Аспекты исследования религиозного (исламского) дискурса в полиязыковом пространстве
- Авторы: Магомедова П.А.1
-
Учреждения:
- Дагестанский государственный университет
- Выпуск: № 2(121) (2025)
- Страницы: 122-133
- Раздел: СОВРЕМЕННЫЙ ИСЛАМСКИЙ ДИСКУРС В ФОКУСЕ ТЕОЛОГИИ
- URL: https://medbiosci.ru/2587-6090/article/view/304485
- DOI: https://doi.org/10.22204/2587-8956-2025-121-02-122-133
- ID: 304485
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Статья посвящена результатам междисциплинарного (теолингвистического) про-екта «Исламский дискурс: теологическая мысль и коммуникация в русскоязычной оболочке», направленного на решение общей задачи формирования оригинальной обобщающей теории исламского дискурса (с её теоретической и экспериментальной верификацией) посредством установления лингвокультурологических, когнитивно-семантических, коммуникативно- прагматических и социолингвистических механизмов реализации религиозной мысли и коммуникации мусульман в языковом простран-стве. Отмечено, что язык мусульманских верующих представляет собой самостоя-тельную микросистему, которая характеризуется особыми параметрами и реализует многоаспектные возможности функционирования. Комплексный междисциплинар-ный подход, который был необходим в связи с многомерностью и разноплановостью анализируемого феномена, позволил получить новые теоретические знания, вписы-вающиеся в общую картину как отечественной, так и зарубежной теолингвистики. Исследование осуществлялось в нескольких направлениях: 1) лингвокультуроло-гическом (исследование языка и религии сквозь призму религиозного кода нацио-нальной лингвокультуры: особенностей содержания и функционирования концеп-тов в пространстве как русскоязычного, так и многоязычного исламского дискурса); 2) когнитивно- семантическом (установление механизмов семантико- когнитивного моделирования ключевых концептосфер, релевантных для религиозного и языково-го сознания мусульман); 3) коммуникативно- прагматическом (изучение языкового воплощения религиозной коммуникации в различных жанрах исламского дискурса: проповедь, фетва и др.); 4) комплексной разработки проблем получения адекватно-го перевода духовных текстов мусульман на русский язык. Описание религиозного дискурса как междисциплинарной области знаний выдвигает необходимость исполь-зования специфических методов и приёмов анализа материала, одним из которых можно считать синтез лингвосемиотического, лингвокультурологического и теокон-цептологического методов, позволяющий описать содержание концепта не только на языковом и культурно- историческом уровнях, но и на духовно- мировоззренческом, в результате чего раскрываются «духовные смыслы» вероучения, репрезентированные на уровне языка.
Об авторах
П. А. Магомедова
Дагестанский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: p_magomedova@mail.ru
профессор
Россия, МахачкалаСписок литературы
- Лысак И.В. Междисциплинарность и трансдисциплинарность как подходы к ис-следованию человека // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 6. Ч. II. C. 134–137. https://iues.sfedu.ru/wp-content/uploads/2016/09/Lysak_Interdisciplinarity.pdf.
- Плунгян В.А. Русский язык: современное состояние, словари, проблемы усвое-ния и обучения (Комплексные исследования) // Вестник Российского фонда фундамен-тальных исследований. Гуманитарные и общественные науки. 2022. № 2(109). С. 9–16. doi: 10.22204/2587-8956-2022-109-02-9-16.
- Ашурова Д.У. Междисциплинарный подход к исследованию языка // Нижневар-товский филологический вестник. 2021. № 2. C. 127–137. https://www.researchgate.net/publication/356798614_Interdisciplinary_approach_to_language.
- Бобырева Е.В. Религиозный дискурс: ценности и жанры // Знание. Понимание. Умение. 2008. № 1. С. 162–167.
- Буевич А.А. Взаимоотношение языка и религии сквозь призму духовно-религиозного кода русской лингвокультуры // Метафизика. 2016. № 4 (22). С. 111–122.
- Бугаева И.В. Язык православных верующих в конце XX – начале XXI века: Мо-нография. М., 2008.
- Гадомский А.К. Русская теолингвистика: история, основные направления иссле-дований // Стил. 2010. № 9. С. 357–374.
- Постовалова В.И. Религиозные концепты в православном миросозерцании (опыт теолингвистического анализа) // Критика и семиотика. 2014. № 2. С. 127–148.
- Исламский дискурс в мультиязыковом пространстве: теолингвистический под-ход / П.А. Магомедова, М.А. Гасанова, Н.Э. Гаджиахмедов, А.М. Кангиева. Махачкала: АЛЕФ, 2023.
- Magomedova P.A. Islamic Theolinguistics in the Context of Interdisciplinary Re-search: Religious Thoughts and Communication in a Multilingual Space // Cultural Perspec-tives. 2023. Vol. 28. P. 117–152. doi: 10.29081/cp.2023.28.06.
- Казиева А.М. Концептуализация дискурса ислама в современной России: когни-тивно-прагматический аспект // Филологические науки. Вопросы теории и практики/ Philology. Theory & Practice, 2024. Т. 17. Вып. 11 С. 4186-4191 https://philology-journal.ru/article/phil20240590/fulltext.
- Магомедова П.А. Опыт семантико-когнитивного моделирования религиозной картины мира в разноструктурных языках (на примере концепта ХАРАМ) // Научный диалог. 2023. Т. 12. № 4. С. 150–182. doi: 10.24224/2227-1295-2023-12-4-150-182.
- Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка: Толково-словообразовательный: В 2 т. М.: Русский язык, 2000. Т. I. 1222 с. ; Т. II. 1088 с.
- Абу Джафар Ат-Тирмизи. Сунан Ат-Тирмизи. Бейрут: Дар аль-Муассаса ар-Рисаля ан-Наширун, 2015.
- Баранов К.Х. Большой арабско-русский словарь: В 2 т. 11-е изд. Стереотип / К.Х. Баранов. М.: Живой язык, 2006.
- Али-заде А. Исламский энциклопедический словарь. М.: Ансар, 2007.
- Магомедова П.А. Исламский дискурс: проблема адекватности перевода религи-озных текстов с арабского на русский / П.А. Магомедова, М.П. Гаджиев // Филологиче-ские науки. Вопросы теории и практики. Philology. Theory & Practice. 2022. Т. 15. Вып. 1. С. 178–185.
- Магомедова П.А. Семантический портрет и механизм функционирования лек-сем-этимонов в сакральном тексте Корана и в его переводах на русский язык (теолинг-вистический аспект) / П.А. Магомедова, А.А. Магомедов // Исламоведение. 2024. Т. 15, № 1 (59). С. 63–76. doi: 10.21779/2077-8155-2024-15-1-63-76.
- Жулинская А. С. Жанровое пространство религиозных текстов // Учёные запис-ки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского. Серия «Филоло-гия». Т. 18 (57). 2005. № 2. С. 198–203.
- Боженкова Р.К. Структурно-композиционные особенности православной (рус-скоязычной) и протестантской (англоязычной) проповеди / Р.К. Боженкова, Н.А. Бо-женкова, Д.В. Атанова // Известия Юго-Западного государственного университета. Се-рия: Лингвистика и педагогика. 2016. № 1 (18). С. 56–63.
- Александрова О.И. Русскоязычный исламский дискурс в интернет-пространстве // Русский язык в Интернете: личность, общество, коммуникация, культура: Сборник статей I Международной научно-практической конференции, Москва, 8–9 февраля 2017 г. М.: Российский университет дружбы народов, 2017. С. 66–72.
- Ицкович Т.В. Мусульманские проповеди на русском языке: коммуникативно-прагматический аспект / Т.В. Ицкович, А. Туголбайкызы // Исследовательский журнал русского языка и литературы. 2019. Т. 7, № 2(14). С. 47–62. doi: 10.29252/iarll.13.2.47.
- Магомедова П.А. Homo ludens в суфийской коммуникативистике (теолингвистический аспект) / П.А. Магомедова, А.М. Кангиева // Научный результат. Вопросы теоретической и прикладной лингвистики. 2022. Т. 8, № 1. С. 41–56. doi: 10.18413/2313-8912-2022-8-1-0-3.
Дополнительные файлы
