От «Лаборатории квеста» к лаборатории кадров

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

С 2015 г. в Университете Правительства Москвы существует «Лаборатория квеста», реализующая социально-культурные проекты для города с участием студентов вуза. В 2020 г. она была преобразована в Центр социально-культурного проектирования. Студенты по мере вовлечения в организацию проектов для города приобретают позитивное отношение к работе в структурах Правительства Москвы, к преобразованиям в столичном мегаполисе. Они начинают лучше понимать, каковы возможности их профессионального развития. Участие в проектной деятельности расширяет набор управленческих и надпрофессиональных компетенций студентов. Соучастный принцип в приложении к обучению позволяет развить все стороны личности молодого человека, помогает ему стать самостоятельным и ответственным. Освоение практико-ориентированных знаний превращает студентов в профессионалов, адаптированных к современным условиям. Опыт, получаемый при обучении в вузе, позволяет молодым людям стать высококлассными специалистами, готовыми участвовать в развитии комфортной городской среды в российской столице.

Полный текст

Еще совсем недавно специалисты по обучению говорили о необходимости новых подходов в высшем образовании. Однако обстановка в мире так быстро меняется, что уже сейчас для подготовки грамотных профессионалов, востребованных на рынке труда, вузам нужно обновлять перечни формируемых компетенций. Трансформации в обществе и экономике имеют глобальный характер, ожидаемое будущее наступает скорее, чем прогнозировалось, и потому на данный момент среди самых важных «компетенций будущего» уже оказались способность к активному обучению, стрессоустойчивость, гибкость, критическое и креативное мышление.

По-прежнему существенный аспект подготовки городских управленческих кадров – формирование умений решать сложные задачи, координировать коллектив, управлять взаимодействием в команде, работа в условиях многозадачности, ограниченности времени и ресурсов. Необходимы городским управленцам и навыки научно-исследовательской, проектной и организационной деятельности.

Во время обучения в вузе важно сформировать у молодых людей ценностные установки будущей профессиональной деятельности. Молодежь в силу своего возраста и недостаточной социальной зрелости, отсутствия собственного социального опыта, зачастую не имеет четкого представления о том, как будет выглядеть их работа. Для того чтобы помочь студентам яснее увидеть ожидающий их профессиональный путь, свою роль и вклад в развитие науки, общества, нужно в обучении опираться на практико-ориентированный подход [4]. Занятия должны быть построены на реальном практическом материале, чтобы знакомить студентов с лучшими образцами управления городом. Учащиеся смогут анализировать существующие практики Москвы, посещать выездные занятия, встречаться с руководителями и профессионалами различных отраслей. Не менее важно вовлекать студентов в действующие городские проекты.

Названный подход реализуется в обучении в Университете Правительства Москвы. На кафедре социально-гуманитарных дисциплин и истории права в 2020 г. открылся Центр социально-культурного проектирования. Созданию центра способствовали результаты многолетней работы автора статьи и инициативной студенческой группы «Лаборатория квеста» – преподавателей и студентов образовательной программы «Социально-культурное развитие мегаполиса». С 2015 г. группа провела свыше 150 мероприятий. Сегодня, уже являясь формальной структурой университета, Центр социально-культурного проектирования активно вовлекает в свою работу студентов, которые таким образом становятся и субъектами развития. В числе ведущих сотрудников центра – выпускники университета.

Смысловое ядро проектов центра – информация о культуре и истории, современных достижениях в развитии Москвы и России. Студенты ведут самостоятельную научно-исследовательскую и практическую работу, изучают и популяризуют знания о городе и стране. Университет же, поддерживая студенческие инициативы, становится их партнером. Таким образом, реализуется соучастный принцип, который является одним из трендов в современном обществе [8]. Согласно соучастному подходу, молодой человек становится субъектом проектной деятельности, ее соавтором [5]. Благодаря активному включению в проект меняется его отношение к изучаемому материалу [3].

Одно из важнейших направлений работы Центра социально-культурного проектирования – культурное просвещение и развитие культурной жизни общества, поскольку «каждый человек имеет право на приобщение к культурным ценностям» [1]. В 2015–2020 гг. было проведено более 20 мероприятий в рамках проекта Департамента образования города Москвы «Университетские субботы». Все они были посвящены российской и мировой истории и культуре. Посетителей было свыше 3 тыс. человек. При поддержке Департамента национальной политики города Москвы организованы мероприятия, посвященные межнациональным отношениям. Команда Центра социально-культурного проектирования постаралась раскрыть многогранность национального состава и национальных культур в столице. С 2017 г. до начала пандемии во время общегородских праздников (День города, День Победы) сотрудники центра проводили квесты для всех горожан. С 2018 г. организуются познавательные мероприятия на площадках Всероссийского фестиваля NAUKA 0+ [6]. Ежегодно в них принимает участие более 1 тыс. человек. С 2020 г. центр принимает участие в городской работе по сохранению и популяризации культурного наследия Москвы [2] и России. «Лаборатория квеста» является партнером ежегодного Молодежного форума «Наследие» Департамента культурного наследия города Москвы. Специально для форума разработаны мероприятия «Архитектурный квиз» (в 2020 и 2021 гг. [7]), «Архитектурный квест» (2021 г.), ориентированные в первую очередь на молодую аудиторию.

Помимо совместных проектов, Центр социально-культурного проектирования реализует собственные инициативы – онлайн-квизы «Москва в деталях» и «Турнир: профессионалы Москвы». Всем, кто решает попробовать свои силы, предлагается подробнее познакомиться с историей развития города и его современными преобразованиями. Основное внимание сосредоточено на профориентации и построении будущей карьеры – вопросах, которые чрезвычайно актуальны для молодого поколения.

В 2021 г. центр запустил онлайн-проект «О России с любовью». Его идея возникла после того, как центр получил приглашение посетить «II Региональную молодежную конференцию для российских соотечественников стран Америки и Австралии» в Мехико, посвященную продвижению русской культуры за рубежом. На конференции команда проекта поделилась опытом внедрения новых форм работы и взаимодействия с молодежью, представила собственную работу, проводимую с применением инновационных социокультурных практик.

Накопленный опыт позволяет центру привлекать студентов, участвующих в его работе, к созданию образовательного контента для программ повышения квалификации, реализуемых университетом. Кроме того, студенты работают над наполнением мероприятий в рамках проекта «Стажировки в правительстве Москвы». Для этих программ нужны продукты, в которых используются специальные игровые приемы, повышающие мотивацию и вовлеченность слушателей, способствующие закреплению полученных знаний.

Центр взаимодействует с другими сотрудниками университета, что помогает ему осваивать новые направления деятельности и укреплять внутриуниверситетские связи. Так, в 2021 г. в коллаборации со структурными подразделениями вуза и студенческим сообществом был реализован проект «ProfiVibe: навыки успешного управленца». Создатели проекта обратились к теме манипуляций сознанием молодого человека и вовлечения его в экстремистскую деятельность. Участники анализировали методики недопущения манипуляций и сформулировали важность умений ставить цели и достигать их.

Всего в одном только 2021 г. центр при активном участии студентов разработал и организовал более 50 мероприятий, и общий объем аудитории превысил 4,5 тыс. человек.

В настоящий момент в создание мероприятий различного уровня сложности, форм и направленности на постоянной основе вовлечены 12–15 студентов университета. Все они получают практический опыт управления проектами и командной работы. К реализации каждого мероприятия привлекаются еще около 20 студентов других образовательных программ, что дает им возможность изучить и отработать основы организационной деятельности.

В современном обучении между участниками образовательного процесса обязательно должна быть обратная связь. Через диалог преподаватель выясняет, насколько правильно выбраны и эффективны применяемые им методики, может исправить недостатки. Студент, со своей стороны, понимает, что его мнение важно, и это знание позитивно влияет на его ценностные установки. Участие в проектах Центра социально-культурного проектирования и команды проекта «Лаборатория квеста», несомненно, влияет на профессиональное становление вовлеченных в работу студентов. Чтобы лучше оценить характер и силу этого влияния, было проведено интервьюирование 11 выпускников университета, входивших в ядро команды проекта «Лаборатория квеста». Респонденты излагали субъективное мнение о результатах своего участия в проектах с точки зрения профессионального и личностного развития. Ответы всех без исключения выпускников носили позитивную эмоциональную окраску. Интервьюируемые отмечали, что работа в команде проекта в студенческие годы дала им возможность проникнуть в суть проектной и организационной деятельности. Им удалось еще на этапе обучения позиционировать себя как полноценных проектных менеджеров. Такое заявление содействовало трудоустройству на достаточно высокие позиции, потому что работодатели рассматривали участие в проектах как реальный практический опыт. Выпускники подчеркивали: им удалось овладеть важными для современных условий и любых профессиональных сред навыками командной работы. Они указали, что стали более коммуникабельными, научились гибко подходить к планированию своей деятельности и решению задач. Они умеют быстро реагировать на изменения, работать в условиях многозадачности. Многие студенты, участвуя в социокультурных проектах, увидели город по-новому, осознали перспективы своего профессионального и личностного развития в столичном мегаполисе.

Проектная деятельность требует достаточно серьезных затрат энергии и времени, а от вовлеченности молодых людей в работу и их активности зависит очень многое. Поэтому на начальном этапе студентам разъясняются суть проекта и ценность вложенных усилий. Проводится предварительная диагностика заинтересованности и мотивации, обсуждается готовность заниматься проектом в нужном объеме. Отмечаются аспекты деятельности, которые кажутся наиболее привлекательными.

Опыт центра показывает, что доля вовлеченных студентов, глубоко погруженных в работу над проектом, обычно не превышает 10% от общего числа обучающихся по направлению подготовки. Тем не менее такой результат можно считать достаточно хорошим. Молодых людей, демонстрирующих более низкую активность, также можно вовлекать в проектную деятельность на этапах организации и проведения мероприятий. Студенты с самой низкой активностью успешно подключаются к проекту как его целевая аудитория или знакомятся с нюансами его реализации в рамках учебных и дополнительных занятий. Такой мягкий подход способствует оптимизации всего учебного процесса и дополнительно стимулирует обучающихся к самостоятельной исследовательской деятельности.

Чтобы лучше понимать мотивацию участия студентов в научно-практической деятельности и выявить факторы, влияющие на их вовлеченность, в Университете Правительства Москвы был проведен опрос. Респондентами стали 347 студентов различных курсов и направлений подготовки. Результаты должны были способствовать тиражированию практик Центра социально-культурного проектирования в обучении на других кафедрах вуза.

Формирование опросника проводилось с применением соучастного подхода. Вопросы составлялись по результатам работы с фокус-группой. В качестве одной из задач опроса был выбран анализ готовности студентов к совместной с преподавателем деятельности по преобразованию окружающей среды, в том числе образовательной среды университета.

Наиболее интересными формами лекционных занятий для студентов являются лекция-беседа, лекция-обсуждение, выездные лекции и лекции с участием экспертов. Данный результат может говорить о том, что студентам важно не только пассивно получать информацию, но и узнавать ответы на свои вопросы, высказывать собственную точку зрения. Среди практических занятий наиболее популярны игровые форматы, групповая работа, групповая работа над проектом, занятия с приглашенными экспертами, выездные занятия, решение кейсов. Их самое главное преимущество, по мнению участников опроса, – подтверждение теоретических сведений реальными примерами. Преподавателю такие форматы позволяют профессионально ориентировать студентов и сформировать у них позитивное отношение к работе в сфере управления городом.

По мнению респондентов, во время обучения нужны позитивные эмоции, получаемые на занятиях и при общении, возможность самореализации.

Оказалось, что в проектах университета участвуют около 35% участников опроса, причем в основном ради развития навыков и получения опыта. Большая часть респондентов готовы вместе с преподавателями работать над созданием новых форм занятий, принимать участие в проектах, направленных на развитие университета. Данный результат свидетельствует о готовности студентов к соучастию. Среди ответов, объясняющих мотивацию к включению в подобные виды деятельности, – ожидание положительных эмоций, возможность самореализации, возможность попробовать новый вид активности, зарекомендовать себя перед будущими работодателями.

Соучастный подход позволяет расширить представления студентов о том, какие возможности у них есть для профессионального развития в городе, в частности, в структурах Правительства Москвы. Проекты, инициируемые Центром социально-культурного проектирования, позволяют выявлять наиболее активных членов студенческого сообщества, развивать в нем социальные связи, а также обновлять содержание обучения по образовательным программам Университета Правительства Москвы.

Современные социально-экономические условия диктуют новые правила для развития образовательной среды, подталкивают к внедрению новых подходов в коммуникации со студентами. Сегодня очень важно строить диалог студента и преподавателя на равных, находить совместные решения. Такое взаимодействие служит воспитанию зрелой личности. Стены вуза покидает человек, имеющий четкую гражданскую позицию, способный брать ответственность за свои поступки как в личных делах, так и в профессиональной сфере. Задача руководителя проекта состоит в том, чтобы направлять креативную энергию молодого поколения в продуктивное русло, способствуя формированию нравственных установок и поддержанию традиционных ценностей.

Вовлечение студентов в организацию проектов, которые получают отклик у горожан, значительно повышает эффективность обучения. Молодые люди видят, что их знания и усилия имеют ценность для города, отвечают современным требованиям жизни, а главное, позволяют сделать вклад в развитие столичного мегаполиса.

×

Об авторах

Е. В. Климкович

Университет Правительства Москвы

Автор, ответственный за переписку.
Email: info@mguu.ru

доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин и истории права, кандидат педагогических наук

Россия, Москва

Список литературы

  1. Закон РФ от 09.10.1992 № 3612-1 (ред. от 30.04.2021) «Основы законодательства Российской Федерации о культуре». Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс».
  2. Постановление Правительства Москвы от 20.09.2011 № 431-ПП (ред. от 30.03.2021) «Об утверждении Государственной программы города Москвы «Развитие культурно-туристической среды и сохранение культурного наследия». Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс».
  3. Гаврилова Н. В., Шугуренский Д. Демократизация системы образования через партисипаторные практики в школах и университетах США // Образование и наука. 2021. № 7. С. 99–121.
  4. Кудинова О. С., Скульмовская Л. Г. Проектная деятельность в вузе как основа инноваций // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 4. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27928 (дата обращения: 13.05.2022).
  5. Островерх О. С., Тихомирова А. В. Соучастное проектирование образовательного пространства новой школы // Вопросы образования. 2021. № 3. С. 260–283.
  6. Попасть в «Мир научных открытий» предложил Университет Правительства Москвы участникам фестиваля NAUKA 0+ // Университет Правительства Москвы: [сайт]. 17.10.2018. URL: https://mguu.ru/popast-v-mir-nauchnyh-otkrytij-predlozhil-universitet-pravitelstva-moskvy-uchastnikam-festivalya-nauka-0/ (дата обращения: 13.05.2022).
  7. Форум «Наследие» объединил экспертов и молодых специалистов в сфере сохранения культурного наследия // Р.И.М.: [сайт]. 03.12.2020. URL: https://www.rim-pn.ru/форум-наследие-объединил-эксперто/ (дата обращения: 13.05.2022).
  8. Ramaswamy V., Gouillart F. J. The power of co-creation: build it with them to boost growth, productivity, and profits. New York: Free Press, 2010. 276 p.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».