Окказиональные слова с колоративной семантикой в поэзии Игоря Северянина
- Авторы: Мамадалиева Г.Р.1
-
Учреждения:
- Самаркандский государственный университет им. Шарофа Рашидова
- Выпуск: Том 10, № 1 (2024)
- Страницы: 48-56
- Раздел: РУССКИЙ ЯЗЫК. ЯЗЫКИ НАРОДОВ РОССИИ
- URL: https://medbiosci.ru/2587-6953/article/view/295563
- DOI: https://doi.org/10.20310/2587-6953-2024-10-1-48-56
- ID: 295563
Цитировать
Полный текст
Аннотация
ВВЕДЕНИЕ. Одним из известных поэтов XX века является основоположник эгофутуризма Игорь Северянин, чьѐ творчество отличается эпатажностью и склонностью к новизне. Колоративная лексика Игоря Северянина погружает в атмосферу тайны и загадки. Цель исследования – описание и интерпретация семантического поля колоративной лексики как особого компонента, формирующего специфику авторского цветового видения, отражѐнного в поэтической картине мира Игоря Северянина. Целесообразным представляется осмысление колоративных окказионализмов в лирике поэта, что недостаточно представлено в научной литературе. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Применяется метод лингвистического описания, сплошная выборка, метод авторской картотеки, использованы методы классификации и систематизации колоративных лексем. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Установлено, что лексика со значением цвета в творчестве Игоря Северянина носит не эпизодический характер, а является одной из характернейших черт его поэтики и отражает авторское мировидение, концепцию бытия и эмоциональные коннотации с помощью окказиональных прилагательных.З АКЛЮЧЕНИЕ. Выявлены доминантные цвета (лиловый и сиреневый) и специфика значений собственно авторских характеристик цветовой лексики, репрезентирующих поэтическое цветовое видение и почерк русского поэта; частеречные цветообозначения (имя прилагательное, имя существительное, глагол, наречие), среди которых особое место занимают сложные прилагательные. Окказиональные цветовые лексемы Игоря Северянина формируют особые семантические поля, объективирующие идио-стиль русского поэта.
Об авторах
Г. Р. Мамадалиева
Самаркандский государственный университет им. Шарофа Рашидова
Автор, ответственный за переписку.
Email: gulshana1998@gmail.com
ORCID iD: 0009-0007-0096-5960
ассистент кафедры русского языка
140104, Республика Узбекистан, г. Самарканд, Университетский б-р, 15Список литературы
- Гридина Т.А. Словесные эксперименты Игоря Северянина: игра в поле языковых возможностей // Уральский филологический вестник. Серия: Язык. Система. Личность: Лингвистика креатива. 2016. № 2. С. 83-95. https://elibrary.ru/whdsil
- Анненкова Н.А., Ефанов А.А. Эволюция функционирования окказионализмов в поэзии И. Северянина (на материале сборников «Колье принцессы», «Ананасы в шампанском», «Классические розы» // Вестник Оренбургского государственного университета. 2010. № 5 (111). С. 54-57. https://elibrary.ru/msojmj
- Никульцева В.В. К вопросу о лексической реализации концептов в неолексиконах Игоря-Северянина и Давида Бурлюка // Филологи земли Орловской: истоки и развитие направлений исследований: материалы Всерос. науч. конф. с междунар. участием / под ред. Ж.А. Зубовой. Орѐл: Орл. гос. ун-т им. И.С. Тургенева, 2020. С. 223-235. https://elibrary.ru/hmaixd
- Зиновьева Э.Н. Игорь-Северянин: эксперименты в области синтеза искусств // Вестник Ульяновского государственного технического университета. 2019. № 1 (85). С. 9-12. https://elibrary.ru/iejiwf
- Шляхова Г.И. Авторское употребление лексемы «мечта» в художественных текстах Игоря-Северянина как лейтмотив идиостиля поэта // Вестник Бурятского государственного университета. Язык. Литература. Культура. 2019. № 3. С. 44-48. https://elibrary.ru/udmzxd
- Коршунова Т.Н. Поэтический «выдвиг» Игоря Северянина в контексте «серебряного века» русской литературы // Язык, культура, ментальность: проблемы и перспективы филологических исследований: сб. 2 Междунар. науч. конф. / отв. ред. Н.И. Степыкин. Курск: Юго-Запад. гос. ун-т, 2020. С. 154-162. https://elibrary.ru/rxtgcw
- Ксёнжек А. Взаимодействие русской и французской культур в неологизмах Игоря Северянина // New World. New Language. New Thinking: материалы 3 Ежегодной междунар. науч.-практ. конф. М.: Дипломат. академия Мин-ва иностр. дел Рос. Фед., 2020. С. 558-565. https://elibrary.ru/nikhgp
- Ли Ц. Деривационный потенциал цветообозначений в актах фраземообразования: автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 2022. 25 с. https://elibrary.ru/ffmazm
- Карташова Ю.А. Функционально-семантическое цвето-световое поле в лирике Игоря Северянина: автореф. дис. … канд. филол. наук. Барнаул, 2004. 23 с. https://elibrary.ru/nnhkmt
- Ан С.А., Костерина М.Г. Семантика цвета в художественном творчестве // Мир науки, культуры образования. 2014. № 4 (47). С. 278-282. https://elibrary.ru/sxzzkx
- Лаенко Л.В. Лингвосемиотическая креативность в цветовом поле сферы fashion // Когнитивные исследования языка. 2023. № 3-1 (54). С. 641-646. https://elibrary.ru/lfkfqk
- Останкович А.В., Бублик Е.В. Диалектика тождествa и различий в истории русского триолета // Гуманитарные и юридические исследования. 2017. № 1. С. 209-213. https://elibrary.ru/wdexsi
- Огнева Е.А. Концепция когнитивного моделирования текстового художественного пространства // Вопросы когнитивной лингвистики. 2022. № 2. С. 37-49. https://doi.org/10.20916/1812-3228-2022-2-37-49, https://elibrary.ru/wzgekm
- Шарандин А.Л. Междисциплинарный характер оппозиционного метода // Неофилология. 2017. Т. 3. № 3 (11). С. 7-19. https://elibrary.ru/zssulh
- Никульцева В.В. Деривационное гнездо как фундамент словотворчества русского футуризма (к постановке проблемы) // Теория и практика ономастических и дериватологических исследований / науч. ред. В.И. Супрун, С.В. Ильясова. Майкоп: Изд-во «Магарин О.Г.», 2017. С. 372-382. https://elibrary.ru/ryubnj
Дополнительные файлы
