Воспитание гармонично развитой личности обучающегося в контексте современной системы школьного образования
- Авторы: Ахмедьянова А.Х.1
-
Учреждения:
- Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы
- Выпуск: Том 31, № 1 (2025)
- Страницы: 116-120
- Раздел: Педагогика
- URL: https://medbiosci.ru/2542-0445/article/view/311930
- DOI: https://doi.org/10.18287/2542-0445-2025-31-1-116-120
- ID: 311930
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В данной статье рассматривается проблема воспитания гармонично развитой личности обучающегося в контексте современного школьного образования, раскрываются основные идеи, цели и задачи ее реализации. Обоснована авторская концепция в воспитании такой личности путем актуализации воспитывающей среды. Раскрыты структурные компоненты воспитывающей среды, которые прежде всего должны обеспечить диалог культур с целью формирования гармонично развитой личности обучающегося, соответствующей требованиям социального заказа российского общества и противостоящей глобальным тенденциям, происходящим в мире. Национальный идеал современной гармонично развитой личности обучающегося – выпускника школы – это самобытно мыслящая личность на основе знания культуры своего и других народов; реализующая себя в культуротворческой развивающей деятельности путем решения нестандартных жизненных задач; владеющая навыками коммуникации в кросс-национальной среде в условиях быстро меняющегося социума.
Полный текст
Введение
Сегодня перед российским обществом стоят важные задачи, в решении которых требуется рациональный и научный подход – это, во-первых, укрепление нашего государства на международной арене как важнейшего звена, поддерживающего порядок в мире, и, во-вторых, обеспечение устойчивого мироустройства путем ресурсного потенциала подрастающего поколения. Данные задачи обозначены в качестве стратегических в следующих нормативно-методических документах – Федеральных государственных образовательных стандартах, Федеральной рабочей программе воспитания, Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.
Необходимо отметить, что в этих же документах ведущую роль в воспитании гармонично развитой личности отводят системе школьного образования. И в них очень четко прописан портрет современной гармонично развитой личности – выпускника школы – это «социально ответственная, творческая и конкурентоспособная личность» (Распоряжение Минкультуры России от 16.10.2020 № Р-1357 (ред. от 07.12.2021) «О методологии расчета показателя “Индекс вовлеченности в систему воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций”» [Распоряжение 2020]), а также принципы воспитания такой личности – «на основе духовно-нравственных ценностей народов России, исторических и национально-культурных традиций» (Новый национальный проект «Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей» [Новый национальный проект 2024]).
Исходя из этого, перед современным педагогическим сообществом стоит довольно сложная целевая установка – разработка определенной модели воспитания гармонично развитой личности обучающегося и внедрение ее в свою практику. В этом направлении хотелось бы внести свой небольшой вклад в обоснование собственной концепции воспитания гармонично развитой личности обучающегося в контексте современной школы, которая стала бы неким образцом для практической реализации.
Теоретико-методологическая база исследования
Исходя из социального заказа общества, целью данного исследования является теоретическое обоснование концепции рассматриваемого явления. Для этого необходимо:
1) уточнить сущностную характеристику современной гармонично развитой личности обучающегося;
2) определить педагогические условия воспитания гармонично развитой личности обучающегося в современной школьной образовательной среде.
Наше исследование основано на следующих подходах:
– средовой, направленный на всестороннее изучение и раскрытие взаимосвязи сущностных характеристик гармонично развитой личности обучающегося и среды ее воспитания;
– кросс-культурный, позволяющий спроектировать процесс воспитания гармонично развитой личности обучающегося как диалог культур, обеспечивающей формирование в ней межкультурнойю толерантности и уважения;
– целостного, который определяет воспитание как целостную систему, состоящую из компонентов, обеспечивающих гармоничное развитие личности школьника.
Обратим внимание на важный момент: сущностная характеристика гармонично развитой личности всегда обусловлена внутренними и внешними факторами той или иной эпохи.
Если брать во внимание внешние факторы, такие как глобализация и трансформация, то формируемая нами гармонично развитая личность подрастающего поколения должна обладать цивилизационными и национальными традиционными ценностями, позволяющими ей успешно справляться с различными сложными ситуациями, вносить свой вклад в благополучное развитие страны на основе культуротворческой деятельности.
К внутреннему фактору, который в целом определяет поведенческую сущность гармонично развитой личности, относится актуальная тенденция, происходящая в российском обществе, – это массовый миграционный процесс, который постепенно приводит к тому, что поликультурное общество становится кросс-национальным, в котором теперь проживают не только те народы, которые издавна сложились на территории России и имеют статус коренных ее жителей, но и сегодня в нашей среде огромное количество представителей различных наций, прибывших из других стран.
Следовательно, кросс-национальное российское общество «в условиях миграции требует перестройку сложившихся представлений о себе, что оказывает влияние на субъективное благополучие каждой личности, переосмысление когнитивного и эмоционально-этического отношений россиян к инокультурам и наоборот и формирование положительного кросс-культурного сотрудничества» [Усова 2012, с. 45].
Исходя из факторного анализа, мы считаем, что современная гармонично развитая личность обучающегося, воспитывающаяся в школьной образовательной среде, должна иметь следующую сущностную характеристику:
– самобытно мыслящая личность на основе знания культуры своего и других народов;
– реализующая себя в культуротворческой развивающей деятельности путем решения нестандартных жизненных задач;
– владеющая навыками коммуникации в кросс-национальной среде в условиях быстро меняющегося социума.
Концепция воспитания гармонично развитой личности обучающегося в контексте современной системе школьного образования
В основе любой концепции лежит ядро – «руководящая идея, фундамент всего замысла, позволяющая раскрыть его целиком и осознанно» [Яковлев 2006, с. 112].
Учитывая факт того, что в Федеральные государственные образовательные стандарты начального, основного и общего образований включены актуальные направления воспитания: гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое, мы логически заключаем: ядром нашей концепции должна стать идея об организации воспитывающей среды как условие диалога культур с целью формирования современной гармонично развитой личности обучающегося.
Воспитывающая среда прежде всего должна быть создана на уроке и во внеурочной деятельности. Так как в современных стратегических документах Российской Федерации большой акцент в воспитании гармонично развитой личности обучающегося делается на гуманитарные предметы, мы хотели бы более подробно раскрыть в этом контексте важность таких школьных дисциплин как «История» и «Обществознание».
История – это учитель всего человечества. И.А. Ильин отмечает: «Единый и великий Предмет истории заключается в служении некоему высшему Делу на земле, Божьему Делу. И вот в его живую предметную ткань мы и должны включить нашу личную жизнь. Ткань этого Дела реально присутствует во всем: и в природе, и в человеке; в самом человеке (в теле, в душе и в духе) и в его культуре; в индивидуальной жизни и в народной жизни; в семье и воспитании; в вере; в труде и хозяйстве; в праве и государстве; в науке и искусстве; в деяниях воина, богатырях. Надо научиться воспринимать ее, видеть ее, радоваться ей, пребывать в ней и служить ей» [Ильин 1993, с. 105].
Обществознание «призвано сформировать у обучающихся целостную картину современного общества как сложной динамичной открытой системы, представление о равных гранях социокультурной жизни, понимание своего места в российском обществе и семьи как важнейшего социального института на основе погружения в культуру» [Федотова 2015, с. 94].
С позиции культурологии и педагогики «История» и «Обществознание» – это:
– «педагогические дисциплины, прививающие личности подрастающего поколения способность к определению своих ценностных приоритетов путем осмысления исторического и социального опыта своей малой родины, страны и человечества» [Марков 2024, с. 172];
– «гуманитарные человеческие науки, которые способствуют созданию культуры как собственного мира людей, основанного на человеческих ценностях» [Марков 2024, с. 173].
Следовательно, данные предметы в школе должны обеспечить решение следующих задач:
– овладение школьником конкретными фоновыми знаниями, характерными для всех культур;
– развитие общего представления о кросс-национальной культуре российского общества;
– формирование у личности обучающегося толерантности и эмпатии к своей и иной культуре;
– воспитание цивилизационных и национальных традиционных ценностей;
– развитие умений и навыков у личности ученика, позволяющих анализировать и интерпретировать культурные явления [Ходяков, Супрунова 2017, с. 236–238].
Для создания воспитывающей среды как условия диалога культур в рамках предметов «История» и «Обществознание» мы предлагаем включить в содержание урока и внеурочной деятельности учебные материалы, имеющие следующие культуроцентричные компоненты:
– этнокультурный компонент, то есть систематическое использование «центральные темы культуры этносов, учитывая национальный состав школы и класса (система этнических констант)» [Панькин 2009, с. 15], которые в целом обуславливают «формирование соответствующей этнической картины мира, этнического самосознания и мышления» [Панькин 2009, с. 34];
– регионально-краеведческий компонент – это этнографический, историко-культурный, духовно-религиозный, правовой, социально-производственный опыт местности – малой родины и региона – в рамках центральных тем культуры этносов, которые позволяют выявить специфические свойства и общие основания единого онто-филогенеза жителей России, формируя региональное самосознание;
– национальный компонент с целью включения «национального – регионального – российского содержания для сравнения и взаимодействия этнической, региональной с национальной и гражданской составляющими, формируя при этом ценностные ориентиры у жителей края, понимание и принятие общей исторической российской судьбы» [Мурзина 2002, с. 23].
Проектирование таким образом содержания предметов «История» и «Обществознание» обуславливает горизонтальную и вертикальную траекторию гармоничного развития личности:
– траектория горизонтального вектора формирует культурную личность – «отмеченная печатью культуры общества и этносоциальной группы» [Князева 2006, с. 30]; данный вектор строится по принципу – «диалог есть форма бытия и общения, которому необходимо учиться, а учиться диалогу необходимо путем приобретения знаний и умений понимать сначала родную культуру, а затем и контекст других культур» [Ставицкая 2015, с. 117];
– траектория вертикального вектора обеспечивает развитие культурной личности как «жизнетворческой среды, в которой рождается человек культуры – личность, взращенная на основе межкультурного общения, которая обладает культурной и гражданской зрелостью, владеет собой в словах и поступках» [Ставицкая 2015, с. 118].
Необходимо понимать, что основной принцип воспитывающей среды заключается «в духовном, материальном (предметном), событийном и информационном наполнении жизнедеятельности личности» [Дубовицкая, Беккер 2011, с. 631]. Поэтому в рамках представленных школьных предметов необходимо ребят вовлекать в такие виды деятельности как, экологическое волонтерство – это сохранность памятников культуры и истории; социальное волонтерство – помощь детям-мигрантам в учебе и адаптации в кросс-национальной среде; культурное волонтерство – организация мероприятий, направленных на популяризацию межкультурного взаимодействия и культурного обмена путем организации праздников, фестивалей, конкурсов, клубов по интересам и т. д.
Однозначно и учебный материал, и любая деятельность актуализируются на основе интерактивных форм и методов, создающих максимальный эффект диалога культур, поскольку предполагают взаимодействие и обмен знаниями, идеями, способами деятельности [Дубовицкая, Беккер 2011, с. 632]. Исходя из этого, мы предлагаем на уроках и во внеурочной деятельности применять следующие интерактивные формы и методы: игры, мастер-классы, образовательные экскурсии; исследовательский метод, метод проектов, кейс-метод, решение ситуативных задач, дискуссии, дебаты, интервью.
Данные интерактивные формы и методы позволяют школьникам сравнивать, выявлять сходства и отличия в языке и культуре своих одноклассников, вырабатывать образцы поведения и культуру общения, умение замечать культурные стереотипы и психологические особенности у представителей иных культур и учитывать их для выстраивания гармоничных отношений.
Заключение
Таким образом, предложенная нами концепция воспитывающей среды как условия диалога культур в рамках предметов «История» и «Обществознание» позволяет прогнозировать достижения качественных результатов в формировании современной гармонично развитой личности обучающегося как самобытно мыслящей личности на основе знания культуры своего и других народов; реализующей себя в культуротворческой развивающей деятельности путем решения нестандартных жизненных задач; владеющей навыками коммуникации в кросс-национальной среде в условиях быстро меняющегося социума.
Внедрение данной концепции на практике может поспособствовать обновлению профессионально-методической и процессуально-организационной деятельности учителя в воспитании гармонично развитой личности в контексте современной системы школьного образования.
Об авторах
А. Х. Ахмедьянова
Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы
Автор, ответственный за переписку.
Email: alina.axmedyanov.84@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-8083-2699
кандидат философских наук, доцент, и. о. зав. кафедрой педагогики
Россия, 450077, Российская Федерация, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 3 аСписок литературы
- Дубовицкая 2011 – Дубовицкая С.В., Беккер И.Л. Воспитывающая среда как фактор становления и развития личности // Известия Пензенского государственного педагогического университета имени В.Г. Белинского. 2011. № 24. С. 631–638. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17241458. EDN: https://www.elibrary.ru/onhrdz.
- Ильин 1993 – Ильин И.А. О воспитании в грядущей России // Ильин И.А. Собрание сочинений: в 10 т. Т. 2, кн. 2. Москва: Русская книга, 1993. 493 с. URL: https://azbyka.ru/fiction/o-vospitanii-v-gryadushhej-rossii.
- Князева 2006 – Князева В.В. К теории понятия «человек культуры» // Человек культуры: коллект. монография. Кн. 2. Оренбург: изд-во ОГПУ, 2006. С. 30–44. URL: https://infoculture.rsl.ru/_IK_Archive/DEK/texts/2007/DEK-2007-10-2.htm.
- Марков 2024 – Марков Е.А. О значении преподавания гуманитарных дисциплин в высшей школе // Вестник Череповецкого государственного университета. 2024. № 4 (121). С. 171–182. DOI: https://doi.org/10.23859/1994-0637-2024-4-121-15. EDN: http://elibrary.ru/hpwhny.
- Мурзина 2011 – Мурзина И.Я. Региональная культура и образование: поле для взаимодействия // Экономика образования. 2011. № 3. С. 73а–79. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=19045172. EDN: https://www.elibrary.ru/qatxid.
- Панькин 2009 – Панькин А.Б. Этнокультурная коннотация содержание образования в условиях реализации концепции стабилизирующей модернизации: монография. Элиста: Изд-во Калм. гос. ун-та, 2009. 380 с.
- Ставицкая 2015 – Ставицкая Е.А. Диалогическая концепция культуры // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2015. № 5. С. 117–121. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dialogicheskaya-kontseptsiya-kultury.
- Усова 2012 – Усова Н.В. Социально-психологические факторы субъективного благополучия личности в условиях миграции // Психология, социология и педагогика. 2012. № 9. С. 45–63. URL: https://psychology.snauka.ru/2012/09/1022.
- Федотова 2015 – Федотова Л.Ф. Гуманитаризация образования и диалоговое общение как необходимые условия развития качественной системы обучения специалиста // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 4. С. 94–99. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/04/51792.
- Ходякова, Супрунова 2017 – Ходякова Л.А., Супрунова А.В. Фоновые культурные знания как база для формирования общекультурной компетенции в процессе чтения текста // Ученые записки Орловского государственного университета. 2017. № 1 (74). С. 236–247. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fonovye-kulturnye-znaniya-kak-baza-dlya-formirovaniya-obschekulturnoy-kompetentsii-v-protsesse-chteniya-teksta.
- Яковлев 2006 – Яковлев Е.В. Педагогическая концепция: методологические аспекты построения. Москва: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. 239 с. URL: https://journal.midis.ru/books/13/564.
Дополнительные файлы
