Том 31, № 2 (2025)
Персоналии
Памяти профессора Виктора Васильевича Рябова
Аннотация
26 февраля 2025 г. научно-педагогическое сообщество понесло невосполнимую утрату – ушел из жизни член-корреспондент Российской академии образования, доктор исторических наук, профессор, президент Московского городского педагогического университета (МГПУ) и его основатель Виктор Васильевич Рябов



Мои университеты
Воспитание на основе традиционной народной культуры
Аннотация
В статье рассматриваются проблемы этнопедагогики и ее развитие в контексте деятельности группы ученых Российской Академии образования, основателей этого направления Г.Н. Волкова, В.М. Коротова, А.Л. Бугаёвой. Они сформулировали «золотое правило» этнопедагогики: «Без исторической памяти – нет традиций, без традиций – нет воспитания, без воспитания – нет духовности, без духовности – нет личности, без личности – нет народа как исторической личности». Ими были созданы экспериментальные школы, на базе которых проводились исследования традиционной культуры воспитания, народной педагогической культуры, определяющей судьбу любого народа. Участие профессора А.Л. Бугаёвой в разработке концепции программы «Возрождение» в Самаре дало возможность доказать эффективность введения в учебные программы и внеурочную деятельность дополнительного компонента, сочетающего общецивилизованные и этнокультурные традиции, что позволяло решать в 90-е годы непростые задачи по обновлению образовательной системы. Автором статьи доказывается, что исторические события, сведения о которых сохраняются в народной памяти, являются эффективным средством воспитательного воздействия



Дискуссии
Дискуссия по поводу статьи В.В. Иванова, А.Ю. Нестерова, И.П. Янченко «Этические и правовые аспекты применения технологий генеративного искусственного интеллекта при подготовке квалификационных и научных работ»
Аннотация
В представленных отзывах на статью аргументируются мнения авторов по поставленной проблеме использования искусственного интеллекта как с правовой, так и с этической стороны, высказываются предложения по применению ИИ при обучении студентов, по рассмотрению возможностей ИИ как помощника, но не замены человеческого разума, как одного из путей развития высшего образования по пути цифровой революции и цифровизации



История
Образы Древнего Египта в неопубликованных воспоминаниях русских путешественниц на рубеже XIX–ХХ веков
Аннотация
В статье рассматриваются особенности исторического восприятия Древнего Египта русскими путешественницами. Анализируются неопубликованные источники из фондов РГИА, РГАЛИ, РО ИРЛИ РАН – письма и путевые заметки русских путешественников, составленные в конце XIX – начале ХХ века. В рамках изучения российского ориентального дискурса этого периода последнее время актуализирован историософский вопрос о месте Российской империи и ее культуры в западно-восточной дихотомии. Авторы сравнивают восприятие российских путешественников с английскими и французскими. Делясь своими впечатлениями от посещения Луксора, Гизы и Асуана и от знакомства с историей Древнего Египта, авторы путевых заметок приходят к неожиданному на первый взгляд выводу, что русская культура, история и традиции восходят к Древнему Египту. Древний Египет в их интерпретации предстает колыбелью российской цивилизации. Изучают мотивацию русских путешественников в их стремлении видеть себя потомками великих фараонов, их мнение, что российская цивилизация имеет свои корни в Древнем Египте. При анализе архивных травелогов использовалась современная историческая методология (семиотика, имагология, концепции ориентализма Э. Саида, теория Ю. Лотмана). Авторы приходят к выводу, что путешествия и исследования Древнего Египта играли важную роль в формировании представлений о происхождении и культурном наследии русского народа, в формировании национальной идентичности



История рода Проход: легенды и реальность (историко-генеалогическое исследование, конец XVIII – начало XX в.)
Аннотация
В статье нашли отражение результаты историко-генеалогического исследования рода Проход – потомков, согласно семейным преданиям, запорожских казаков, проживавших на территории Новороссии в Таврической губернии. Хронологические рамки работы охватывают конец XVIII – начало XX в. Основные методы и подходы, на которые опирались авторы: аналитический, микроисторический, биографический, историко-антропологический. Источниковую базу составили неопубликованные архивные документы (метрические книги, ревизские сказки), находящиеся на хранении в Государственном архиве Запорожской области. Значительную роль сыграли также эго-документы, а именно источники автобиографического характера: воспоминания одного из представителей рода Василия Фомича Проходы́ и уроженки Бердянского уезда Таврической губернии Антонины Хелемендик-Кокот. Авторы статьи приходят к выводу, что история рода Проход – это отражение истории, которая создавалась и творилась вокруг этой семьи, а ее представители становились частью исторического процесса, в котором легенды и мифы смешивались с реальностью, а дух «непокорных» и свободолюбивых предков жил и периодически направлял представителей рода на поиски лучшей доли, неважно, в чем она выражалась – в обретении большего количества земли или в ощущении свободы. Выявленная информация позволила осветить историю исследуемого рода достаточно объемно и представить ее в широкой канве происходивших в стране событий конца XVIII – начала XX в. Статья адресована специалистам в области генеалогии, микроистории, исследователям истории Новороссии



Идея свободы совести в воззрениях либеральных легалистов в Российской империи: от теории к практике. Вторая половина XIX – начало XX века
Аннотация
В Российской империи во второй половине XIX века определенную остроту приобрели вопросы свободы совести и вероисповедания. Полнотой свободы пользовались православные, а также с определенными ограничениями отдельные крупные неправославные конфессии. В то же время ряд крупных религиозных групп и все секты подвергались в большей или меньшей степени различным стеснениям. Особенно эта дискриминация, сопровождаемая наступлением на религиозные права, усилилась в 1880–1890-е годы. Такая политика встречала протест со стороны либеральной интеллигенции России. Ее лидеры в один голос категорически настаивали на немедленном уравнении прав всех религиозных групп. Причем они исходили не только из европейских представлений о правах человека, но и из принципа разумности. Предполагали, что уравнение прав, христианская проповедь помогут стабилизировать общественную сферу и построить более справедливое общество. Государство игнорировало эти идеи и продолжало усиливать наступление на права религиозных групп. Это не устраивало многих, в том числе либеральных юристов. Большинство из них можно считать консервативными либералами – легалистами, сторонниками монархической законности при соблюдении прав человека. Свободу совести они считали базовым правом человека. Это обусловило их высокую активность по защите этого права. В нашем исследовании мы изучаем практики легалистского движения, рассматриваем инструменты воздействия на высшую власть для расширения применения свободы совести в империи. Рассматривая легализм, мы выбрали в качестве основного метода хронологический подход, постаравшись проследить эволюцию поведения легалистов от научного обоснования до судебной защиты свободы совести. Такая реконструкция в отношении легалистского движения проводится впервые и вносит вклад в историческое знание. Можно сформулировать ряд выводов. Легалисты, восприняв полноту принципа свободы совести, изо всех сил в законном поле старались их реализовать. Основной способ такой реализации они видели только в использовании судебной власти. С помощью Сената им удалось отчасти затормозить массовые репрессии, которые государство развязывало против непокорных конфессий и сектантов, не желавших принять православие



Роль А.И. Добросмыслова в изучении и сохранении исторического наследия Оренбургского края
Аннотация
Статья посвящена деятельности Александра Ивановича Добросмыслова, выдающегося архивиста и краеведа Оренбургского края конца XIX – начала XX века. Основное внимание уделено его вкладу в развитие архивного дела, систематизацию исторических документов и популяризацию краеведческих знаний. Добросмыслов активно занимался сбором, анализом и публикацией архивных материалов, что способствовало сохранению исторического наследия региона. Его работы отличались научной добросовестностью и тщательностью, методика систематизации документов по темам и периодам стала образцом для последующих исследователей. Благодаря усилиям Добросмыслова архивные фонды Оренбургской губернии стали более доступными для научного сообщества, а его публикации в научных журналах и сборниках привлекли внимание к истории края. Он также воспитал поколение архивистов и краеведов, продолживших его дело. Наследие Добросмыслова остается важным источником для изучения истории Оренбургского края, а его подход к исследованию исторических документов служит примером для современных ученых. Статья подчеркивает значимость его трудов для сохранения и популяризации исторического наследия региона



Система образования Донбасса в конце 30-х – начале 40-х гг. ХХ в.
Аннотация
В данной статье рассматривается влияние Великой Отечественной войны на советскую систему образования, в частности на учебные заведения Донбасса в условиях оккупации немецко-фашистскими захватчиками. Исследование демонстрирует, как военные обстоятельства создавали уникальные вызовы для образовательной системы и адаптации к новым условиям. В условиях военного времени органы управления народным образованием столкнулись с новыми вызовами. Ограниченные ресурсы и материальные средства привели к нехватке учебных помещений, учебных материалов и школьных принадлежностей. Во время оккупации Донбасса прекратили работу все учебные учреждения, а общее количество средних школ в СССР сократилось на треть. Рассматриваются особенности работы учебных учреждений в Донбассе в период оккупации территорий немецко-фашистскими захватчиками во время Великой Отечественной войны. Автор в ходе исследования проанализировал и систематизировал ранее опубликованные материалы. На основе архивных материалов удалось проследить изменения позиции Гитлера относительно вопроса получения образования покоренными народами



Трансформация аграрного сектора и рыбной промышленности Магаданской области в конце 1950-х – начале 1960-х годов
Аннотация
Актуальность исследования обусловлена необходимостью изучения трансформации аграрного сектора Магаданской области после ликвидации Дальстроя, когда регион переходил к новой модели управления. Цель работы – анализ процессов реорганизации сельского хозяйства и рыбной промышленности Магаданской области в контексте изменений системы регионального управления в конце 1950-х – начале 1960-х гг. Исследование основано на широком круге источников из региональных и центральных архивов с применением историко-сравнительного и статистического методов. В результате выявлено, что переход от дальстроевской модели к новым формам организации производства привел к существенным изменениям: укрупнению колхозов, созданию совхозов, механизации производства. В оленеводстве наблюдался рост поголовья, но сохранялись проблемы с кадрами и оплатой труда. Животноводство и птицеводство развивались преимущественно в совхозах, сталкиваясь с высокими производственными затратами. Рыбная промышленность, несмотря на техническое перевооружение, испытывала трудности из-за сезонности и слабой перерабатывающей базы. Сделан вывод о противоречивом характере реорганизации: наряду с повышением эффективности производства многие преобразования не учитывали специфику традиционного хозяйствования коренных народов и природно-климатические особенности региона



Цензура и идеологический контроль над печатью в Куйбышевской области 1930-х годов
Аннотация
Статья посвящена анализу цензуры и идеологического контроля над печатью в Куйбышевской области в 1930-е годы с опорой на архивные материалы фонда Р-2247 ЦГАСО и сравнительный анализ партийных директив ВКП(б) и региональной практики. Автор показывает, как система цензуры, формально регламентированная постановлениями партии, сталкивалась с системными проблемами: недостатком квалифицированных кадров, высокой нагрузкой на цензоров и упрощением процедур допуска материалов в печать через устные указания. Особое внимание уделено трансформации системы подготовки журналистов и цензоров: краткосрочные курсы при Обллите, ориентированные на усиление идеологической выучки, позволили закрыть кадровые дефициты, но снизили профессиональный уровень редакционной работы. Анализ архивных документов раскрывает роль уполномоченных Обллита как ключевых арбитров идеологического контроля, одновременно подверженных давлению партийных комитетов и бюрократическим противоречиям. Исследование подчеркивает, что советская система цензуры не была статичной: несмотря на стремление к тотальному надзору, ее эффективность зависела от локальных условий, кадровой политики и адаптации к социально-экономическим преобразованиям. Эти выводы уточняют представления о цензуре как механизме не только всеобъемлющего контроля, но и динамичного административного управления информацией, что открывает пространство для дальнейших исследований региональных аспектов советской печати



Безработица как новое явление переходной экономики России 1990–2000-х гг.: причины, проблемы, пути решения (на примере Южного Урала)
Аннотация
В статье предпринята попытка рассмотреть проблему безработицы как нового явления переходной экономики в России 1990-х годов. Цель исследования – определить причины безработицы, выявить проблемы и трудности в борьбе с ней, сравнить методы борьбы на федеральном и региональном уровнях, дать оценку степени их успешности. Для достижения поставленной цели использовались следующие методы: статистический, системно-структурный, описательный, сравнительно-исторический. В качестве источников привлечены материалы федеральных и региональных архивов Оренбургской, Челябинской областей и Республики Башкортостан. Актуальность темы видится в том, что безработица как явление изучается в отечественной историографии в большей степени с точки зрения экономических исследований. В историческом контексте проблема активно рассматривалась в первое десятилетие после окончания реформ. При этом регион Южного Урала в работах историков охвачен частично, что дает возможность более подробно рассмотреть данную проблему. Сделаны выводы о стихийности мер, предпринимаемых руководителями предприятий в регионе для предотвращения безработицы, так как на федеральном уровне еще не была выработана программа по организации занятости высвободившегося населения вследствие экономического перехода с плановой экономики на рыночную. Определено, что первые методы борьбы с безработицей являются следствием региональных решений. Сформирован пакет мер по предотвращению распространения безработицы, но без учета региональных особенностей, что не позволило своевременно решить проблему. Данный комплекс не затрагивал социально-психологического состояния безработных и не регулировал систему среднего и высшего образования. Все это привело к увеличению молодежной безработицы и удлинению длительности статуса безработного. Сделан вывод о том, что данный период следует считать периодом поиска решений и их апробации на населении. Примененный комплекс мер показал свою неэффективность и требовал доработки



Педагогика
Педагог как профессия призвания: эскиз к антропологии мастерства
Аннотация
Статья посвящена антропологическим особенностям профессии педагога. Несмотря на продолжительную историю педагогической деятельности, можно констатировать ее пластичность, изменчивость в профессиональном содержании, но не в ее существе. Фундаментальной основой профессии педагога выступает ее отнесенность к актам призвания и признания. На основании методологии социального конструктивизма, статистических данных, индикаторов и показателей зафиксировано: разнообразие образов и моделей педагога среди возрастных и прочих когорт; несоразмерность социального образа педагога в современной России с реальной практикой и моделями профессии, осуществляющими социально-экономическое производство образования и знания. Выделенное несовпадение позволяет говорить о необходимости создания такого концепта профессии педагога, который бы соответствовал стремительно меняющемуся миру. В результате исследования были выделены наиболее известные и востребованные подходы к анализу признания-призвания (религиозно-символический, рационально-этический), показано, что разработка «парадигмы признания» в изучении антропологии педагогической деятельности имеет огромный потенциал. Путем экстраполяции идей и герменевтического анализа П. Рикера произведена экспликация двух фигур признания в возможной антропологии мастерства педагога: «Самопризнание себя как педагога. Рефлексия и ответственность» и «Взаимное признание». В заключении показано, что существующие в современном мире модели педагога как профессии-призвания (наставник, мастер, виртуоз) исходно укорены не в системах социальных квалификаций, а в том общении и взаимности, которые и создают уникальное лицо педагога и ученика



Модель формирования стрессоустойчивости вокалистов-исполнителей в системе дополнительного профессионального образования
Аннотация
В статье дается теоретическое обоснование разработки модели формирования стрессоустойчивости вокалистов-исполнителей в системе дополнительного профессионального образования. Актуальность обозначенной проблемы обусловлена необходимостью системного подхода к формированию стрессоустойчивости вокалистов-исполнителей, учитывающего их индивидуальные физиологические, психологические и профессиональные потребности. Показано, что специальные стресс-факторы вокально-исполнительской деятельности детерминируют наличие наиболее характерных видов стресса вокалистов-исполнителей (психоэмоционального, сценического, коммуникативного, физиологического). Исходя из этих предпосылок, складывается структура стрессоустойчивости вокалистов-исполнителей, состоящая из пяти компонентов: ценностно-мотивационного, эмоционально-волевого, когнитивно-технологического, рефлексивного, коммуникативного. Разработанная модель как совокупность элементов (целевого, содержательного, процессуального, результативного), выделенных на основе принципов системного, личностно ориентированного, деятельностного, компетентностного подходов, ставит целью развитие показателей в структуре стрессоустойчивости вокалистов-исполнителей на основе отбора педагогических средств в системе дополнительного профессионального образования



Особенности обучения музыкальному искусству Китая в российских школах
Аннотация
Актуальность статьи обусловлена тенденциями к углублению взаимодействия России и Китая в различных направлениях, в том числе в таких областях, как культура и образование. Статья посвящена исследованию проблемы особенностей обучения музыкальному искусству Китая в российских школах. В статье применяются культурно-исторический, теоретический, и междисциплинарные методы исследования. Рассматриваются основные подходы и методы преподавания китайской музыки, а также выявляются ключевые аспекты культурного взаимодействия между Россией и Китаем в процессе музыкального образования. Особое внимание уделяется специфике восприятия и интерпретации традиционной китайской музыкальной культуры в условиях российского образовательного пространства. Исследуются возможности интеграции элементов китайского музыкального искусства в школьную программу, способствующие развитию межкультурной компетенции учащихся. Автором рассматриваются существующие на сегодняшний день программы по предмету «Музыка» с точки зрения присутствующих в них компонентов, раскрывающих особенности музыкального искусства стран дальнего зарубежья. В результате исследования устанавливается, что в контексте глобализации и стремления к расширению международного сотрудничества изучение культурного наследия Китая, в частности его музыкального искусства, становится важным элементом формирования всесторонне развитой личности. Интеграция элементов китайской музыкальной культуры в образовательный процесс способствует не только расширению кругозора учащихся, но и развитию их способности к межкультурному диалогу. Рассмотрение методических аспектов преподавания китайской музыки в российских школах требует учета специфики восприятия традиционной китайской музыкальной культуры российскими учащимися. Перспективы исследования связаны с разработкой практических рекомендаций для педагогов, стремящихся интегрировать элементы китайской музыкальной культуры в свою работу



Педагогический дизайн в проектировании образовательной траектории обучающихся
Аннотация
В статье рассматривается роль педагогического дизайна в проектировании образовательной траектории обучающихся. Обоснована необходимость применения данной технологии при организации профориентационной работы в общеобразовательном учреждении с целью выстраивания осознанной индивидуальной образовательной траектории обучающимися. Выделены условия, влияющие на выбор дальнейшей траектории со стороны обучающихся общеобразовательных учреждений. Рассмотрено понятие «педагогический дизайн» с точки зрения разных научных подходов, определены различия в применении данной технологии в отечественной и зарубежной системах образования. На основе проведенного анализа визуализирована траектория получения образования обучающимися в системе отечественного образования. Определена необходимость эффективной поддержки самостоятельной учебной деятельности обучающихся со стороны педагогов как одного из ключевых факторов повышения результативности образовательного процесса. В результате теоретического исследования предложен механизм профориентационной работы в условиях общеобразовательного учреждения с применением конкретной модели педагогического дизайна ADDIE. Описаны особенности работы на каждом из пяти этапов применения данной модели: этапа анализа (analysis), проектирования (design), разработки (development), реализации (implementation), оценки (evaluation). Модель имеет цикличный характер, что позволяет применять ее в ходе педагогической деятельности неограниченное количество раз с учетом доработок «слабых» элементов выстроенной модели или системы. Практико-ориентированным результатом работы явилась визуализации индивидуальной образовательной траектории, которая поможет педагогическим работникам в организации профориентационной деятельности



Опыт развития продуктивной личностно-профессиональной позиции студентов-выпускников направления подготовки «Педагогическое образование»
Аннотация
Актуальность исследования продуктивной личностно-профессиональной позиции педагога обусловлена тем, что успешная профессиональная деятельность учителя напрямую влияет на качество образования и воспитания учащихся. В условиях современных вызовов становится необходимым выявление характеристик и качеств, способствующих формированию продуктивной личностно-профессиональной позиции. В обосновании ее характеристик авторы опирались на теоретико-методологические подходы: событийный, субъектно-деятельностный и системный, применяли методы анализа научно-методической литературы, анкетирования, глубинного интервью, статистической обработки и анализа полученных данных. Исследование осуществлялось на базе кафедры среднего общего образования и социального проектирования Псковского государственного университета и на базе кафедры общей педагогики Бурятского государственного университета имени Д. Банзарова. В ходе теоретико-методологического анализа авторами было предложено определение ключевого понятия «продуктивная личностно-профессиональная позиция студента-выпускника педагогического направления»: были обоснованы педагогические условия, которые способствуют повышению продуктивности личностно-профессиональной позиции студентов, среди которых особое внимание уделяется педагогической рефлексии. Описывается разработанный в ходе исследования практико-ориентированный курс «Я в педагогической профессии», он протестирован на группе студентов, обучающихся по педагогическим направлениям подготовки 4-го и 5-го курсов. Представлены доказательства изменения в уровнях развития личностно-профессиональной позиции начинающих педагогов под влиянием комплекса педагогических условий



Языкознание
Реализация функций колористической лексики в экономическом дискурсе
Аннотация
В статье принят подход, признающий адаптацию языкового употребления к меняющимся коммуникативным условиям и требующий проводить лингвистический анализ с обязательным учетом назначения и цели языковых средств в определенном типе дискурса. В фокусе внимания данного исследования находится функционал колоронимов в англоязычном экономическом дискурсе, что отвечает запросу на изучение соотношения разных дискурсов и специфики функционирования цветонаименований. Современный экономический дискурс характеризуется активизацией употребления, расширением палитры, усложнением и креативностью семантики колоронимов. Целью исследования является выделить и описать функции колористической лексики в экономическом дискурсе и тем самым проверить выдвинутую гипотезу о влиянии функционально-прагматических параметров дискурса на реализацию функционала цветонаименований как лексической группы. Материалом исследования послужили примеры использования колористической лексики, отобранные из современных англоязычных медиатекстов и материалов интернет-ресурсов экономического содержания. Анализ ее употребления осуществляется с привлечением семантического, когнитивного, контекстуального, дискурсивного, лингвокультурологического и сопоставительного методов исследования. В результате выделено десять функций колоронимов: номинативная, эвристическая, терминологическая, классифицирующая, интегрирующая, оценочная, символическая, воздействующая, текстообразующая, а также функция визуализации экономической информации, при этом последняя, а также эвристическая функции колоронимов выделяются и описываются впервые. Сопоставительный анализ показывает, что назначение колористической лексики в экономическом дискурсе в основном совпадает с функционалом, присущим ей как части лексической системы языка, однако специфика реализации, вариативность и многофункциональность отражают адаптацию к функционально-прагматическим особенностям экономического дискурса, подчеркивая его типологические характеристики



К вопросу о моделировании военно-дипломатического дискурса
Аннотация
Статья посвящена изучению нового языкового явления – военно-дипломатического дискурса. Отмечается возрастание роли публичной дипломатии в качестве инструмента внешней политики государства во всех сферах, в том числе и в военной, и, как следствие, возникновение нового типа дискурса, существующего в коммуникативном пространстве института публичной военной дипломатии. Рассматривается понятие гибридного дискурса как принципиально нового типа дискурса, возникающего в результате сочетания отличных друг от друга дискурс-основ, впервые вводится и детерминируется понятие военно-дипломатического дискурса как результата гибридизации военного и дипломатического дискурсов, осуществляется его анализ в соответствии с критериями институционального дискурса, предложенными В.И. Карасиком. В качестве практического материала используются тексты официальных выступлений представителей Министерства обороны Китайской Народной Республики: старшего полковника У Цяня (吴谦) и старшего полковника Чжан Сяогана (张晓刚). Методы исследования включают в себя дискурс-анализ, контекстуальный, интенциональный, стилистический и семантический анализ. Научная новизна данного исследования обусловлена отсутствием дефиниции понятия «военно-дипломатический дискурс» в отечественной лингвистике и неизученностью данного языкового явления. В результате исследования выделяются характерные черты военно-дипломатического дискурса, одна часть которых сохраняется от дискурс-основ, а вторая является несвойственной для военного и (или) дипломатического дискурса. Подтверждается институциональная природа военно-дипломатического дискурса, обусловленная существованием института публичной военной дипломатии и соответствием всем критериям институционального дискурса. Формулируется вывод о необходимости дальнейших исследований понятия «военно-дипломатический дискурс» с точки зрения современной лингвистической науки



Милитарный дискурс в немецкоязычных хрониках XV–XVI вв. (на материале «Бернских хроник» Д. Шиллинга и В. Ансельма)
Аннотация
Популярным жанром городской литературы позднего Средневековья в немецкоязычном ареале являлись хроники. Как синкретический жанр, они сочетали каноны канцелярской письменности и стилистические образцы традиционных «всемирных» хроник, оказав влияние на язык не только историографических, но и обширного пласта познавательных текстов. Некоторые из (городских) хроник представляют собой значимые лингвистические и историко-культурные памятники своей эпохи. Это, в частности, «Бернская хроника» Д. Шиллинга (XV в.) и одноименный труд В. Ансельма (XVI в.), посвященные Бургундским войнам (1474–1477 гг.) – серии значимых для истории Европы военных конфликтов между Бургундским герцогством и Швейцарским союзом. Хроника Шиллинга представляет преимущественно милитарный тип дискурса, а хроника Ансельма – это полидискурсивный тип, сочетающий информационный, политический и в меньшей степени милитарный дискурсы. Цель статьи – проанализировать используемую в обеих хрониках военную лексику как важнейший маркер милитарного дискурса, а также языковую репрезентацию и трактовку хронистами протагонистов войны. В работе применяются методы описательного, контекстуального и когнитивно-семантического анализа. Данное исследование актуально как для исторического жанроведения, так и для уточнения параметров военного дискурса в диахронии. Хотя в тексте хроники Шиллинга военная лексика играет значительную роль ввиду обилия батальных сцен, однако она не содержит оценочных или объективных характеристик и не связывается с какой-то из сторон конфликта. Карл Смелый как центральная фигура представлен хронистами как надменный и тиранический правитель, однако Шиллинг описывает его личность в более темных тонах, чем Ансельм. У Ансельма главным «кукловодом» ситуации конфликта выступает Людовик XI, умело манипулировавший швейцарцами. Различие в трактовке и описании событий и их участников обусловлено как биографией хронистов как языковых личностей, так и основной индивидуальной интенцией – установкой на легитимацию у Шиллинга и задачей информирования у Ансельма



Субстантивы религиозной семантики на -ец в русском языке XVIII – первой четверти XIX вв. (на материале словарей гражданской печати)
Аннотация
Статья посвящена изучению проблемы отражения личных и неличных наименований религиозной семантики в русской языковой картине мира XVIII – первой четверти XIX вв. на примере одного из продуктивных именных словообразовательных типов – субстантивов на -ец, отмеченных в качестве заголовочных лексем в произведениях русской лексикографии. В ходе исследования использованы методы лингвотекстологического, компонентного, историко-этимологического, морфемного и словообразовательного анализа, а также статистический метод. В работе имена существительные религиозной семантики на -ец проанализированы в словообразовательном и семантическом аспектах. На основе анализа словарных данных среди рассматриваемых дериватов были определены группы слов с точки зрения частотности их употребления в русском языке XVIII – начала XIX вв., а также новообразования. Проведенный анализ выявил способность имен существительных религиозной семантики на -ец соотноситься в словообразовательном плане с разными видами основ, а также многозначность самого суффикса -ец при данном словопроизводстве. Этот формант, как показало исследование, мог участвовать в образовании как личных, так и неличных конкретных субстантивов религиозной семантики, имеющих сложную тематическую организацию. При этом большая часть данных дериватов в гражданском наречии XVIII – первой четверти XIX вв. относилась к моносемантичным двукорневым лексемам, образованным от глагольно-именных основ, и принадлежала, как и в современном русском языке, к агентивной лексике, обозначающей лиц мужского пола. Установлено, что имена существительные религиозной семантики на -ец в своей совокупности образуют один из значимых пластов лексики православного вероучения в русской языковой картине мира XVIII – первой четверти XIX вв.



Функционально-семантический потенциал лексем, характеризующих взгляд героини Софи Невё в романе Дэна Брауна «Код да Винчи»
Аннотация
Идея антропоцентричности языка предполагает системное изучение образа человека. Художественная антропология изучает персонажа, воссозданного автором в литературе, и человеческий образ, познаваемый читателем. Целью исследования является рассмотрение лексем, характеризующих взгляд Софи Невё, главной героини романа Дэна Брауна «Код да Винчи», и установление своеобразия данных языковых единиц при использовании их писателем для создания литературного портрета девушки. Актуальность исследования обусловлена необходимостью изучения способов портретирования персонажа в художественном произведении в связи с тем, что портретирование выступает универсальной формой текстовой репрезентации человека. В связи с этим рассмотрение такой детали образа Софи Невё, как глаза, представляет особую важность как для анализа системы женских образов романов Дэна Брауна, так и для описания героини в целом. Неслучайно говорят, глаза – зеркало души, то есть через глаза раскрывается образ в целом, его дистинктивные характеристики как личности. Среди основных методов, использованных авторами, следует упомянуть количественный, дефиниционный, а также компонентный анализ. В статье рассматриваются функциональные особенности глаголов с гиперсемой «смотреть/look», гипосемы которых эксплицируются через дистинктивные характеристики и специфику их функционирования. С помощью дефиниционного и компонентного анализа авторы представляют лексикографический потенциал всех исследуемых лексем. Большую значимость имеет количественный анализ языковых единиц, отражающих движения глаз персонажа, на основании которого авторы приходят к выводу о многогранности образа героини, взгляд которой выступает одним из самых выразительных элементов ее литературного портрета



Эпонимы в медицинских картах пациентов
Аннотация
Данная статья посвящена изучению эпонимов в современной медицинской документации. В структуре медицинского письма особое место занимают записи в медицинских картах пациентов, являясь высокоэффективным средством передачи научных знаний по всему миру. Целью настоящей работы является изучение распространенности использования эпонимических терминов в медицинских картах пациентов, их структурный и этимологический анализ. Материалом исследования послужили выписки из медицинских карт пациентов в период с 2014 по 2024 год, находящиеся в открытом доступе. Исследуемые документы были рассмотрены с использованием методов количественного исследования, структурного и этимологического анализа. Изучение медицинских карт пациентов позволило выделить девять сематических групп эпонимов и определить, что наибольшее количество эпонимических терминов представлено в таких разделах медицины, как терапия, неврология, травматология, ортопедия и хирургия, поскольку они отражают большое количество болезней и их симптомов. Данное исследование продемонстрировало значительный словообразовательный потенциал греческого языка при образовании эпонимов и определило необходимость владения греко-латинской терминологией, что позволит глубже понять и сделать профессиональное общение в медицинской сфере более эффективным



Система фразеологических средств реализации символьных значений соматонима «рука» в русском языке
Аннотация
Статья посвящена анализу механизмов реализации символьных значений лексемы рука в русских фразеологизмах. Целью исследования стало выявление совокупности данных фразеологических средств и их систематизация; определение смыслов, образов и моделей, легших в их основу, описание их системной организации. Материалом для исследования послужили 164 фразеологические единицы с лексемой рука, а также с такими наименованиями частей руки, как плечо, локоть, кулак, палец, мизинец, ноготь, полученные в результате сплошной выборки из современных фразеологических словарей русского языка. В процессе исследования были использованы элементы компонентного, когнитивного и количественного методов, а также семантический и семиотический анализ. Рассматриваемые фразеологические единицы были классифицированы на основании реализуемых в них символьных значений компонента рука на семь основных семантических групп: деятельность, труд; власть, контроль; физическое воздействие, агрессия; согласие, доверие, дружелюбие; помощь, поддержка; эмоциональное состояние; измерение параметра, качества. В результате проведенного анализа выяснилось, что изучаемый пласт русской фразеологии имеет сложную системную организацию: внутри каждой группы рассматриваемых языковых средств обнаружена и описана разветвленная система семантических оппозиций, а также дополнительные компоненты значений. Основными механизмами реализации символьных значений руки в исследуемых фразеологизмах являются метонимия, точнее, синекдоха – уподобление части (руки) целому (человеку), а также метафора, олицетворение, сопоставление соматического (телесного) и других кодов культуры: антропного, пространственного



К вопросу о взаимодействии смежных научных дисциплин в формировании мультидисциплинарной терминосистемы CLIMATE CHANGE
Аннотация
В статье исследуется характер взаимодействия терминологии Climate Change с терминологическими системами дисциплин, входящих в анализируемую предметную область. Особое внимание уделено процессам концептуализации и ресемантизации терминов, их трансформации при интеграции в новую область знания – кумулятивным и интегративным изменениям, отражающимся на терминологической системе. Выявлено, что на уровне общенаучных терминов терминология Climate Change демонстрирует междисциплинарность, тогда как на уровне видовых терминов преобладает мультидисциплинарный характер, обусловленный антропоцентрической и антропогенной спецификой концептосферы Climate Change. Работа акцентирует внимание на ключевых концептуальных особенностях терминологии Climate Change, таких как популяризация, риски, угрозы, а также ее влияние на социально-гуманитарные области знания, что позволяет отнести эту область к числу активно формирующихся мультидисциплинарных систем



Топонимический палимпсест как репрезентант самарской идентичности. Статья первая
Аннотация
В статье исследуются семиотическое пространство Самары и состав топонимического палимпсеста самарского текста, эволюционирующего в соответствии с ценностными ориентирами, характерными для определенных периодов в истории города. Основанная в 1586 году как город-крепость, в середине XIX веке Самара превращается в довольно крупный губернский город, известный как «хлебная столица России»; в советский период город Куйбышев становится крупным индустриально-промышленным центром, в годы Великой Отечественной войны – «запасной столицей», а в послевоенные годы – одним из ведущих центров авиационно-ракетной индустрии и, наконец, в постсоветское время получает дополнительную номинацию – «город-курорт». На основании проведенного исследования массива существующих в настоящее время внутригородских топографических объектов, собственные имена которых отражают концептуальные смыслы различных периодов, выявляются урбанонимы, представляющие собой вербальные элементы символического капитала Самары, обеспечивающие развивающуюся во времени картину ее территориальной идентичности. Исследование показало, что в топонимическом ландшафте города, который несколько раз менял свои концептуальные характеристики, находят отражение семиотические коды территориальной идентичности, актуальные для каждого из перечисленных периодов, что делает проблематичным формирование территориального бренда Самары на основании однозначной характеристики. В первой статье будут рассмотрены топонимические знаки самарской идентичности, отражающие дореволюционный период ее истории



Средства создания многозначности в произведениях Петера Штамма
Аннотация
В статье представлены результаты исследования языковых особенностей создания эффекта смысловой многозначности в тексте романа современного швейцарского писателя Петера Штамма Die sanfte Gleichgültigkeit der Welt. Повествование становится способом создания новой реальности, что затрудняет верификацию познания и понимания ее единственности П. Штамм акцентирует внимание на многомерности и неуловимости реальности, исследует сложные межличностные связи через призму идентичности и экзистенции, отражающиеся на языковой картине мира, охватывающей проблемы самосознания и воссоздаваемой в тексте романа. Мотив двойничества персонажей исследуется на уровне языковых средств выражения. Они служат отражением внутренних конфликтов, противоречия страхов и желаний, представляют разные аспекты одной и той же личности, что ставит под сомнение традиционные представления о самоидентичности. В статье анализируются языковые особенности текста романа на уровне лексического своеобразия, двузначных именований, особенностей ономастики, подбора лексического ряда с «плотным» использованием лексем, связанных с творческой, культурной, духовной деятельностью человека. В поле зрения попадают метафоричность, символизм, параллелизм, различные языковые игры, подчеркивающие двойственность или многозначность слов. С точки зрения языкового своеобразия анализируются факторы, влияющие на модальность и формирование точек зрения, а также внутренний диалог, нарративные техники, выражающиеся через использование определенных грамматических форм. Исследование выявило то, как языковые конструкции в текстах Штамма способствуют созданию эффекта «ускользающей реальности», ставя под сомнение четкость границ между реальным и воображаемым, как с помощью языковых особенностей языкового построения выделяется значимость сферы воображаемого в жизни человека



Сравнительно-сопоставительный анализ медицинских паремий в русском, английском языках и языке хинди
Аннотация
Представлен опыт научно-исследовательской работы с индийскими студентами билингвального факультета по изучению и сравнительному анализу национальных паремий. В связи с профессиональной ориентацией будущих врачей основное внимание уделено раскрытию темы «Здоровье и медицина» в русском, английском и языке хинди. Проведены классификация и сравнительно-сопоставительный анализ медицинских паремий, подчеркнута необходимость сопоставления исторического и современного контекста в осмыслении данной тематики, а также единство понимания темы многими народами мира



Интернет-лингвистика как самостоятельное направление науки о языке: обзор основных направлений и понятий
Аннотация
На протяжении последних десятилетий изучение интернет-языка представляет собой значительный интерес для лингвистов, что объясняется ростом популярности социальных сетей и появлением новых форм коммуникации с помощью информационных технологий. В связи с непрекращающимся вниманием к данному направлению особую актуальность приобретает необходимость анализа уже существующей литературы с целью выявить направления и трудности, с которыми сталкиваются исследователи. В рамках этой работы представлен анализ основных исследовательских направлений в сфере интернет-лингвистики как в России, так и за рубежом. При этом были поставлены такие задачи как изучение историографии интернет-лингвистики и выделение основных терминов понятийного аппарата данного направления науки о языке. Предмет исследования был определен как интернет-лингвистика. В рамках исследования были рассмотрены работы на русском и английском языках, направленных на изучение интернет-коммуникации и интернет-языка. Результаты исследования показали, что за сравнительно короткий срок интернет-лингвистика как самостоятельное направление представлена значительным количеством публикаций, посвященных вопросам определения понятий интернет-коммуникации и интернет-языка, выделения их характерных черт – более предметному рассмотрению отдельных аспектов интернет-языка или применению интернет-технологий к изучению языка в целом и практического применения лингвистических знаний в интернет-среде. Несмотря на большое число работ в рамках данного направления, понятийный аппарат в интернет-лингвистике остается не до конца сформированным и крайне вариативным, что подчеркивает необходимость дальнейшего углубленного изучения и разработки теоретической базы данного направления


