The Imaginary Beast-the Phoenix Sign as the Bearer of the Chinese Bestial Cultural Code: the Evolution of Meanings

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The article considers the formation and development of meanings of the Phoenix as an imaginary beast-sign, a bearer of the bestiary code of Chinese culture. The methodology of highlighting the stages of evolution of the image of the beast-sign and analysis of its meanings is based on the ideas of Russian semioticians V.N. Toporov and A.E. Makhov concerning the historical typology of beast-signs from totem to zoomorphic images, then bestiary images and images-embodies. As a result of the study it was found that the imaginary totemic image-sign Phoenix was formed on the basis of domestic birds: chicken, pheasant, peacock and other animals, the zoomorphic image of the Phoenix symbolised the Sun God, Fire God (female image), Wind God (male image) of the polytheistic pantheon of ancient Chinese Gods, The phoenix became an emblem of imperial power and its female bearers (empresses, princesses, concubines), and finally, in the course of cultural history the image lost its religious and political significance, the phoenix became an emblem of love, femininity, happiness and harmony. Understanding the changing meanings of the phoenix as one of the beast-signs, the carriers of the Chinese cultural code, will enable a better understanding of the aims and values of Chinese culture at different stages of development, as well as the mechanisms of cultural continuity and cultural development in China, making possible endless renewals on the traditional cultural ground.

About the authors

Mengmeng Yuan'

Email: 739601405@qq.com

References

  1. Адилханян Н Л. Бестиарий «Шань хай цзин»(«山海经») как феномен китайской культуры // Китайский язык: лингвистические и методические аспекты материалы международной научной конференции (Чита, 27 октября 2016 г.).–Чита: ЗабГУ. 2016: 92-95.
  2. Волкова О Н. Структура словаря имён мифических животных древнего Китая. // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета, 2009 (4 (8)): 22-28.
  3. Мартыненко Н П. Семиотика китайской культуры: к вопросу о происхождении и развитии образа дракона. // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия, 2019 (4): 68-76.
  4. Негодяева О А. Пара" дракон-феникс" в культуре и искусстве Китая. // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации. 2019: 153-154.
  5. Решетнёва У Н. Образы фантастических существ в китайских пословицах и поговорках. // Аналитика культурологии, 2009 (15): 283-291.
  6. Терентьев-Катанский А П. Иллюстрации к китайскому бестиарию. // Мифологические животные Древнего Китая. СПб.: Форма, 2004.
  7. Яншина Э М. Каталог гор и морей. Шань хай цзин. 2004.
  8. 庞秉璋. 《山海经》异兽"类"的考释. 化石, 2000(2):2.
  9. 范武杰. 论中国凤凰意象的演变[J]. 青春岁月, 2012(20):2.
  10. 刘人锋. 古代文学中梧桐与凤凰意象的爱情意义[J]. 作家, 2013(01X):2.
  11. 李代萍. 探究古代文学中梧桐与凤凰意象的爱情意义[J]. 魅力中国, 2017(5):1.
  12. 唐旭东. 宋玉辞赋"凤"意象研究[J]. 周口师范学院学报, 2021, 38(4):6.
  13. 吴艳荣. 论凤凰的"性"变[J]. 江汉论坛, 2005(5):5.
  14. 李伟. 福建畲族"凤凰装"服饰符号的文化语义探析[J]. 兰州教育学院学报, 2015, 31(10):3.
  15. Ван М. Эволюция представлений о фениксе в китайской языковой картине мира // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Лингвистика, 2020 (4): 6-12. doi: 10.18384/2310-712X-2020-4-6-12
  16. 陈璇, 唐晓梅. 山海经异兽造型在动画角色设计中的运用探究[J]. 传播力研究, 2019, 3(31):1.
  17. 朱莉. 山海经异兽文化元素在汉服设计中的应用[J]. 西部皮革, 2021, 43(16):2.
  18. 杨浏青青. 《山海经》异兽形象与中国传统动物装饰形态研究[D]. 山东艺术学院. 2018. 3.
  19. 路佳煜. 从《山海经》走出的"异兽"--浅析自媒体账号"嘉了个玲"对《山海经》异兽形象的再现与传播[J]. 视听, 2022(5):135-137.
  20. В. Н. Топоров. Модель мира (мифопоэтическая) // Мифы народов мира: Энциклопедия. М., 1980.-Т. 2.-С.161-166.
  21. Топоров В. Мировое дерево. Универсальные знаковые комплексы. Том 2. М.: Litres, 2022. С.339-341.
  22. Деменова В.В., Безносова А.О. Образ девы-птицы в искусстве стран Евразии (к постановке вопроса) // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2019.№ 35. С. 169-181. doi: 10.17223/22220836/35/16
  23. 刘城淮. 中国上古神话[M]. 上海文艺出版社, 1988.
  24. Токарев С. А. Ранние формы религии. М., 1990. С. 51.
  25. Иванов Вяч.Вс., Топоров В.Н. Животное. / Мифы народов мира: Энциклопедия. М., 1980.-Т. 1.-С. 84.
  26. 闻一多. 闻一多神话与诗[M]. 吉林人民出版社, 2013.
  27. 何新. 诸神的起源[M]. 北京工业大学出版社, 2007.
  28. Леви-Стросс К. Тотемизм сегодня / Неприрученная мысль. М.: Академический проект, 2008.
  29. Фрейзер Д Д. Золотая ветвь. М.: Наука, 2012.
  30. Тэрнер В. Символ и ритуал. М.: Наука, 1983.
  31. Махов А Е. Свойства зверя: от античной «естественной истории» к эмблематике Ренессанса и барокко. // Бестиарий в словесности и изобразительном искусстве: сб. статей/сост. АЛ Львова. М.: Intrada, 2012: 84-97.
  32. 班固. 白虎通 (1-2册)[M]. 中华书局, 1985.
  33. 程俊英, 蒋见元. 诗经注析.上[M]. 中华书局, 1991.玄. 三国演义资料汇编[M]. 南开大学出版社, 2003.
  34. 朱一玄. 三国演义资料汇编[M]. 南开大学出版社, 2003.
  35. 朱一玄. 红楼梦资料汇编[M]. 南开大学出版社, 1985.
  36. 王叔岷. 列仙传校笺[M]. 中华书局, 2007.
  37. 符号里的中国/赵运涛著. 北京:中华书局,2021.7
  38. Сомкина Н.А. Историческая морфология китайского феникса. //Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 9. Филология. Востоковедение. Журналистика. 2008. № 4-2. С. 288-292.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».