Воспитание гармонично развитой личности обучающегося в контексте современной системы школьного образования

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В данной статье рассматривается проблема воспитания гармонично развитой личности обучающегося в контексте современного школьного образования, раскрываются основные идеи, цели и задачи ее реализации. Обоснована авторская концепция в воспитании такой личности путем актуализации воспитывающей среды. Раскрыты структурные компоненты воспитывающей среды, которые прежде всего должны обеспечить диалог культур с целью формирования гармонично развитой личности обучающегося, соответствующей требованиям социального заказа российского общества и противостоящей глобальным тенденциям, происходящим в мире. Национальный идеал современной гармонично развитой личности обучающегося – выпускника школы – это самобытно мыслящая личность на основе знания культуры своего и других народов; реализующая себя в культуротворческой развивающей деятельности путем решения нестандартных жизненных задач; владеющая навыками коммуникации в кросс-национальной среде в условиях быстро меняющегося социума.

Полный текст

Введение

Сегодня перед российским обществом стоят важные задачи, в решении которых требуется рациональный и научный подход – это, во-первых, укрепление нашего государства на международной арене как важнейшего звена, поддерживающего порядок в мире, и, во-вторых, обеспечение устойчивого мироустройства путем ресурсного потенциала подрастающего поколения. Данные задачи обозначены в качестве стратегических в следующих нормативно-методических документах – Федеральных государственных образовательных стандартах, Федеральной рабочей программе воспитания, Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.

Необходимо отметить, что в этих же документах ведущую роль в воспитании гармонично развитой личности отводят системе школьного образования. И в них очень четко прописан портрет современной гармонично развитой личности – выпускника школы – это «социально ответственная, творческая и конкурентоспособная личность» (Распоряжение Минкультуры России от 16.10.2020 № Р-1357 (ред. от 07.12.2021) «О методологии расчета показателя “Индекс вовлеченности в систему воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций”» [Распоряжение 2020]), а также принципы воспитания такой личности – «на основе духовно-нравственных ценностей народов России, исторических и национально-культурных традиций» (Новый национальный проект «Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей» [Новый национальный проект 2024]).

Исходя из этого, перед современным педагогическим сообществом стоит довольно сложная целевая установка – разработка определенной модели воспитания гармонично развитой личности обучающегося и внедрение ее в свою практику. В этом направлении хотелось бы внести свой небольшой вклад в обоснование собственной концепции воспитания гармонично развитой личности обучающегося в контексте современной школы, которая стала бы неким образцом для практической реализации.

Теоретико-методологическая база исследования

Исходя из социального заказа общества, целью данного исследования является теоретическое обоснование концепции рассматриваемого явления. Для этого необходимо:

1) уточнить сущностную характеристику современной гармонично развитой личности обучающегося;

2) определить педагогические условия воспитания гармонично развитой личности обучающегося в современной школьной образовательной среде.

Наше исследование основано на следующих подходах:

– средовой, направленный на всестороннее изучение и раскрытие взаимосвязи сущностных характеристик гармонично развитой личности обучающегося и среды ее воспитания;

– кросс-культурный, позволяющий спроектировать процесс воспитания гармонично развитой личности обучающегося как диалог культур, обеспечивающей формирование в ней межкультурнойю толерантности и уважения;

– целостного, который определяет воспитание как целостную систему, состоящую из компонентов, обеспечивающих гармоничное развитие личности школьника.

Обратим внимание на важный момент: сущностная характеристика гармонично развитой личности всегда обусловлена внутренними и внешними факторами той или иной эпохи.

Если брать во внимание внешние факторы, такие как глобализация и трансформация, то формируемая нами гармонично развитая личность подрастающего поколения должна обладать цивилизационными и национальными традиционными ценностями, позволяющими ей успешно справляться с различными сложными ситуациями, вносить свой вклад в благополучное развитие страны на основе культуротворческой деятельности.

К внутреннему фактору, который в целом определяет поведенческую сущность гармонично развитой личности, относится актуальная тенденция, происходящая в российском обществе, – это массовый миграционный процесс, который постепенно приводит к тому, что поликультурное общество становится кросс-национальным, в котором теперь проживают не только те народы, которые издавна сложились на территории России и имеют статус коренных ее жителей, но и сегодня в нашей среде огромное количество представителей различных наций, прибывших из других стран.

Следовательно, кросс-национальное российское общество «в условиях миграции требует перестройку сложившихся представлений о себе, что оказывает влияние на субъективное благополучие каждой личности, переосмысление когнитивного и эмоционально-этического отношений россиян к инокультурам и наоборот и формирование положительного кросс-культурного сотрудничества» [Усова 2012, с. 45].

Исходя из факторного анализа, мы считаем, что современная гармонично развитая личность обучающегося, воспитывающаяся в школьной образовательной среде, должна иметь следующую сущностную характеристику:

– самобытно мыслящая личность на основе знания культуры своего и других народов;

– реализующая себя в культуротворческой развивающей деятельности путем решения нестандартных жизненных задач;

– владеющая навыками коммуникации в кросс-национальной среде в условиях быстро меняющегося социума.

Концепция воспитания гармонично развитой личности обучающегося в контексте современной системе школьного образования

В основе любой концепции лежит ядро – «руководящая идея, фундамент всего замысла, позволяющая раскрыть его целиком и осознанно» [Яковлев 2006, с. 112].

Учитывая факт того, что в Федеральные государственные образовательные стандарты начального, основного и общего образований включены актуальные направления воспитания: гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое, мы логически заключаем: ядром нашей концепции должна стать идея об организации воспитывающей среды как условие диалога культур с целью формирования современной гармонично развитой личности обучающегося.

Воспитывающая среда прежде всего должна быть создана на уроке и во внеурочной деятельности. Так как в современных стратегических документах Российской Федерации большой акцент в воспитании гармонично развитой личности обучающегося делается на гуманитарные предметы, мы хотели бы более подробно раскрыть в этом контексте важность таких школьных дисциплин как «История» и «Обществознание».

История – это учитель всего человечества. И.А. Ильин отмечает: «Единый и великий Предмет истории заключается в служении некоему высшему Делу на земле, Божьему Делу. И вот в его живую предметную ткань мы и должны включить нашу личную жизнь. Ткань этого Дела реально присутствует во всем: и в природе, и в человеке; в самом человеке (в теле, в душе и в духе) и в его культуре; в индивидуальной жизни и в народной жизни; в семье и воспитании; в вере; в труде и хозяйстве; в праве и государстве; в науке и искусстве; в деяниях воина, богатырях. Надо научиться воспринимать ее, видеть ее, радоваться ей, пребывать в ней и служить ей» [Ильин 1993, с. 105].

Обществознание «призвано сформировать у обучающихся целостную картину современного общества как сложной динамичной открытой системы, представление о равных гранях социокультурной жизни, понимание своего места в российском обществе и семьи как важнейшего социального института на основе погружения в культуру» [Федотова 2015, с. 94].

С позиции культурологии и педагогики «История» и «Обществознание» – это:

– «педагогические дисциплины, прививающие личности подрастающего поколения способность к определению своих ценностных приоритетов путем осмысления исторического и социального опыта своей малой родины, страны и человечества» [Марков 2024, с. 172];

– «гуманитарные человеческие науки, которые способствуют созданию культуры как собственного мира людей, основанного на человеческих ценностях» [Марков 2024, с. 173].

Следовательно, данные предметы в школе должны обеспечить решение следующих задач:

– овладение школьником конкретными фоновыми знаниями, характерными для всех культур;

– развитие общего представления о кросс-национальной культуре российского общества;

– формирование у личности обучающегося толерантности и эмпатии к своей и иной культуре;

– воспитание цивилизационных и национальных традиционных ценностей;

– развитие умений и навыков у личности ученика, позволяющих анализировать и интерпретировать культурные явления [Ходяков, Супрунова 2017, с. 236–238].

Для создания воспитывающей среды как условия диалога культур в рамках предметов «История» и «Обществознание» мы предлагаем включить в содержание урока и внеурочной деятельности учебные материалы, имеющие следующие культуроцентричные компоненты:

– этнокультурный компонент, то есть систематическое использование «центральные темы культуры этносов, учитывая национальный состав школы и класса (система этнических констант)» [Панькин 2009, с. 15], которые в целом обуславливают «формирование соответствующей этнической картины мира, этнического самосознания и мышления» [Панькин 2009, с. 34];

– регионально-краеведческий компонент – это этнографический, историко-культурный, духовно-религиозный, правовой, социально-производственный опыт местности – малой родины и региона – в рамках центральных тем культуры этносов, которые позволяют выявить специфические свойства и общие основания единого онто-филогенеза жителей России, формируя региональное самосознание;

– национальный компонент с целью включения «национального – регионального – российского содержания для сравнения и взаимодействия этнической, региональной с национальной и гражданской составляющими, формируя при этом ценностные ориентиры у жителей края, понимание и принятие общей исторической российской судьбы» [Мурзина 2002, с. 23].

Проектирование таким образом содержания предметов «История» и «Обществознание» обуславливает горизонтальную и вертикальную траекторию гармоничного развития личности:

– траектория горизонтального вектора формирует культурную личность – «отмеченная печатью культуры общества и этносоциальной группы» [Князева 2006, с. 30]; данный вектор строится по принципу – «диалог есть форма бытия и общения, которому необходимо учиться, а учиться диалогу необходимо путем приобретения знаний и умений понимать сначала родную культуру, а затем и контекст других культур» [Ставицкая 2015, с. 117];

– траектория вертикального вектора обеспечивает развитие культурной личности как «жизнетворческой среды, в которой рождается человек культуры – личность, взращенная на основе межкультурного общения, которая обладает культурной и гражданской зрелостью, владеет собой в словах и поступках» [Ставицкая 2015, с. 118].

Необходимо понимать, что основной принцип воспитывающей среды заключается «в духовном, материальном (предметном), событийном и информационном наполнении жизнедеятельности личности» [Дубовицкая, Беккер 2011, с. 631]. Поэтому в рамках представленных школьных предметов необходимо ребят вовлекать в такие виды деятельности как, экологическое волонтерство – это сохранность памятников культуры и истории; социальное волонтерство – помощь детям-мигрантам в учебе и адаптации в кросс-национальной среде; культурное волонтерство – организация мероприятий, направленных на популяризацию межкультурного взаимодействия и культурного обмена путем организации праздников, фестивалей, конкурсов, клубов по интересам и т. д.

Однозначно и учебный материал, и любая деятельность актуализируются на основе интерактивных форм и методов, создающих максимальный эффект диалога культур, поскольку предполагают взаимодействие и обмен знаниями, идеями, способами деятельности [Дубовицкая, Беккер 2011, с. 632]. Исходя из этого, мы предлагаем на уроках и во внеурочной деятельности применять следующие интерактивные формы и методы: игры, мастер-классы, образовательные экскурсии; исследовательский метод, метод проектов, кейс-метод, решение ситуативных задач, дискуссии, дебаты, интервью.

Данные интерактивные формы и методы позволяют школьникам сравнивать, выявлять сходства и отличия в языке и культуре своих одноклассников, вырабатывать образцы поведения и культуру общения, умение замечать культурные стереотипы и психологические особенности у представителей иных культур и учитывать их для выстраивания гармоничных отношений.

Заключение

Таким образом, предложенная нами концепция воспитывающей среды как условия диалога культур в рамках предметов «История» и «Обществознание» позволяет прогнозировать достижения качественных результатов в формировании современной гармонично развитой личности обучающегося как самобытно мыслящей личности на основе знания культуры своего и других народов; реализующей себя в культуротворческой развивающей деятельности путем решения нестандартных жизненных задач; владеющей навыками коммуникации в кросс-национальной среде в условиях быстро меняющегося социума.

Внедрение данной концепции на практике может поспособствовать обновлению профессионально-методической и процессуально-организационной деятельности учителя в воспитании гармонично развитой личности в контексте современной системы школьного образования. 

×

Об авторах

А. Х. Ахмедьянова

Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы

Автор, ответственный за переписку.
Email: alina.axmedyanov.84@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-8083-2699

кандидат философских наук, доцент, и. о. зав. кафедрой педагогики

Россия, 450077, Российская Федерация, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 3 а

Список литературы

  1. Дубовицкая 2011 – Дубовицкая С.В., Беккер И.Л. Воспитывающая среда как фактор становления и развития личности // Известия Пензенского государственного педагогического университета имени В.Г. Белинского. 2011. № 24. С. 631–638. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17241458. EDN: https://www.elibrary.ru/onhrdz.
  2. Ильин 1993 – Ильин И.А. О воспитании в грядущей России // Ильин И.А. Собрание сочинений: в 10 т. Т. 2, кн. 2. Москва: Русская книга, 1993. 493 с. URL: https://azbyka.ru/fiction/o-vospitanii-v-gryadushhej-rossii.
  3. Князева 2006 – Князева В.В. К теории понятия «человек культуры» // Человек культуры: коллект. монография. Кн. 2. Оренбург: изд-во ОГПУ, 2006. С. 30–44. URL: https://infoculture.rsl.ru/_IK_Archive/DEK/texts/2007/DEK-2007-10-2.htm.
  4. Марков 2024 – Марков Е.А. О значении преподавания гуманитарных дисциплин в высшей школе // Вестник Череповецкого государственного университета. 2024. № 4 (121). С. 171–182. DOI: https://doi.org/10.23859/1994-0637-2024-4-121-15. EDN: http://elibrary.ru/hpwhny.
  5. Мурзина 2011 – Мурзина И.Я. Региональная культура и образование: поле для взаимодействия // Экономика образования. 2011. № 3. С. 73а–79. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=19045172. EDN: https://www.elibrary.ru/qatxid.
  6. Панькин 2009 – Панькин А.Б. Этнокультурная коннотация содержание образования в условиях реализации концепции стабилизирующей модернизации: монография. Элиста: Изд-во Калм. гос. ун-та, 2009. 380 с.
  7. Ставицкая 2015 – Ставицкая Е.А. Диалогическая концепция культуры // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2015. № 5. С. 117–121. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dialogicheskaya-kontseptsiya-kultury.
  8. Усова 2012 – Усова Н.В. Социально-психологические факторы субъективного благополучия личности в условиях миграции // Психология, социология и педагогика. 2012. № 9. С. 45–63. URL: https://psychology.snauka.ru/2012/09/1022.
  9. Федотова 2015 – Федотова Л.Ф. Гуманитаризация образования и диалоговое общение как необходимые условия развития качественной системы обучения специалиста // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 4. С. 94–99. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/04/51792.
  10. Ходякова, Супрунова 2017 – Ходякова Л.А., Супрунова А.В. Фоновые культурные знания как база для формирования общекультурной компетенции в процессе чтения текста // Ученые записки Орловского государственного университета. 2017. № 1 (74). С. 236–247. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fonovye-kulturnye-znaniya-kak-baza-dlya-formirovaniya-obschekulturnoy-kompetentsii-v-protsesse-chteniya-teksta.
  11. Яковлев 2006 – Яковлев Е.В. Педагогическая концепция: методологические аспекты построения. Москва: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. 239 с. URL: https://journal.midis.ru/books/13/564.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Ахмедьянова А.Х., 2025

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».