Наставничество в образовательном учреждении высшего образования

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

На сегодняшний день одним из стратегически важных направлений совершенствования деятельности образовательных учреждений становится внедрение технологий наставничества в образовательную систему. Потребность в наставничестве обусловлена тем, что стремительные изменения в системе образования, трансформация организационных процессов требуют от всех участников образовательных отношений гибкой и моментальной реакции. Наставничество позволяет соединить профессиональное развитие, устойчивость к изменениям, формирование новых компетенций, а также взаимный социальный обмен при комплексном подходе к каждому участнику образовательного процесса. Несмотря на активное обсуждение учеными и практиками проблемы наставничества, нет единого методологического подхода к организации наставничества в образовательном учреждении высшего образования как единице инновационно-образовательной системы. В статье приводятся результаты анализа истории развития, принципов и видов наставничества, раскрыто содержание системы наставничества; представлены результаты авторских исследований и предложен механизм организации системы наставничества в образовательном учреждении высшего образования. В качестве инструмента развития системы наставничества в вузе предложено создание сообщества – клуба развития метанавыков в рамках учебного заведения.

Полный текст

Введение

Приоритетной государственной целью 2023 года стало выявление, поддержка и развитие способностей и талантов у детей и молодежи, направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся, а также создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации (Указ 2020).

Развитие системы наставничества и формирование условий для успешной подготовки молодежи к профессиональной деятельности и создание условий для развития наставничества на предприятиях, в учреждениях и организациях на территории Удмуртской Республики являются ключевым моментом в программе реализации молодежной политики в УР (Закон УР 2021).

Дискуссии поиска ресурсов качественной профессиональной подготовки приводят к необходимости возрождения системы наставничества в образовательных учреждениях, способной гибко реагировать на требования рынка труда и компетенций рабочего места, использовать самообучение и адаптивную подготовку, что требует создания условий для приобретения в рамках освоения образовательных программ высшего образования предпринимательских компетенций, а также знаний и умений, необходимых для ведения предпринимательской деятельности (Программа).

Исторический аспект развития наставничества

История появления наставничества традиционно связывается с древнегреческой мифологией и Ментором, который пользовался всеобщим доверием и считался мудрым советчиком [Саркисова 2021]. На протяжении длительного времени философы обсуждали различные аспекты наставничества и призывали к пробуждению душевных сил наставляемого (Сократ), воспитанию с раннего возраста (Платон), воспитанию через размышления (Конфуций), воспитанию свободного человека (Руссо). Наставничество, как правило, рассматривалось по отношению к молодому поколению, поэтому теоретические основы созданы известными педагогами: К.Д. Ушинским [Ичетовкина 2015], Л.Н. Модзалевским [Модзалевский 2000], Д.И Тихомировым [Тихомиров 1906], В.А. Сухомлинским [Сухомлинский 1990]. Появились отдельные направления: психолого-педагогические элементы наставничества; наставничество в системе образования; наставничество в профессиональной деятельности; наставничество в различных сферах. Параллельно вопросы наставничества представлялись элементом управления персоналом и применялись при организации труда на рабочем месте, формировании корпоративной культуры и адаптации работника. В социологических науках наставничество рассматривалось как взаимный социальный обмен, социально-психологическое развитие наставляемого и как элемент теории разделения труда [Багракова 2008]. Такая множественность задач привела к возникновению терминологической путаницы: как синонимы стали восприниматься категории менторство, коучинг, тьюторство, обучение на рабочем месте, дуальное обучение, баддинг и другие. Существует ряд исследований трудовых проблем молодежи как особенной категории трудовых ресурсов [Шубкин 1982; Чупров 1998; Сучков, Сафин, Корчагин, Айтуганов 2008; Ельчанинов 2004; Апокин, Юдкевич 2008]; адаптации молодежи на рынке труда, молодежной занятости, профориентации и развития карьеры [Романов, Ефимова 2005; Долгова, Жукова 2007; Гайнанов 2004; Мамиконян 2019; Макарова, Килин, Андреева 2022] и подготовки конкурентоспособных выпускников [Макарова, Килин, Андреева 2022; Перминова, Старцева 2010; Перминова 2019].

Тем не менее вопросы наставничества как ресурса эффективной профессиональной подготовки в образовательном учреждении остаются предметом дискуссий и недостаточно раскрыты с позиции управления и экономики труда. В данном направлении наиболее широко представлены вопросы «профессионального наставничества» как педагогического сопровождения формирования совокупности профессиональных компетенций в рамках требований рабочего места.

Анализ литературы по наставничеству позволил сделать вывод, что эффективность процесса зависит от ориентации на применение системного, деятельностного и личностно-ориентированного подходов. Комплексный подход является одним из методологических оснований социальной психологии личности, включает изучение статуса личности, мировоззрения, характера и наклонностей, мотивации и выполняемых общественных функций, что определяет феномен поведения и деятельности и может быть использовано при построении системы наставничества [Ананьев 1980]. Деятельностная модель формирования личности предполагает качественные и количественные позитивные изменения свойств индивида в рамках сложной системы полисубъектных отношений и изучается в русле реализации программ наставничества с позиции психологической науки [Рубцов 2008]. Современная модель образования предусматривает активное участие всех субъектов образовательной деятельности с установкой на прикладной характер процесса обучения в противовес пассивному усвоению информации, что предполагает особую подготовку преподавателей к новым образовательным условиям [Устинова 2022; Руднева 2022].

Развитие системы наставничества в высшей школе

Основными принципами развития системы наставничества в вузе являются: системность, научность, аксиологичность, индивидуализация, ответственное поведение, многоаспектность и равенство. Системность предполагает максимальный охват необходимых элементов; научность – использование обоснованных инструментов и технологий; аксиологичность ориентирует на человеческие ценности и уважение к личности. Индивидуализация направлена на приоритеты личности в выборе траектории развития в зависимости от индивидуальных наклонностей, способностей и личных стратегических приоритетов. Поскольку современный образовательный процесс интегрирован в инновационную систему, необходимо учитывать баланс интересов работника и организации, наличие возможностей и желания работника, адресность и индивидуальность наряду с многовариантностью подготовки [Перминова 2010].

Трансформационные процессы в высшей школе вызвали противоречия между:

– потребностью сотрудничества студента с сообществом преподавателей и разрывом между ними;

– новыми компетенциями преподавателей и отсутствием удобной и понятной площадки для их формирования в вузе;

– необходимостью привлечения талантливой молодежи в науку и отсутствием современных форм и методов их вовлечения.

Возникает необходимость развития новых форм наставничества в вузе, при которых создается сообщество студентов и преподавателей, основанное на доверии и взаимопомощи, а деятельность направляется на формирование новых компетенций преподавателей и привлечение студентов в науку и предпринимательство, чему способствуют формирование метанавыков и реализация совместных проектов.

С целью изучения проблемы формирования сообщества наставников в вузе проведено исследование среди студентов; респондентами выступили 135 человек. Основная масса опрошенных (53,3 %) утверждают, что получают высшее образование для того, чтобы работать по специальности, и более 54 % опрошенных в целом удовлетворены качеством получаемого образования.

Среди факторов, влияющих на качество образования, оценивался уровень доверия к преподавателям: 3 % опрошенных не доверяют педагогам; 26,7 % доверяют полностью, и 44,4 % – целом доверяют. При этом 23 % называют преподавателей, с которыми с удовольствием делятся своими личными достижениями в неформальной обстановке; 39,3 % обсуждают вопросы по темам учебной дисциплины, и 19,3 % не хотели бы общаться с преподавателями.

Необходимость обучаться не только по выбранной специальности, но и развивать дополнительно soft skills и другие навыки отметили 59 % студентов; при этом 54,1 % ощущают необходимость в наставнике-преподавателе, который бы направлял в процессе обучения и помогал развивать надпрофессиональные навыки; 7,4 % утверждают, что у них уже есть такой неформальный наставник.

Поскольку часть опрошенных студентов не против участвовать в совместных с преподавателями проектах и готовы работать с наставником помимо образовательного процесса, то для развития надпрофессиональных навыков они выбирают активные способы: мастер классы (59 %); тренинги (56,7 %), при этом 1 % респондентов готовы стать активными членами сообщества лидеров изменений, и 33,3 % для принятия решения хотели бы получить больше информации. Таким образом, есть активное ядро молодежи, готовое развивать сообщество наставников и наставляемых.

Опрос преподавателей вуза показал, что 50 % респондентов отмечают потребность делиться своим опытом, готовы поддерживать студентов; 68,8 % считают, что в такой процесс необходимо вовлекать коллег для совместного развития. Активное участие в деятельности сообщества лидеров изменений готовы принять 37,5 % опрошенных (таблица 1).

Анализ ответов респондентов показывает, что желание получить новый опыт и поиск единомышленников составляют основные причины заинтересованности участия в сообществе. Преподаватели готовы делиться опытом работы не в образовательной сфере, наработками и материалами для написания и реализации инновационных и социальных проектов, проведением экспертизы идей и внедрением инноваций в традиционный образовательный процесс.

Реализация модели наставничества в вузе

Для выбора приоритетных направлений вузовской модели наставничества опора делалась на принцип вариативности, возможности постоянных нововведений и профессиональной интеграции субъектов взаимодействия в процессе обучения и воспитания. Основной целью является создание современного сообщества лидеров изменений образования для самореализации и раскрытия внутреннего потенциала в соответствии с индивидуальными талантами и смыслами под руководством наставников в рамках единой цифровой площадки в ходе вовлечения молодежи в волонтерскую, инновационную и проектную деятельность (таблица 2).

×

Об авторах

О. М. Перминова

Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова

Автор, ответственный за переписку.
Email: olgaa@istu.ru
ORCID iD: 0000-0002-1737-766X

кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой «Менеджмент»

Россия, 426069, Российская Федерация, г. Ижевск, ул. Студенческая, 7

Н. П. Устинова

Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова

Email: usti-natalya@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-8181-5719

кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Инженерная графика, профессиональная педагогика и технология рекламы»

Россия, 426069, Российская Федерация, г. Ижевск, ул. Студенческая, 7

Е. А. Трефилова

Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова

Email: trefilovaekaterina1608@mail.ru
ORCID iD: 0009-0002-2053-9006

ведущий специалист кафедры «Менеджмент»

Россия, 426069, Российская Федерация, г. Ижевск, ул. Студенческая, 7

Список литературы

  1. Ананьев 1980 – Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2 т. Москва, 1980. Available at: http://elib.gnpbu.ru/textpage/download/html/?book=ananyev_izbrannye-trudy_t1_1980&bookhl&ysclid=lmg393cn23501473621.
  2. Апокин, Юдкевич 2008 – Апокин А., Юдкевич М. Анализ студенческой занятости в контексте российского рынка труда // Вопросы экономики. 2008. № 6. С. 98–110. DOI: https://doi.org/10.32609/0042-8736-2008-6-98-110. EDN: https://www.elibrary.ru/jtxgvl.
  3. Багракова 2008 – Багракова А.А. Наставничество в организации // Управление развитием персонала. 2008. № 4. С. 296–311. URL: https://grebennikon.ru/article-vvgz.html?ysclid=lmg3jv0bmv51054462; https://www.elibrary.ru/item.asp?id=12291500. EDN: https://www.elibrary.ru/kizixz.
  4. Гайнанов 2004 – Гайнанов Д.А. Активные проблемы трудоустройства и адаптации к рынку труда. Москва, 2004.
  5. Долгова, Жукова 2007 – Долгова А., Жукова И. Полная и эффективная занятость молодежи – условие повышения конкурентоспособности страны // Человек и труд. 2007. № 8. С. 38–41. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=9564776. EDN: https://www.elibrary.ru/ibhytz.
  6. Ельчанинов 2004 – Ельчанинов П.М. Проблемы трудовой занятости сельской молодежи // Социологические исследования. 2004. № 2 (238). С. 133–135. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17670226. EDN: https://www.elibrary.ru/owrpwt.
  7. Ичетовкина 2015 – Ичетовкина Н.М. Идеи К. Д. Ушинского в исследовании феномена классного наставничества в отечественной дореволюционной гимназии // Образование и воспитание. 2015. № 5 (5). С. 12–14. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25139085. EDN: https://www.elibrary.ru/tbctyy.
  8. Макарова, Килин, Андреева 2022 – Макарова М.Н., Килин А.С., Андреева И.А. Развитие механизмов трудоустройства выпускников университета путем модернизации образовательных коммуникаций // Вестник Удмуртского университета. Социология. Политология. Международные отношения. 2022. Т. 6, № 4. С. 461–471. DOI: https://doi.org/10.35634/2587-9030-2022-6-4-461-471. EDN: https://www.elibrary.ru/wortce.
  9. Мамиконян 2019 – Мамиконян М.С. Проблема трудовой адаптации российской молодежи (по материалам глубинных интервью) // Информационно-аналитический бюллетень института социологии ФНИСЦ РАН. 2019. № 4. Социальная адаптация молодежи на рынке труда. С. 39–47. DOI: https://doi.org/10.19181/inab.2019.4.3. EDN: https://www.elibrary.ru/stugri.
  10. Модзалевский 2000 – Модзалевский Л.Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен / под общ. ред. В.П. Сальникова. Ч. 2. Санкт-Петербург: Алетейя, 2000. 496 с.
  11. Перминова 2010 – Перминова О.М. Инновационная модель формирования профессиональных компетенций специалиста // Математическое моделирование и информационные технологии: сб. науч. ст. / Юж.-Рос. гос. техн. ун-т (НПИ). Новочеркасск: Ред. журн. «Изв. вузов. Электромеханика», 2010. Вып. 2. С. 177–182.
  12. Перминова, Старцева 2019 – Перминова О.М., Старцева Е.А. Стратегия профориентационной работы в вузе как основа повышения качества формирования профессиональных компетенций // Технические университеты: интеграция с европейскими и мировыми системами образования: материалы VIII Международной конференции (Россия, Ижевск, 23–24 апреля 2019 г.): в 2 т. Т. 1. Ижевск: Изд-во ИжГТУ имени М.Т. Калашникова, 2019. С. 123–128. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37638877. EDN: https://www.elibrary.ru/xyiyvl.
  13. Романов, Ефимова 2005 – Романов В.Е., Ефимова Н.В. Психологические проблемы трудоустройства студентов и выпускников вузов. Санкт-Петербург, 2005.
  14. Рубцов 2008 – Рубцов В.В. Социально-генетическая психология развивающего образования: деятельностный подход. Москва: МГППУ, 2008. 416 с. URL: https://psychlib.ru/mgppu/RSg-2008/RSG-001.HTM?ysclid=lmg7suuq3w584911814#$p1; https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20098389. EDN: https://www.elibrary.ru/qxvdlp.
  15. Руднева 2022 – Руднева Т.И. Педагогическая деятельность в цифровой образовательной среде // Образование в современном мире: ключевые тренды трансформации: сборник научных трудов Всероссийской научно-методической конференции с международным участием, Самара, 25 февраля 2022 года. Самара: Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, 2022. С. 162–164. URL: https://repo.ssau.ru/handle/Obrazovanie-v-sovremennom-mire/Pedagogicheskaya-deyatelnost-v-cifrovoi-obrazovatelnoi-srede-98944?ysclid=lmg82kbya158052905; https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49513975. EDN: https://www.elibrary.ru/wgzkzm.
  16. Саркисова 2021 – Саркисова И.В. К вопросу о сущности понятия «наставничество» в зарубежной и отечественной литературе // Тенденции развития науки и образования. 2021. № 70–5. С. 24–27. DOI: http://doi.org/10.18411/lj-02-2021-161.
  17. Сухомлинский 1990 – Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека: (Этика коммунистического воспитания). Педагогическое наследие / сост. О.В. Сухомлинская. Москва: Педагогика. 1990. 288 с. URL: http://xn--e1afef0d.xn----7sbgqcjhgh3agayj.xn--p1ai/tinybrowser/images/suhomlinskiy_v.a._kak_vospitat_nastoyashchego_cheloveka_compressed.pdf.
  18. Сучков, Сафин, Корчагин, Айтуганов 2008 – Сучков В., Сафин Р., Корчагин Е., Айтуганов И. Взаимодействие профессионального образования и производства как фактор модернизации подготовки компетентных специалистов // Высшее образование в России. 2008. № 12. С. 19–27. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=11898049. EDN: https://www.elibrary.ru/kajmqr.
  19. Тихомиров 1906 – Тихомиров Д.И. Автобиография // Библиографический указатель материалов по истории русской школы: прилож. к «Педагогическому сборнику». 1906. № 5.
  20. Устинова 2022 – Устинова Н.П. Становление субъектной позиции обучающегося в вузе // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2022. Т. 28, № 2. С. 72–75. DOI: https://doi.org/10.18287/2542-0445-2022-28-2-72-75. EDN: https://www.elibrary.ru/ijxdsc.
  21. Чупров 1998 – Чупров В.И. Молодежь в общественном воспроизводстве // Социологические исследования. 1998. № 3. С. 93–106. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42957307. EDN: https://www.elibrary.ru/cpzwmi.
  22. Шубкин 1982 – Шубкин В.Н. Образование и жизненные пути молодежи (по материалам сравнительного международного социологического исследования) // Советская социология. Москва: Наука, 1982. Т. 2. С. 142–151.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Перминова О.М., Устинова Н.П., Трефилова Е.А., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».