Особенности правового регулирования патриотического воспитания студентов: нормативно-правовые аспекты программы «Россия в мире»
- Авторы: Аслаева А.А.1
-
Учреждения:
- Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Нефтекамский многопрофильный колледж
- Выпуск: Том 30, № 4 (2024)
- Страницы: 130-135
- Раздел: Педагогика
- URL: https://medbiosci.ru/2542-0445/article/view/311885
- DOI: https://doi.org/10.18287/2542-0445-2024-30-4-130-135
- ID: 311885
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Статья рассматривает особенности правового регулирования патриотического воспитания студентов: нормативно-правовые аспекты программы «Россия в мире». Основная цель курса «Россия в мире» заключается в развитии гражданских чувств и патриотизма у учащихся старших классов, а также в прививании четкого понимания национальных интересов Российской Федерации. Этот курс уникально структурирован, чтобы обеспечить комплексное понимание различных аспектов жизни в России и представить их в современном контексте, чего не предлагает ни одна другая программа обучения на данный момент. По результатам исследования произведен обзор научно-практических сведений по формированию нормативно-правовой базы, которая является основой составления образовательной программы «Россия в мире» и определяет идеологическую основу, цели, задачи, структуру, результаты обучения, сформулированные в программе. Необходимо принимать во внимание все рекомендации государственных документов в области патриотического воспитания и образования.
Ключевые слова
Полный текст
Введение
В нормативных документах Российской Федерации четко отражена потребность в развитии патриотического сознания населения. Текущий момент исторического развития отдает предпочтение устранению существующих недостатков в системе патриотического воспитания. Пробелы в знаниях молодежи по истории и обществознанию особенно заметны, предлагается повышать качество обучения этим предметам через воссоздание исторических контекстов, что не только способствует лучшему усвоению материала, но и играет основную роль в формировании социальной памяти у молодых людей, способствуя их комплексному патриотическому воспитанию [Гуров, Аслаева 2024, с. 12].
В современном мире, где материальные ценности часто выходят на первый план, особенно актуальным становится вопрос вовлечения молодежи в общественно-политическую жизнь через призму патриотического воспитания. Педагогам и семье отводится ключевая роль в процессе формирования у подрастающего поколения глубинного понимания культурного кода нации и исторической преемственности, особенно в периоды социальных трансформаций. Создание прочной основы для воспитания патриотически настроенных и морально устойчивых граждан возможно лишь при условии сохранения традиционных ценностей и их грамотной интеграции в современный контекст. Только системное патриотическое воспитание, базирующееся на нравственных идеалах и культурном наследии, способно противостоять вызовам времени и сформировать поколение, искренне преданное интересам своего Отечества [Бачевский 2019, с. 41].
Комплексное образование молодежи, выходящее далеко за рамки школьных стен, играет определяющую роль в формировании общества будущего. Современные подростки, сохраняя высокую эмпатию к окружающим, демонстрируют удивительную зрелость в формировании собственных политических взглядов и жизненной позиции. Эффективное педагогическое воздействие сегодня должно включать широкий спектр методов – от анализа художественных фильмов до участия в разнообразных внешкольных мероприятиях, позволяя молодым людям получать разносторонний жизненный опыт [Пустовойтов, Корнейков 2021, с. 38]. Формирование личности в подростковом периоде во многом зависит от того, насколько родители вовлечены в жизнь своего ребенка. Учителям необходимо сделать все возможное, чтобы семья осознала свою значимость в этом процессе, ведь именно родительское участие в воспитании становится решающим фактором для гармоничного взросления молодого человека [Молодежь новой России 2024].
Целью исследования является анализ методических особенностей нормативных предпосылок формирования программы «Россия в мире».
Результаты исследования
В образовательном учреждении педагоги частично освобождаются от ответственности за формирование нравственных ценностей и социальную адаптацию обучающихся, хотя официальный документ – Примерная основная образовательная программа основного общего образования – содержит конкретные инструменты и способы отслеживания этих процессов. Данная программа предоставляет практические механизмы для контроля социализации и морального становления учащихся, однако не возлагает всю полноту ответственности за эти аспекты исключительно на школьных преподавателей [Рындина 2017, с. 54].
Будущее нашей страны во многом определяется теми, кто сегодня получает высшее образование. Университетская среда собирает самых одаренных и целеустремленных молодых людей из разных социальных групп, формируя интеллектуальную элиту следующего поколения. Именно в стенах вузов складывается система ценностей и жизненных приоритетов, которая впоследствии будет определять вектор развития государства. Студенчество можно рассматривать как чувствительный индикатор общественных настроений, поскольку оно объединяет наиболее прогрессивную и мыслящую часть молодежи из всех слоев населения [Чухров 2021, с. 334].
Гражданско-патриотическое воспитание студентов в вузах должно символизировать идею исторической преемственности, связи поколений [Уразалиева 2018, с. 16]. Инициатива «Россия в мире» отличается своей патриотической направленностью и представляет собой образовательную программу, нацеленную на методичное изучение истории и внедрение стратегических целей в формирование подрастающего поколения. Важно подчеркнуть, что эти задачи, утвержденные Президентом России, включают в себя развитие целостной личности, воспитание уважения к культуре, нравственности, духовности, а также подготовку сознательных и ответственных граждан. Определение национальной идентичности через связь с русским языком и принадлежность к историческому и культурному наследию российского народа является важным аспектом. Эта концепция получила свое подтверждение в документе, описывающем стратегические направления развития и воспитательной работы в образовательной сфере России до 2025 года [Тараторин 2022, с. 283].
Современная правовая база, регулирующая патриотическое воспитание подрастающего поколения, может рассматриваться как основное направление во внутренней политике государства. При организации работы по патриотическому воспитанию и составлению учебной программы «Россия в мире» следует ориентироваться на следующие законодательные акты и нормативные документы, принятые в Российской Федерации:
– В основе развития патриотического воспитания среди граждан России лежит обширная законодательная база, нацеленная на поддержку этих идеалов. Важнейшим элементом, определяющим контур патриотического воспитания, является Конституция Российской Федерации. Этот законодательный акт не только объединяет многонациональный народ страны под общими целями и идеалами, но и подчеркивает значение семьи, детей и национального наследия, устанавливая обязанность каждого гражданина защищать свою Родину. Таким образом, Конституция служит фундаментом для воспитания глубокого ощущения патриотизма, подкрепляя уважение к языку, культуре, истории, что неотделимо от понятия гражданской ответственности и патриотического духа. В 2020 году на проведенном Референдуме были одобрены изменения в Конституцию РФ, которые подчеркнули важность социокультурных основ и духовных ценностей для укрепления национальной идентичности, в том числе в контексте самоопределения населения России. Эти поправки подтвердили, что страны представляют собой многонациональное государство, где все народы имеют равные права и связаны общей тысячелетней историей, что подтверждает непрерывность развития государства в исторически укрепленное государственное единство [Конституция 2011].
– Два главных законодательных актов, формирующих основу для развития патриотического воспитания в России, это Федеральные законы: первый, принятый 29 декабря 2012 года и касающийся образовательной сферы в РФ, и второй, датированный 30 декабря 2020 года, который описывает политику в отношении молодого поколения. Оба законодательных акта выделяют воспитание патриотизма и развитие гражданских качеств как фундаментальную цель и главное направление, соответственно, в образовательной и молодежной политике государства. Они рассматривают образование как целенаправленный процесс, который служит интересам индивида, семьи, общества, и государства, подчеркивая его важность в формировании гражданской идентичности. В дополнение, российское законодательство об образовании включает в себя раздел 12.1 под названием «Общие требования к воспитательной деятельности учащихся». В нем подчеркивается ответственность учебных заведений за создание воспитательных программ и планирование соответствующих мероприятий. Особое внимание уделяется включению в эти программы действий, направленных на формирование у граждан чувства патриотизма (Федеральный закон 2012).
– Различные законодательные акты влияют на процесс патриотического воспитания, охватывая его многие аспекты. Примером такого воздействия служит Федеральный закон № 53-ФЗ от 28 марта 1998 года, озаглавленный «О воинской обязанности и военной службе», который подчеркивает важность выполнения гражданами России своего конституционного права и долга защищать родину. В нем, в частности, статья 14 обозначает обязательства государственных органов, местных властей, а также различных организаций в организации военно-патриотического воспитания. Этот раздел также выделяет финансовую и организационную сторону таких программ, а также отмечает необходимость учета навыков, приобретенных гражданами через участие в них, включая моменты, связанные с призывом на службу (Федеральный Закон 2015).
– В ответ на статью было выпущено нормативное регулирование – Решение от 24 июля 2000 года № 551, изданное Правительством Российской Федерации, касающееся детских и молодежных организаций с военно-патриотическим уклоном. Документ разъясняет основные принципы и цели таких организаций, а также устанавливает порядок предоставления им оборудования, учебных материалов и других ресурсов от государственных органов (Указ 1996).
– 14 июля 2022 года был принят законопроект № 261-ФЗ, который ознаменовал собой значительный шаг в укреплении идеалов патриотизма среди молодежи и детей в России. Этот законодательный акт учредил национальное движение для юношества и детства, устанавливая его основные принципы, правовые рамки, а также цели и задачи. В центре внимания данного движения находится формирование личности молодого поколения с акцентом на профессиональное самоопределение, досуг и общее развитие, предусматривая их подготовку к активной и значимой роли в обществе. Основополагающее значение придается воспитанию уважения к родине, развитию творческого потенциала, выращиванию высоких моральных качеств, а также привитию любви к природе и ответственности за будущее страны и самого себя, опираясь на традиционные ценности (Постановление Правительства 2014; Распоряжение Правительства 2014).
В области планомерного развития воспитательных программ в России особое внимание уделяется патриотическому аспекту, как это заметно в Стратегии развития воспитания до 2025 года. В центре государственных усилий находится стремление культивировать у молодого поколения глубокие духовные и моральные ценности, чувство принадлежности к российской историко-культурной традиции и ответственность за будущее страны. Особое внимание уделяется роли русского языка, который представляет собой основу формирования навыков гражданской идентичности и национального самосознания. Таким образом, в стратегии подчеркивается важность воспитания уважения к государственному языку и поддерживается идея гражданского воспитания, а также акцентируется внимание на формировании идентичности.
В рамках тактических целей Российской Федерации, изложенных в документе об основах государственной политики в отношении молодежи до 2025 года, особое внимание уделяется формированию молодого поколения, которое отличается независимостью суждений и патриотическими чувствами, стремлением к профессиональному мастерству, способностями к взаимопониманию между различными культурами. Помимо этого, акцент сделан на развитие личностных качеств, таких как самостоятельность в принятии важных решений, ответственность и уважение к культурной разноплановости, что в совокупности направлено на общественное процветание, улучшение жизненного уровня граждан и благополучие каждой семьи (Распоряжение Правительства 2014; Распоряжение Правительства 2015).
В начале нового тысячелетия была разработана Концепция, посвященная вопросам формирования патриотизма среди жителей РФ, которая и поныне не потеряла своего значения. Этот основополагающий документ разъясняет главные идеи, цели и задачи воспитания любви к Отечеству, а также рассматривает важность и вклад государственных структур, общественных организаций и объединений в данный процесс. В нем подчеркивается, что патриотизм представляет собой не только глубокую привязанность и верность Родине, но и желание служить ее благам, включая готовность к личным жертвам во имя ее защиты (Концепция 2003).
Также было подчеркнуто значение моральных аспектов патриотических черт характера, выраженных через активное участие в гражданской жизни и преданное служение родине. Было отмечено, что патриотизм на уровне индивида является ключевой стабильной чертой, которая отражается в его взглядах на мир, моральных ценностях и стандартах поведения. В более широком контексте патриотическое воспитание составляет фундамент общественного менталитета, проявляясь в особых отношениях к национальным традициям, истории, культуре и строительству государства. Патриотическое воспитание было признано фундаментальным элементом, который объединяет и поддерживает рост и устойчивость наций и государств на протяжении их эволюции в общественном контексте [Патриотическое воспитание 2013; Леншин 2020].
Особое место занимают законы о государственном гимне, гербе и флаге, которые утверждают государственную символику Российской Федерации как результат вековой истории государства, определяющие суверенитет и самобытность страны, выделяющие ее в мировом сообществе, и ассоциируются с традициями, нацией, наследием (Федеральный 2013; Федеральный закон 2014 б; Указ Президента 2014].
Обсуждение и выводы
Вся нормативно-правовая база, рассмотренная в статье, является основой при составлении образовательной программы «Россия в мире» и определяет идеологическую основу, цели, задачи, структуру, результаты обучения, сформулированные в программе. Чтобы эффективно внедрять концепцию патриотического воспитания в учебный процесс студентов, необходимо учтановить прочные связи между главными темами учебных программ в колледже и элементами патриотического обучения. В этом контексте особо ценными становятся аспекты, связанные с восприятием духовных и моральных ценностей российского общества, а также с погружением в национальную культуру и историческое наследие. Важно также адаптировать процесс познания к уникальным возрастным, психологическим и персональным характеристикам студентов, придерживаясь подходов, ориентированных на личностное развитие.
Основные цели, которые ставит перед собой программа «Россия в мире», охватывают широкий спектр задач, решаемых в ходе освоения программы.
Первая задача направлена на развитие понимания сущности исторической науки в ее нынешнего состояния, на изучение методов и понимание значимости исторических исследований для прогресса и дальнейшего существования России на международной арене, а также на знакомство с основами историографии.
Вторая задача касается обогащения студентов обширными и систематизированными знаниями о прошлом России и всего человечества, углубленным пониманием вклада России в мировую историю и осмыслением исторических процессов в глобальном контексте.
Третья задача акцентирует внимание на развитии компетенций студентов для анализа и интерпретации исторических данных, включая навыки критического осмысления разнообразных исторических интерпретаций. Студенты учатся применять исторические знания, как в общественной жизни, так и в предстоящей профессиональной карьере. Главными аспектами также являются: освоение методов проектной работы и исторического моделирования, подкрепленных использованием разнообразных источников информации. Обучение направлено на развитие умения эффективно работать с историческими документами и самостоятельно проводить их анализ. Важное место занимает приобретение навыков межкультурного взаимодействия, в том числе в контексте обсуждения исторических тем.
Об авторах
А. А. Аслаева
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Нефтекамский многопрофильный колледж
Автор, ответственный за переписку.
Email: AlbinaAslaeva@mail.ru
преподаватель, советник по воспитанию
Россия, 450077, Российская Федерация, Рес-публика Башкортостан, г. Уфа, ул. Театральная, 5/2Список литературы
- Бачевский 2019 – Бачевский В.И. Военно-патриотические сборы для молодежи // Юный краевед. 2019. № 3–4. С. 40–45. URL: http://xn----8sbgidbxjy7a3i8a.xn--p1ai/archiv/2019/KRAEVED-blok-03-19.pdf.
- Гуров, Аслаева 2024 – Гуров В.Н., Аслаева А.А. Патриотическое воспитание в СПО: проектирование и реализация общеобразовательной учебной дисциплины «Россия в мире» // Общенаучный журнал. 2024. № 1. С. 11–15. URL: https://panor.ru/articles/patrioticheskoe-vospitanie-v-spo-proektirovanie-i-realizatsiya-obshcheobrazovatelnoy-uchebnoy-distsipliny-rossiya-v-mire/101822.html?ysclid=m4l6nyc6f694709635#.
- Леншин 2020 – Леншин С.И. Патриотическое воспитание в России // Общество. Доверие. Риски: материалы Ежегодного Международного форума, Москва, 28 октября 2020 года / под общ. ред.И.В. Грошева. Редколлегия: А.В. Троицкий [и др.]. Москва: Государственный университет управления, 2020. С. 472–478. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44174763. EDN: https://elibrary.ru/lpntjj.
- Рындина 2017 – Рындина А.С. Нормативно-правовые основы образовательного процесса в России // Медицинская сестра. 2017. № 4. С. 52–56. URL: https://medsestrajournal.ru/sites/default/files/fulltext-pdf/25879979-2017-04-10.pdf.
- Пустовойтов, Корнейков 2021 – Пустовойтов В.Н., Корнейков Е.Н. Информационные технологии как средство гражданско-патриотического воспитания современных школьников // Научное обозрение. Педагогические науки. 2021. № 2. С. 37–41. URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2367 (дата обращения: 01.12.2024).
- Тараторин 2022 – Тараторин Е.В. Роль студенческого медиацентра в гражданско-патриотическом воспитании молодежи // Успехи гуманитарных наук. 2022. № 10. С. 281–288. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49407973. EDN: https://elibrary.ru/jktfol.
- Уразалиева 2018 – Уразалиева Р.М. Специфика гражданско-патриотического воспитания студентов Казахстана // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2018. № 4. С. 15–22. DOI: http://doi.org/10.18384/2310-7219-2018-4-15-22. EDN: https://elibrary.ru/mjwbnr.
- Чухров 2021 – Чухров А.С. Особенности патриотического воспитания студентов технического вуза // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 6 (91). С. 333–335. DOI: http://doi.org/10.24412/1991-5497-2021-691-333-335.
- Патриотическое воспитание 2013 – Патриотическое воспитание в современной России / О.В. Долгих, Т.И. Кабанова, Н.В. Ковтун [и др.]; Центр содействия развитию научных исследований. Новосибирск: Издательство Сибпринт, 2013. 212 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37053654. EDN: https://elibrary.ru/yyrouh.
- Молодежь новой России 2024 – Молодежь новой России: образ жизни и ценностные приоритеты // Институт социологии Федерального научно-исследовательского центра РАН. URL: https://www.isras.ru/analytical_report_Youth_2.html (дата обращения: 01.12.2024).
Дополнительные файлы
