Цифровой дидактический инструментарий: концептуальное обоснование, структура и алгоритм использования

Обложка
  • Авторы: Лельчицкий И.Д.1, Сильченко А.П.2
  • Учреждения:
    1. Институт педагогического образования и социальных технологий Тверского государственного университета
    2. Центр научно-методического обеспечения цифрового школьного образования ТвГУ, Институт педагогического образования и социальных технологий ТвГУ
  • Выпуск: № 3(114) (2023)
  • Страницы: 86-99
  • Раздел: ЦИФРОВАЯ СРЕДА КАК ФАКТОР, УСЛОВИЕ И СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
  • URL: https://medbiosci.ru/2587-6090/article/view/307054
  • DOI: https://doi.org/10.22204/2587-8956-2023-114-03-86-99
  • ID: 307054

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Представлена ведущая идея создания цифрового дидактического инструментария с конкретизацией особенностей его использования в процессе интеграции цифровой научно-педагогической платформы и цифровой платформы образовательной практики. Обоснована концептуальная схема рефлексии результатов научно-педагогических исследований цифровой образовательной практике. Разработана модель взаимодействия субъектов цифровой платформы образовательной практики и цифровой научно-педагогической платформы. Охарактеризовано содержание и обозначен пользовательский функционал цифровой платформы образовательной практики и цифровой научно-педагогической платформы. Цифровой дидактический инструментарий представлен как научное понятие. Сформулированы принципы использования данных: исследование, основанное на данных; управление, основанное на данных. Представлена архитектура цифрового образовательного процесса, базирующаяся на культурологическом и ситуационном подходах, обеспечивающая усвоение всех основных элементов содержания образования. Цифровой дидактический инструментарий рассмотрен как средство создания инновационных педагогических практик.

Об авторах

И. Д. Лельчицкий

Институт педагогического образования и социальных технологий Тверского государственного университета

Автор, ответственный за переписку.
Email: lelchitskiy.id@tversu.ru

доктор педагогических наук, академик РАО, директор

Россия, Тверь

А. П. Сильченко

Центр научно-методического обеспечения цифрового школьного образования ТвГУ, Институт педагогического образования и социальных технологий ТвГУ

Email: allentver@gmail.com

кандидат педагогических наук, доцент кафедры математического и естественно-научного образования, директор, заместитель директора по цифровому развитию образовательного процесса

Россия, Тверь

Список литературы

  1. Баранова Н.А., Белоцерковский А.В., Лельчицкий И.Д., Сильченко А.П., Щербакова С.Ю. Цифровая трансформация образования: дидактический инструментарий и образовательный контент / Под ред. И.Д. Лельчицкого, А.П. Сильченко. Тверь: Изд-во Тверского государственного ун-та, 2022.
  2. Бахтина О.И., Монахов В.М. Формирование нового взгляда на информатиза-цию и научно-технологическое развитие современной̆ теории обучения // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2018. № 2. С. 60–77.
  3. Лельчицкий И.Д., Сильченко А.П., Щербакова С.Ю. Теоретические основы проектирования структуры цифровой образовательной среды // Вестник Тверского гос-ударственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2020. № 3 (52). С. 249–257.
  4. Лельчицкий И.Д., Сильченко А.П., Щербакова С.Ю., Баранова Н.А. Цифровая образовательная мастерская как функционально-содержательная модель современного образования // Там же. 2021. № 3 (56). С. 92–100.
  5. Сериков В.В., Сильченко А.П. Модель реализации культурологического под-хода при изучении учебного предмета // Там же. 2019. № 1 (46). С. 159–166.
  6. Сильченко А.П. Инновационные электронные дидактические ресурсы и про-дукты учителя в ИТ-образовании // Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2017. Т. 13. № 2. С. 122–130. [Электронный ресурс]. http://sitito.cs.msu.ru/index.php/SITITO/article/view/241/206 обращения: 10.08.2022).
  7. Сильченко А.П. Ситуационная модель культурологического подхода к изуче-нию учебного предмета (на примере информатики в основной и средней школе) // Оте-чественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1. № 3 (60). С. 121–137.
  8. Сильченко А.П., Лельчицкий И.Д., Щербакова С.Ю., Баранова Н.А. Функцио-нально-дидактическая схема цифровой образовательной среды // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2020. № 4 (53). С. 111–120.
  9. Сильченко А.П., Монахов В.М. «Стандартизированный̆ электронный̆ дидакти-ческий̆ арсенал» учителя и учащихся как модель технологического инструментария оперативного управления электронным взаимодействием образовательного содержания разного уровня при работе с цифровыми учебно-методическими комплексами в WEB-пространстве // Информатизация образования и методика электронного обучения: Материалы II Международной научной конференции. Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2018. С. 245–250.
  10. Lelchitsky I.D., Silchenko A.P., Tsurkan M.V. Digital Education Environment With-in the Frame of Schooling: Pedagogic Approaches and Development Strategies/ Proceedings of the 2nd International Scientific and Practical Conference «Modern Management Trends and the Digital Economy: from Regional Development to Global Economic Growth» (MTDE 2020), Published by Atlantis Press SARL, 2020. P. 1231–1236.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Лельчицкий И.Д., Сильченко А.П., 2025

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».