Особенности личностного ресурса школьников: предикторы ненормативного поведения и причины учебной лени
- Авторы: Суннатова Р.И.1
-
Учреждения:
- Институт педагогики и психологии образования Московского государственного педагогического университета
- Выпуск: № 4(115) (2023)
- Страницы: 126-137
- Раздел: НАД ЧЕМ РАБОТАЮТ ПОБЕДИТЕЛИ КОНКУРСОВ РФФИ: КОМПЛЕКСНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
- URL: https://medbiosci.ru/2587-6090/article/view/307670
- DOI: https://doi.org/10.22204/2587-8956-2023-115-04-126-137
- ID: 307670
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Целью исследования было изучение связи ненормативных форм поведения школьников с удовлетворённостью подростков отношением к ним значимых людей (родителей, педагогов и одноклассников), а также таких личностных характеристик, как вера в себя, ответственность и самоуправление. Исследование основывалось на позициях экопсихо-логического подхода к изучению развития психики и было проведено в общеобразовательной школе. В исследовании приняли участие 698 обучающихся 8–11 классов. Были использованы авторские методики «Личностный ресурс школьников» и «Учебная лень, или Причины нежелания учиться». Результаты дескриптивной статистики и валидизации позволили перейти к решению исследовательских задач. Гипотеза о значимости связи между неудовлетворённостью отношением значимых людей и проблемным использованием цифровых устройств (педагоги ,458; родители ,431), склонностью к нарушениям норм (педагоги ,422; родители ,417) и склонностью к суицидальному настроению (педагоги ,434; родители ,692 и одноклассники ,452) при уровне значимости р < 0,001 подтвердилась (Спирман). Такие личностные характеристики, как вера в себя, ответственность и самоуправление могут рассматриваться как условие нормативности поведения. При-кладное значение полученных в исследовании результатов заключается в разработке на их основе психологического инструментария профилактики ненормативного поведения подростков путём просвещения педагогов по вопросам гармонизации отношений. Создаваемые методики могут представлять интерес для психологической службы школ.
Об авторах
Р. И. Суннатова
Институт педагогики и психологии образования Московского государственного педагогического университета
Автор, ответственный за переписку.
Email: sunrano@mail.ru
доктор психологических наук, профессор департамента психологии
Россия, МоскваСписок литературы
- Панов В.И., Патраков Э.В. Цифровизация информационной среды: риски, пред-ставления, взаимодействия: монография / В.И. Панов, Э.В. Патраков. М.: Психологический институт РАО; Курск: Университетская книга, 2020.
- Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. М., 2007.
- Панов В.И. Теоретическое обоснование экопсихологической (онтологической) модели становления субъектности // Становление субъектности учащегося и педагога: экопсихологическая модель / Под ред. В.И. Панова. М.: ПИ РАО, СПб.: Нестор-История, 2018. С. 61–88.
- Panov V.I., Kaptsov A.V., Kolesnikova E.I. Diagnosis of stages of agency formation. The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences. International Conference on Psychology and Education (ICPE 2018). P. 515–523. URL: https://dx.doi.org/10.15405/epsbs.2018.11.02.57 (дата обращения: ).
- Кондратюк Н.Г., Бурмистрова-Савенкова А.В., Моросанова В.И. Шкала карьерноадаптационных способностей М. Савикаса и Э. Порфели: психометрические характеристики русскоязычной версии на выборке подростков // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2021. Т. 18. № 3. С. 555–575. http://dx.doi.org/10.22363/2313-1683-2021-18-3-555-575.
- Сычёв О.А., Гордеева Т.О., Лункина М.В., Осин Е.Н., Сиднева А.Н. Многомерная шкала удовлетворенностью жизнью школьников // Психологическая наука и образование. 2018. Т. 23. № 6. С. 5–15. doi: 10.17759/pse.2018230601.
- Суннатова Р.И. Феномен учебной лени старшеклассников и удовлетворённость отношением значимых близких // Перспективы науки и образования. 2022. № 1 (55). С. 410-425. doi: 10.32744/pse.2022.1.26.
- Якиманская И.С., Воробьёва В.В. Психология лени: постановка проблемы. Оренбург. 2003. http://svitk.ru/004_book_book/8b/1956_yakimanskaya-psihologiya_leni.php (дата обращения: ).
- Посохова С.Т. Лень как ресурс преодоления психологической уязвимости лич-ности // Психология стресса и совладающего поведения: вызовы, ресурсы, благополучие: Материалы V Международной научной конференции (Кострома): В 2 т. Кострома: Изд-во «Костромской государственный университет». 2019. С. 108–112.
- Madsen T. The Conception of Laziness and the Characterisation of Others as Lazy. Human Arenas. 2018. № 1(3). Р. 288–304. doi: 10.1007/s42087-018-0018-6.
- Price D. Laziness does not exist. Human Parts. [Online]. 2020. Available at: https://humanparts.medium.com/laziness-does-not-exist-3af27e312d01 (accessed 24.09.2021).
- Eunbi Chang, Boyoung Kim. School and individual factors on game addiction: A mul-tilevel analysis // International Journal of Psychology. 2019. Vol. 55, Iss. 5. P. 822‒831. https://doi.org/10.1002/ijop.12645 .
- Hirschauer A., Aufhammer F., Bode R., Chasiotis A., Künne T. Parental empathy as a source of child’s scholastic performance // Why People Do the Things They Do: Building on Julius Kuhl’s Contributions to the Psychology of Motivation and Volition, 1st edn. Göt-tingen: Hogre, 2018.
- Быстрова Н.В., Казначеева С.Н., Уракова Е.А., Госельбах О.И. Особенности психологического благополучия обучающихся в образовательной среде // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 5 (39). С. 26–31.
- Emadian S. O., Pasha N. F. The relationship between attachment style, self-concept and academic procrastination // Humanities. 2016. Т. 3. № 1. С. 32–38.
- Рубцова О.В., Панфилова А.С., Артёменков С.Л. Исследование взаимосвязи личностных особенностей игроков подросткового и юношеского возраста с их поведением в виртуальном пространстве (на примере групповой компьютерной игры «Dota 2») // Психологическая наука и образование. 2018. Т. 23. № 1. С. 137–148. doi: 10.17759/pse.2018230112.
- Зеньковский В.В. Психология детства. М.: Академия, 1996.
Дополнительные файлы
