования» // Организационная психология. – 2021. Т. 1., № 1. – С. 162-167.
  3. Адаптационный аспект ДПО взрослых в сфере менеджмента // Психологические и педагогические проблемы образования в условиях цифровой трансформации и социальных вызовов / Сборник статей под ред. Н.В. Бордовской, С.Т. Посоховой – М.: ООО «Русайнс», – 2022. – С. 124-138.
  4. Kasworm C.E. Adult Meaning Making in The Undergraduate Classroom // Adult Education Research Conference. Kansas State University Libraries: New Prairie Press, – 1999. – P. 1-8.
  5. Johansen M.O., Eliassen S., Jeno L.M. The bright and dark side of autonomy: How autonomy support and thwarting relate to student motivation and academic functioning // Frontiers in Education. – 2023. – Vol. 8. – P. 1153647.
  6. Sun X. How the level of student research autonomy in higher education affects learning efficiency by shaping motivation: A case of instructional disconformity // Learning and Motivation. – 2024. – Vol. 87. – P. 102016.
  7. Левина И.Л. О субъектности субъекта учебной деятельности // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. – 2012. – № 2. – С. 89-100.
  8. Богданова В.О. Философское осмысление феномена “субъектность” // Социум и власть. – 2023. – № 3 (97). – С. 7-17.
  9. Пелипенко А.А. Контрэволюция. М.: Издательство «Знание», – 2016. – 240 с.
  10. Зима В.Н. К проблеме оценки теоретического и эвристического потенциала основных метафизических теорий свободы воли в истории философии // Современные философские исследования. – 2020. – № (1). – С. 55-66.
  11. Семушкин А.В. «Осевое время» как условие и предпосылка генезиса философии на Западе и Востоке // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. – 2006. – № 2. – С. 40-49.
  12. Радченко Е.В., Ранг К.А. Понимание субъектности в философии и языкознании // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Лингвистика. – 2012. – № 2 (261). – С. 74.
  13. Chertkova E.L. Subjectivity as the Theme of Philosophy // Russian Studies in Philosophy. 2018. № 56 (1). P. 39-48.
  14. Перевозчикова Л.С. Становление субъектности как основополагающего принципа западноевропейского гуманизма // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. – 2008. – № 3. – С. 253-262.
  15. Порошенко О.Ю. От метафизики субъективности человека к онтологии одиночества // Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки. 2009. № 151 (1). С. 58-67.
  16. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе / Бахтин М.М. Соч.: в 7 т. Т. 3. М.: Языки славянских культур, 2012. С. 340-503.
  17. Engeström Y., Sannino А. Studies of expansive learning: Foundations, findings and future challenges // Educational Research Review. – 2010. – № 5 (1). – P. 1-24.
  18. Rajala А., Sannino А. Students’ deviations from a learning task: An activity-theoretical analysis // International Journal of Educational Research. – 2015. – № 70. – Р. 31-46.
  19. Мамардашвили М.К. Введение в философию. М.; Издательство: Азбука, – 2023. 480 с.
  20. Витгенштейн Л. Логико-философский трактат / Пер. с нем. Л. Добросельский. М.: АСТ, – 2020. 160 с.
  21. Рорти Р. Философия и будущее / Пер. с англ. Т. Н. Благовой // Вопросы философии. 1994. № 6. С. 29-34.
  22. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиздат, 1975. – 304 с.
  23. Rosebery A., Ogonowski M., DiSchino M., Warren B. “The Coat Traps All Your Body Heat’’: Heterogeneity as Fundamental to Learning // Journal of the Learning Sciences. 2010. № 19 (3). Р. 322-357.
  24. Адо П. Философия как способ жить: Беседы с Жанни Карлие и Арнольдом И. Дэвидсоном / Пер. с фр. В.А. Воробьева. – М.; СПб.: Степной Ветер; Коло, 2005. – 288 с.
  25. Ильин М.В. Картезианский момент. Новые рассуждения о стилях и методах в старомодной манере Декарта // Метод: Московский ежегодник трудов из обществоведческих дисциплин. – 2020. – № 10. – С. 22-76.
  26. Хесле В. Философия и экология / пер. с нем. А.К. Судакова. М.: Ками, – 1994. 187 с.
  27. Formosa P. Kant's Conception of Personal Autonomy // Journal of Social Philosophy. 2013. № 44 (3). Р. 193-212.
  28. Быкова М.Ф. Гегелевский феномен современности, или насколько Гегель взгляд к современности // Логос. 2001. Т. 31. № 5-6. С. 95-111.
  29. Торубарова Т.В. Принцип Р. Декарта как событие личностно-исторического контекста // Вестник Челябинского государственного университета. – 2019. – № 5 (427). – С. 111-116.
  30. Мамардашвили М.K. «Быть философом – это судьба...» // Материaлы Международной конференции «Мераб Мамардашвили: вклад в развитие философии и культуры». Москва: Прогресс-Традиция, – 2010. С. 158-172.
  31. Rey F.G. Subjectivity in debate: Some reconstructed philosophical premises to advance its discussion in psychology // Journal for The Theory of Social Behaviour. 2019. Vol. 49. P. 212-234.
  32. Swenson J. Saying What One Means: Nietzsche and the Experience of Literary Philosophy // Southwest Philosophy Review. – 2021. – Vol. 37 (1). – P. 169-178.
  33. Park I. Seeking advice: Epistemic asymmetry and learner autonomy in writing conferences // Journal of Pragmatics. – 2012. – Vol. 44. – Iss. 14. – P. 2004-2021.
  34. Норт У.А. Избранные работы по философии / Перев. с англ. М.: Прогресс, – 1990. – 720 c.
  35. Тынянова О.Н. К ценностно-ориентированному осмыслению культуры и культурфилософских дискурсов (опыт критического историко-парадигмального исследования) // Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. – 2018. – №. 16 (1-2). – С. 1-152.
  36. Писарчик Л.Ю. Р. Рорти о природе философского знания и научной рациональности // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2012. – № 7 (143). – С. 37-45.
  37. Акимов И.Б. Особенности субъектности мотивации обучающихся среднего профессионального образования // Экопсихологические исследования – 6: экология детства и психология устойчивого развития. – 2020. – № (6). – С. 500-504.
  38. Выготский Л.С. Основы дефектологии [Учебное пособие]. СПб.: Лань, – 2003. 656 с.
  39. Психологическая зрелость личности / Под общ. ред. Л.А. Головей. – СПб.: Скифия-принт, СПбГУ, 2014. – 240 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».