«Тридцать три Ахуна» З.З. Ахунова. К 150-летию татарского общественного деятеля
- Авторы: Ахунов Р.Н.
- Выпуск: Том 14, № 2 (2024)
- Страницы: 10-24
- Раздел: Статьи
- URL: https://medbiosci.ru/2410-0765/article/view/265699
- DOI: https://doi.org/10.22378/2410-0765.2024-14-2.10-24
- ID: 265699
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В 2023 г. исполнилось 150 лет со дня рождения татарского купца и общественного деятеля Мухамет-Закира Залялетдиновича Ахунова (1873–1951). В статье рассматривается жизненный путь З.З. Ахунова, а также прослеживаются судьбы представителей этого рода. Источниковой базой исследования послужил комплекс сведений, представленных в опубликованных работах и документах из фондов Государственного архива Российской Федерации (г. Москва), Государственного архива Республики Татарстан (г. Казань), Объединенного государственного архива Челябинской области (г. Челябинск) и личного архива. Благодаря выявленным источникам биография З.З. Ахунова была реконструирована с достаточно высокой степенью подробности. Сделан вывод о том, что татарский деятель внес значительный вклад в развитие мусульманской общины Челябинска в начале XX в.
Полный текст
В Челябинске, в отличие от других городов Оренбургской губернии, мусульманская община сформировалась достаточно поздно. Как отмечают исследователи, это было связано с окраинным положением города, неразвитостью коммуникаций, отсутствием здесь крупной приграничной торговли и промышленности [12, с.138]. В конце XIX в. уездный город превратился в важнейший железнодорожный узел на Транссибирской магистрали. В рассматриваемый период численность мусульманской общины Челябинска продолжала постепенно увеличиваться за счет естественного роста населения и набирающей обороты урбанизации [12, с.139]. Так, если в 1870 г. в Челябинске приверженцев ислама насчитывалось всего 51 человек (1% от общего населения) [20, отд.1, с.32], то спустя 27 лет (1897 г.) количество мусульман достигло 897 человек (4,5% от общего населения) [19, с.172].
Рост удельного веса мусульман сыграл большую роль в формировании единого культурно-религиозного пространства. Отметим, что к 1917 г. в городе действовали две мечети (закрыты в 1923 г. и 1930 г.) [21, с.290]. Передачу религиозных знаний и культурных традиций обеспечивали мусульманские начальные училища (мектебе) и медресе [см. более подробно: 12, с.140–141, 143–144]. В конце XIX – начале XX в. в Челябинске при финансовой поддержке местной буржуазии была реформирована система мусульманского образования. В 1906–1912 гг. действовало Челябинское мусульманское благотворительное общество. Позднее оно было возрождено под названием «Челябинское благотворительное общество, учрежденное в память юбилея 300-летия царствования Дома Романовых»1 [12, с.144–146; 21, с.290; 16, с.198, 200–203]. В 1906 г. при Соборной мечети (Ак-мечеть) Общество открыло «Челябинскую мусульманскую бесплатную народную библиотеку-читальню» («Чиләбе иҗрәтсез мөселман китапханә-кыйраәтханәсе»). Наряду с библиотекой-читальней Оренбургского мусульманского общества, Челябинская мусульманская бесплатная народная библиотека-читальня была крупнейшим среди татарских библиотек губернии [17, с.108].
Частью благотворительности стало театральное искусство. С целью организации сбора пожертвований в пользу мусульманских учебных заведений или мусульманской библиотеки ставились татарские спектакли, но далеко не всегда удавалось получить разрешение губернатора. Отметим, что летом 1909 г. в Челябинске было создано любительское общество «Музыка и драма», при котором татарская молодежь основала «Мусульманскую секцию» [7, с.202–204; 8, с.204–207]. Еще одним популярным способом привлечения денежных средств было проведение Сабантуя.
Среди прогрессивных татарских деятелей Челябинска своей активностью выделялся купец 2-й гильдии Мухамет-Закир (Закир) Залялетдинович Ахунов (1873–1951) – уроженец Лаишевского уезда Казанской губернии (ныне – Тюлячинский район РТ). Являясь успешным предпринимателем, он занимался общественной деятельностью, принимал активное участие в жизни мусульман Челябинска. Биографические сведения о нем освещаются не впервые. Среди публикаций, направленных на характеристику основных этапов биографии татарского деятеля, выделяются статьи, включенные в энциклопедические издания [4, с.66; 5, с.45–46, 223–224, 403]. Немало ценных материалов о жизни челябинской мусульманской общины в дореволюционный период и роли представителей национального торгово-промышленного круга в ее развитии, в том числе об общественной и благотворительной деятельности З.З. Ахунова, можно почерпнуть в очерках и статьях ученых и исследователей – Д.Н. Денисова [13, с.172] (некоторые его работы написаны в соавторстве [14; 16]), Р.Н. Ахунова [2].
Мухамет-Закир Залялетдинович Ахунов (1873–1951). Начало ХХ в. Фото из личного архива Р.Н. Ахунова
Кроме того, и в сети Интернет публиковались статьи, в которых рассматривалась личность З.З. Ахунова. Наиболее значимые авторы: челябинский историк Г.Х. Самигулов, челябинский краевед Ю.В. Латышев, краевед и директор челябинского издательства «Каменный пояс» Д.Г. Графов. Однако, в таких случаях публикации касались в основном топографической привязки деятельности З.З. Ахунова в Челябинске.
Предлагаемая читателю статья содержит описание фактов биографии З.З. Ахунова в контексте истории мусульманской общины дореволюционного Челябинска. Автором предпринята попытка устранить прежние ошибки и неточности, с добавлением новых сведений.
Мухамет-Закир Залялетдинович Ахунов не являлся неким национальным демиургом уровня С.Максуди или Г.Исхаки. Его личность – это элемент общей мозаики деятельности общественных татарских деятелей на местах. Он родился 17 апреля (по старому стилю) 1873 г.2 в татарской деревне Большие Метески Лаишевского уезда Казанской губернии в крестьянской семье, обучался в медресе3 – знал пять языков: родной татарский, язык Священного Корана арабский, турецкий, персидский и русский4.
Родители: отец Залялютдин Ахунов, мать Биби Файза Хисматуллина, в хозяйстве которых было два деревянных жилых строения, крытых тесом, и службы5. Домовладение располагалось рядом с деревенской мечетью.
В 1888 г. отец устроил его мальчиком в городе Казани у известного купца С.С. Губайдуллина, у которого Закир Ахунов проработал до 1896 г. Затем он перешел на работу к уроженцу д. Битаман Казанского уезда и губернии (ныне – Высокогорский район РТ) Садретдину Мифтахутдиновичу Назирову6 и прожил уже в Уфе до конца XIX в. В 1895 г. З.З. Ахунов женился на дочери муллы Салахутдина Мухаметаминева из Казанского уезда и губернии Биби Кашифе, осиротевшей в пятилетнем возрасте. Около 1898 г. в Уфе родилась его старшая дочь Гульсум (Умугульсума).
Челябинск, Уфимская улица, вид на магазин З.З. Ахунова. Начало ХХ в. Из фондов издательства «Каменный пояс»
В 1898 г. Закир Ахунов основал свою торговую фирму7, не позднее 1901 г.8 перебрался всей семьей в Челябинск, где к 1902 г. достаточно крупные его обороты приходились на торговлю азиатским товаром [12]. С 1903 г. он заявлял свои капиталы как челябинский 2-й гильдии купец9. В основном осуществлял оптовую и розничную торговлю мануфактурным и азиатским товаром. К 1909 г. оборотный капитал Закира Ахунова достигал 250 тыс. руб. В документах Государственного банка начала ХХ в. сохранилась следующая характеристика купца З.З. Ахунова: «Торговец дельный, честный, хорошие отзывы единодушны» [3, с.66].
Мухамет-Закир Залялетдинович Ахунов – полное метрическое имя, в обиходе и документах он чаще фигурирует как З.З. Ахунов или просто Закир Ахунов. В Челябинске он имел три дома10, а также 3 деревянные торговые лавки в Гостином дворе, розничный магазин на железнодорожной станции Челябинск. На Уфимской улице в каменном 2-этажном доме наследников Александрова З.З. Ахунов арендовал первый этаж под контору и оптово-розничный магазин, вывеска на котором гласила: «Мануфактурная торговля З.З. Ахунова из Казани». Имеется историческая фотография магазина. Здание сохранилось, ныне значится по адресу: ул. Кирова, 145. Так же осуществлялась регулярная торговля на ярмарках: Чумлякской, Карачельской, Тукманской и Сухоборской11.
16 мая 1911 г. был зарегистрирован устав «Ссудо-сберегательной кассы служащих З.З. Ахунова в г. Челябинске», которая решала вопросы финансового и социального обеспечения работников.
В 1906 г. З.З. Ахунов выступил одним из учредителей Челябинского мусульманского благотворительного общества, а в 1913 г. – пришедшего ему на смену Общества в память юбилея 300-летия царствования Дома Романовых. Был заместителем (1914 г.), а затем и председателем Правления (1915 г.) благотворительной организации. Согласно отчету за 1914 г., в Обществе состояло 2 почетных и 110 действительных членов. В 1914 г. его приход составил 3458 руб. 91 коп., расход – 1683 руб. 89 коп., на 1915 г. остаток равнялся 1775 руб. 2 коп. Только проведение Сабантуя 26 мая принесло чистую прибыль в размере 1553 руб. 9 коп. Предполагалось открыть ремесленную школу для подготовки по четырем специальностям, а именно: портняжному, сапожному мастерству, плетению корзин и столярному делу, но из-за недостатка средств было создано лишь столярное отделение [23, б.4].
З.З. Ахунов состоял действительным (пожизненным) членом Челябинской бесплатной мусульманской народной библиотеки-читальни [14, с.172]. Интерес к мусульманской библиотеке-читальне заметно повысился. В 1908 г. в читальном зале было зарегистрировано 700 читателей, а еще 400 читателям выдали книги на дом [23, б.4]. По отчету за 1914 г. читальный зал посетили 15593 человека, в том числе 1263 женщины, на дом было выдано всего 5448 книг (из них 2832 – мусульманская литература, 2616 – русская литература). На 1 января 1915 г. библиотечный фонд составлял 2407 экз. книг. В 1914 г. приход составил 1407 руб. 49 коп., расход – 1145 руб. 9 коп. [23, б.4]. О росте популярности библиотеки свидетельствует и следующий факт. 7 октября 1915 г. в здании клуба железнодорожного общественного собрания участники татарского театрального кружка поставили любительский благотворительный спектакль (комедии «Уйнаш» – «Распутство», «Кияү эзләү» – «В поисках жениха») в поддержку библиотеки. «Несмотря на сложные погодные условия и дальнюю дорогу, довольно много народу (хотя зал был неполный) пришло на вечер», – писала татарская газета «Тормыш» («Жизнь»), издававшаяся в Уфе [24, б.3]. Данная благотворительная акция собрала около 750 руб. в пользу библиотеки [25, б.3].
Значительная часть средств, на которые открывались и содержались мусульманские школы в Челябинске, как и во многих других местах, поступала от благотворителей. Так, например, в 1915/1916 учебном году в пользу мужского и женского мектебе пожертвовали деньги мусульманские предприниматели, включая челябинских купцов (Шакир Ахметов и Закир Ахунов внесли по 400 руб., Закир Галеев – 300 руб.). Согласно отчету за 1915/1916 учебный год, помощь оказала и уездная земская управа (200 руб.). Источниками финансирования деятельности этих учебных заведений в 1915/1916 учебном году были и поступления от благотворительного общества, и от организации татарских спектаклей и т.д., всего поступило 5056 руб. 88 коп. [25, б.4].
23 декабря 1916 г. в Челябинске состоялось собрание мусульман, в ходе которого по инициативе Закира Галеева было собрано 56500 руб. на покупку дома для женского медресе (Шакир Ахметов, Закир и Ибрагим Галеевы, Закир Ахунов, Мулламухамед Яушев внесли по 10 тыс. руб., Мухамеджан Валеев, Габдулла Валиуллин – по 5 тыс. руб., братья Гафуровы – 3 тыс. руб., Абдрахман Хабибуллин – 1 тыс. руб., Абдулхалик Мавлютов, Ахмет Сайфетдинов, Шакирзян Яушев, Габдулгани Хасанов – по 500 руб., Исхак Рахимкулов – 100 руб.) [8, б.2; 9, б.4].
Наряду с казанским Гарун-Рашидом Апанаевым, З.З. Ахунов документально зафиксирован действительным членом Екатеринбургского мусульманского благотворительного общества в 1915 г. [18, с.35]12.
Судя по обилию в семейном архиве чистых открыток с портретами деятелей джадидизма Исмаила Гаспринского и Юсуфа Акчуры, Закир Ахунов был сторонником этой популярной доктрины в среде либерально настроенной татарской буржуазии.
Он неоднократно избирался гласным Челябинской городской думы [13, с.172], участвовал в различных городских комиссиях. В 1908 г. был избран членом Сиротского суда от купеческого общества [1, с.111].
Пользовался уважением и за рамками мусульманской общины города, свидетельством чему является памятная открытка от семейства Заводчиковых.
Из-за опасности возникновения стихийных погромов в 1905 г. Закир Ахунов принимал участие в организации гражданской охраны правопорядка в Челябинске. Штаб одного из отрядов самообороны, состоявший из трех служащих З.З. Ахунова, располагался в конторе его оптово-розничного магазина13. В конце того года в городе было неспокойно. Случались как черносотенные погромы еврейского имущества, так и бесчинства со стороны революционно настроенных боевиков-социалистов, как это отмечено в воспоминаниях непосредственного свидетеля тех событий, акцизного чиновника К.Н. Теплоухова (1870–1942) [22, с.189, 190, 192–193].
С 6 февраля 1915 г. товарищем министра финансов был «утвержден в должности члена Учетно-ссудного комитета по торгово-промышленным кредитам при Челябинском отделении Государственного банка». По истечении двухгодового срока был повторно утвержден в этой должности14.
Закир Ахунов – участник совещания Центральной комиссии Национального фонда, состоявшегося 17 октября 1917 г. в Уфе в здании бывшего Оренбургского магометанского духовного собрания, в ходе которого им было сделано пожертвование в 10 тыс. руб. [11, с.391, 393].
По семейной легенде, до революции, или в ее период, в доме З.З. Ахунова укрывался от полиции некий татарский социалист. Этот человек фигурировал как знаковая персона в послевоенном татарском отрывном календаре. Мне его показывали, но я не запомнил ни его фамилии, ни его инициалов.
Скорее всего, именно на 1919 год З.З. Ахунову приходит решение покинуть Челябинск вместе с отступающей белой армией и попытаться на время осесть в Маньчжурии15. Но попытка оказывается неудачной.
После революции имущество З.З. Ахунова было муниципализировано. Однако по окончании эпохи военного коммунизма, в рамках установленной законом демуниципализации имуществ, он пытался бороться за его возврат, проживая уже в Уфе.
В анкетах и автобиографии советского времени, составленных к непростому 1938 г., З.З. Ахунов сообщает о себе сведения, к некоторым из которых следует относиться осторожно. Так, он утверждал, что в 1916 г. поступил на работу в качестве помощника кассира в Челябинском отделении госбанка16, тем самым подменяя на более скромную формулировку факт того, что с февраля 1915 г., как указано выше, он был «утвержден в должности члена учетно-ссудного комитета по торгово-промышленным кредитам при Челябинском отделении Государственного банка».
По сведениям одного из старших родственников, торговая фирма З.З. Ахунова имела и неформальное название «Тридцать три Ахуна», обыгрывающее его инициалы, похожие на числа 33, с одной стороны, и обилие работавших в его фирме родственников, с другой стороны. Однако в документах дореволюционного периода такое название не встречается. Упоминает это название лишь анонимный критик, скрывавшийся под псевдонимом В. Уральский, осуществлявший травлю семейства Закира Ахунова в статье, опубликованной в №94 уфимской газеты «Яңа авыл» («Новая деревня»), органа Башобкома партии, от 18 августа 1929 г.17 Остальные биографические сведения, указанные З.З. Ахуновым в анкетных данных советского периода, не было возможности выверить по альтернативным источникам. Сам же он утверждал в своей анкете советского периода, что в 1920 г. служил в качестве приказчика в Иркутском отделении губсоюза, где и проработал до 1922 г.18. В этот же период там с ним проживал его старший сын Нагим (мой отец), обучавшийся в 6-й иркутской школе 2-й ступени, что имеет документальное подтверждение19.
С 1922 по 1927 г., ввиду болезни, З.З. Ахунов жил в Уфе на иждивении детей. В 1927 г. он поступил в Уфимскую кооперативную артель «Кустарка», где проработал в качестве трудового кустаря до 1930 г. К этому времени имел инвалидность20.
В период с 1927 по 1929 г. в газете «Яңа авыл» разворачивается травля по сословно-имущественному признаку всего семейства З.З. Ахунова, в результате которой двоих его сыновей, студентов Заки и Касыма, исключают из Казанского индустриального института21. В 1930 г. З.З. Ахунов поступил на работу в уфимскую телеграфную сеть в должности заведующего складом, где проработал до 1933 г. В анкете это предприятие он называет конторой по переустройству уфимской телефонной сети с крайними датами: в одном случае – 1930–1932 гг., в самой анкете – 1930–1933 гг.[22] Последняя версия вернее, поскольку 1933 год, как окончание работы в этой организации, подтверждается и сведениями его старшего сына Нагима23. Один из младших сыновей З.З. Ахунова – Салих – в свою очередь указывал в своих анкетах, что «…окончив школу-семилетку, ввиду плохого материального положения, поступил на работу слесарем в “Контору переустройства телефонной сети” (г. Уфа). Проработав там до 1929 года…»24. Получается некая семейная преемственность по работе в этой организации: до 1929 г. там работает один из сыновей Закира Ахунова, затем со следующего года – он сам.
С начала 1930-х гг. семейство начинает потихоньку переезжать в Казань. Средняя дочь З.З. Ахунова, Рукйа, 23 июня 1933 г. сумела взять в Больше-Метескинском сельсовете справку о том, что ее отец по происхождению крестьянин-середняк. Это помогло всей семье избежать дальнейших преследований по сословно-имущественному признаку.
З.З. Ахунов сообщает в своей анкете, что в 1933 г. он поступил на работу в Казводтпо на должность охранника, где проработал до 1934 г. С мая по сентябрь 1934 г. он – охранник в Татсоюзе. Затем в том же году поступил в ящичный цех на пряничную фабрику Татнаркомместпрома, где работал ящичником. В апреле – августе 1935 г. – киоскер Казанского табакторга (киоск №2). С мая 1936 г. по октябрь 1937 г. – продавец в Союзтекстильшвейторге, по увольнении за ударный труд (в оригинале за ударничества) был поощрен денежной премией. После поступил на работу в Казинторг в качестве продавца. Это сведения по состоянию на 1938 год, когда было создано личное дело З.З. Ахунова как работника Казинторга, в том же году он уволился25.
Умер З.З. Ахунов в 1951 г. после тяжелой онкологической болезни.
В челябинский период жизни в рамках общественной деятельности З.З. Ахунов пересекался с Сулейманом Аитовым, Гарун-Рашидом Апанаевым, троицкими Рахманкуловыми и Бакировыми, уфимским купцом, выходцем из Казанской губернии Садретдином Назировым, уроженцем д. Бакрчи Цивильского уезда Казанской губернии Ш.А. Ахметовым, уроженцем д. Сая Казанского уезда и губернии Г.Ф. Бурнаевым, Закиром и Рахимом Тумашевыми (старшие родственники Равиля Тумашева и Нияза Халита), уроженцем д. Б.Менгер Казанского уезда и губернии Г.Гайнутдиновым (отец архитектора И.Г. Гайнутдинова), уроженцем д. Наласа Казанского уезда и губернии Закиром Галеевым, у которого останавливался Г.Баруди.
Косвенные факторы позволяют предположить, что уроженец Казанского уезда и губернии, крупнейший уфимский торговец и благотворитель С.М. Назиров через свою жену приходился родственником семейству З.З. Ахунова26.
С первых лет челябинской торговли Закира Ахунова к нему начинают перебираться родственники. Не позднее 1905 г. сюда переезжает его старший брат Салахутдин – отец будущего скульптора Садри Ахуна. Покинув родные края – Б.Метески Лаишевского уезда Казанской губернии, до переезда в Челябинск, Салахутдин Ахунов служил приказчиком в екатеринбургских торговых предприятиях Агафуровых27. В Челябинске он служил у Закира Ахунова ответственным приказчиком (заведующим магазином).
Кроме Салахутдина Ахунова, в Челябинск переехали племянники З.З. Ахунова – Мухаметзян Ахунов – сын самого старшего брата Ахметзяна и Галиахмет Габдулганеев – сын родной сестры Закира Ахунова – Газизы. Так же в Челябинске находились и Аминевы – родственники жены Закира – Биби Кашифы мулла Салахутдин кызы (дочь муллы д.Торнояз Казанского уезда и губернии Салахутдина Мухамет-Аминева). Аминевы, переехавшие на Урал, проживали, кроме того, в Уфе и Троицке.
Благодаря тому, что в дореволюционный Челябинск на работу в торговле З.З. Ахунова приехали родственники, ряд из них получал и культурный толчок именно здесь. Садрий – сын его старшего брата Салахутдина, обучаясь в торговой школе, попал под влияние хорошего преподавателя рисования Е.Т. Володина, заметившего в нем талант и развившего его на начальном этапе [6, с.11–12], в советский период этот племянник З.З. Ахунова стал известным татарским скульптором Садри Ахуном.
Другой племянник Закира Ахунова, Мухаметзян, был в числе инициаторов создания Челябинского народного татарского театра в 1910 г. [7, с.202, 205].
Младшая дочь самого З.З. Ахунова, Амина, в конце 1920-х гг. получившая дополнительное образование в уфимском музыкальном техникуме искусств (так сама А.З. Ахунова называла это учебное заведение; вероятно, Башкирский государственный техникум искусств), стала методистом дошкольного музыкального образования.
Один из сыновей З.З. Ахунова работал в КБ Ильюшина инженером авиационного электрооборудования, являлся участником разработки бортовой панели самолета ИЛ-62. Другой его сын, Салих, в довоенное время работавший по строительной части в системе железной дороги, после войны был переведен в систему гражданской авиации аэрофлота, в 1960-х гг. участвовал в освоении Арктики, а также от Управления гражданской авиации и Главмосстроя занимался застройкой районов Москвы.
Выяснение предполагаемого родства жены Закира Ахунова, Биби Кашифы [Мухамет]-Аминовой, с С.М. Назировым требует дополнительных архивных изысканий. Кроме этого невыясненного момента, так же за недостаточностью источников, остается еще вопрос по общественной деятельности З.З. Ахунова в послереволюционный период.
В коллекции фотографий Абдула Субханкулова (1910, Челябинск –?) екатеринбургским исследователем Рустамом Бикбовым была обнаружена фотография, датированная на обороте 1923 г. и подписанная на лицевой стороне как «Мусульманский педтехникум».
Кроме изначально отмеченного стрелочкой на этой фотографии, по всей видимости, дарителем, некоего Бикбова, автором были идентифицированы еще две персоны: Мухаметзян Фазылжанович Валеев и Закир Залялетдинович Ахунов.
Мусульманский педтехникум. 1923 г. Из коллекции фотографий Абдула Субханкулова (1910, Челябинск –?), передана Р.Н. Ахунову в цифровом виде Рустамом Бикбовым
Сначала Р. Бикбовым было выдвинуто предположение, что фотография сделана в Екатеринбурге (Свердловском этот город стал именоваться с 1924 г.). Однако в ходе совместного обсуждения мы пришли к выводу, что местом съемки состава «Мусульманского педтехникума» наиболее вероятен Челябинск или Троицк.
В центре фотографии явно расположены либо представители администрации, либо спонсоры этого учебного заведения. Данное обстоятельство может свидетельствовать об общественной деятельности М.Ф. Валеева и З.З. Ахунова в 1923 г. Однако материалов уточняющего характера до сих пор не обнаружено.
Что касается екатеринбургской версии фотографии «Мусульманского педтехникума», автору был доступен лишь хронологически близкий источник 1922 г. Сведения о составе Екатеринбургского мусульманского педагогического техникума, имеющиеся в издании «Советский Екатеринбург: справочник-путеводитель» (1922 г.) весьма скупы: указываны лишь фамилия заведующего, общее число учащихся, длительность срока обучения и адрес этого учебного заведения.
Проведенные Рустамом Бикбовым исследования материалов Государственного архива Свердловской области по Свердловско-Екатеринбургскому мусульманскому педагогическому техникуму за период его функционирования с 1919 по 1937 г., какую-либо информацию о М.Ф. Валееве и З.З. Ахунове там не выявили.
Проведенные исследования свидетельствуют о том, что З.З. Ахунов как татарский деятель не только внес значительный вклад в развитие мусульманской общины Челябинска в начале XX в., но принимал участие в насущных вопросах российских мусульман и за пределами Челябинска Оренбургской губернии. Как участием и благотворительностью на совещании Центральной комиссии Национального фонда, состоявшегося 17 октября 1917 г. в Уфе, так и участием в поддержке новых образовательных институций для мусульман раннего советского периода (Мусульманский педтехникум). Широкие иногородние общественные связи З.З. Ахунова подтверждаются и фактом упоминания его в составе мусульманского благотворительного общества Екатеринбурга Пермской губернии.
[1] Устав Общества был утвержден Оренбургским губернским по делам об обществах присутствием 7 июня 1913 г.
2 Государственный архив Республики Татарстан (ГА РТ). Ф.204. Оп.177. Д.126. Л.208.
[3] ГА РТ. Ф.103. Оп.1. Д.4. Л.78 об., 81.
[4] Эти сведения приводятся по рассказам старших родственников.
[5] ГА РТ. Ф.103. Оп.1. Д.4. Л.78, 78 об., 81.
[6] ГА РТ. Ф.868. Оп.2л. Д.42. Л.3 об., 5.
7 Объединенный государственный архив Челябинской области (ОГАЧО). Ф.И-3. Оп.1. Д.1221. Л.75.
8 ОГАЧО. Ф.И-226. Оп.4. Д.364. Л.306 об.
[9] ОГАЧО. Ф.И-3. Оп.1. Д.752. Л.14 об.–15.
[10] Государственный архив Российской Федерации (ГА РФ). Ф.143. Оп.8. Д.1796. Л.1 об.
11 ОГАЧО. Ф.И-3. Оп.1. Д.1221. Л.75.
[12] В отчете этого общества обе фамилии фигурируют рядом, в обоих случаях их упоминания.
13 ОГАЧО. Ф.596. Д.61. Оп.1. Л.117.
14 ГА РФ. Ф.143. Оп.8. Д.1796. Л.1 об., 2.
15 По сведениям, полученным от старших родственников – детей З.З. Ахунова: сына Салиха и дочери Амины.
[16] ГА РТ. Ф.868. Оп.2л. Д.42. Л.3 об., 5.
[17] ГА РТ. Ф.Р-262. Оп.2. Д.8а. Л.6.
[18] ГА РТ. Ф.868. Оп.2л. Д.42. Л.3 об., 5.
[19] Личный альбом Н.З. Ахунова для памятных записей // Семейный архив.
[20] ГА РТ. Ф.868. Оп.2л. Д.42. Л.3 об., 5.
[21] ГА РТ. Ф.262. Оп.2. Д.8а. Л.5, 5 об., 6, 7, 8, 8 об. Когда они поступали на учебу в 1927 г., это был индустриальный техникум, когда отчислялись в 1929 г., уже институт.
22 ГА РТ. Ф.868. Оп.2л. Д.42. Л.3 об., 5.
[23] Ахунов Нагим Закирович – личное дело студента КГУ (1933 г.) // Научно-библиографический отдел (НБО) Научной библиотеки им. Н.И. Лобачевского Казанского федерального университета (НБЛ КФУ). Оп. л/д студентов и аспирантов исключенных, выбывших и окончивших КГУ с 1926–1952 гг. Д.724. Л.2.
24 Ахунов Салих Закирович. 1937–1939 гг. // МПС. Управление Казанской железной дорогой. Отдел кадров. Личное дело. Арх. №149. Л.3.
[25] ГА РТ. Ф.868. Оп.2л. Д.42. Л.3 об., 5.
26 Садретдин Мифтахутдинович Назиров – уроженец д. Б.Битаман, где муллой служил дед Биби Кашифы. В семейном архиве есть открытка с записью «На память родственникам в Казани от Назировых», а в семейном архиве Рабиги – младшей сестры Биби Кашифы, хранится фотография С.М. Назирова с женой Мастюрой и т.д.
27 ГА РТ. Ф.П-8353. Оп.1. Д.78. Л.3.
Об авторах
Рустем Нагимович Ахунов
Автор, ответственный за переписку.
Email: rustik68@gmail.com
исследователь
Россия, КазаньСписок литературы
- Адрес-календарь и справочная книжка Оренбургской губернии на 1912 г. Оренбург: Изд. Губ. стат. ком., 1912. 160 с.
- Ахунов Р.Н. З.З. Ахунов в Челябинске: опыт генеалогического исследования // Гороховские чтения: материалы шестой региональной музейной конференции. Челябинск: Челябинский гос. краеведческий музей, 2015. С.612–616.
- Боже В.С. Ахунов Закир Залялетдинович // Челябинск: энциклопедия. Челябинск: Каменный пояс, 2001. С.66.
- Боже В.С., Денисов Д.Н., Ахунов Р.Н. Ахунов Закир Залялетдинович // Ислам на Урале: энциклопедический словарь. М.; Нижний Новгород: ИД «Медина», 2009. С.45–46, 219.
- Бреннерт В. Садри Ахун: к 25-летию творческой деятельности татарского скульптора. Казань: Тип. Ремесл. училище №8, 1945. 46 с.
- Бурнай Г. Чиләбе каласында татар театры // Татар театры (1906–1926). Тулыландырылган 2 нче басма. Казан: Мәгариф, 2003. Б.202–204.
- Бурнай Г. Чиләбедә татарча беренче спектакль // Татар театры (1906–1926). Тулыландырылган 2 нче басма. Казан: Мәгариф, 2003. Б.204–207.
- Вакыт. 1917. 3 гыйнвар.
- Вакыт. 1917. 4 гыйнвар.
- Великая российская революция 1917 года и мусульманское движение: сборник документов и материалов / сост., предисл. и примеч. С.М. Исхаков. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2019. 492 с.
- Вся Россия. Русская книга промышленности, торговли, сельского хозяйства и администрации: торгово-промышленный адрес-календарь Российской империи. СПб.: Издание А.С. Суворина, 1902.
- Денисов Д.Н. Мусульманская община Челябинска (60-е годы XIX – начало XX века) // Вестник Челябинского государственного университета. Серия 1: История. 2008. Вып. 27, №4 (135). С.137–148.
- Денисов Д.Н. Очерки по истории мусульманских общин Челябинского края (XVIII – начало XX в.). М.: Изд. дом Марджани, 2011. 256 с.
- Денисов Д.Н., Хабутдинов А.Ю. Формирование и эволюция мусульманских общин Троицка и Челябинска в конце XVIII – начале XX века // Tatarica. 2021. №17(2). С.84–104. https://doi.org/10.26907/2311-2042-2021-17-2-84-104
- Әл-Ислах. 1908. №38. Б.10.
- Ислам в конфессиональном пространстве Оренбургского края / В.В. Амелин, Д.Н. Денисов, К.А. Моргунов. Оренбург: Университет, 2014. 303 с.
- Миннуллин З.С. Благотворительность и татарские общественные библиотеки начала XX века // Библиотековедение. 2011. №2. С.107–112. https://doi.org/10.25281/0869-608X-2011-0-2-107-112
- Отчет Екатеринбургского Мусульманского Благотворительного Общества за 1915 год. Екатеринбург: Тип. М.М. Доброхотовой, 1916. 39 с.
- Первая всеобщая перепись населения Российской Империи, 1897 г. / под ред. Н.А. Тройницкого. Т.XXVIII. Оренбургская губерния. СПб.: Изд-е Центр. стат. ком. М-ва вн. дел, 1904. 173 с.
- Справочная книжка Оренбургского края на 1872 год. Оренбург: Изд. Губ. стат. ком., 1872. 595 с.
- Татарская энциклопедия / гл. ред. А.М. Мазгаров; отв. ред. Г.С. Сабирзянов. Казань: Ин-т татар. энцикл., 2014. Т.6: У–Я. 2014. С.290–291.
- Теплоухов К.Н. Удивительное жизнеописание акцизного чиновника и человека в его мемуарах, рассказах и фотографиях. 1897–1924 гг. / сост. Д.Г. Графов. Челябинск: Каменный пояс, 2015. 623 с.
- Тормыш. 1915. 11 сентябрь.
- Тормыш. 1915. 14 октябрь.
- Тормыш. 1916. 6 август.
Дополнительные файлы
