Психологические проблемы подростков и интернет-среда: диагностика и способы совладания

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье представлены результаты исследования, в процессе которого была созда­на и стандартизирована методика «Психологические проблемы подростков в реальной и виртуальной среде»; получены эмпирические данные, характеризующие уровень проб­лемной озабоченности современных подростков, в том числе и в связи с погружённо­стью в интернет­ среду. Создана и стандартизирована методика «Индекс погружённости в интернет­ среду»; установлены взаимосвязи уровня проблемной озабоченности и ин­декса погружённости в интернет­ среду; выявлены стратегии совладания с использова­нием интернет­ ресурсов. Перечисленные результаты получены на выборке подростков в возрасте 13–17 лет в 2020–2022 гг. Выборку составили 1157 подростков, проживающих в Санкт­-Петербурге и Ленинградской области. Созданные и стандартизированные методики базировались на теоретических основаниях, отражающих авторское пони­мание сущности психологической проблемы, охарактеризованное как эмоционально­ рефлексивный подход. Кроме того, дано теоретическое обоснование такому явлению, как погружённость в интернет­ среду, в рамках которого создана соответствующая методика. 

Об авторах

Л. А. Регуш

Российский государственный педагогический университета (РГПУ) им. А.И. Герцена

Автор, ответственный за переписку.
Email: schuger@mail.ru

доктор психологических наук, профессор

Россия, Москва

Е. В. Алексеева

Российский государственный педагогический университета (РГПУ) им. А.И. Герцена

Email: al-lev@mail.ru

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и образования

Россия, Москва

О. Р. Веретина

Российский государственный педагогический университета (РГПУ) им. А.И. Герцена

Email: olgaveretina@rambler.ru

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и образования

Россия, Москва

А. В. Орлова

Российский государственный педагогический университета (РГПУ) им. А.И. Герцена

Email: anyaorlova@list.ru

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и образования

Россия, Москва

Ю. С. Пежемская

Российский государственный педагогический университета (РГПУ) им. А.И. Герцена

Email: pjshome@mail.ru

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и образования

Россия, Москва

Список литературы

  1. Ziegler M. Psychological Test Adaptation and Development – How Papers Are Structured and Why. Published Online: June 25, 2020. https://doi.org/10.1027/2698-1866/a000002.
  2. Регуш Л.А., Алексеева Е.В., Веретина О.Р., Орлова А.В., Пежемская Ю.С. Психологические проблемы подростков в реальной и виртуальной среде: методика исследования // Культурно-историческая психология. 2023. Т. 19. № 1. C. 84–96. https://doi.org/10.17759/chp.2023190111.
  3. Толстых Н.Н., Тер-Аванесова Н.В., Черняк Н.А. Социальные представления о школе и учении в разных группах участников образовательного процесса // Психологическая наука и образование. 2019. Т. 24. № 6. С. 5–15. https://doi.org/10.17759/pse.2019240601.
  4. Панов В.И., Борисенко Н.А., Миронова К.В., Шишкова С.В. Поведение подростков в цифровой образовательной среде: к определению понятий и постановке проблемы // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2021. Т. 10. Вып. 3 (39). С. 188–196. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2021-10-3-188-196.
  5. Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2020): Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Москва, 19–21 ноября 2020 г.) / Под ред. М.Г. Сороковой, Е.Г. Дозорцевой, А.Ю. Шеманова. М.: Изд-во МГППУ, 2020.
  6. Рубцова О.В., Поскакалова Т.А., Ширяева Е.И. Особенности поведения в виртуальной среде подростков с разным уровнем сформированности «образа Я» // Психологическая наука и образование. 2021. Т. 26. № 4. С. 20–33. https://doi.org/10.17759/pse.2021260402.
  7. Ткаченко Д.П. Психологические особенности социализации подростков в современном транзитивном обществе: Автореферат дисс… канд. психол. наук. М., 2020.
  8. Солдатова Г.У., Илюхина С.Н. Аутодеструктивный онлайн-контент: особенности оценки и реагирования подростков и молодежи // Консультативная психология и психотерапия. 2021. Т. 29. № 1. С. 66–91. https://doi.org/10.17759/cpp.2021290105.
  9. Fluck J. Why do students bully? An analysis of motives behind violence in schools. Youth & Society. 2014. Vol. 49 (5). Рр. 567–587. https://doi.org/10.1177/0044118X14547876.
  10. Yang Cc., Pham T., Ariati J. et al. Digital Social Multitasking (DSMT), Friendship Quality, and Basic Psychological Needs Satisfaction Among Adolescents: Perceptions as Mediators. J Youth Adolescence, 2021. Vol. 50. Рр. 2456–2471. https://doi.org/10.1007/s10964-021-01442-y.
  11. Солдатова Г.У., Ярмина А.Н. Кибербуллинг: особенности, ролевая структура, детско-родительские отношения и стратегии совладания // Национальный психологический журнал. 2019. № 3(35). С. 17–31. https://doi.org/10.11621/npj.2019.0303.
  12. Holzer J., Korlat S., Haider C., Mayerhofer M., Pelikan E., Schober B. et al. Adolescent well-being and learning in times of COVID-19 // A multi-country study of basic psychological need satisfaction, learning ehaviour, and the mediating roles of positive emotion and intrinsic motivation. PloS ONE, 2021. Vol. 16 (5): e0251352. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0251352.
  13. Núñez-Regueiro F., Núñez-Regueiro S. Identifying Salient Stressors of Adolescence: A Systematic Review and Content Analysis. J Youth Adolescence, 2021. Vol. 50. 2533–2556. https://doi.org/10.1007/s10964-021-01492-2.
  14. Регуш Л.А., Алексеева Е.В., Веретина О.Р., Орлова А.В., Пежемская Ю.С. Индекс погружённости в интернет-среду: стандартизация методики // Психолого-педагогические исследования. 2021. Т. 13. № 3. С. 31–50. http://dx.doi.org/10.17759/psyedu.2021130303.
  15. Регуш Л.А., Орлова А.В., Алексеева Е.В., Веретина О.Р., Пежемская Ю.С., Лактионова Е.Б. Феномен погружённости в интернет-среду: определение и диагностика // Сибирский психологический журнал. 2021. № 81. С. 107–125. https://doi.org/10.17223/17267081/81/5.
  16. Регуш Л.А., Орлова А.В., Алексеева Е.В., Веретина О.Р., Пежемская Ю.С. Возрастно-половые характеристики погружённости подростков в интернет-среду // Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. 2019. № 6 (июнь). ART 2737. http://emissia.org/offline/2019/2737.htm.
  17. Войскунский А.Е. Групповая игровая деятельность в Интернете [Электронный ресурс] // Психологический журнал. 1999 Т. 20. № 1. С. 126–132. http://www.psy.msu.ru/science/public/voyskunskiy/voyskunskiy_1999.pdf (дата обращения 26.04.2023).
  18. Греков М.А. Феномен эскапизма в медианасыщенном обществе: Дисс… канд. Филос. наук. Омск: Омский государственный педагогический университет, 2008.
  19. Кутузова Д.А. Эскапизм как форма самоопределения в подростковом и юношеском возрасте // Тезисы докладов участников конференции «Ломоносов—2001» 2001 [Электронный ресурс]. http://www.psy.msu.ru/science/conference/lomonosov/2001/index.html (дата обращения 03.05.2023).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Регуш Л.А., Алексеева Е.В., Веретина О.Р., Орлова А.В., Пежемская Ю.С., 2025

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».