От «Лаборатории квеста» к лаборатории кадров
- Авторы: Климкович Е.В.1
-
Учреждения:
- Университет Правительства Москвы
- Выпуск: № 2(56) (2022)
- Страницы: 52-57
- Раздел: Наука и инновации
- URL: https://medbiosci.ru/2541-8580/article/view/292915
- ID: 292915
Цитировать
Полный текст
Аннотация
С 2015 г. в Университете Правительства Москвы существует «Лаборатория квеста», реализующая социально-культурные проекты для города с участием студентов вуза. В 2020 г. она была преобразована в Центр социально-культурного проектирования. Студенты по мере вовлечения в организацию проектов для города приобретают позитивное отношение к работе в структурах Правительства Москвы, к преобразованиям в столичном мегаполисе. Они начинают лучше понимать, каковы возможности их профессионального развития. Участие в проектной деятельности расширяет набор управленческих и надпрофессиональных компетенций студентов. Соучастный принцип в приложении к обучению позволяет развить все стороны личности молодого человека, помогает ему стать самостоятельным и ответственным. Освоение практико-ориентированных знаний превращает студентов в профессионалов, адаптированных к современным условиям. Опыт, получаемый при обучении в вузе, позволяет молодым людям стать высококлассными специалистами, готовыми участвовать в развитии комфортной городской среды в российской столице.
Ключевые слова
Полный текст
Еще совсем недавно специалисты по обучению говорили о необходимости новых подходов в высшем образовании. Однако обстановка в мире так быстро меняется, что уже сейчас для подготовки грамотных профессионалов, востребованных на рынке труда, вузам нужно обновлять перечни формируемых компетенций. Трансформации в обществе и экономике имеют глобальный характер, ожидаемое будущее наступает скорее, чем прогнозировалось, и потому на данный момент среди самых важных «компетенций будущего» уже оказались способность к активному обучению, стрессоустойчивость, гибкость, критическое и креативное мышление.
По-прежнему существенный аспект подготовки городских управленческих кадров – формирование умений решать сложные задачи, координировать коллектив, управлять взаимодействием в команде, работа в условиях многозадачности, ограниченности времени и ресурсов. Необходимы городским управленцам и навыки научно-исследовательской, проектной и организационной деятельности.
Во время обучения в вузе важно сформировать у молодых людей ценностные установки будущей профессиональной деятельности. Молодежь в силу своего возраста и недостаточной социальной зрелости, отсутствия собственного социального опыта, зачастую не имеет четкого представления о том, как будет выглядеть их работа. Для того чтобы помочь студентам яснее увидеть ожидающий их профессиональный путь, свою роль и вклад в развитие науки, общества, нужно в обучении опираться на практико-ориентированный подход [4]. Занятия должны быть построены на реальном практическом материале, чтобы знакомить студентов с лучшими образцами управления городом. Учащиеся смогут анализировать существующие практики Москвы, посещать выездные занятия, встречаться с руководителями и профессионалами различных отраслей. Не менее важно вовлекать студентов в действующие городские проекты.
Названный подход реализуется в обучении в Университете Правительства Москвы. На кафедре социально-гуманитарных дисциплин и истории права в 2020 г. открылся Центр социально-культурного проектирования. Созданию центра способствовали результаты многолетней работы автора статьи и инициативной студенческой группы «Лаборатория квеста» – преподавателей и студентов образовательной программы «Социально-культурное развитие мегаполиса». С 2015 г. группа провела свыше 150 мероприятий. Сегодня, уже являясь формальной структурой университета, Центр социально-культурного проектирования активно вовлекает в свою работу студентов, которые таким образом становятся и субъектами развития. В числе ведущих сотрудников центра – выпускники университета.
Смысловое ядро проектов центра – информация о культуре и истории, современных достижениях в развитии Москвы и России. Студенты ведут самостоятельную научно-исследовательскую и практическую работу, изучают и популяризуют знания о городе и стране. Университет же, поддерживая студенческие инициативы, становится их партнером. Таким образом, реализуется соучастный принцип, который является одним из трендов в современном обществе [8]. Согласно соучастному подходу, молодой человек становится субъектом проектной деятельности, ее соавтором [5]. Благодаря активному включению в проект меняется его отношение к изучаемому материалу [3].
Одно из важнейших направлений работы Центра социально-культурного проектирования – культурное просвещение и развитие культурной жизни общества, поскольку «каждый человек имеет право на приобщение к культурным ценностям» [1]. В 2015–2020 гг. было проведено более 20 мероприятий в рамках проекта Департамента образования города Москвы «Университетские субботы». Все они были посвящены российской и мировой истории и культуре. Посетителей было свыше 3 тыс. человек. При поддержке Департамента национальной политики города Москвы организованы мероприятия, посвященные межнациональным отношениям. Команда Центра социально-культурного проектирования постаралась раскрыть многогранность национального состава и национальных культур в столице. С 2017 г. до начала пандемии во время общегородских праздников (День города, День Победы) сотрудники центра проводили квесты для всех горожан. С 2018 г. организуются познавательные мероприятия на площадках Всероссийского фестиваля NAUKA 0+ [6]. Ежегодно в них принимает участие более 1 тыс. человек. С 2020 г. центр принимает участие в городской работе по сохранению и популяризации культурного наследия Москвы [2] и России. «Лаборатория квеста» является партнером ежегодного Молодежного форума «Наследие» Департамента культурного наследия города Москвы. Специально для форума разработаны мероприятия «Архитектурный квиз» (в 2020 и 2021 гг. [7]), «Архитектурный квест» (2021 г.), ориентированные в первую очередь на молодую аудиторию.
Помимо совместных проектов, Центр социально-культурного проектирования реализует собственные инициативы – онлайн-квизы «Москва в деталях» и «Турнир: профессионалы Москвы». Всем, кто решает попробовать свои силы, предлагается подробнее познакомиться с историей развития города и его современными преобразованиями. Основное внимание сосредоточено на профориентации и построении будущей карьеры – вопросах, которые чрезвычайно актуальны для молодого поколения.
В 2021 г. центр запустил онлайн-проект «О России с любовью». Его идея возникла после того, как центр получил приглашение посетить «II Региональную молодежную конференцию для российских соотечественников стран Америки и Австралии» в Мехико, посвященную продвижению русской культуры за рубежом. На конференции команда проекта поделилась опытом внедрения новых форм работы и взаимодействия с молодежью, представила собственную работу, проводимую с применением инновационных социокультурных практик.
Накопленный опыт позволяет центру привлекать студентов, участвующих в его работе, к созданию образовательного контента для программ повышения квалификации, реализуемых университетом. Кроме того, студенты работают над наполнением мероприятий в рамках проекта «Стажировки в правительстве Москвы». Для этих программ нужны продукты, в которых используются специальные игровые приемы, повышающие мотивацию и вовлеченность слушателей, способствующие закреплению полученных знаний.
Центр взаимодействует с другими сотрудниками университета, что помогает ему осваивать новые направления деятельности и укреплять внутриуниверситетские связи. Так, в 2021 г. в коллаборации со структурными подразделениями вуза и студенческим сообществом был реализован проект «ProfiVibe: навыки успешного управленца». Создатели проекта обратились к теме манипуляций сознанием молодого человека и вовлечения его в экстремистскую деятельность. Участники анализировали методики недопущения манипуляций и сформулировали важность умений ставить цели и достигать их.
Всего в одном только 2021 г. центр при активном участии студентов разработал и организовал более 50 мероприятий, и общий объем аудитории превысил 4,5 тыс. человек.
В настоящий момент в создание мероприятий различного уровня сложности, форм и направленности на постоянной основе вовлечены 12–15 студентов университета. Все они получают практический опыт управления проектами и командной работы. К реализации каждого мероприятия привлекаются еще около 20 студентов других образовательных программ, что дает им возможность изучить и отработать основы организационной деятельности.
В современном обучении между участниками образовательного процесса обязательно должна быть обратная связь. Через диалог преподаватель выясняет, насколько правильно выбраны и эффективны применяемые им методики, может исправить недостатки. Студент, со своей стороны, понимает, что его мнение важно, и это знание позитивно влияет на его ценностные установки. Участие в проектах Центра социально-культурного проектирования и команды проекта «Лаборатория квеста», несомненно, влияет на профессиональное становление вовлеченных в работу студентов. Чтобы лучше оценить характер и силу этого влияния, было проведено интервьюирование 11 выпускников университета, входивших в ядро команды проекта «Лаборатория квеста». Респонденты излагали субъективное мнение о результатах своего участия в проектах с точки зрения профессионального и личностного развития. Ответы всех без исключения выпускников носили позитивную эмоциональную окраску. Интервьюируемые отмечали, что работа в команде проекта в студенческие годы дала им возможность проникнуть в суть проектной и организационной деятельности. Им удалось еще на этапе обучения позиционировать себя как полноценных проектных менеджеров. Такое заявление содействовало трудоустройству на достаточно высокие позиции, потому что работодатели рассматривали участие в проектах как реальный практический опыт. Выпускники подчеркивали: им удалось овладеть важными для современных условий и любых профессиональных сред навыками командной работы. Они указали, что стали более коммуникабельными, научились гибко подходить к планированию своей деятельности и решению задач. Они умеют быстро реагировать на изменения, работать в условиях многозадачности. Многие студенты, участвуя в социокультурных проектах, увидели город по-новому, осознали перспективы своего профессионального и личностного развития в столичном мегаполисе.
Проектная деятельность требует достаточно серьезных затрат энергии и времени, а от вовлеченности молодых людей в работу и их активности зависит очень многое. Поэтому на начальном этапе студентам разъясняются суть проекта и ценность вложенных усилий. Проводится предварительная диагностика заинтересованности и мотивации, обсуждается готовность заниматься проектом в нужном объеме. Отмечаются аспекты деятельности, которые кажутся наиболее привлекательными.
Опыт центра показывает, что доля вовлеченных студентов, глубоко погруженных в работу над проектом, обычно не превышает 10% от общего числа обучающихся по направлению подготовки. Тем не менее такой результат можно считать достаточно хорошим. Молодых людей, демонстрирующих более низкую активность, также можно вовлекать в проектную деятельность на этапах организации и проведения мероприятий. Студенты с самой низкой активностью успешно подключаются к проекту как его целевая аудитория или знакомятся с нюансами его реализации в рамках учебных и дополнительных занятий. Такой мягкий подход способствует оптимизации всего учебного процесса и дополнительно стимулирует обучающихся к самостоятельной исследовательской деятельности.
Чтобы лучше понимать мотивацию участия студентов в научно-практической деятельности и выявить факторы, влияющие на их вовлеченность, в Университете Правительства Москвы был проведен опрос. Респондентами стали 347 студентов различных курсов и направлений подготовки. Результаты должны были способствовать тиражированию практик Центра социально-культурного проектирования в обучении на других кафедрах вуза.
Формирование опросника проводилось с применением соучастного подхода. Вопросы составлялись по результатам работы с фокус-группой. В качестве одной из задач опроса был выбран анализ готовности студентов к совместной с преподавателем деятельности по преобразованию окружающей среды, в том числе образовательной среды университета.
Наиболее интересными формами лекционных занятий для студентов являются лекция-беседа, лекция-обсуждение, выездные лекции и лекции с участием экспертов. Данный результат может говорить о том, что студентам важно не только пассивно получать информацию, но и узнавать ответы на свои вопросы, высказывать собственную точку зрения. Среди практических занятий наиболее популярны игровые форматы, групповая работа, групповая работа над проектом, занятия с приглашенными экспертами, выездные занятия, решение кейсов. Их самое главное преимущество, по мнению участников опроса, – подтверждение теоретических сведений реальными примерами. Преподавателю такие форматы позволяют профессионально ориентировать студентов и сформировать у них позитивное отношение к работе в сфере управления городом.
По мнению респондентов, во время обучения нужны позитивные эмоции, получаемые на занятиях и при общении, возможность самореализации.
Оказалось, что в проектах университета участвуют около 35% участников опроса, причем в основном ради развития навыков и получения опыта. Большая часть респондентов готовы вместе с преподавателями работать над созданием новых форм занятий, принимать участие в проектах, направленных на развитие университета. Данный результат свидетельствует о готовности студентов к соучастию. Среди ответов, объясняющих мотивацию к включению в подобные виды деятельности, – ожидание положительных эмоций, возможность самореализации, возможность попробовать новый вид активности, зарекомендовать себя перед будущими работодателями.
Соучастный подход позволяет расширить представления студентов о том, какие возможности у них есть для профессионального развития в городе, в частности, в структурах Правительства Москвы. Проекты, инициируемые Центром социально-культурного проектирования, позволяют выявлять наиболее активных членов студенческого сообщества, развивать в нем социальные связи, а также обновлять содержание обучения по образовательным программам Университета Правительства Москвы.
Современные социально-экономические условия диктуют новые правила для развития образовательной среды, подталкивают к внедрению новых подходов в коммуникации со студентами. Сегодня очень важно строить диалог студента и преподавателя на равных, находить совместные решения. Такое взаимодействие служит воспитанию зрелой личности. Стены вуза покидает человек, имеющий четкую гражданскую позицию, способный брать ответственность за свои поступки как в личных делах, так и в профессиональной сфере. Задача руководителя проекта состоит в том, чтобы направлять креативную энергию молодого поколения в продуктивное русло, способствуя формированию нравственных установок и поддержанию традиционных ценностей.
Вовлечение студентов в организацию проектов, которые получают отклик у горожан, значительно повышает эффективность обучения. Молодые люди видят, что их знания и усилия имеют ценность для города, отвечают современным требованиям жизни, а главное, позволяют сделать вклад в развитие столичного мегаполиса.
Об авторах
Е. В. Климкович
Университет Правительства Москвы
Автор, ответственный за переписку.
Email: info@mguu.ru
доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин и истории права, кандидат педагогических наук
Россия, МоскваСписок литературы
- Закон РФ от 09.10.1992 № 3612-1 (ред. от 30.04.2021) «Основы законодательства Российской Федерации о культуре». Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс».
- Постановление Правительства Москвы от 20.09.2011 № 431-ПП (ред. от 30.03.2021) «Об утверждении Государственной программы города Москвы «Развитие культурно-туристической среды и сохранение культурного наследия». Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс».
- Гаврилова Н. В., Шугуренский Д. Демократизация системы образования через партисипаторные практики в школах и университетах США // Образование и наука. 2021. № 7. С. 99–121.
- Кудинова О. С., Скульмовская Л. Г. Проектная деятельность в вузе как основа инноваций // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 4. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27928 (дата обращения: 13.05.2022).
- Островерх О. С., Тихомирова А. В. Соучастное проектирование образовательного пространства новой школы // Вопросы образования. 2021. № 3. С. 260–283.
- Попасть в «Мир научных открытий» предложил Университет Правительства Москвы участникам фестиваля NAUKA 0+ // Университет Правительства Москвы: [сайт]. 17.10.2018. URL: https://mguu.ru/popast-v-mir-nauchnyh-otkrytij-predlozhil-universitet-pravitelstva-moskvy-uchastnikam-festivalya-nauka-0/ (дата обращения: 13.05.2022).
- Форум «Наследие» объединил экспертов и молодых специалистов в сфере сохранения культурного наследия // Р.И.М.: [сайт]. 03.12.2020. URL: https://www.rim-pn.ru/форум-наследие-объединил-эксперто/ (дата обращения: 13.05.2022).
- Ramaswamy V., Gouillart F. J. The power of co-creation: build it with them to boost growth, productivity, and profits. New York: Free Press, 2010. 276 p.
Дополнительные файлы
