Семья и брак в сознании молодёжи

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена результатам сопоставительного исследования социальных представлений молодёжи, связанных с установками в отношении семьи и брака, индивидуальных перспектив и планов по созданию семьи, незарегистрированных браков и рождения детей в указанных союзах, представлений об основных причинах создания семьи и условиях благополучного брака. Проанализированы изменения, произошедшие в социальных представлениях подростков с 2017 по 2023 г. Описаны общие тенденции, характерные для социальных представлений молодёжи в указанный период. Показано, что большинство респондентов считают, что необходимо готовить человека к созданию семьи через обучение семейным ценностям. Также растёт доля заявивших о необходимости преподавания курсов основ семейной жизни в школах. Подавляющее большинство молодых людей планируют в будущем создать семью и иметь двоих детей. Однако отмечается тенденция к увеличению доли молодёжи, планирующей в будущем иметь одного ребёнка. Результаты исследования рассмотрены в контексте демографических тенденций и актуальных вопросов молодёжной политики.

Полный текст

Вопрос о популяризации семейного образа жизни среди молодёжи является одним из наиболее обсуждаемых в молодёжно-политической повестке: как на федеральном, так и на региональном уровнях ведутся активные дискуссии о стратегиях популяризации перспектив создания молодёжных семей, осуществляется активная работа по внедрению курсов семьеведения и основ семейной жизни для школьников [1] и студентов, появляются специализированные пособия, подготовленные различными авторскими коллективами [2–6]. Появление описанных выше инициатив является в некотором роде реакцией на ряд проблемных тенденций, связанных, в частности, с динамикой как разводов [7], так и брачно-репродуктивного поведения молодёжи [8]. Наиболее важным индикатором значимости, своевременности и актуальности инициатив является фиксируемый в исследованиях «запрос» молодёжи на преподавание курсов по вопросам семьи и семейной жизни в образовательных учреждениях различных уровней, в частности школах [9].

Образ семьи в сознании молодёжи является значимым регулятором как последующего брачного поведения, так и выстраивания жизненной траектории в целом. Данный тезис относится как к образу родительской семьи, так и к планируемому образу будущей семьи. Во множестве исследований фиксируется специфика образов семьи, где у подростков имеются различного рода риски негативной социализации: алкоголизации [10], интернет-зависимости [11], агрессии и криминализации [12], социальных девиаций личности [13]. Образы семьи и готовность респондентов в будущем создать семью, похожую на родительскую, имеют свою специфику у различных групп подростков и молодёжи, в частности нормотипичных и девиантных [14].

Одной из целей настоящей статьи является анализ временно́й динамики специфики представлений подростков о феномене семьи. Коллектив исследователей под руководством А.А. Реана в 2017 г. реализовал масштабный проект, в том числе связанный с оценкой обобщённых социальных представлений подростков о семье и браке, с анализом индивидуальных установок в отношении родительской семьи и аспектов образа планируемой семьи, отношения к незарегистрированным бракам и рождению детей в таких союзах, оценкой необходимости преподавания курсов по основам семейной жизни. В 2023 г. указанный исследовательский блок был реплицирован на схожей по возрастному и гендерному составу выборке, что обусловливает возможность сделать ряд выводов о динамике обобщенных социальных представлений, произошедших за последние шесть лет в сознании российской молодёжи.

Методы и выборка

Для оценки специфики и различных аспектов образов семьи, брака, а также временно́й динамики изменения представлений были проанализированы ответы респондентов на одинаковый набор вопросов, собранные в 2017 и 2023 гг. Выборка 2017 г. составила 5670 респондентов (58% — девушки), средний возраст — 16 лет (Mean = 16,34, Median=16, SD = 0,76). В выборку 2023 г. вошёл 1061 респондент (61% — девушки), средний возраст — 16 лет (Mean = 16,06, Median = 16, SD = 1,77). Оба исследования представляли собой анонимные онлайн-опросы, в 2017 г. — на платформе 1ka.si, в 2023 — на платформе Yandex.forms. Выборки являются не связанными, однако сопоставимыми ввиду схожести основных характеристик распределений.

Основным методом выступил сопоставительный анализ частот ответов на вопросы анкеты, представленные в табл. 1–5.

 

Таблица 1

Динамика общих представлений и установок молодёжи в отношении семьи и брака

 

2017 г.

2023 г.

Доля результатов

(из 100 повторных испытаний),

где p < 0,05

Как Вы считаете, нужно ли готовить человека к созданию семьи через обучение семейным ценностям?

Да

66%

64%

3%

Нет

15%

15%

Не знаю

19%

21%

Верно ли высказывание «Семья — основа любого государства, не будет семьи — не будет государства»?

Да

78%

68%

100%

Нет

10%

13%

Не знаю

12%

19%

Как Вы думаете, необходимо ли преподавание курса

по вопросам семьи и семейной жизни в школах?

Да

38%

47%

100%

Нет

38%

27%

Не знаю

24%

26%

Считаете ли Вы наличие семьи обязательным условием счастья?

Да

68%

48%

100%

Нет

20%

35%

Не знаю

12%

17%

 

Таблица 2

Динамика индивидуальных установок молодёжи в отношении перспектив создания семьи

 

2017 г.

2023 г.

Доля результатов

(из 100 повторных испытаний),

где p < 0.05

Хотите ли Вы, чтобы Ваша будущая семья была похожа на ту, в которой Вы выросли?

Да

42%

43%

2%

Нет

34%

31%

Не знаю

24%

26%

Хотите ли Вы в будущем создать семью?

Да

81%

77%

65%

Нет

7%

8%

Не знаю

12%

15%

Сколько детей Вы хотели бы иметь в своей будущей семье?

Один

15%

24%

100%

Два

49%

48%

0%

Три

19%

11%

100%

Более трёх

8%

3%

100%

Ни одного

9%

13%

93%

 

Таблица 3

Динамика отношения молодёжи к незарегистрированным бракам и рождению детей вне зарегистрированного брака

 

2017

2023

Доля результатов

(из 100 повторных испытаний),

где p < 0.05

Как вы относитесь к гражданским бракам?

Это нормально

55%

59%

85%

Это недопустимо

17%

12%

Затрудняюсь ответить

28%

29%

Как вы относитесь к рождению детей вне зарегистрированного брака?

Это нормально

36%

46%

100%

Это недопустимо

35%

22%

Затрудняюсь ответить

29%

32%

 

Таблица 4

Специфика представлений молодёжи об основных причинах создания семьи

 

2017 г.

2023 г.

Доля результатов

(из 100 повторных испытаний),

где p < 0.05

Что, по-Вашему, является основной причиной создания семьи?

Любовь

64%

57%

98%

Взаимопонимание

18%

29%

100%

Рождение и воспитание детей

7%

6%

1%

Решение материальных и бытовых проблем

2%

1%

0%

Страх одиночества

3%

2%

24%

Другие причины

6%

5%

16%

 

Таблица 5

Специфика представлений молодёжи об условиях благополучного брака

 

2017 г.

2023 г.

Доля результатов

(из 100 повторных испытаний),

где p < 0.05

Каковы главные условия благополучного брака?

Любовь

87%

83%

77%

Взаимная поддержка

79%

82%

43%

Умение идти

на компромиссы

47%

53%

91%

Похожие ценности

и взгляды

39%

42%

100%

Общие цели

25%

27%

15%

Наличие детей

21%

9%

100%

 

Поскольку выбороки 2017 и 2023 гг. значимо различались по объёму, то из большей выборки (2017 г.) случайным образом была извлечена подвыборка, равная объёму меньшей выборки (2023 г.). По каждому из рассматриваемых вопросов были сформированы таблицы сопряжённости (2×2, 2×3 — в зависимости от специфики вопроса), статистическая значимость была оценена с помощью критерия Хи-квадрат Пирсона. По каждому из рассматриваемых вопросов описанная процедура (со случайным формированием равной по объёму подвыборки) была повторена 100 раз для оценки устойчивости эффекта, полученного с помощью критерия Хи-квадрат Пирсона. В табл. 1–5 четвёртый столбец «Доля результатов (из 100 повторных испытаний), где p < 0,05» демонстрирует процент испытаний, в рамках которых был получен статистически значимый результат. Устойчивым будем считать результат, соответствующий более 95% положительных испытаний из 100.

Процедура обработки данных была реализована в RStudio (R version 4.3.1) [15, 16] c использованием следующих пакетов: readxl [17], dplyr [18], sur [19], psych [20].

Результаты

Рассмотрим полученные результаты по группам вопросов, связанных с общими представлениями и установками в отношении семьи и брака (табл. 1), индивидуальных перспектив и планов по созданию семьи (табл. 2), незарегистрированных браков и рождения детей в указанных союзах (табл. 3), представлений об основных причинах создания семьи (табл. 4) и условиях благополучного брака (табл. 5).

На вопрос «Нужно ли готовить человека к созданию семьи через обучение семейным ценностям?» распределение ответов респондентов, данных в 2017 и 2023 гг., оказалось схожим: большинство (66% и 64%) ответили положительно. Распределения отрицательных ответов и выбора варианта «не знаю» также сходны (см. табл. 1). Сопоставительный анализ с повторными измерениями уравненных выборок показал значимый результат только в трёх испытаниях из ста, что говорит о неустойчивом результате. Можно сделать вывод о том, что распределения значимо не отличаются друг от друга.

Согласно сопоставительному анализу с повторными испытаниями в отношении остальных вопросов из указанного блока можно сделать противоположный вывод: зафиксированы значимые различия в рассматриваемых распределениях. Так, по вопросам «Верно ли высказывание “Семья — основа любого государства, не будет семьи — не будет государства”?» и «Считаете ли Вы наличие семьи обязательным условием счастья?» в 2023 г. значимо меньшее число респондентов дало положительный ответ на указанные вопросы (см. табл. 1), увеличилось число «сомневающихся» при ответе на этот вопрос и число респондентов, давших отрицательный ответ на вопрос о наличии семьи как обязательного условия счастья.

Зафиксировано значимое изменение «запроса» на преподавание курса по вопросам семьи и семейной жизни в школах: практически половина респондентов в 2023 г. дали положительный ответ на рассматриваемый вопрос. Чуть более четверти респондентов ответили отрицательно и выбрали вариант «я не знаю», в 2017 г. распределения были несколько иными: положительный ответ дали чуть менее 40% респондентов (см. табл. 1).

Сопоставительный анализ с повторными испытаниями в отношении вопросов «Хотите ли Вы, чтобы Ваша будущая семья была похожа на ту, в которой Вы выросли?» и «Хотите ли Вы в будущем создать семью?» не выявил значимых различий между распределениями 2017 и 2023 гг. Таким образом, относительное большинство респондентов дают положительный ответ на вопрос о «повторении сценария» родительской семьи, однако при этом велика доля ответивших отрицательно и сомневающихся. Абсолютное большинство респондентов как в 2017, так и в 2023 г. планируют в будущем создать семью. Доли ответивших негативно и нейтрально также практически одинаковы (табл. 2).

При этом можно утверждать, что установки в отношении планируемого числа детей в будущей семье изменились. Так, практически половина респондентов как в 2017, так и в 2023 г. хотели бы иметь в будущей семье двоих детей. При этом значимо вырос процент респондентов, заявивших о намерении иметь одного ребёнка. Обратная тенденция характерна для вариантов «Три» и «Более трёх»: доли респондентов, которые предпочли указанные варианты, значимо снизились в 2023 г. по сравнению с 2017 г. Указанные результаты устойчивы при проверке многократными повторными испытаниями с уравниванием выборок.

По результатам сопоставительного анализа с повторными испытаниями в отношении вопросов, представленных в табл. 3, зафиксированы значимые различия между распределениями 2017 и 2023 гг. по вопросу о рождении детей вне зарегистрированного брака: выявлена тенденция к «нормализации» данного явления (в 2023 г. — 46%, по сравнению с 36% — в 2017), негативное отношение, наоборот, уменьшилось с 35% до 22% (табл. 3).

По вопросу об отношении к гражданским бракам также существует некоторая тенденция к «нормализации» указанного явления, однако различия в распределениях по категориям не столь велики (см. табл. 3).

По результатам сопоставительного анализа с повторными испытаниями в ответах на вопрос «Что, по-Вашему, является основной причиной создания семьи?» выявлены два существенных изменения: в 2023 г. респонденты значимо реже выбрали вариант «Любовь» (57% — по сравнению с 64% в 2017 г.) и значимо чаще — «Взаимопонимание» (29% против 18%). Оба результата являются устойчивыми.

При ответе на вопрос «Каковы главные условия благополучного брака?» (табл. 5) респонденты по-прежнему наиболее важной причиной называют «Любовь», далее идут «Взаимная поддержка» и «Умение идти на компромиссы».

По результатам сопоставительного анализа с повторными измерениями обнаружены значимые различия между выборками 2017 и 2023 гг. в контексте предпочтения таких вариантов ответа, как «Похожие ценности и взгляды» и «Наличие детей». Несмотря на крайне небольшой рост (с 39% до 42%), можно утверждать, что для респондентов из выборки 2023 г. условие «Похожие ценности и взгляды» является более значимым. При этом выбор «Наличия детей» как условия благополучного брака характеризуется обратной динамикой: в 2017 г. указанный вариант предпочёл 21% респондентов, по сравнению с 9% — в 2023 г.

Обсуждение

Полученные результаты отражают противоречивый образ семьи в сознании современной молодёжи. С одной стороны, зафиксированы проявления установки на индивидуализм, связанные с изменениями представлений о семье как условии счастья, некоторым сдвигом в вопросах отношения к рождению детей вне зарегистрированного брака, некоторым изменением репрезентации в сознании основных условий благополучного брака, увеличением доли молодёжи, планирующей в будущем иметь одного ребёнка. Отметим, что последнюю из обозначенных тенденций фиксируют также и демографы, отмечающие, в частности, что «отличительной особенностью современного брачного и репродуктивного поведения молодёжи в России являются откладывание брачного и репродуктивного дебюта на более поздний возрастной этап, преимущественная ориентация на малодетный или среднедетный образ жизни, при этом одной из основных характеристик первого этапа создания семьи выступает добрачное сожительство» [8, c. 94]. В эту тенденцию напрямую «вписывается» и снижение роли наличия детей как условия благополучного брака в представлении молодёжи.

С другой стороны, можно сказать, что за последние шесть лет существенно возрос «запрос» со стороны подростков и молодёжи на необходимость преподавания курсов основ семейной жизни в школах (до 47% ответов) и значимо снизилась доля несогласных (до 27%). Очень важно отметить, что реализуемые в настоящий момент инициативы на федеральном уровне напрямую отвечают указанному «запросу».

Большинство тенденций, выявленных ранее, по итогам цикла исследований коллектива А.А. Реана (см. напр. [21]) сохранилось.

Отметим ещё один контекст, с позиций которого можно рассмотреть зафиксированные противоречивые тенденции, — переход к «эпохе глобальной нестабильности», затронувшей человечество в последние годы. Здесь уместно вспомнить цитату М.Г. Ярошевского: «Изменения в общественном мнении, например, отражают глубинные социально-политические процессы, по отношению к которым индивидуальные установки не первичны, а производны... При опросе общественного мнения и аналогичных процедурах оценка установок отдельного лица используется не для выявления его своеобразного психологического облика, а для характеристики интересов, умонастроений, предубеждений, запросов той социальной группы, к которой принадлежит это лицо. Установка есть реальный факт внутренней, психической жизни субъекта. Она говорит о способе представленности в организации этой жизни социальных связей и отношений» [22, c. 341]. В этом контексте ещё раз важно подчеркнуть противоречивость сохраняющихся установок в отношении позитивного образа семьи в сознании молодёжи с тенденциями к индивидуализму, проявляющимися в планировании личной семейной траектории. Как ни парадоксально, но усиление индивидуалистских тенденций может свидетельствовать о стремлении не только к удовлетворению эгоистических потребностей, но и к более осознанному принятию ответственности в период глобальной неопределённости. Однако указанный тезис нуждается в дополнительной проверке.

Заключение

В рамках статьи проанализированы результаты сопоставительного исследования социальных представлений молодёжи о семье и браке, индивидуальных перспективах и планах по созданию семьи, об отношении к незарегистрированным бракам и рождению детей в указанных союзах, о представлениях об основных причинах создания семьи и условиях благополучного брака.

Показано, что как в 2017, так и в 2023 г. большинство респондентов считают, что необходимо готовить человека к созданию семьи через обучение семейным ценностям. Подавляющее большинство молодых людей планируют в будущем создать семью и иметь двоих детей. Наиболее «вескими» причинами создания семьи молодые люди считают любовь и взаимопонимание. К наиболее важным условиям благополучного брака молодые люди относят любовь и взаимную поддержку. Выявлено усиление «запроса» на преподавание курсов основ семейной жизни в школах.

×

Об авторах

Артур Александрович Реан

Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований (ФНЦ ПМИ)

Автор, ответственный за переписку.
Email: profrean@yandex.ru

академик РАО, доктор психологических наук, заведующий лабораторией психологии деструктивного поведения и агрессии молодёжи, председатель Научно-координационного совета РАО по вопросам семьи и детства

Россия

Иван Александрович Коновалов

Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований (ФНЦ ПМИ)

Email: iv.konovalov@yandex.ru

кандидат психологических наук, научный сотрудник лаборатории психологии деструктивного поведения и агрессии молодёжи

Россия

Список литературы

  1. С нового учебного года в школах будет введён курс внеурочных занятий «Семьеведение». — 2024. [Электронный ресурс] URL: https://edu.gov.ru/press/8303/s-novogo-uchebnogo-goda-v-shkolah-budet-vveden-kurs-vneurochnyh-zanyatiy-semevedenie/ (дата обращения: 25.07.2024).
  2. Семьеведение (Основы семейной жизни) для учащихся 9–11 классов общеобразовательных учреждений: Учебно-методическое пособие / А.А. Реан, И.А. Коновалов, Н.Л. Москвичёва, М.А. Новикова; Под ред. А.А. Реана. М.: Арткитчен, 2019.
  3. Семьеведение (Основы семейной жизни): Книга для учащихся 9–11 классов общеобразовательных учреждений / А.А. Реан, И.А. Коновалов, Н.Л. Москвичёва, М.А. Новикова; Под ред. А.А. Реана. М.: Арткитчен, 2021.
  4. Азбука счастливой семьи: 30 уроков осознанного родительства / Д. Машкова. М.: Эксмо, 2021.
  5. Карцева Л.В. Семьеведение: Книга для учителя: Учебно-методическое пособие / Под науч. ред. Л.В. Карцевой; 3-е изд-е, перераб. и доп. Казань: Казанский государственный институт культуры, 2016.
  6. Реан А.А., Коновалов И.А. Современные практики преподавания основ семейной жизни в школе // Педагогика. 2018. №. 8. С. 57–68.
  7. Сивоплясова С.Ю. Влияние пандемии COVID-19 на брачность и разводимость в России // Народонаселение. 2023. Т. 26. № 2. С. 18–29. doi: 10.19181/population.2023.26.2.2; EDN: ZRIZXK.
  8. Абдульзянов А.Р., Рустамова Г.М. Брачное и репродуктивное поведение современной российской молодёжи // Народонаселение. 2024. Т. 27. № S1. С. 94–106. doi: 10.24412/1561-7785- 2024-S1-94-106; EDN: RGQIRV.
  9. Реан А.А. Отношение молодёжи к институту семьи и семейным ценностям // Национальный психологический журнал. 2016. № 1 (21). С. 3–8.
  10. Алёхин А.Н., Локтева А.В., Дубинина Е.А. Образ родителей у подростков, склонных к алкоголизации // Тюменский медицинский журнал. 2014. № 1. С. 28–30.
  11. Водяха Ю.Е. Сравнительный анализ образа отца и образа матери у подростков с интернет-зависимостью // Педагогическое образование в России. 2015. № 1. С. 119—123.
  12. Реан А.А., Коновалов И.А. Социально-перцептивный образ различных социальных групп в сознании подростков // Социальная психология и общество. 2018. Т. 9. № 2. С. 60—80. doi: 10.17759/sps.2018090205.
  13. Реан А.А. Семья как фактор социальных девиаций личности // Российский психологический журнал. 2007. Т. 4. №. 1. С. 25–29.
  14. Реан А.А. Семья в представлении подростков с просоциальным и асоциальным поведением / А.А. Реан, И.А. Коновалов, М.А. Новикова // Мир психологии. 2018. № 1 (93). С. 75–88. EDN: XMPWDB.
  15. R Core Team. R: A Language and Environment for Statistical Computing. R Foundation for Statistical Computing, Vienna, Austria. 2023. URL: https://www.R-project.org/ (дата обращения: 25.07.2024).
  16. Posit team. RStudio: Integrated Development Environment for R. Posit Software, PBC, Boston, MA. 2024. URL: http://www.posit.co/ (дата обращения: 25.07.2024).
  17. Wickham H., Bryan J. readxl: Read Excel Files. R package version 1.4.2, 2023. URL: https://CRAN.R-project.org/package=readxl (дата обращения: 25.07.2024).
  18. Wickham H., François R., Henry L., Müller K., Vaughan D. dplyr: A Grammar of Data Manipulation. R package version 1.1.2, 2023. URL: https://CRAN.R-project.org/package=dplyr (дата обращения: 25.07.2024).
  19. Harel D. sur: Companion to «Statistics Using R: An Integrative Approach». R package version 1.0.4, 2020. URL: https://CRAN.R-project.org/package=sur (дата обращения: 25.07.2024).
  20. Revelle W. psych: Procedures for Psychological, Psychometric, and Personality Research. Northwestern University, Evanston, Illinois. R package version 2.3.6, 2023. URL: https://CRAN.R-project.org/package=psych (дата обращения: 25.07.2024).
  21. Реан А.А. Семья в структуре ценностей молодёжи // Российский психологический журнал. 2017. Т. 14. №. 1. С. 62–76.
  22. Ярошевский М.Г. Психология в ХХ столетии: теоретические проблемы развития психологической науки. М.: Политиздат, 1971.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Реан А.А., Коновалов И.А., 2024

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».