Особенности личностного ресурса школьников: предикторы ненормативного поведения и причины учебной лени


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Целью исследования было изучение связи ненормативных форм поведения школьников с удовлетворённостью подростков отношением к ним значимых людей (родителей, педагогов и одноклассников), а также таких личностных характеристик, как вера в себя, ответственность и самоуправление. Исследование основывалось на позициях экопсихо-логического подхода к изучению развития психики и было проведено в общеобразовательной школе. В исследовании приняли участие 698 обучающихся 8–11 классов. Были использованы авторские методики «Личностный ресурс школьников» и «Учебная лень, или Причины нежелания учиться». Результаты дескриптивной статистики и валидизации позволили перейти к решению исследовательских задач. Гипотеза о значимости связи между неудовлетворённостью отношением значимых людей и проблемным использованием цифровых устройств (педагоги ,458; родители ,431), склонностью к нарушениям норм (педагоги ,422; родители ,417) и склонностью к суицидальному настроению (педагоги ,434; родители ,692 и одноклассники ,452) при уровне значимости р < 0,001 подтвердилась (Спирман). Такие личностные характеристики, как вера в себя, ответственность и самоуправление могут рассматриваться как условие нормативности поведения. При-кладное значение полученных в исследовании результатов заключается в разработке на их основе психологического инструментария профилактики ненормативного поведения подростков путём просвещения педагогов по вопросам гармонизации отношений. Создаваемые методики могут представлять интерес для психологической службы школ.

Об авторах

Р. И. Суннатова

Институт педагогики и психологии образования Московского государственного педагогического университета

Автор, ответственный за переписку.
Email: sunrano@mail.ru

доктор психологических наук, профессор департамента психологии

Россия, Москва

Список литературы

  1. Панов В.И., Патраков Э.В. Цифровизация информационной среды: риски, пред-ставления, взаимодействия: монография / В.И. Панов, Э.В. Патраков. М.: Психологический институт РАО; Курск: Университетская книга, 2020.
  2. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. М., 2007.
  3. Панов В.И. Теоретическое обоснование экопсихологической (онтологической) модели становления субъектности // Становление субъектности учащегося и педагога: экопсихологическая модель / Под ред. В.И. Панова. М.: ПИ РАО, СПб.: Нестор-История, 2018. С. 61–88.
  4. Panov V.I., Kaptsov A.V., Kolesnikova E.I. Diagnosis of stages of agency formation. The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences. International Conference on Psychology and Education (ICPE 2018). P. 515–523. URL: https://dx.doi.org/10.15405/epsbs.2018.11.02.57 (дата обращения: ).
  5. Кондратюк Н.Г., Бурмистрова-Савенкова А.В., Моросанова В.И. Шкала карьерноадаптационных способностей М. Савикаса и Э. Порфели: психометрические характеристики русскоязычной версии на выборке подростков // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2021. Т. 18. № 3. С. 555–575. http://dx.doi.org/10.22363/2313-1683-2021-18-3-555-575.
  6. Сычёв О.А., Гордеева Т.О., Лункина М.В., Осин Е.Н., Сиднева А.Н. Многомерная шкала удовлетворенностью жизнью школьников // Психологическая наука и образование. 2018. Т. 23. № 6. С. 5–15. doi: 10.17759/pse.2018230601.
  7. Суннатова Р.И. Феномен учебной лени старшеклассников и удовлетворённость отношением значимых близких // Перспективы науки и образования. 2022. № 1 (55). С. 410-425. doi: 10.32744/pse.2022.1.26.
  8. Якиманская И.С., Воробьёва В.В. Психология лени: постановка проблемы. Оренбург. 2003. http://svitk.ru/004_book_book/8b/1956_yakimanskaya-psihologiya_leni.php (дата обращения: ).
  9. Посохова С.Т. Лень как ресурс преодоления психологической уязвимости лич-ности // Психология стресса и совладающего поведения: вызовы, ресурсы, благополучие: Материалы V Международной научной конференции (Кострома): В 2 т. Кострома: Изд-во «Костромской государственный университет». 2019. С. 108–112.
  10. Madsen T. The Conception of Laziness and the Characterisation of Others as Lazy. Human Arenas. 2018. № 1(3). Р. 288–304. doi: 10.1007/s42087-018-0018-6.
  11. Price D. Laziness does not exist. Human Parts. [Online]. 2020. Available at: https://humanparts.medium.com/laziness-does-not-exist-3af27e312d01 (accessed 24.09.2021).
  12. Eunbi Chang, Boyoung Kim. School and individual factors on game addiction: A mul-tilevel analysis // International Journal of Psychology. 2019. Vol. 55, Iss. 5. P. 822‒831. https://doi.org/10.1002/ijop.12645 .
  13. Hirschauer A., Aufhammer F., Bode R., Chasiotis A., Künne T. Parental empathy as a source of child’s scholastic performance // Why People Do the Things They Do: Building on Julius Kuhl’s Contributions to the Psychology of Motivation and Volition, 1st edn. Göt-tingen: Hogre, 2018.
  14. Быстрова Н.В., Казначеева С.Н., Уракова Е.А., Госельбах О.И. Особенности психологического благополучия обучающихся в образовательной среде // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 5 (39). С. 26–31.
  15. Emadian S. O., Pasha N. F. The relationship between attachment style, self-concept and academic procrastination // Humanities. 2016. Т. 3. № 1. С. 32–38.
  16. Рубцова О.В., Панфилова А.С., Артёменков С.Л. Исследование взаимосвязи личностных особенностей игроков подросткового и юношеского возраста с их поведением в виртуальном пространстве (на примере групповой компьютерной игры «Dota 2») // Психологическая наука и образование. 2018. Т. 23. № 1. С. 137–148. doi: 10.17759/pse.2018230112.
  17. Зеньковский В.В. Психология детства. М.: Академия, 1996.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Суннатова Р.И., 2025

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».