Когнитивно-прагматические аспекты репрезентации пищи в медиадискурсах. Рецензия на монографию: Shevchenko V., Tomascikova S. Representation of Food in Media Discourses: Cognitive and Pragmatic Aspects: monograph. Samara: Samara University Publishing House, 2021. 216 p. ISBN 978-5-7883-1588-1

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Настоящая рецензия посвящена монографии В. Шевченко и С. Томашчиковой Representation of Food in Media Discourses: Cognitive and Pragmatic Aspects, где исследовался процесс реализации когнитивных моделей, связанных с репрезентацией пищи в американском, британском и российском медиадискурсах. Сравнительный анализ, проведенный в ходе исследования, показал, что журналисты из изданий этих стран выдвигают определенные составляющие когнитивных моделей на первый план в соответствии с прагматическими целями. Автор приходит к выводу, что вышедшая монография является крупным исследованием актуальной проблемы когнитивных моделей и содержит значимые теоретические и практические результаты, которые могут быть использованы в научной и учебной деятельности преподавателей, учителей, студентов, аспирантов и докторантов.

Полный текст

Введение

Монография В. Шевченко и С. Томашчиковой посвящена актуальной проблеме реализации когнитивных моделей, связанных с пищей, в американском, британском и российском медиадискурсах. В ней было проведено фундаментальное исследование когнитивных аспектов репрезентации пищи, а также прагматических целей авторов, оказывающих влияние на репрезентацию пищи в масс-медиа.

Основная часть

Первая глава монографии посвящена проблемам когнитивных моделей и прагматики. В рамках данной главы авторы обращаются к работам отечественных и зарубежных исследователей, занимавшихся проблемами моделирования, когнитивистики и прагматики [Евсеева, Крейдлин 2017; Савицкий 1993], а также проблемами репрезентации пищи в медиадискурсе [Shevchenko 2020; Shevchenko 2019; Shevchenko, Mamet 2020; Shevchenko, Shevchenko 2021; Shevchenko, Tomascikova 2021; Tomaščíková 2015].

Вторая глава посвящена проблеме репрезентации пищи в медиадискурсах. Согласно данной главе, средства массовой информации являются самым значимым каналом распространения информации и формирования новых знаний о еде в обществе; они служат основным каналом введения в жизнь общества новых практик, касающихся потребления пищи, а также средством оценки прошлого, настоящего и будущего этих практик.

В третьей главе авторы проводят детальный анализ когнитивных и прагматических аспектов репрезентации пищи в американском медиа-дискурсе. Авторы делают вывод, что в рамках американского медиадискурса присутствует прежде всего негативная репрезентация пищи и связанных с ней социальных практик, что обусловлено особыми прагматическими целями журналистов.

Четвертая глава посвящена специфике репрезентации пищи в британском медиадискурсе. В результате проведенного анализа В. Шевченко и С. Томашчикова приходят к заключению, что в британском медиадискурсе журналисты концентрируются в основном на позитивной репрезентации еды с целью формирования положительного отношения британцев к здоровому питанию и образу жизни. Журналисты также обращаются к другим сторонам социальной жизни (путешествия, кино, отдых, спорт и т. п.), связывая их со здоровым питанием и привлекая таким образом к нему внимание общества.

В пятой главе анализируются когнитивные и прагматические аспекты репрезентации пищи в российском медиадискурсе. Проведя анализ большого объема медиатекстов, В. Шевченко и С. Томашчикова полагают, что в российском медиадискурсе пища репрезентируется как в позитивном, так и в негативном планах, что обусловлено одной прагматической целью журналистов, состоящей в закреплении представлений о роли здорового питания в обществе.

Заключение

Авторы проанализировали доминантные составляющие в когнитивных моделях США, Британии и России, выдвигаемые журналистами посредством языковых средств с целью достижения прагматических целей, связанных с формированием особого отношения к здоровому питанию. Один из основных выводов в работе состоит в том, что цели журналистов достигаются посредством особой когнитивной и прагматической организации медиатекстов, посвященных пище.

Монография представляет интерес для исследователей, занимающихся проблемами дискурса, типологии дискурсов, медиадискурса, когнитивного моделирования.

×

Об авторах

Е. С. Шевченко

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Автор, ответственный за переписку.
Email: slash99@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-2400-6856

доктор филологических наук, профессор кафедры русской и зарубежной литературы и связей с общественностью

Россия, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34

Список литературы

  1. Евсеева, Крейдлин 2017 – Евсеева И.В., Крейдлин Г.Е. Фреймовое моделирование фрагментов лексико-словообразовательных гнезд с семантикой «заболевание» // Вестник Томского государственного университета. Филология, 2017. № 49. С. 5–23. DOI: http://doi.org/10.17223/19986645/49/1. EDN: https://www.elibrary.ru/zwdtfp.
  2. Савицкий 1993 – Савицкий В.М. Английская фразеология: проблемы моделирования. Самара: Самарский университет, 1993. 171 с.
  3. Shevchenko 2020 – Shevchenko V.D. Realization of «Food as a Source of Health» cognitive model // Current Issues in Philology and Pedagogical Linguistics. 2020. № 4. С. 62–68. DOI: http://doi.org/10.29025/2079-6021-2020-4-62-68. EDN: https://elibrary.ru/xqgjuc.
  4. Shevchenko 2019 – Shevchenko V.D. Representation of Street Food in the Russian Media Discourse: Cognitive and Pragmatic Aspects // SKASE Journal of Literary and Cultural Studies. 2019. Vol. 1, no. 2. URL: http://www.skase.sk/Volumes/SJLCS02/pdf_doc/04.pdf.
  5. Shevchenko, Mamet 2020 – Shevchenko V.D., Mamet P. Realization of «Food as a Source of Danger» Cognitive Model in the Russian Media Discourse // Current Issues in Philology and Pedagogical Linguistics. 2020. № 2. С. 53–60. DOI: http://doi.org/10.29025/2079-6021-2020-2-53-60. EDN: https://elibrary.ru/fuxprk.
  6. Shevchenko, Shevchenko 2021 – Shevchenko V.D., Shevchenko E.S. Cognitive and pragmatic peculiarities of positive and negative food representation in Russian media discourse // Vestnik of Saint Petersburg University. Language and Literature, 2021. Vol. 18, issue 2. P. 417–431. DOI: http://doi.org/10.21638/spbu09.2021.210. EDN: https://elibrary.ru/lvqsfc.
  7. Shevchenko, Tomascikova 2021 – Shevchenko V., Tomascikova S. Representation of food in media discourses: cognitive and pragmatic aspects: monograph. Samara: Samara University Publishing House, 2021. 216 p. URL: http://repo.ssau.ru/bitstream/Monografii/Representation-of-Food-in-Media-Discourses-Cognitive-and-Pragmatic-Aspects-monograph-Tekst-elektronnyi-90380/1/Шевченко%20В.Д.%20Representation%202021.pdf; https://elibrary.ru/item.asp?id=46673547. EDN: https://elibrary.ru/aewrsh.
  8. Tomaščíková 2015 – Tomaščíková S. Cultural Heritage and Food – New Media Narratives – New Meanings and New Identities // European English Messenger. 2015. № 2. P. 49–57.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Шевченко Е.С., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».