Модель формирования тьюторской компетентности будущих педагогов-психологов

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассматривается проблема индивидуализации обучения и обосновывается важность формирования тьюторской компетентности специалиста. При проектировании модели формирования тьюторской компетентности будущих педагогов-психологов определены методологические основания: проблемно ориентированный, системный и компетентностный подходы. В исследовании применялись методы систематизации, обобщения, синтеза и моделирования. Выделены блоки модели (концептуально-целевой, содержательный, процессуальный и оценочно-результативный), и даны их характеристики.

Полный текст

Введение

В настоящее время появилась потребность общества в индивидуализации обучения [Левин 2024; Asadova 2022; Беленко, Исаев 2020]. Образовательные учреждения получили заказ на специалистов, способных проектировать индивидуальные образовательные маршруты для обучающихся с особыми потребностями (как для одаренных, так и для отстающих) [Соловова, Ежов, Яшкин 2020; Круцкий 2022; Кузьмичева 2021; Декина 2020], создавать гибкие индивидуальные учебные планы, которые удовлетворяют уникальные потребности обучающихся, в том числе за счет ресурсов цифровой образовательной среды [Днепровская, Шевцова 2020; Бетанова, Колесник, Полянский 2024]. Педагоги-психологи, обладающие тьюторской компетентностью, могут сопровождать обучающихся с особыми образовательными потребностями, способствовать их профориентации, разрабатывать методическое обеспечение персонализированного образовательного процесса в условиях внедрения индивидуальных образовательных маршрутов.

Однако существует противоречие между запросом на педагогов-психологов, владеющих тьюторской компетентностью, и отсутствием научных доказательств целесообразного применения педагогических подходов к конструированию их профессиональной подготовки, ориентированной на целевой результат. Результаты, полученные в ходе констатирующего эксперимента [Рылов, Соловова 2024], выявили, что будущие педагоги-психологи (73 % от выборки) не готовы к тьюторской деятельности и применению технологий тьюторского сопровождения; у них не сформированы потребности в обучении и самообразовании в области тьюторских технологий. Доказано, что существует необходимость развития рефлексивных способностей будущих педагогов-психологов, связанных с оценкой и анализом результатов реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся.

Разрешению данного противоречия будет способствовать профессиональная подготовка будущих педагогов-психологов к тьюторской деятельности, способных проектировать индивидуальные образовательные маршруты и организовывать тьюторское сопровождение обучающихся с особыми образовательными и личностными потребностями. Однако профессиональная подготовка требует создания организационно-педагогических условий, погружающих в ходе учебного процесса в проблемные педагогические ситуации.

Основная часть

В ходе исследования применялся метод моделирования образовательного процесса. За исходное в определении сути «модели» взято понятие В.А. Штоффа: «Мысленно представленная или материально реализованная система, которая, отображая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает нам новую информацию об объекте» [Штофф 1966]. Такое определение позволяет рассматривать «модель» как систему и как идеальный процесс формирования тьюторской компетентности будущих педагогов-психологов.

Разработанная нами модель формирования тьюторской компетентности будущих педагогов-психологов состоит из концептуально-целевого, содержательного, процессуального и оценочно-результативного блоков (см. рис.).

Проектирование модели формирования тьюторской компетентности у будущих педагогов-психологов потребовало определения методологической основы. Проблемно ориентированный подход представляет базовую основу модели (концептуально-целевой блок); системный подход обусловливает выбор учебных дисциплин и методов их реализации (содержательный и процессуальный блоки); компетентностный подход способствует определению структуры и сущности результативной характеристики (оценочно-результативный блок).

Концептуально-целевой блок модели ориентирован на реализацию цели профессиональной подготовки будущих педагогов-психологов – формирование тьюторской компетентности с опорой на принципы проблемно ориентированного подхода.

Содержательный блок модели формирования тьюторской компетентности будущих педагогов-психологов представлен интеграцией учебных дисциплин, содержание которых способствует освоению видов тьюторской деятельности (сопровождение и поддержка): «Технология тьюторского сопровождения в образовании» и «Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов», «Психолого-педагогическая диагностика» и «Основы психологического консультирования в тьюторской деятельности».

Содержание учебных дисциплин «Технология тьюторского сопровождения в образовании» и «Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов» направлено на развитие показателей ценностно-мотивационного, когнитивно-гносеологического, методико-технологического компонентов: ценностные мотивы и потребности в тьюторской деятельности; знание теоретических и методических основ тьюторской деятельности; знание алгоритмов общего тьюторского действия и этапов тьюторского сопровождения обучающихся; способности к нормативно-методическому сопровождению индивидуальных образовательных маршрутов, проектов обучающихся. Учебные дисциплины «Психолого-педагогическая диагностика» и «Основы психологического консультирования в тьюторской деятельности» направлены на развитие показателей диагностико-консультационного и рефлексивно-экспертного компонентов: способности к оценке индивидуальных особенностей и потребностей обучающегося; способности к консультированию всех субъектов образовательного процесса; умения анализировать и оценивать результаты освоения обучающимся индивидуального образовательного маршрута, проекта, а также осуществлять психолого-педагогическую поддержку рефлексии обучающимися результатов реализации индивидуальных образовательных маршрутов и проектов.

Организационно-педагогические условия подготовки будущих педагогов-психологов к тьюторской деятельности способствуют развитию тьюторских навыков в ходе практических занятий, практик и внеучебной деятельности.

Образовательный результат достигается применением комплекса практико-ориентированных технологий. В процессуальном блоке модели выделены педагогические средства формирования тьюторской компетентности (тьюторская и преддипломная практики), а также методы (проектный, проблемный, ИКТ, кейс-метод, деловая и ролевая игры), применение которых проводилось с опорой на принципы проблемно ориентированного обучения: проблемности и актуальности контекста обучения; гибкости знаний, навыков и возможностей; активного и стратегического метакогнитивного мышления; сотрудничества, основанного на внутренней мотивации; самостоятельности и инициативности обучающихся, что способствовало развитию критического мышления.

Формированию практических навыков тьюторской деятельности содействует прохождение тьюторской и преддипломной практик в образовательных организациях различных видов (детские сады, центры, школы, учреждения дополнительного образования), где студенты могут развивать свои тьюторские способности под руководством опытных педагогов-психологов и тьюторов; предоставление студентам возможности работать в реализации реальных индивидуальных образовательных маршрутов и проектов в сотрудничестве с образовательными организациями; сотрудничество с практикующими тьюторами (приглашение практикующих тьюторов в качестве преподавателей, организация стажировок и практик в учреждениях, где осуществляется тьюторская деятельность).

Оценочно-результативный блок включает фонды оценочных средств, которые позволяет оценить динамику в развитии тьюторской компетентности будущих педагогов-психологов и организовать обратную связь с обучающимися для определения их сильных и слабых сторон, созданию рекомендаций по совершенствованию.

Об эффективности разработанной модели свидетельствуют положительная динамика развития показателей компонентов в структуре тьюторской компетентности (см. таблицу) [Рылов, Соловова 2024].

Таким образом, целенаправленному процессу формирования тьюторской компетентности будущих педагогов-психологов будет способствовать специально разработанная модель в виде стратегии поэтапного развития показателей в структуре тьюторской компетентности.

Заключение

Расширение функций будущих педагогов-психологов требует внесения корректив в их профессиональную подготовку. Выполнение двух видов деятельности (сопровождение и поддержка) требуют от будущих специалистов тьюторской компетентности, что становится целью учебного процесса.

В ходе исследования разработана модель формирования тьюторской компетентности будущих педагогов-психологов с опорой на совокупность принципов методологических подходов. Структура модели, ее блоки могут рассматриваться в качестве технологии развития навыков осуществления тьюторской деятельности как основы профессиональной готовности будущих педагогов-психологов к выполнению профессиональной миссии.

Об эффективности разработанной модели формирования тьюторской компетентности будущих педагогов-психологов в условиях открытого образовательного пространства будет свидетельствовать положительная динамика показателей компонентов тьюторской компетентности.

×

Об авторах

А. Н. Рылов

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Автор, ответственный за переписку.
Email: rylov.an@ssau.ru
ORCID iD: 0000-0002-1497-9438

аспирант кафедры теории и методики профессионального образования

Россия, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34

Н. В. Соловова

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Email: solovova.nata@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-3280-3380

доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры теории и методики профессионального образования

Россия, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34

Список литературы

  1. Asadova 2022 – Asadova B.G. Individualization of learning as broadly understood inclusion in education // Научный альманах. 2022. № 12–1 (98). С. 16–19. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=50219333. EDN: https://elibrary.ru/vdtrlh.
  2. Беленко, Исаев 2020 – Беленко Т.В., Исаев И.Ф. Технологическая готовность будущего учителя к индивидуализации обучения школьников средствами педагогического дизайна // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. 2020. Т. 39, № 2. С. 178–187. DOI: http://doi.org/10.18413/2712-7451-2020-39-2-178-187.
  3. Бетанова, Колесник, Полянский 2024 – Бетанова С.С., Колесник Н.Т., Полянский А.И. Индивидуализация обучения в цифровой среде // Проблемы современного педагогического образования. 2024. № 82–1. С. 52–55. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=64545312. EDN: https://elibrary.ru/ozbmvj.
  4. Декина 2020 – Декина Е.В. Особенности реализации адаптированных программ для обучающихся с особыми образовательными потребностями // Актуальные проблемы обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья: материалы всероссийской заочной конференции. Екатеринбург, 16 марта – 20 апреля 2020 года. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2020. С. 164–168. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43151303. EDN: https://elibrary.ru/ldrupd.
  5. Днепровская, Шевцова 2020 – Днепровская Н.В., Шевцова И.В. Открытые образовательные ресурсы и цифровая среда обучения // Высшее образование в России. 2020. Т. 29, № 12. С. 144–155. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-12-144-155.
  6. Круцкий 2022 – Круцкий В.М. Индивидуальный образовательный маршрут – средство развития детской одарённости в условиях образовательной среды // Вопросы педагогики. 2022. № 4–2. С. 143–147. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48443641. EDN: https://elibrary.ru/voqvet.
  7. Кузьмичева 2021 – Кузьмичева Т.В. Ресурсные возможности индивидуализации обучения детей с особыми образовательными потребностями: конструктивное взаимодействие педагогов // Специальное образование XXI века: материалы международного научного форума. Санкт-Петербург, 21 апреля 2021 года. Санкт-Петербург: Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина, 2021. С. 145–149. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46178066. EDN: https://elibrary.ru/laydwa.
  8. Левин 2024 – Левин С.М. Сравнение классических и адаптивных систем обучения: в сторону гибкости и индивидуализации // Вектор научной мысли. 2024. № 3 (8). С. 82–86. DOI: http://doi.org/10.58351/2949-2041.2024.8.3.010.
  9. Рылов, Соловова 2024 – Рылов А.Н., Соловова Н.В. Сравнительный анализ опытно-экспериментальной работы по формированию тьюторской компетентности у будущих педагогов-психологов // Проблемы современного педагогического образования. 2024. № 82–4. С. 350–353. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=67963165. EDN: https://elibrary.ru/vgxelh.
  10. Соловова, Ежов, Яшкин 2020 – Соловова Н.В., Ежов Д.А., Яшкин С.Н. Готовность преподавателя к взаимодействию с одаренными обучающимися // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2020. Т. 26, № 4. С. 57–63. DOI: http://doi.org/10.18287/2542-0445-2020-26-4-57-63.
  11. Штофф 1966 – Штофф В.А. Моделирование и философия. Ленинград: Наука, 1966. 296 с. URL: https://platona.net/load/knigi_po_filosofii/filosofija_nauki_tekhniki/shtoff_v_a_modelirovanie_i_filosofija/30-1-0-2949.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Рылов А.Н., Соловова Н.В., 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».