Цветовая метафора коронавируса
- Авторы: Новикова О.Н.1, Калугина Ю.В.1
-
Учреждения:
- ФГБОУ ВО «Башкирский государственный аграрный университет»
- Выпуск: Том 10, № 1 (2024)
- Страницы: 8-16
- Раздел: РУССКИЙ ЯЗЫК. ЯЗЫКИ НАРОДОВ РОССИИ
- URL: https://medbiosci.ru/2587-6953/article/view/295559
- DOI: https://doi.org/10.20310/2587-6953-2024-10-1-8-16
- ID: 295559
Цитировать
Полный текст
Аннотация
ВВЕДЕНИЕ. Восприятие новой коронавирусной инфекции COVID-19 через цветовую, иликолористическую метафору представителями студенческой молодѐжи представляет особый лингвистический интерес. Цель исследования – выявить коронавирусные цветовые метафоры в студенческом дискурсе, являющиеся одним из самых продуктивных способов ассоциативного переноса, в основе которого лежат глубинные, архетипические отношения человека с миром. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Использован метод ассоциативного эксперимента с целью определения цветовых метафор коронавируса. Результаты эксперимента интерпретируются на основе феноменологического подхода с применением метода анкетирования и количественного анализа. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Выявлены метафорические модели со сферой-источником «цвет»; осмыслена психология цвета в индивидуальном сознании и его влияние на психоэмоциональное состояние индивида в пост-пандемийный период; предложена классификация метафор; проанализированы причины полученных цветовых ассоциаций. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Выявлено, что больше всего ассоциаций с коронавирусом вызывают спектральные цвета, самыми популярными среди которых оказались красный, зелѐный и чѐрный. Большинство цветовых ассоциаций связаны с холодными цветами, которые вызывают, внушают и выражают грусть, печаль, уныние, и их различные вариации. Проведѐн анализ креативных цветоименований. Полученные данные имеют теоретическую и прикладную ценность, так как фиксируют отношения и эмоции относительно всеобщего бедствия по его истечении, тем самым создавая новые смыслы в цветообозначении и в характеристике новой коронавирусной инфекции COVID-19, содействуя созданию благополучной образовательной среды.
Об авторах
О. Н. Новикова
ФГБОУ ВО «Башкирский государственный аграрный университет»
Email: novikova58@bk.ru
ORCID iD: 0000-0002-9271-7732
доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры иностранных языков
450001, Российская Федерация, г. Уфа, ул. 50-летия Октября, 34Ю. В. Калугина
ФГБОУ ВО «Башкирский государственный аграрный университет»
Автор, ответственный за переписку.
Email: kel-2004@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-2675-3428
кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков
450001, Российская Федерация, г. Уфа, ул. 50-летия Октября, 34Список литературы
- Новикова О.Н., Калугина Ю.В. Метафора коронавируса в политическом дискурсе и индивидуальном сознании // Доклады Башкирского университета. 2022. Т. 7. № 5. С. 270-278. https://doi.org/10.33184/dokbsu-2022.5.4, https://elibrary.ru/nmvvhc
- Новикова О.Н., Калугина Ю.В. Зоометафора как способ восприятия новой коронавирусной инфекции COVID-19 // Неофилология. 2023. Т. 9. № 1. С. 43-53. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2023-9-1-43-53, https://elibrary.ru/ferhxu
- Brom C., Starkova T., Mello S.K. How effective is emotional design? A meta-analysis on facial anthropomorphisms and pleasant colors during multimedia learning // Educational Research Review. 2018. Vol. 25. № 1. P. 100-119. http://dx.doi.org/10.1016/j.edurev.2018.09.004
- Demir Ü. Investigation of color‐emotion associations of the university students // Color Research & Application. 2020. Vol. 45. № 5. P. 871-884. https://doi.org/10.1002/col.22522
- Liew T.W. Colors and learner’s gender evoke different emotional and cognitive effects in multimedia learning // Human Behavior and Emerging Technologies. 2022. Vol. 2022. P. 1-15. https://doi.org/10.1155/2022/1235732
- Stanley B.L. Collective Emotion During Collective Trauma: A Metaphor Analysis of the COVID-19 Pandemic // Qualitative Health Research. 2021. Vol. 31. Issue 10. P. 1890-1903. https://doi.org/10.1177/10497323211011589
- La Sala A., Fuller R.P., Calabrese M. From war to change, from resistance to resilience: Vicariance, bricolage and exaptation as new metaphors to frame the post COVID-19 era // Administrative sciences. 2022. Vol. 12. № 3. P. 113-129. https://doi.org/10.3390/admsci12030113
- Базыма Б.А. Психология цвета: теория и практика. М.: Речь, 2007. 208 с. https://elibrary.ru/qxqhgb
- Байдашева Э.М. Язык символики болезни с компонентом цветообозначения // Российский лингвистический бюллетень. 2021. № 4 (28). С. 16-19. https://doi.org/10.18454/RULB.2021.28.4.2, https://elibrary.ru/znafbz
- Грибер Ю.А., Юнг И.Л. Здоровье и болезнь: цветовые ассоциации в современной русской культуре // Человек и культура. 2018. № 5. С. 32-43. https://doi.org/10.25136/2409-8744.2018.5.23491, https://elibrary.ru/vlbvlo
- Рогачѐва Т.В. Особенности социальной реабилитации пациентов, перенесших COVID-19 // Медицинская психология в России. 2022. Т. 14. № 1. С. 1-19. https://elibrary.ru/dprhnc
- Медведев В.Ю. Цветоведение и колористика. СПб.: Изд.-полиграф. центр С.-Петерб. ун-та технологии и дизайна, 2005. 116 с.
- Грибер Ю.А. Хроматические характеристики кислотного цвета // Бюллетень науки и практики. 2017. № 10 (23). С. 318-327. https://doi.org/10.5281/zenodo.1012423, https://elibrary.ru/zmmert
- Кравцова Л.П. Нейминг цвета в языке моды // Коммуникативные исследования. 2017. № 2 (12). С. 69-86. https://elibrary.ru/zeiuyd
Дополнительные файлы
